Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 403

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 403 года, "при Дубе", против свт. Иоанна Златоуста

Весной 403 года в столицу прибыл свт. Епифаний Кипрский, которого Феофил I Александрийский включил в борьбу против оригенизма. Проведя на Кипре Собор против Оригена, свт. Епифаний хотел, чтобы постановления этого Собора были приняты и в Константинополе. Одной из его целей было изгнание из столицы Длинных братьев, которых еп. Феофил обвинил в оригенизме. Не только свт. Иоанн Златоуст, но и имп. Евдоксия взяла их под свою защиту.

Отвергнув гостеприимство свт. Иоанна Златоуста, свт. Епифаний антиканонически совершал богослужения и даже хиротонисал без разрешения свт. Иоанна как местного архиерея. Он убедил некоторых из пребывавших в столице епископов подписать постановления кипрского Собора, но большинство, как говорит Созомен [1], отказалось, а еп. Феотим Скифский даже резко критиковал свт. Епифания за участие в кампании против Оригена. Противники свт. Иоанна Златоуста планировали Собор в одной из главных столичных церквей - св. Апостолов. Свт. Епифаний должен был публично осудить книги Оригена, отлучить от Церкви оригенистов и призвать народ противодействовать свт. Иоанну, их поддерживавшему. Но лишь свт. Епифаний вошел в церковь, к нему обратился с речью от лица свт. Иоанна архидиакон Серапион. Осуждая антиканонические действия Кипрского предстоятеля, он сказал, что возбуждаемые им народные страсти могут обратиться на него самого. Свт. Епифаний покинул столицу [2]. Не доплыв до Кипра, он скончался на корабле в мае 403 года. На Соборе "при Дубе" один из многочисленных пунктов обвинения гласил, что свт. Иоанн Златоуст якобы злословил свт. Епифания, а среди доказательств виновности было то, что свт. Епифаний не принял его в молитвенное общение [3].

Этот Собор был задуман имп. Аркадием для суда над еп. Феофилом Александрийским, когда императорская чета взяла под защиту преследуемых еп. Феофилом нитрийских монахов. Получив императорский вызов в столицу, Феофил отправился долгим путем по суше, всюду вербуя себе сторонников из числа клириков, недовольных свт. Иоанном Златоустом, который должен был председательствовать на Соборе для суда над еп. Феофилом.

Поскольку свт. Иоанн Златоуст отказался судить еп. Феофила, сославшись на каноническую противозаконность таких действий, ситуация развернулась в противоположную сторону: теперь еп. Феофил должен был возглавить разбирательство относительно жалоб на свт. Иоанна. Имп. Аркадий и имп. Евдоксия, судя по всему, одобряли такую стратегию, и еп. Феофил, согласно Житию, приписываемому еп. Мартирию, встретившись с августой, заручился ее поддержкой и покровительством [4]. Сократ Схоластик свидетельствует, что император, узнав об оскорблениях по адресу своей жены, по совету еп. Севериана, который не мог забыть обиду, повелел еп. Феофилу быстро созвать Собор против Иоанна Златоуста [5]. Многие высокопоставленные придворные чиновники и клирики, давно испытывавшие неприязнь к свт. Иоанну, узнав, что еп. Феофил замышляет его низложить, стали содействовать созыву Собора [6].

Собор состоялся в сентябре 403 года в обширном поместье (близ Халкидона), именуемом Дуб (Ϫρῦς), которое принадлежало Флавию Руфину, префекту претория (392-396), и иначе называлось Руфинианы [7]. В поместье находился дворец, где проходили заседания Собора (вошедшего в историю как Собор "при Дубе"), а также церковь во имя апостолов Петра и Павла и монастырь, возглавляемый игум. Ипатием.

Местный епископ Кирин Халкидонский был врагом свт. Иоанна. Ближайшими помощниками еп. Феофила на Соборе стали епископы Севериан Габальский, Акакий Веррийский (Сирия) и Антиох Птолемаидский (Финикия). К еп. Феофилу присоединились 29 египетских епископов, прибывших по морю. Всего на Соборе было 45 епископов, больше, чем епископов, которые могли поддержать свт. Иоанна Златоуста. Палладий Еленопольский, писатель тенденциозный, насчитывает на стороне свт. Иоанна Златоуста только 40 епископов. Еп. Феофил поспешил примириться с нитрийскими монахами; хотя это и исключало из повестки Собора тему оригенизма, это снимало также обвинения, выдвинутые против него императором. Монахи испросили прощения и были приняты еп. Феофилом в евхаристическое общение. Затем Собор вызвал всех константинопольских клириков и предупредил, что непокорные будут низложены [8].

