КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Георгиевский собор
Константинопольский Георгиевский собор
Константинопольская Православная Церковь (или Константинопольский, Вселенский, а традиционно также Цареградский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

Каноническое деление Православной Церкви в Анатолии по состоянию ок. 1880 г. Работа Alexikoua.
Каноническое деление Православной Церкви в Анатолии по состоянию ок. 1880 г. Работа Alexikoua.

Каноническое устройство

Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории. В Греции, которая целиком входила в Патриархат до признания автокефалии Элладской Церкви в 1850 году, Константинополь сохранил каноническое попечение о землях вошедших в состав страны после 1912 года. При этом большинство этих территорий - т.н. "Новые земли" или "Северные территории" Греции - перешли на деле под управление Элладской Церкви, хотя остались в формальном каноническом подчинении Вселенскому патриарху.

Каноническое деление Православной Церкви в Греции по состоянию на нач. XXI в.
Каноническое деление Православной Церкви в Греции по состоянию на нач. XXI в.
Значительно бо́льшая часть учреждений Патриархата рассеяна за пределами. Контантинопольский Патриархат претендует на особую роль среди Церквей диаспоры. В качестве основания, как правило, приводится 28-й канон Халкидонского собора. Приведём его полностью:

Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г.
Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г.
"Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго".

Из выделенной части правила следует, что Константинопольскому архиепископу предоставляется право поставлять митрополитов трёх соседних с Константинополем митрополий: Понтийской, Никомидийской и Фракийской, а также епископов "у иноплеменников вышереченных областей". Между тем, в греческом тексте правила запятая стоит не после фразы "вышереченных областей", но после "и так же епископы у иноплеменников" (См.: Раллис-Потлис, Синтагма Божественных и Священных правил (на греч. языке), т. 2, Афины, 1852-1859. 169-170.) Таким образом получается, что Константинопольский епископ имеет право поставлять епископов у иноплеменников (в варварских землях) не лишь указанных трёх епархий, но вообще. Между тем такая трактовка текста (а именно о трактовке издателей мы можем говорить в данном случае, потому что, как известно, тексты канонов писались в эпоху, когда знаков препинания ещё не было) противоречит структуре фразы, которая превращается в следующую нелепицу: "Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви". Но даже если принять такое истолкование текста канона и согласиться с тем, что Константинопольский патриарх имел право на Церкви за пределами Византийской империи, это все равно не дает ему права в современных условиях претендовать на ту же роль в Церквах диаспоры, потому что права, предоставленные Константинопольскому епископу Отцами Собора, были обусловлены политическим значением столицы Византии: ":престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем". Следовательно, с момента, когда Константинополь перестал быть "градом царя и синклита", Константинопольский архиепископ также утратил многие свои права, в том числе, если таковое допустить, право на Церкви в "варварских землях".

Таким образом, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви.

Епархии

Список епархий "Новых земель" Греции см в ст. Элладская Православная Церковь

  1. Константинопольская
    • Митрополии Турции:
  2. Амасийская
  3. Деркийская
  4. Имврская
  5. Принкипоннисская
  6. Халкидонская
    • Митрополии Додеканеса:
  7. Карпафская
  8. Косская
  9. Леросская
  10. Родосская
  11. Симийская
  12. (Нью-Йоркский) округ прямого подчинения
  13. Атлантская
  14. Бостонская
  15. Денверская
  16. Детройтская
  17. Нью-Джерсийская
  18. Питтсбургская
  19. Сан-Францисская
  20. Чикагская
    • Епархии в рассеянии:
  21. Австралийская
  22. Австрийская
  23. Бельгийская
  24. Буэнос-Айресская
  25. Германская
  26. Гонконгская
  27. Испанская
  28. Итальянская
  29. Корейская
  30. Мексиканская
  31. Новозеландская
  32. Сингапурская
  33. Торонтская
  34. Фиатирская
  35. Французская
  36. Шведская
  37. Швейцарская
  38. Критская (Ираклионская)
  39. Аркалохорийская
  40. Гортинская
  41. Иерапитнийская
  42. Кидонийская
  43. Кисамская
  44. Ламбийская
  45. Петрская
  46. Рефимнская
  47. Виннипегская
  48. Торонтская
  49. Эдмонтонская
  50. Центральная
  51. Восточная
  52. Западная
  53. Западно-Европейская
  54. Южно-Американская
  55. Карельская
  56. Гельсингфорсская
  57. Оулуская
  58. Таллинская
  59. Пярнуская
  60. Тартуская
    • Автономные епархии в рассеянии:
  61. Американская Албанская
  62. Американская Карпаторосская
  63. Западноевропейская Русская

