Константинопольский Собор 907 года, по поводу четвертого брака имп. Льва VI Мудрого, низложивший патр. Николая Мистика
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
В 902 году, после смерти своей третьей супруги Евдокии Ваяны, имп. Лев VI вновь решил жениться из династических соображений (желания иметь потомство, дабы закрепить престол за своей династией), однако встретил решительный отпор со стороны Константинопольского патриарха Николая I Мистика, настаивавшего на непреложности канонических установлений. Имп. Лев и его новая избранница Зоя Карвонопсина долгое время жили невенчано.
В 905 году у них родился сын, буд. имп. Константин VII Багрянородный. Рождение сына вновь побудило имп. Льва хлопотать о разрешении на вступление в церковный брак с Зоей. После получения очередного отпора со стороны патриарха и других епископов имп. Лев вынудил обвенчать себя с Зоей некоего пресв. Фому, а затем сам за отсутствием патриарха возложил на нее корону. Т. о., император нарушил как церковные правила, запрещающие многобрачие и именующие брак сверх третьего грехом "тягчайшим блуда" (Васил. 80), так и гражданское законодательство Византийской империи (в т. ч. собственный указ, изданный ранее, которым был осужден третий брак).
После долгих увещеваний императора оставить Зою, патриарх Николай предложил ему созвать Собор с представителями Римской кафедры и других иерархов. "Может быть, когда мы сойдемся с ними, по общему определению и согласию устроится желаемое тобой, - писал патриарх имп. Льву, - лишь бы к этому злу не присоединилось горшее - церковные смуты" [1]. В ответ имп. Лев объявил патриарху, что "не только до созыва Собора, но и на один день не расстанется с Зоей, что она будет пребывать с ним, как его законная супруга и царица, и что он созовет Собор, но только с тем, чтобы утверждено было угодное ему", т. е. императору [2]. После этого были отправлены приглашения Римскому папе и восточным патриархам прибыть в Константинополь [3]. В Рим с приглашением был послан асикрит Симеон, к патриархам - мистик и патриций Лев Хиросфакт. Тем временем патриарх Николай отлучил имп. Льва от церковного общения, разрешив ему, однако, слушание Писаний и стояние в пристройке к храму Cв. Софии (μητατόριον).
В феврале 907 года, перед прибытием участников Собора, патриарх Николай с сонмом митрополитов по приказанию имп. Льва был удален из столицы. Митрополиты были заключены в фиалу (приморскую судебную камеру, где разбирались тяжбы между корабельщиками и гребцами), а патриарх - в построенный им монастырь в Галакринах. Некоторые из митрополитов на четвертый день были возвращены из заключения и приняты императором, который, как повествует хронист, высказывал им жалобы на патриарха и склонил их к согласию на отречение патриарха Николая. Под давлением имп. Льва и некоторых митрополитов патриарх Николай отрекся от кафедры, на его место был возведен Евфимий II.
В конце февраля 907 года в Константинополь прибыли представители Патриархатов. Легаты папы Сергия III имели при себе грамоты, дозволявшие им принять покаяние имп. Льва и устроить его дело с милосердием и со снисходительностью. Соборные совещания между патриаршими и папскими послами проходили в отсутствие патриарха Николая и большей части византийских епископов (сторонников патриарха Николая). Ключевую роль на Соборе играли, по всей вероятности, папские легаты - именно их патриарх Николай в посланиях обвиняет в неканоничном решении брачного вопроса императора. Как покровитель Церкви в своем государстве, имп. Лев в глазах легатов имел право ожидать от Церкви некоторого снисхождения. Кроме того, Римская Церковь, по мнению легатов, обладая властью вязать и решить, могла освободить имп. Льва от епитимии, не расторгая брака [4]. При этом легаты ссылались на другие примеры подобного снисхождения, будто бы имевшие место в древности [5]. Доверенные архиереи от патриархов Михаила II Александрийского, Симеона I Антиохийского и Илии III (IV) Иерусалимского и бывшие на Соборе византийские митрополиты согласились с римскими послами и вместе с ними постановили в виде исключения принять имп. Льва в Церковь, не расторгая его четвертого брака.
Закончив рассмотрение вопроса о браке имп. Льва, члены Собора перешли к делу патриарха Николая Мистика. Из писем патриарха Николая известно, что на него Собору были представлены жалобы. Вероятно, его обвиняли в политической неблагонадежности и в том, что вопреки обещаниям он не хотел допустить императора в Церковь [6]. Патриарх Николай не имел возможности защищаться на Соборе, жалобы на него были признаны основательными, а заключение его - обоснованным. Патриаршая Константинопольская кафедра была официально предложена Евфимию, и он, "склоненный, а лучше принужденный просьбами царя и увещаниями епископов и самих местоблюстителей, в особенности римских", принял "кормило Церкви по суду Божию и соборному единодушному решению" [7]. После окончания Собора папа Сергий, получив разъяснительную грамоту и выслушав донесения легатов и еп. Космы, утвердил постановления Собора о браке имп. Льва и прислал в Константинополь ответные письма [8].
Низложение патриарха Николая и постановление Собора о действительности четвертого брака имп. Льва разделило византийское духовенство на две неравные партии - "николаитов" и "евфимитов" (в их состав входили и миряне). Меньшинство признавало определение Собора о браке царя и признало патриархом Евфимия, большинство по-прежнему считало Николая Мистика законным патриархом, несмотря на то что патриарх Евфимий лишил сана священника, обвенчавшего имп. Льва с Зоей Карвонопсиной, и решительно отказался провозгласить ее царицей.
После смерти имп. Льва (11 мая 912) патриарх Николай Мистик, проведя пять лет в изгнании, был возвращен на патриарший престол, в то время как патриарх Евфимий и многие епископы-"евфимиты" были низложены.
Использованные материалы
- "Константинопольские Соборы" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343
[1] Nicol. Myst. Ep. 32 // PG. 111. Col. 200
[2] Nicol. Myst. Ep. 32 // PG. 111. Col. 211
[3] Eutych. Annales // PG. 111. Col. 1145
[4] Nicol. Myst. Ep. 38 // PG. 111. Col. 209, 212
[5] Nicol. Myst. Ep. 38 // PG. 111. Col. 216
[6] Попов. 2008. С. 151
[7] Euthym. CP. 15
[8] см.: Nicol. Myst. Ep. 53 // PG. 111. Col. 249