Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВФИМИЙ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евфимий II (ок. 834 - 917), патриарх Константинопольский (907 - 912), святитель

Память 5 августа (Греч. [1])

Родился около 834 года в Селевкии Исаврийской, родственник св. Григория Декаполита. В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском, затем подвизался в одном из монастырей близ Константинополя.

Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Евфимия с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия [2]). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Евфимия, в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом; для него был построен монастырь в Псамафии (район Константинополя близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890).

В качестве советника императора Евфимий противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Евфимий воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь первой супруги Льва, Феофании, а после ее кончины отказался благословить второй брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через два года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Евфимием, вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 года Евфимий удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τὰ ᾿Αγαθοῦ) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов третьей жены Льва VI Евдокии. Примирение Евфимия с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия (903). В 906 году синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного.

Через год в обстановке церковно-политического кризиса, вызванного четвертым браком Льва VI, заключенным c Зоей Карвонопсиной, патриарх Николай Мистик, обвиненный в сговоре с мятежником Андроником Дукой, был вынужден отречься от престола. Уступая просьбам императора, Евфимий согласился занять патриарший Константинопольский престол, но лишь после того, как Собор с участием посланцев папы и восточных патриархов разрешил возобновить церковное общение Льва VI после его покаяния и после того, как принял отречение Николая Мистика.

Став предстоятелем, свт. Евфимий смог привлечь на свою сторону тех, кто ранее поддерживали бывшего патриарха, в т. ч. влиятельного Арефу, архиеп. Кесарии Каппадокийской; проводя политику примирения, патриарх Евфимий настоял на прощении Никиты Давида Пафлагона, обвиненного в составлении памфлетов на императора и патриарха. Патр. Евфимий короновал Константина VII как соправителя Льва VI, обеспечив тем самым преемственность династии (9 июня 911, [3]). Однако при этом патриарх категорически отказался удовлетворить просьбы о церковном признании Зои Карвонопсины в качестве законной императрицы, а также о прощении пресв. Фомы, изверженного им из сана за совершение бракосочетания Льва VI и Зои.

Сразу после кончины Льва VI (11 мая 912) его брат и преемник имп. Александр организовал низложение Евфимия и вернул на патриарший престол ссыльного Николая Мистика. Вскоре на Соборе в Магнавре Евфимий подвергся осуждению за беззаконное занятие кафедры, был избит и выслан в Агафов монастырь. Архиереи, рукоположенные патр. Евфимием и сослужившие с ним, были преданы церковному осуждению и изгнанию.

Однако авторитет святителя оставался столь велик, что имп. Александр перед смертью (6 июня 913) включил его наряду с патриархом Николаем в состав опекунского совета при малолетнем Константине VII. Это назначение осталось формальностью, т. к. во главе совета встал Николай Мистик; в нач. 914 года он был отстранен от государственных дел вдовствующей имп. Зоей. После того как Евфимий решительно отверг ее предложение вернуться на патриарший престол, патриарх Николай посетил его в Агафовом монастыре, где между бывшими соперниками состоялось полное примирение.

Патриарх Евфимий скончался 4 или 5 августа 917 года в Агафовом монастыре, пробыв 75 лет в иноческом чине. Перед кончиной он распорядился объединить Агафов монастырь с Псамафийским и завещал похоронить себя в часовне Иоанна Предтечи Псамафийского монастыря, рядом с мощами исп. Петра, еп. Гордоринии Фригийской.

Приверженцы патриархов Евфимия и Николая образовали две враждебные партии - евфимитов и николаитов; церковный мир был восстановлен в 920 году на т. н. Соборе единения, подготовленном стараниями имп. Романа I Лакапина.

О жизни свт. Евфимия рассказано в сочинении, известном по единственной (ныне утерянной) рукописи без заглавия и имени автора (опубл. в 1888 К. де Боором под условным названием «Житие Евфимия»; в рус. пер. А. П. Каждана - «Псамафийская хроника»). Повествование, написанное неким монахом Псамафийского монастыря между 932 и 950 годами, сообщает множество ценных сведений по политической истории Византии эпохи Льва VI. В X веке Арефа Кесарийский составил надгробное слово в честь патр. Евфимия. Память свт. Евфимия не встречается в греч. церковных календарях: ни в Константинопольском Синаксаре X в., изданном И. Делеэ, ни в «Синаксаристах» Никодима Святогорца и К. Дукакиса (XIX в.). Однако М. Гедеон [4] приводит дату его литургического почитания (5 августа), указанную в Евангелиарии XI в. из библиотеки Святогробского подворья в Константинополе (№ 426).

Сочинения

Из литературных трудов свт. Евфимия известны проповеди на зачатие св. Анны и в честь Богородицы.

Публикации

  • Homélies mariales byzantines / Ed. et trad. en latin M. Jugie. P., 1922. P. 463-514. (PO; 16/3, N 79); P., 1926. P. 441-455. (PO; 19/3, N 93).

Литература

  • BHG, N 651-652;
  • RegPatr, N 606 [625]-610 [629];
  • Vita Euthymii patriarchae Constantinopolis: ein Anecdoton zur Geschichte Leos des Wesen, a. 886-912 / Hrsg. C. de Boor. B., 1888;
  • Vita Euthymii patriarchae Constantinopolis / Ed. P. Karlin-Hayter. Brux., 1970;
  • Псамафийская хроника / Пер. и коммент.: А. П. Каждан // Две визант. хроники X в. М., 1959. С. 7-140;
  • Пападопуло-Керамевс А. И. Сб. греч. и лат. памятников, касающихся Фотия патриарха. СПб., 1899-1901. Вып. 1. С. 26-35.
  • Попов Н. Г. Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 1892;
  • Maas P. Literarisches zu der Vita Euthymii // BZ. 1912. Bd. 21. S. 436-440;
  • Jugie M. La vie et les œuvres de S. Euthyme de Constantinople // EO. 1913. T. 16. P. 385-395, 481-492;
  • Karlin-Hayter P. Vita S. Euthymii // Byz. 1955/57. T. 25/27. P. 1-172, 747-771;
  • eadem. New Arethas Texts for the Historical Study of the Vita Euthymii // Byz. 1961. T. 31. P. 273-307;
  • Flusin B. Un fragment inédit de la Vie d'Euthyme le Patriarche? // TM. 1985. T. 9. P. 119-131; 1987. T. 10. P. 233-260.

Использованные материалы



[1]  Житие на греческом сайте ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/301/sxsaintinfo.aspx

[2]  PG. 102. Col. 885-888

[3]  Grierson Ph., Jenkins R. J. H. The Date of Constantine VIÍs Coronation // Byz. 1962. T. 32. P. 131-138

[4]  Βυζαντινὸν ῾Εορτολόϒιον. Σ. 149

Редакция текста от: 11.10.2022 17:41:54

"ЕВФИМИЙ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google