КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Киевская и всея Руси митрополия [1] Константинопольской Православной Церкви (недейств., ей наследует Русская Православная Церковь, а в пределах Украины - также Украинская Православная Церковь).

История

Митрополия Киевской Руси

Вопрос о времени основания православной митрополии для Руси связан с основанием первой русской епископской кафедры. Обыкновенно ей называется Киевская (см. подробнее). Возможно уже в конце IX века Константинопольская Православная Церковь включала в списки своих кафедр Русскую митрополию. С большей уверенностью можно говорить об учреждении всероссийской митрополии Константинопольского Патриархата вместе с Крещением Руси при святом великом князе Владимире в 988 году. Вероятно, хотя кафедра сразу именовалась Киевской, с 990-х годов до завершения заложенного в 1037 году Киевского Софийского собора, митрополиты имели местопребывание в Переяславе, после чего на деле вселились в Киев.

В ведение Киевских Всероссийских митрополитов вошли все земли новопросвещаемой Христовым учением русской земли. В отношении внутреннего управления Русской митрополией митрополиты были вполне независимы, их решения не требовали патриаршего утверждения - в первую очередь ввиду отдаленности и политической независимости Руси от Восточной Римской империи. При этом как правило избирались митрополиты из уроженцев Империи и поставлялись там же. Споры вокруг престолонаследия на Всероссийскую кафедру нередко возникали из-за того что русские князья стремились поставлять на Руси русских по рождению митрополитов, а Царьградские патриархи крепко держались за прежний порядок. Так, по случаю войны великого князя Ярослава с Империей, Киевская кафедра долго пуствала, а в 1051 году он велел Собору русских епископов и поставить первого митрополита из русских, святителя Илариона, благословленного патриархом лишь задним числом. Выбор в 1147 году митрополитом Климента Смолятича на Соборе русских архиереев привел к расколу между ними, - те кто настаивал на невозможности поставления митрополита без патриаршего участия были вначале преследуемы, но затем получили поддержку нового великого князя Юрия Долгорукого. Великий князь Ростислав насилу был убежден принять поставленного в 1164 году без его согласия митрополита Иоанна IV и заявил, что если еще раз повторится назначение митрополита без его согласия, то он не только не будет принят, но будет издан закон "избирать и ставить митрополитов из русских с повеления великого князя." Однако мнение [2], что в это время, под угрозой церковного раскола, удалось добиться согласия Империи на то поставление на Киевскую митрополию только утвержденных князем кандидатов остается необоснованным. Великий князь Андрей Боголюбский сделал попытку разделить русскую митрополию на две, обратившись с просьбой к патриарху поставить представленного князем Феодора в митрополиты Владимирские, но патриарх поставил Феодора только в епископы. Таким образом, порядок присылки Киевских митрополитов из Империи сохранялся в течении домонгольского периода без изменений.

Монгольско-татарское иго и Западные смуты

Избранный на Руси и поставленный в Константинополе митрополит Кирилл III возглавлял Всероссийскую митрополию около 40 лет до 1281 года и устроил новый порядок ее существования при монголах, твердо отвергнув возможность унии с римо-католицизмом. Митрополит Кирилл называл себя "архиепископом всея Руси," придерживаясь понятия о своем верховном надзоре над всеми владыками Руси, которые действовали в силу врученных митрополитом полномочий. Митрополит уже не мог управлять русскими цеквами из разоренного Киева и провел жизнь в разъездах, дольше всего оставаясь во Владимире-на-Клязьме, а его наследник, святитель Максим, уже окончательно поселился во Владимире.

