Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня)
Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня)
Иерусалимская Православная Церковь (или Иерусалимский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

Каноническое устройство

Епархии

  1. Иерусалимская
    • Митрополии:
  2. Назаретская
  3. Птолемаидская
    • Автономии

  4. Синайская Архиепископия

Исторический очерк

Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй - история Средних веков (638-1517), третий - новая история (1517-1856) и четвертый - новейшая история (1856- до наших дней).

Иерусалимская Православная Церковь была основана Самим Господом нашим Иисусом Христом и по праву может считаться Матерью всех христианских Церквей.

После вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились в мир проповедовать Евангелие, основывая новые христианские общины, новые Церкви. Иерусалимская община была возглавлена святым Иаковом, братом Господним, который и считается ее первым епископом.

С первых лет на Иерусалимскую Церковь обрушились гонения со стороны иудеев, даровавшие Иерусалимской Церкви первого пострадавшего за Христа мученика – архидиакона Стефана. История последующих двух веков для Иерусалимской Церкви была не столь приметной.

Усилиями Константина Великого и его святой матери императрицы Елены, посредством обретения Честного и Животворящего Креста Господня и воздвижения храмов на Святых Местах (326), Иерусалимская Церковь вступает в стадию длительного процветания вплоть до IV Вселенского Собора (451), на котором епископу Иерусалимскому был дарован титул Патриарха. В последующие двести лет характерной чертой жизни Иерусалимской Церкви являлся бурный расцвет монашества.

С покорением Палестины арабами (638) жизнь Иерусалимской Церкви меняется коренным образом: наступает долгий период великой скорби. Выпавшие на долю Иерусалимской Церкви несчастья на какое то время были прерваны приходом крестоносцев (1099), за которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков (XIII-XV в.в.) – наиболее трагическое время всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидящие христианство мамлюки предприняли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что имеет хоть какое-то отношение к христианству. После завоевания Палестины турками (1517) в истории Иерусалимской Церкви начинается более спокойный период.

С 1517 года и до наших дней история Иерусалимской Церкви по своей сущности сосредотачивается на паломничестве и борьбе за Святые Места с возведенными на них храмами. Неусыпным хранителем святынь выступает монашество. Притязания начались еще в XIV веке, когда прибывшие на Святую Землю монахи-францисканцы создали вместе с монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на Святые Места. Позже здесь столкнулись все силы запада и востока. Католическая Церковь не могла смириться с мыслью о переходе Святых Мест православным (1634) и не прекращала своих притязаний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен окончательно конфирмацией Status Quo в Париже (1856) и Берлине (1878).

С этого момента в истории Иерусалимского Патриархата начинается новая эра. Монахи и дарители начали скупать землю, возводя на ней храмы и монастыри, отстраивая развалины и закладывая необходимую основу для нормального функционирования Патриархата.

Ныне монашествующее духовенство составляют почти исключительно греки, белое духовенство и миряне в подаляющем большинстве арабы, в последнее время добавилось также немало выходцев из бывшего СССР.

Предстоятели

[4]

Святые и святыни

Иерусалимская Церковь дала миру таких святых как архиепископ Кирилл Иерусалимский (+ 386) и патриарх Иувеналий Иерусалимский (+ ок. 458); епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350) Евфимий Великий (+ 473), Савва Освященный (+ 532) и многие другие.

Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский - над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи - близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.

Статистика

  • 1999 - 130 тыс. членов [7]
  • ок. 2002 - до 250 тыс. верующих; 65 храмов (37 в Иордании, 17 в Израиле, 11 в Палестине); 25 монастырей (19 в Иерусалиме, 1 в Иордании) [3]
  • не позднее 1 января 2006 - 400 тыс. верующих; 17 архиереев; 50 священников; 50 приходов [2]

Средства массовой информации

Учебные заведения

Литература

  • Народы и религии мира. Энциклопедия, М.: Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1999, 731.

Использованные материалы



[1]  "50 священников" согласно членской странице на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/middle-e... ad

[2]  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/middle-e... ad

[3]  Заев Василий, прот., Конспект по истории Поместных Православных Церквей (4-й курс КДС), "4. Иерусалимский Патриархат", http://lib.rus.ec/b/337681/read

[4]  О епископах и предстоятелях Иерусалимской Церкви первых двух веков христианства свидетельствует Евсевий Кесарийский в своей книге «Церковная История» (III, 19). Между тем, каталог, приведенный Евсевием, настолько многочислен, что у исследователей возник вопрос, содержатся ли в нем имена только предстоятелей Иерусалимской Церкви, или, быть может, также имена иных епископов, занимавших те или иные кафедры Иерусалимской Церкви, или даже простых пресвитеров. Между тем, наиболее вероятная причина того, что столь много епископов занимало кафедру на протяжении столь короткого промежутка времени, заключается в гонениях, обрушившихся на Иерусалимскую Церковь в первые два века христианства. Тогда епископа, который находился в ссылке, замещал другой, а порой и третий иерарх. Таким образом, кафедру занимало сразу несколько человек. Необходимо добавить, что сам Евсевий Кесарийский уверен, что приводимые им имена принадлежат именно епископам – предстоятелям Иерусалимской Церкви, как он и сам это подчеркивает. Полный каталог Иерусалимских иерархов был составлен в начале XX века профессором Афинского университета архимандритом Хризостомом Пападопулосом, впоследствии архиепископом Афинским (1923-1938).

[5]  По разным данным - до 211 или 213.

[6]  По исследованию Ричарда Роуза в 1987 году. См. Rose, Richard B., "Church Union Plans in the Crusader Kingdoms: An Account of a Visit by the Greek Patriarch Leontius to the Holy Land in A.D. 1177-1178", The Catholic Hitorical Review, Vol. LXXIII, July 1987, № 3, 371-390.

[7]  Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999, http://www.orthodoxworld.ru/ru/segodnia/2/index.htm

Редакция текста от: 02.07.2023 17:14:47

"ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google