Исторический очерк

Константинопольская Православная Церковь, по преданию, основана ап. Андреем Первозванным, который около 60 года рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия. Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда император Константин Великий основал на месте древнего Византия новую столицу Римской империи - Константинополь (ныне Стамбул). История Константинопольской Церкви, как никакой другой Поместной Православной Церкви, тесно связана с этим городом - просто "Городом", как его до сих пор называют греки. Благодаря этому городу Константинопольская Церковь получила свой особый статус в семье Поместных Православных Церквей. Действительно, через некоторое время после того, как Константинополь стал новой столицей Римской империи, местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: "Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим". Константинополь и Константинопольская Церковь всегда были и до сих пор остаются связанными некими таинственными и нерасторжимыми узами. И хотя на протяжении двадцатого столетия, да и ранее неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в другие страны, эти проекты так и не были осуществлены. И сейчас, несмотря на то, что основная паства этой Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему находится в Константинополе.

Константинопольская Церковь получила свой особый статус главным образом в силу политических причин. Об этом, помимо приведенного третьего правила Второго Вселенского собора, ясно говорится в 28-м правиле Четвертого Вселенского Собора: "Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем." Таким образом, епископская кафедра Нового Рима получила равный статус с престолом Ветхого Рима потому, что Новый Рим - Константинополь - стал "градом царя и синклита". Уже позже стали распространяться легенды о том, что Константинопольская Церковь была основана апостолом Андреем Первозванным и что ее первым епископом был апостол от 70-ти Стахий. Эти легенды имели целью оправдать беспрецедентное повышение статуса Константинопольской Церкви не только политическими причинами, но также ее якобы апостольским происхождением, которое имеют другие древние Патриархаты.

История Константинопольской Церкви может быть разделена на пять периодов. Эти периоды имеют четкие границы и в большой степени связаны с историей Константинополя.

1. Период "торжества Православия", который начался в 330 году, и конец которого условно можно ограничить 843 годом, когда была одержана окончательная победа Православия над иконоборчеством.

Это период формирования практически всех аспектов церковной жизни: вероучительного, этико-аскетического, канонического и т.д. Во-первых, за эти пять столетий было сформулировано и облечено в догматические положения данное Христом откровение о Боге, человеке и мире. Откровение Христово было сформулировано Отцами Церкви и закреплено церковными Соборами. Ведущее место в этих процессах занимала Константинопольская Церковь. Так, одним из наиболее известных Отцов Церкви этого периода был Константинопольский епископ св. Григорий (ум. 389), известный в церковной традиции как "Богослов". Он немало способствовал опровержению ереси арианства и формулированию учения Церкви о Троичном Боге и Боговоплощении. Другим не менее известным Константинопольским епископом был св. Иоанн (ум. 407), прозванный за свое красноречие "Златоустом". Кроме того, из семи Вселенских Соборов Церкви три собирались в Константинополе. Это Соборы второй (381), пятый (553) и шестой (680/681). Кроме того, в Константинополе собирался так называемый "пято-шестой" или "Трулльский" Собор (691), сыгравший немалую роль в формировании канонической традиции Православной Церкви.