Перенесение митрополичьей кафедры на север подвигло великого князя Галицкого Юрия Львовича просить об основании самостоятельной митрополии для его Западно-Русских земель. Галицкий кандидат, святитель Петр, был поставлен не в Галицкого, но Киевского и всея Руси митрополита и в 1325 году переехал в Москву, куда была окончательно перенесена Всероссийская кафедра из Владимира его приемником, святителем Феогностом. При этом последующие Всероссийские митрополиты в Москве продолжали именоваться Киевскими. Одновременно, с начала XIV века западно-русские и литовские князья пытаются разделить в церковном отношении русскую паству на восточную и западную. Константинополь порой назначал Галицких и Литовских митрополитов, а затем вновь упразднял эти западно-русские митрополии. Стабильного существования многочисленных русских митрополий в монголо-татарский период не закрепилось, но этот период стал временем межъюрисдикционных церковных смут в русской пастве, отражавших нарастающее политико-культурное разобщение русских земель. Обособленная Литовская митрополия известна с конца XIII века, Галицкая была трёхкратно учреждаема в XIV веке. Святителю Феогносту удалось добиться их закрытия. В 1352 году в Киеве появился митрополит Феодорит поставленный Тырновским патриархом, но Константинопольский Собор 1352-1353 года низложил его. Хотя русские митрополиты иногда поставлялись и ранее, поставление в Империи святителя Алексия в 1354 году вызвало специальное соборное постановление о том, что посвящение русского является исключением и на будущее время Всероссийские митрополиты должны поставляться из греков. Тогда же было постановлено не разделять русской митрополии, что было вскорости нарушено по воле враждовавшего с Московой Литовского великого князя Ольгерда. Пределы Киево-Московской и Киево-Литовской митрополий не были разграничены и соперники вмешивались в дела друг друга вплоть до смерти Литовского митрополита Романа в 1362 году. Несмотря на постановление Константинопольского Собора, Константинопольский патриарх Филофей уступил Казимиру Польскому и Ольгерду Литовскому, вновь разделив русскую митрополию теперь уже натрое - в 1371 года он поставил в Галич митрополитом Антония, а в 1376 году в Киев святителя Киприана. Однако последний, после кончины святителя Алексия Московского и безуспшного противостояния Московских великих князей в течении более чем десяти лет, смог объединить к концу жизни русскую православную паству. Вновь вопрос о разделении русской митрополии поставил в 1410-х годах великий князь Витовт Литовский, который, получив отказ в Константинополе, сам собрал Собор литовских епископов в 1416 году который избрал Киево-Литовским митрополитом Григория (Цамблака). К 1430-м годам создалась ситуация в которой были избраны Киевскими митрополитами сразу трое - епископ Рязанский святитель Иона в Московском государстве, епископ Смоленский Герасим в Литве и Исидор в Константинополе. Последний и получил поставление, будучи орудием императора Иоанна Палеолога для утверждения унии с римо-католицизмом. Исидор принял Флорентийскую унию в 1439 году, но в 1441 году, по возвращении в Россию, был осужден собором русских епископов и бежал из-под стражи в Рим. После многолетней задержки, святитель Иона был поставлен в России уже без ведома патриарха-униата Григория Маммы. С того времени Киевская и всея Руси митрополия с центром в Москве уже не возобновила зависимости от Константинопольской Церкви и с 1461 года стала именоватся Московской и всея Руси. Ее признание на вселенском уровне, уже как автокефального Патриархата, совершилось в 1590 году на Соборе восточных иерархов. О ее истории см. Русская Православная Церковь.