В это же время свт. Иоанн Златоуст в триклинии епископского дворца с верными ему епископами (среди которых был еп. Палладий Еленопольский) обсуждал сложившуюся ситуацию. Святитель повелел епископам не прерывать общения с александрийцами и их сторонниками, чтобы не вызвать раскол в Церкви, однако акты Собора не подписывать, т. к. он не находит веской причины для своего низложения [9].

Председательствовал, по крайней мере на некоторых заседаниях, митр. Павел Ираклийский (на территории этой митрополии находился и Константинополь).

Собор имел 13 заседаний: двенадцать - по делу свт. Иоанна Златоуста, а тринадцатое рассматривало дело Ираклида, еп. Эфесского, ставленника свт. Иоанна Златоуста. Несмотря на догматическое обвинение в оригенизме, низложить еп. Ираклида не удалось.

Главным обвинителем свт. Иоанна Златоуста выступил один из его диаконов, Иоанн. Обвинение состояло из 29 пунктов. Здесь и жестокое, грубое и несправедливое обращение с духовенством и монахами (1, 2, 5-9, 19-22, 26, 27, 29), и присвоение церковных средств (3, 4, 16, 17), и неразборчивые хиротонии (10, 18, 24), неблагоговейное поведение в церкви и грубое нарушение литургического чина (12-14, 28), и поступки, вызывающие подозрение в безнравственности (15), и нелюдимость (23, 25). Особняком стоит пункт 11: "...он сам уличил в возмущении солдат комита Иоанна" - это предупреждение высоким чинам о том, что свт. Иоанн Златоуст может делать на них доносы верховной власти. Мон. Иоанн, эмиссар еп. Феофила по борьбе с нитрийскими монахами, попавший в тюрьму, когда императорская чета встала на сторону монахов, гонимых еп. Феофилом, во всех своих бедах обвинял монахов-оригенистов, Серапиона и свт. Иоанна Златоуста. Свт. Иоанна обвинял в 17 пунктах и мон. Исаакий. Многое из его обвинений уже было выставлено диак. Иоанном: жестокость в отношении клириков и монахов (1, 12, 17), лихоимство (13), рукоположение недостойных (16). Но есть и новое: "Блаженный Епифаний из-за оригенистов Аммония, Евфимия, Евсевия, Ираклида и Палладия [первые три - Длинные братья, последние - епископы Эфесский и Еленопольский] не захотел вступить с ним в общение" (пункт 2). Это догматическое обвинение, опирающееся на авторитет Кипрского святителя. В ряде пунктов присутствуют нападки на стилистику и содержание проповедей свт. Иоанна Златоуста, иногда ему приписывают то, что он сам осуждает (пункты 4, 5, 7). Осуждается призыв свт. Иоанна к постоянному покаянию (пункт 6); в этом можно видеть влияние новациан, допускавших лишь единократное покаяние в смертном грехе, совершенном после крещения. Свт. Иоанн обвиняется в "подстрекании народа к бунту против Собора" (пункт 8), что ставит государство перед ложной дилеммой: или поддержка Собора епископов, или потакание бунтовщикам и их вдохновителю. Объясняет неприязнь к свт. Иоанну епископов соседних митрополий пункт 10: "Вторгается в чужие епархии и рукополагает епископов". Святитель, субъективно стремившийся к очищению клира от пороков, объективно содействовал расширению власти столичного архиепископа на соседние провинции. С этим связан и пункт 11: "...оскорбляет епископов и приказывает изгонять их из их домов", а также пункт 14: "...без заседания и против мнения клира совершает хиротонии". Церковная "демократия" могла только тормозить чистку клира. Повторяя обвинение в жестоком отношении к попавшим в тюрьму посланцам Феофила, Исаакий возводит на свт. Иоанна вину в том, что он "принял оригенистов", т. е. тех, с кем прибыли бороться эти посланцы (пункт 15). Из этих пунктов Собор рассмотрел 2-й и 8-й. Из обвинительного листа диакона Иоанна были рассмотрены пункты 1-4, 9 и 27. По пункту 3 давали показания протопр. Арсакий и пресв. Аттик, будущие Константинопольские святители.