В течение рассматриваемых пяти столетий сформировалось также нравственно-аскетическое учение Церкви. Решающую роль в этом сыграло монашество, которое, в свою очередь, зародилось и достигло многообразия форм именно в первый период. Немалую роль в этом опять-таки сыграла Константинопольская Церковь, чему примером Студийский монастырь. Эта обитель имела решающее значение в победе Православия над иконоборчеством и оказала большое влияние на развитие монашества не только в границах Византийской империи, но и далеко за ее пределами. Так, самый известный монастырь древней Руси - Киево-Печерский, жил по уставу именно Студийской обители.

В этот период происходило становление не только догматического и нравственно-аскетического учения Церкви, но также активно развивалась ее юрисдикционно-административная структура. Из простейших общин, основанных апостолами, Церковь развилась в сообщество Патриархатов, получивших сложную иерархическую структуру и включивших в себя митрополии, которые, в свою очередь, были образованы из более мелких епархий. Также в этот период формировались парадигмы отношения Церкви и государства, завершившиеся достижением знаменитой византийской симфонии. Все эти процессы также во многом были связаны с Константинопольской Церковью. С 381 года она получила статус автокефальной архиепископии, с 451 года - Патриархата.

2. Период "Крестовых походов", который закончился в 1204 году захватом Константинополя крестоносцами.

Этот период ознаменован возрастанием противоречий между восточной и западной частями Римской империи и, соответственно, Восточной и Западной Церквями, центрами которых были соответственно Константинополь и Рим. Рим все больше претендовал на гегемонию в христианском мире, к чему его подталкивали западные короли, главным образом варварского происхождения. Наиболее видным из них был король франков Карл (ум. 814), сыгравший немалую роль в обособлении Западной Церкви от Восточной и нагнетанию враждебности между Западом и Востоком. Результатом этой враждебности стало то, что, когда с Запада начали отправляться крестовые походы с целью освобождения Святых Земель от мусульманского господства, по дороге они разоряли города и храмы восточных христиан, воспринимая их уже не как братьев, но как своих врагов. В конце концов крестоносцами в 1204 году был захвачен Константинополь, который стал столицей Латинской империи. На кафедру православных Константинопольских Патриархов был посажен латинский патриарх. Такое положение продолжалось до 1261 года, когда Константинополь был отвоеван императором Михаилом VIII Палеологом (ум. 1282).

Наиболее видным деятелем этого периода был Константинопольский патриарх св. Фотий (ум. ок. 891), которого в Греции называют "Великим". Фотий был одним из наиболее ученых людей своего времени. Он один из первых противостал изменениям в церковной традиции, которые начали появляться на Западе. Эти изменения касались как литургической и церковной практики, так и учения Церкви. Св. Фотий дал обстоятельный анализ и опровержение латинского учения о том, что Дух Святой якобы исходит как от Отца, так и от Сына (так называние учение о Filioque). По отпадении Римской Церкви от Православия патриарх Константинопольский стал первым по чести архипастырем Православной Церкви.

Также с именем Фотия связано начало миссии среди славян, осуществлявшейся братьями свв. Кириллом (+ 869) и Мефодием (+ 884). Таким образом, именно Константинопольской Церкви большая часть славянского мира обязана своим обращением в христианство.

3. Период с 1261 года, когда Константинополь был освобожден от латинских захватчиков, до 1453 года, когда он был окончательно захвачен турками.

После латинской оккупации Константинополя Восточная Римская империя, позже получившая название "Византии", уже никогда не достигала своего прежнего могущества. Так, к 1300 году от нее оставались лишь Константинополь, территории современной Греции, Фракии и западная часть Малой Азии. Главным врагом Империи в этот период стали турецкие племена, которые ранее зачастую бывали ее союзниками. Теперь же они, воспользовавшись слабостью государства и консолидировавшись в единую силу, обратились против своего союзника и начали наносить ему сокрушительные удары. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, многие Константинопольские императоры стали обращаться к помощи Запада. Запад же в обмен на такую помощь требовал подчинения восточных Церквей Риму. Некоторые императоры, а также часть государственной и интеллектуальной элиты были согласны соединиться с Римом на его условиях, то есть фактически принять власть Римских пап и новшества в вероучении и церковной практике. Этому, однако, противостоял простой народ. Так в Византии образовались две партии: сторонников и противников соединения с Римом. Практически весь данный период прошел под знаком противостояния этих двух партий. То одна, то другая партия брала верх. Временное превосходство проуниатской партии привело к заключению уний с Римом в 1274 году в Лионе и в 1439 году во Флоренции. Однако этим попыткам противостала подавляющая часть византийского общества и клира, и они фактически провалились.