Митрополия Юго-Западной Руси

Падение Восточной Римской империи, массовый отход её элит от Православия, усиление римо-католической экспансии через униатство, консолидация Московского государства и Речи Посполитой - все это обусловило распад единства русской митрополии. В 1458 году бывший Константинопольский патриарх-униат Григорий уехал в Рим и поставил там ученика Исидора, униата Григория, в Киевские митрополиты. Римский папа Пий II, отправляя Григория к королю Польскому Казимиру IV, причислил к митрополии 9 епархий: Брянскую, Смоленскую, Перемышльскую, Туровскую, Луцкую, Владимиро-Волынскую, Полоцкую, Холмскую и Галицкую. С отказом Московских владык от титула Киевских, только митрополиты Юго-Западной Руси сохранили его за собой. Митрополит Григорий не был широко признан среди верующих и вскоре вернулся в лоно Православной Церкви, войдя под Константинопольский омофор. Константинопольская Церковь мало могла сделать для защиты православных в Речи Посполитой, и последующая история Киевской митрополии является постоянной борьбой за сохранение Православия перед лицом римо-католического давления. Кафедра Киевских митрополитов Юго-Западной Руси нередко перемещалась, отпадения в унию среди иерархии были периодической проблемой, отношения с властями были часто враждебными. Митрополит Георгий жил в Литве, и его наследники как правило имели пребывание в Вильне, но митрополит Иосиф (Солтан) в начале XVI века жил большей частью в Смоленске.

Борьба за статус Православия в Речи Посполитой шла с переменным успехом. В 1509 году Виленский Собор старался добиться предоставления Православной Церкви в Литве большей самостоятельности; судебные привилегии русского духовенства были подтверждены грамотами князя Александра в 1499 году и короля Сигизмунда I в 1511 году. В 1522 году гродненский сейм запретил православным занимать высшие должности в государстве. Митрополит Онисифор (Петрович-Девочка) исходатайствовал у Стефана Батория грамоту, утверждавшую права и суды Православной Церкви, а у Сигизмунда III — грамоту на церковные имения. Вскоре затем, долго подготавливаемое дело упразднения Правславия в Речи Посполитой выразилось в 1596 году в Брестской унии, расколовшей ряды православной иерархии.

С отпадением митрополита Михаила (Рогозы), принявшего в 1596 году Брестскую унию, православная Киевская митрополия пресеклась до возобновления ее в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном III, имевшим от Константинопольского патриарха полномочие устроить все церковные дела на Руси. Патриарх Феофан поставил митрополитом Иова (Борецкого) и 6 епископов. Папа Римский предписал ловить и истреблять неуниатов и в Речи Посполитой разгорелась жестокая борьба. Собор 1629 года для переговоров униатов с православными успехом не увенчался. Лишь святитель Петр (Могила) сумел принципиально улучшить положение Православной Церкви в Речи Посполитой, хотя из-за анти-папистской полемики он ввел в православную среду ряд римо-католических штампов. Основанная им коллегия явилась рассадником борцов за веру и источником просвещения для православных Малой Руси. В борьбе с унией Петру (Могиле) помогали запорожские казаки, благодаря помощи которых по Зборовскому договору, православному Киевскому митрополиту предоставлено было место в сейме наряду с римо-католическими епископами; Православная вера и школы получили довольно широкие привилегии. Но достаточно было значительного поражения казаков, чтобы православные стали опять подвергаться преследованиям.

Договор 1654 года о присоединении Малороссии к России не предусматривал пересмотра положения Киевской митрополии и митрополит Киевский Сильвестр (Коссов) специально просил царя о сохранении зависимости Киевской митрополии от Царьграда - к тому времени практически номинальной. Следующий митрополит Дионисий (Балабан), заняв сторону Речи Посполитой после Гаячского договора 1658 года, уехал из Киева. В 1659 году новый договор между гетманом Левобережья Юрием Хмельницким и Москвой указывал: «А митрополиту Киевскому, так и иным духовным Малыя России, быть под благословением святейшего патриарха Московского» [3], чем и был начат процесс церковного воссоединения Юго-Западной Руси с Северо-Восточной. В период Русско-Польских войн и казацких волнений, церковная жизнь Малороссии также страдала от нестоений. В 1661 году из Москвы наместником на Киевскую кафедру был поставлен епископ Мстиславский Максим (Филимонов), которого не признал Константинопольский патриарх; в 1663 году в Чигирине был избран митрополитом ставленник Дионисия Иосиф (Нелюбович-Тукальский), признанный в Константинополе; а партия во главе с гетманом Тетерей избрала митрополитом епископа Перемышльского Антония (Винницкого). Смута в церковной жизни Юго-Западной Руси, обусловленная распрями среди казачьей старшины и разрухой военного времени, окончилась лишь в 1685-1686 годах. В 1686 году левый берег Днепра и Киев остались навсегда за Москвой, в Москве был поставлен митрополитом Гедеон Святополк (князь Четвертинский) митрополитом Киевским, Галицким и Малые России, и по договоренности с Константинопольской Церковью Киевская митрополия вошла в ведение Русской Церкви. Гедеону была выдана настольная грамота, в которой Киевская митрополия названа первоначальной между всеми русскими; она не подчинялась московскому патриарху и находилась только под послушанием и благословением его. Дальнейшая административная история киевской митрополии сводится, главным образом, к постепенному уничтожению особенностей, которые отличали ее от великорусских епархий.

