Константинопольский Собор 382 года, составивший послание западным епископам и принявший два постановления, вошедшие в свод правил II Вселенского Собора
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Созванный через год после II Вселенского Собора, этот Собор имел примерно тот же состав и был его продолжением. Собор 382 года должен был ответить на реакцию, которую встретил на Западе II Вселенский Собор. Главным выразителем ее явился свт. Амвросий Медиоланский, исходивший из принципа "общения" (communio) и считавший, что этот принцип был нарушен, когда епископы восточной части Римской империи на II Вселенском Соборе решали без участия западного епископата не только важнейшие административные вопросы - избрание епископов Константинополя и Антиохии, но и вопросы догматические [1]. Лишь после того как западные епископы пожаловались на это восточному императору Феодосию I, Константинопольский Собор 382 года в послании известил западных епископов о II Вселенском Соборе и его постановлениях. Послание содержало также ответ на приглашение восточных епископов на Собор в Рим, исходившее от западного императора Грациана.
Послание Собора, сохранившееся в "Церковной истории" Феодорита, еп. Кирского [2], обращено к семи епископам, в т. ч. к Дамасу I Римскому, свт. Амвросию Медиоланскому, Асхолию Фессалоникийскому "и прочим святым епископам, сошедшимся в великом граде Риме" от "святого Собора православных епископов, сошедшихся в великом граде Константинополе". В послании пространно и ярко описываются гонения, которые Восточная Церковь терпела от ариан. В этом слышится невысказанный упрек Западной Церкви, пользовавшейся свободой с 363 года и не только равнодушной к страданиям восточной сестры, но еще и мешавшей ей, пытавшейся влиять на замещение главнейших восточных кафедр (свт. Амвросий даже поддерживал Максима Киника). Пассаж послания, где западных епископов извещают о замещении кафедр, открыто полемичен.
Отвечая на упрек в нежелании предоставлять западным епископам участие в обсуждении дел на Востоке, Константинопольский Собор в послании ссылается на "древнее установление и постановление никейских святых отцов, что в каждой епархии (= митрополии) хиротонии совершаются теми, кто в епархии, и, если они захотят, вместе с ними (епископами) сопредельными". Здесь прямая ссылка на четвертое правило I Вселенского Собора, а также намек на второе правило II Вселенского Собора. В первом из них говорится о епархии (провинции), во втором - о диоцезе, включающем несколько провинций. В первом - призыв к возможно более полному участию епископов провинции в поставлении епископа, во втором - запрещение епископам вторгаться в чужой диоцез. Непосредственным поводом к изданию второго правила II Вселенского Собора была необходимость остановить каноническую экспансию Александрии, но это правило также могло служить преградой для западного епископата участвовать в восточных делах.
Послание извещает, что на Константинопольскую кафедру "мы хиротонисали во время Вселенского Собора при всеобщем единомыслии, под надзором и боголюбезнейшего царя Феодосия, всего клира и всего города, одобрившего избрание, почтеннейшего и боголюбезнейшего Нектария во епископа". И в Антиохии "почтеннейшего и боголюбезнейшего епископа Флавиана сошедшиеся [епископы] провинции и Восточного диоцеза канонически хиротонисали с одобрения всей Церкви... и эту законную хиротонию принял и весь Собор". Участники Собора призвали западных епископов поздравить новых предстоятелей.
Несмотря на чисто известительный характер этих сообщений, несколько десятилетий спустя Вонифатий I Римский (418 - 422) усмотрел здесь просьбу об утверждении [3].
Также Собор принял два постановления, позднее включенные в состав правил II Вселенского Собора (правила 5 и 6).
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343
[1] Ambros. Mediol. Ep. 12, 13, 14 // PL. 16. Col. 987-995
[2] Theodoret. Hist. eccl. V 9
[3] PL. 20. Col. 782-783