Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 638

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 638 года, монофелитский

После персидских походов имп. Ираклия I Византийская империя вновь возвратила области с населением, исповедовавшим монофизитство (Сирия, Палестина и Египет), что поставило вопрос об отношении византийского правительства к монофизитам. Политика имп. Ираклия была направлена на унию православных с монофизитами на основе догматических уступок - признания во Христе при двух природах одного действования (энергии) (см. Моноэнергизм) или одной воли (см. Монофелитство). Униональная политика была поддержана патриархом Сергием I Константинопольским, а также монофизитскими патриархами Антиохии и Александрии. Учение о единой воле во Христе признал правильным Римский папа Гонорий I.

Со смертью свт. Софрония I, патриарха Иерусалимского, придерживавшегося строгого дифелитства, было решено возобновить политику объединения православных и монофизитов на почве монофелитства. С этой целью в 638 году был выпущен для всеобщего одобрения "Эктесис" [1] имп. Ираклия, составленный на основе послания патриарха Сергия папе Гонорию. В "Эктесисе" признание во Христе одной воли при двух природах утверждалось как строго православное:

"Совершенно нечестиво признавать во Христе двух, противоположно хотящих. Если Несторий не осмеливался говорить о двух хотениях, а напротив, указывал на тождество воли, то каким образом возможно для православных признавать во Христе две воли? Нужно строго держаться церковного учения и признавать во Христе воплотившемся только единую волю".

Константинопольский Собор (возможно, σύνοδος ἐνδημοῦσα), созванный патриархом Сергием К-польским в последние месяцы 638 года, одобрил "Эктесис" как якобы согласный с апостольским учением и утвердил его повсеместное принятие, предупреждая, что если кто-нибудь в дальнейшем будет учить об одной или двух энергиях - то епископ или клирик должен быть низложен, монах или мирянин - отлучен от причастия вплоть до исправления. Таким образом произошел отказ от моноэнергизма как основы униональной политики.

Литература

  • Mansi. T. 10. Col. 999-1001.

Использованные материалы



[1]  «Изложение веры» - ἔκθεσις τῆς πίστεως - Mansi. T. 10. Col. 992-997; CPG, N 7607

Редакция текста от: 07.12.2019 16:02:22

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 638" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google