Во всех этих обвинениях была и правда, отраженная в кривом зеркале ненависти, и полуправда, и прямая ложь и клевета. Очевидно, что в каждом пункте выражен острый церковный конфликт. Историография, особенно католическая, часто стилизовала эту трагедию как столкновение "царя и первосвященника". На самом деле это был конфликт иерархов. Вина императорской четы не в "навязывании Церкви своей воли", а в том, что монархи не пожелали воспользоваться традиционным правом верховных арбитров, призванных мирить спорящие партии и не допускать, чтобы одна из партий была разгромлена другой. "Вина" Евдоксии в том, что любовь, уважение и доверие к Севериану после борений и колебаний превысили в ее душе те же чувства к свт. Иоанну Златоусту.

Свт. Иоанн Златоуст на четырехкратные приглашения явиться на Собор ответил отказом. Он отводил Феофила, Севериана, Акакия и Антиоха как своих судей, поскольку они были его личными врагами. В отсутствие таких судей он готов был явиться не только на этот, но и на Вселенский Собор. В итоге Собор низложил свт. Иоанна Златоуста по единственному обвинению - в неявке. О своем постановлении Собор известил посланиями константинопольский клир и императорскую семью. По сообщению Палладия, Собор предложил монархам рассмотреть в светском суде чрезвычайно тяжелое и опасное обвинение свт. Иоанна Златоуста в "оскорблении Величества". Если это предложение и было, ему не было дано хода: такого рода обвинения основывались исключительно на злостно фальсифицированных проповедях святителя

Во время заседаний Собора "при Дубе" епископов-сторонников свт. Иоанна было меньше, чем епископов, поддерживавших еп. Феофила. Сторонники свт. Иоанна Златоуста занимали пассивную, выжидательную позицию. Некоторые из них перешли на сторону еп. Феофила. В Константинополе и окрестностях пребывали десятки епископов противоборствующих партий.

Окончательное решение Собора "при Дубе" о низложении Иоанна Златоуста стало известно в Константинополе к вечеру и произвело большое смятение в народе. Всю ночь народ стерег церковь, где находился святитель, чтобы его не увезли насильно, и требовал созыва большего Собора для разбора дела. Имп. Аркадий, получив соборные акты, принял решение о ссылке архиеп. Иоанна, и тот, опасаясь народного мятежа (по Сократу) или новых обвинений в неподчинении императору и подстрекательстве народа к бунту (по Созомену), через три дня после объявления приговора, около полудня, когда народ рассеялся, тайно покинул церковь [10]. Еп. Палладий Еленопольский, который, видимо, находился рядом со святителем Иоанном все эти дни, сообщает, что тот был изгнан из храма комитом с отрядом солдат [11]. Иоанн Златоуст покинул Константинополь (неизвестно, под стражей или сам) и прибыл в окрестности г. Пренет в Вифинии, между Еленополем и Никомидией.

Все усилия сбежавшего из столицы Феофила были направлены на то, чтобы не допустить пересмотра решений Собора "при Дубе". На фоне народных волнений смута приобрела вселенский размах: "Везде клиры восстали против епископов, епископы разделились или намереваются разделиться с епископами, паствы - с паствами" [12]. Папа Иннокентий I некоторое время надеялся примирить две стороны, но был вынужден порвать общение с восточными кафедрами, занятыми врагами свт. Иоанна Златоуста.

Литература

  • Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost.; Sozom. Hist. eccl. VIII; Socr. Schol. Hist. eccl. VI.

Использованные материалы



[1]  Sozom. Hist. eccl. VIII 14

[2]  Socr. Schol. Hist. eccl. VI 14

[3]  Phot. Bibl. 59 // PG. 103, 108-109

[4]  Древние жития. 2007. С. 201

[5]  Socr. Schol. Hist. eccl. VI 15

[6]  Socr. Schol. Hist. eccl. VI 10; Sozom. Hist. eccl. VIII 14

[7]  Janin. 1950. P. 452, 459-460

[8]  Sozom. Hist. eccl. VIII 17

[9]  Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 8 // SC. 341. P. 168

[10]  Socr. Schol. Hist. eccl. VI 15; Sozom. Hist. eccl. VIII 18

[11]  Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9 // SC. 341. P. 180

[12]  Ioan. Chrysost. Ep. ad Innocentium papam // PG. 52. Col. 534

Редакция текста от: 06.09.2020 15:34:48

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 403" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google