В контексте противостояния про- и антиуниатских партий в XIV веке возникли так называемые "исихастские споры". Эти споры велись вокруг вопроса о природе божественного Света, а также о подлинности опыта этого Света, переживаемого подвижниками благочестия. Наиболее значимой фигурой этих споров и защитником православного учения о нетварности божественного света стал святогорский монах и впоследствии Солунский архиепископ св. Григорий Палама (ум. 1359). Православное учение, сформулированное им и его сподвижниками, было подтверждено на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 годов.

4. Период турецкого господства, который завершился образованием независимого греческого государства в 1821 году и объявлением Элладской Церковью независимости.

С падением Константинополя и всей Восточной Римской империи занчение Константинопольской Церкви среди ее паствы значительно возросла. Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, не только оставил Константинопольским патриархам церковную власть над православным населением новообразованной Османской империи, но наделил их также политической властью, какой они не имели прежде. Среди мусульман различие между политической и религиозной властью едва выражено, и эти две власти, как правило, совмещаются в одном лице, ввиду чего султан не мог стать полноценным политическим лидером православных т.к. не мог быть их религиозным главой. Компромисс был найден в том, что Константинопольский патриарх был определен "главой народа" (миллет баши) православных (именуемых ромеями, рум), и получил также немалую долю политической власти над ним. При османах Константинопольский Патриархат достиг значительного территориального расширения за счет поглощения ранее автокефальных Церквей в пределах империи: к концу XVIII века в его ведение входила вся Малая Азия и весь Балканский полуостров кроме Черногории. Древние Церкви в пределах империи - Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская, - хотя и не были упразднены, но оказались в зависимом положении от Константинопольской.

Патриарх стал во многом посредником и проводником воли султана, но также нес ответственность за нестроения, если такие возникали среди подчиненного ему народа. Османское правительство, установив высокий налог за вступление на патриарший престол, очень часто смещало патриархов, а потом нередко вновь возводило на престол смещенных, каждый раз взмиая налог. Для уплаты этого налога патриархи часто взимали деньги с митрополитов, а те - с подведомственного им клира, что наложило глубокий отпечаток на порядок жизни Патриархата.

Из известных деятелей этого периода следует отметить патриархов Иеремию II (+ 1595) и Кирилла I (Лукаря) (+ 1638). Оба патриарха жили в период зарождения и бурного развития Реформации в Западной Европе и были вынуждены отвечать на ее вызовы. Первый благосклонно отнесся к попыткам реформаторов вернуться к истокам Христианства, но отверг новшества получившие развитие в протестантизме. Второй, борец с римо-католической экспансией, известен приписываемым ему "Исповеданием веры", скомпрометированным кальвинистскими новшествами и осужденным несколькими Соборами.

В высших кругах Патриархата зрела т.н. греческая "Великая идея", связанная с возрождением Восточно-Римской империи вначале в культурном, а затем в политическом отношении. Поэтому ведущие посты Церкви неизменно замещались приверженцами этой идеи, по большей части греками из Константинопольского квартала Фанар - т.н. "фанариотами". Хотя немалая доля населения Патриархата состояла из славян, а также румын и албанцев, почти все архиереи Церкви были из греков, в Церкви на Балканах вытеснялись местные языки взамен которых вводился греческий. Однако, к концу периода в рядах греческой элиты Османской империи назрел раскол в понимании "Великой идеи," - часть стояла за модель над-национальной православной империи; другие ратовали за создание греческого национального государства. Освободительная революция в Греции стала началом конца Османской империи и установившегося порядка жизни Патриархата. Отвечая перед османскими властями за весь православный народ, патриарх Григорий V в 1821 году принял мученичество за восставших греков.

