ЕВФИМИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евфимий I (+ ок. 512), патриарх б. Константинопольский (490-496), святитель

Родился в Апамее, получил образование в Александрии.

Патриаршество Евфимия I пришлось на годы догматических споров с монофизитами. В сфере церковной политики патриарх следовал изданному имп. Зиноном и Константинопольским патриархом Акакием «Энотикону» (482), предусматривавшему общение Церквей на основе замалчивания решений Халкидонского Собора.

Патриарх Евфимий стремился низложить последовательного противника IV Вселенского Собора Александрийского патриарха Петра III Монга, но ввиду невозможности собрать для этого новый Вселенский Собор ограничился тем, что вычеркнул имя Монга из диптихов и прекратил с ним общение.

Патриаршество Евфимия I отмечено напряженными отношениями между Восточными Церквами и Римской Церковью. Рим занимал строго прохалкидонскую позицию и был против замалчивания решений IV Вселенского Собора в Халкидоне. Несмотря на прекращение общения Евфимия с Петром Монгом, отношения с Римом не были восстановлены. Папа Феликс III (II) (483-492) принял синодику Евфимия и признал его православным, однако не вступил с ним в общение из-за того, что тот не удалил из диптихов имена Константинопольских патриархов Акакия и Фравиты (489-490). Папа Геласий I (492-496) также отказался вступить в общение с Константинопольской Церковью и даже не поставил Евфимия в известность о своем восшествии на престол.

В 490 году Евфимий I запретил силенциарию Анастасию проповедовать в церкви Св. Софии, сочтя его приверженцем ереси Евтихия. 9 апреля 491 года умер имп. Зинон. Овдовевшая имп. Ариадна выбрала себе в супруги Анастасия. Евфимий возражал против его воцарения, считая Анастасия еретиком. Однако под давлением императрицы и синклита патриарх был вынужден согласиться. Он потребовал, чтобы Анастасий произнес православное исповедание веры, и взял с него письменную клятву не вносить смуту в Церковь.

Вскоре по воцарении Анастасия произошел мятеж Лонгина, исавра, брата умершего имп. Зинона. Евфимий занимал по отношению к исаврам благожелательную позицию, чем вызвал недовольство Анастасия. Император все более открыто демонстрировал свои монофизитские симпатии, в связи с чем Евфимий провел около 492 года Собор в Константинополе, утвердивший почитание Халкидонского Собора.

К 495 году отношения патриарха Евфимия и имп. Анастасия были испорчены окончательно. В это время произошло два покушения на патриарха, а император потребовал вернуть ему письменную клятву, данную при вступлении на престол.

В 496 г. Анастасий собрал в Константиполе Собор преданных ему епископов и при большом стечении монахов из Египта и с Востока низложил Евфимия, обвинив его в сговоре с исаврами, и сослал в г. Евхаиты. В результате низложения патриарха в Константинополе произошли народные волнения на ипподроме.

Дата смерти патр. Евфимия точно неизвестна. На основании источников можно заключить, что он умер около 512 года.

Впоследствии Евфимий, а также его преемник Македоний почитались исповедниками, и потому в 518-521 годах православные Константинополя и Востока противостояли требованиям папы Гормизда (514-523) удалить их имена из диптихов в качестве предварительного условия восстановления общения между Восточными Церквами и Римом.

Архиеп. Сергий (Спасский) в своем Месяцеслове помещает память "Св. Евфимия, патриарха константинопольского, † 496" под 5 августа с пометкой: "В 1420 году русский паломник Зосима видел мощи святителя Евфимия в Студийском монастыре" [1]. Однако здесь вероятна путаница, 5 августа греки отмечают память свт. Евфимия II (+ 911-912) [2].

Литература

  • Ioan. Malal. Chron. P. 400. 3;
  • Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 139-140;
  • Liberatus. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum // ACO. Vol. 2. Pt. 5. P. 132;
  • The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia / Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. P. III, 23, 30-31;
  • Theoph. Chron. P. 133. 7-18, 29-30; P. 134. 19-24; P. 135. 17-20; P. 136. 5-9; P. 137. 7-20; P. 139. 9-20; P. 140. 9-16; P. 141. 19; P. 142. 5;
  • Victor Tonnunnensis. Chronica / Ed. Th. Mommsen // MGH. AA. B., 1894. T. 11. P. 192, 195;
  • Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 4, 6; VII 1.
  • Jaffé. RPR. T. 1. N 620. P. 83;
  • Stein E. Histoire de Bas Empire. T. 2: De la disparition de l'empire d'Occident à la mort de Justinien (476-565). P.; Brux.;
  • Amst., 1949. P. 37. N 2; P. 38-39. N 1, 77, 80, 165-166, 184, 190, 223, 227;
  • RegPatr, 1. N 178, 179; Bacht H. Die Rolle der orientalischen Mönche in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (431-519) // Grillmeier A., Bach H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 275-276, 290;
  • Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (451-553) // Ibid. S. 126-128, 143-144;
  • Grillmeier A. Das Konzil von Chalcedon: Rezeption und Widerspruch // Idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche (451-518). Freiburg etc., 1991. Bd. 2/1. S. 298-301.

Использованные материалы



[1]  Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...2_1.

[2]  Житие на греческом сайте ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/301/sxsaintinfo.aspx

Редакция текста от: 11.08.2017 16:36:04

"ЕВФИМИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google