Константинопольский Собор 638 года, монофелитский
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
После персидских походов имп. Ираклия I Византийская империя вновь возвратила области с населением, исповедовавшим монофизитство (Сирия, Палестина и Египет), что поставило вопрос об отношении византийского правительства к монофизитам. Политика имп. Ираклия была направлена на унию православных с монофизитами на основе догматических уступок - признания во Христе при двух природах одного действования (энергии) (см. Моноэнергизм) или одной воли (см. Монофелитство). Униональная политика была поддержана патриархом Сергием I Константинопольским, а также монофизитскими патриархами Антиохии и Александрии. Учение о единой воле во Христе признал правильным Римский папа Гонорий I.
Со смертью свт. Софрония I, патриарха Иерусалимского, придерживавшегося строгого дифелитства, было решено возобновить политику объединения православных и монофизитов на почве монофелитства. С этой целью в 638 году был выпущен для всеобщего одобрения "Эктесис" [1] имп. Ираклия, составленный на основе послания патриарха Сергия папе Гонорию. В "Эктесисе" признание во Христе одной воли при двух природах утверждалось как строго православное:
Константинопольский Собор (возможно, σύνοδος ἐνδημοῦσα), созванный патриархом Сергием К-польским в последние месяцы 638 года, одобрил "Эктесис" как якобы согласный с апостольским учением и утвердил его повсеместное принятие, предупреждая, что если кто-нибудь в дальнейшем будет учить об одной или двух энергиях - то епископ или клирик должен быть низложен, монах или мирянин - отлучен от причастия вплоть до исправления. Таким образом произошел отказ от моноэнергизма как основы униональной политики.
Литература
- Mansi. T. 10. Col. 999-1001.
Использованные материалы
- "Константинопольские Соборы" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343
[1] «Изложение веры» - ἔκθεσις τῆς πίστεως - Mansi. T. 10. Col. 992-997; CPG, N 7607