5. Современный период с 1821 года и до сего дня.

С начала XIX века, под усилившимся влиянием Западного национализма и ввиду ослабления Османской империи, среди Балканских народов поднялась волна национально-освободительных движений. В Греции, Сербии, Румынии, Болгарии возникли государства, - вначале полу-независимые, а затем полностью независимые от Османской империи. Параллельно вновь-независимые народы организовывались в поместные Церкви и отъединялись от Константинопольского Патриархата. Будучи вынужден условиями Патриархат со временем признал автономию, а затем автокефалию Сербской, Греческой и Румынской Церквей вскоре после их де-факто создания. Лишь "болгарская схизма" растянулась на долгие десятилетия - как спешное объявление Болгарской Церковью автокефалии на основании султанского фирмана, так и несговорчивость греков привели к созданию параллельной иерархии в ряде епархий.

В результате Балканских, Первой мировой и Греко-турецкой войн начала XX века, территория Османской империи, превратившейся в национальную Турцию, схлопнулась еще более и Патриархат был вынужден уступить Балканским Церквям еще ряд епархий. Вдобавок, бо́льшая часть греческого населения Малой Азии была вынуждена бежать или была депортирована в 1923 году по условиям греко-турецкого обмена населения, осев в Греции и рассеявшись по всему миру. В результате этой т.н. "Великой катастрофы" Константинопольский Патриархат потерял почти всю свою прежнюю паству. Политическое значение его в Турции также сошло на нет, так-как Кемаль паша устраивал новую Турцию на подчеркнуто секулярных и национальных началах. Патриарх лишился статуса "главы народа" и стал официально рассматриваться как обыкновенный гражданин, чиновник под надзором властей, а неофициально - как потенциальный агент враждебного греческого государства. Весь православный клир в Турции, за исключением патриарха, лишился права носить рясы и длинные волосы.

Тем временем, с начала XX века Константинопольский патриарх стал стремиться восполнить свои потери посредством распространения своего влияния на области мира где не было устоявшейся православной иерархии и на страны с неправославными правительствами. Идеей выдвинутой в поддержку этого курса стало истолкование 28-го правила IV Вселенского Собора в смысле главенства над всеми "варварскими землями," - т.е. над всей землей вне пределов формально закрепленных за одной из поместных Православных Церквей. Ключевой фигурой в этом новом направлении деятельности Патриархата стал Мелетий (Метаксакис), один из виднейших деятелей греческой церковной элиты начала века и Константинопольский патриарх в 1921-1923 годах. Вехами этого расширения Патриархата стали организация Американской архиепископии; учреждение Фиатирского экзархата для Западной и Центральной Европы (5 апреля 1922); поставление Савватия (Врабеца) архиепископом Пражским и всея Чехословакии (4 марта 1923); принятие Финской епархии на началах автономии (9 июня 1923); принятие Эстонской Церкви таким же образом (23 августа 1923); основание Венгерской и Центрально-Европейской митрополии (15 апреля 1924); объявление автокефалии "под надзором Вселенского Патриархата" для Польской Церкви (13 ноября 1924); учреждение Австралийской кафедры в Синдее (1924); принятие русской архиепископии Западной Европы (17 февраля 1931); принятие Латвийской Церкви (март 1936); рукоположение епископа Феодора-Богдана (Шпилко) для украинцев в Северной Америке (28 февраля 1937); включение Индии в ведение Австралийского архиепископа (1938) [7]. Стремления Константинопольского престола с 1920-х годов доходили до пренетзий на Украину, ввиду отказа признать каноничность присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату. Все эти действия были произведены односторонне и во многих случаях представляли попытку отторжения частей в первую очередь Русской, а также Сербской Церквей. Хотя реальная роль Константинопольской Церкви в ее подразделениях в диаспоре оставалось во многом номинальной, в результате действий 1920-1930 года ее ведение распространилась на огромные пространства. Однако, в рассеянии под омофор Константинопольского патриарха в основном вошли лишь эмигранты греческого происхождения. Последовавшее затем развитие параллельных православных иерархий разных поместных Церквей в "диаспоре" стало одной из заметнейших проблем Православной Церкви XX века.

Однако, Константинопольский патриарх продолжал выделять епархии из своего состава и даровать Церквям независимость. Так, в 1922 году дал согласие на вхождение в Сербскую Церковь всех православных в пределах Югославии, затем передал Элладской Церкви значительную долю власти над епархиями в пределах Греции, а в 1937 году наконец признал автокефалию Албанской Церкви. Константинополь стал настаивать на своем исключительном праве переподчинять епархии другим поместным Церквам, а также даровать автономию и автокефалию, почему впоследствии слал свои томосы даже Церквям которые не находились в его ведении (подобно Грузинской).

Имя патриарха Мелетия (Метаксакиса) также связано с т.н. "Всеправославным конгрессом" 1923 года, на котором был принят ряд мер характерных для новоявленного экуменического движения, вызвавших раскол и волнение во многих поместных Православных Церквях. Знаковым стало принятие "конгрессом" т.н. "нового календаря" для церковной жизни, котрый до сих пор остается предметом споров в церковной среде. С этого времени Константинопольская Церковь стремиться особо деятельно участвовать в мировых религиозных организациях, межисповедных и межрелигиозных диалогах.

Современное положение

Со времени исхода греков из Турции после 1922 года подавляющая часть паствы Константинопольского Патриархата находится вне ее канонической территории. В аналогичной ситуации находится ныне только Антиохийский Патриархат, в то время как остальные поместные Церкви основную часть своей паствы имеют на своей канонической территории. Узел вопросов порожденный поворотом деятельности Константинопольского Патриархата около 1922 года по сей день составляет вероятно наиболее дискуссионную проблему в жизни Православной Церкви.

На рубеже XX-XXI веков в у Константинопольской Церкви в Константинополе оставалось немногим более 2000 человек паствы - в основном, престарелых греков, число которых стремительно сокращалось. Стояла опасность полного исчезновения местной паствы Константинопольского Патриархата, но увеличивающийся приток русских в Турцию, а также отдельные обращения турок в православие, переменил эту динамику. При этом основную массу продолжают составлять греки и их потомки в рассеянии - особенно в США, а также Германии, Австралии, Канаде, Великобритании и других странах. Ряд других традиционно-православных диаспор также окормляются Константинопольской Церковью. Патриархат также прилагает усилия для проповеди Христа среди других народов - особенно примечательны входящие в него церковные общины из коренных жителей Гватемалы, Кореи, Индонезии, Индии.

Предстоятели

Святые и святыни

Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+ 389) и Иоанн Златоуст (+ 407), творения которых - неисчерпаемый источник богословской мудрости и церковного учительства на все века. В годы иконоборческой ереси мужественно выступил в защиту иконопочитания патриарх Константинопольский святой Герман (+ 740). Всего в лике святых прославлены 29 предстоятелей Константинопольской Церкви.

Статистика

Учебные заведения

  1. Бруклайнская богословская школа Святого Креста
  2. Ираклионская высшая церковная школа
  3. Торонтская православная богословская академия

  1. Берклийский православный институт патриарха Афинагора
  2. Венецианский институт византинистики
  3. Нуэва-Консепсионский православный институт святого Григория Назианзина
  4. Парижский богословский институт святого Сергия
  5. Фессалоникийский патриарший институт святоотеческих исследований
  6. Шамбезийский богословский институт

  1. Виннипегская коллегия святого Андрея
  2. Сиднейский богословский колледж святого Андрея

  1. Джонстаунская духовная семинария Христа Спасителя
  2. Йоэнсууская духовная семинария
  3. Критская духовная семинария
  4. Саут-Баунд-Брукская духовная семинария Святой Софии
  5. Сеульская духовная семинария святого Николая
  6. Таллинская духовная семинария святого Платона

  1. Афонское духовное училище

Ставропигии

Использованные материалы



[1]  "5935 священников" согласно членской странице на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/t...%29

[2]  Подсчёт от 21 сентября 2012 по официальным сайтам юрисдикций Константинопольской Церкви, преимущественно по данным официального сайта Патриархата http://www.ec-patr.org/patr.php?lang=gr

[3]  Включает монастыри и исихастирии. Подсчёт от 21 сентября 2012 по официальным сайтам юрисдикций Константинопольской Церкви. Не учтены исихастри ставропигий; нет данных о монастырях в Карпафской, Кидонийской, Косской, Ламбийской, Леросской и Симийской епархий.

[4]  В исходном списке значится "Азия", но по величине числа и по отсутствию Океании как отдельной категории ясно, что в эту сумму включена обширная паства в Австралии и Новой Зеландии.

[5]  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/t...%29

[6]  Не признана Русской Православной Церковью в связи с вопросом об Эстонской Церкви (см.).

[7]  Если не указано иначе, все даты приведены по: Свт. Иоанн (Максимович), еп. Шанхайский, "Доклад на II Всезарубежном Соборе 1938" [выдержка], Orthodox Word, vol. 8, № 4 (45), July-August 1972, 166-168, 174-175, http://horologion.wordpress.com/2008/10/31/st-john-maximovit...le/

[8]  По другим данным - с 694 до 706

[9]  По другим данным - до 712.

[10]  По другим данным - до 837.

[11]  По другим данным - с 837.

[12]  По доступным житиям, он скончался в 895 году

[13]  По другим данным - до 927.

[14]  По другим данным - с 927.

[15]  По другим данным - до 979.

[16]  По менее вероятным данным - с 979.

[17]  По другим данным - с 1001.

[18]  Первосвятительствовал в течении одного месяца. По другим данным - в 1153 году.

[19]  По другим данным - до 1157 года.

[20]  По другим данным - с 1157 по 1169/1170 год.

[21]  По другим данным - до 1178 года

[22]  По другим данным - с 1178 по 1179 год.

[23]  По другим данным - с 1187 года

[24]  Первый срок - 9 дней. По другим данным второй срок - с 1190 по 1191 год.

[25]  По другим данным - с 1189 по 1190) год.

[26]  По другим данным - ок. 1208 по 1214 год.

[27]  По другим данным - с 1214 по 1216 год.

[28]  По другим данным - в 1216 году.

[29]  По другим данным - с 1216/1217 года.

[30]  По другим данным - до 1319 года

[31]  По другим данным - до 1332 года

[32]  По другим данным - до 1354 года

[33]  По другим данным - с 1380 года

[34]  По другим данным - только в 1450 году

[35]  Правил 15 дней.

[36]  не вступил на престол

[37]  неудавшаяся попытка сместить Иеремию III

[38]  несколько часов

[39]  По другим данным - до 4 марта 1813. Cм. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%...%85

[40]  Отставка принята Турецким правительством 4 декабря 1866.

[41]  По другим данным - до 4 августа 1878. Cм. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%...%85

[42]  По другим данным - до 25 октября 1894. Cм. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%...%85

[43]  По другим данным - до 29 января 1897. Cм. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%...%85

[44]  1 января 1927 года Турция перешла на григорианский календарь, поэтому все даты после этой приводятся по григорианскому календарю.

[45]  Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999, http://www.orthodoxworld.ru/ru/segodnia/2/index.htm

[46]  Данные добавлены пользователем "Древа" Константином Новиковым 3 июля 2005 года.

[47]  В исходном списке значится "Азия", но по величине числа и по отсутствию Океании как отдельной категории ясно, что в эту сумму включена обширная паства в Австралии и Новой Зеландии.

[48]  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/t...%29

Редакция текста от: 24.05.2016 19:33:09

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google
Наши спонсоры: грузоперевозки грузов