Устройство

Церковная власть митрополитов простиралось на все русские земли, а в его прямом ведении находилась также и митрополичья епархия. Вначале это была собственно Киевская епархия, а затем имела две части: Киевскую область и область вокруг действительного местопребывания митрополитов.

Первое время по принятии Христианства назначение епископов зависело всецело от митрополитов, но в XII веке устанавливается обычай, что митрополит только посвящает епископов, избирает же их вече. Когда удельно-вечевой порядок ослабел и усилилась централизация, епископов стали назначать из столицы, и роль митрополитов в этом назначении сделалась более активной, хотя часто парализовалась властью князей. Только Новгород до потери независимости сохранил вечевую выборность владык, которые ездили в кафедральный город лишь для поставления. Сообразно увеличению или уменьшению роли митрополитов при назначении архиереев, увеличивалась или уменьшалась власть его в епархиях: в удельно-вечевой период, когда каждая епархия стремилась сделаться самостоятельной, митрополичья власть была невелика, зато с падением уделов увеличивается.

При митрополите созывались соборы епископов митрополии - на них решались канонические вопросы и составлялись правила, судились епископы.

В настольных грамотах постоянно говорилось, чтобы епископы во всем повиновались митрополиту, наблюдали его пошлины в своей епархии, являлись по первому его зову на суд или собор, величали его "отцом" - за название митрополита "братом" они подвергались от него выговору.

В пользу митрополита шли разные церковные доходы: ставленные пошлины при поставлении епископов; подарки от вновь поставленного и его епархии; дары во время поездок; "подъезд" от духовенства на содержание митрополита вместе с свитой во время поездок. В своей епархии митрополит имел много вотчин, с которых получал значительные доходы. Как всякий архиерей, митрополит получал в своей епархии дань со всех церквей ежегодно, петровские и рождественские сборы, сбор с десятильников и других служилых и домовых людей.

Двор митрополитов был устроен по образцу дворов удельных князей. При нем был целый штат вольных слуг и людей, которые составляли особое войско, находившееся под начальством воеводы, назначаемого митрополитом. Каждый вольный слуга мог свободно поступать на службу к митрополиту, где служить было выгодно, так как митрополичьи слуги выступали на войну только тогда, когда сам князь садился на коня. С Василия Димитриевича начинаются ограничения в праве митрополита принимать в свое войско вольных слуг, затем, по мере централизации Московского государства, митрополиты лишаются права иметь войско. Для управления митрополией у митрополита существовали светские и духовные чиновники: в Киеве, например, сидели наместники из лиц духовных; протопопам и архимандритам поручались разные судебные и административные духовные дела; десятильники разбирали гражданские тяжбы церковных людей и заведовали сборами с духовенства; для управления вотчинными волостями назначались волостели.

Положение митрополита в древней Руси было очень высокое. Будучи духовным главой всех русских земель, он стоял не только во главе церковной иерархии, но являлся часто и ближайшим советником великого князя, оказывали важное влияние и на ход государственной жизни. Так, для возвышения московского князя много сделали святители Петр, Алексий и Иона; в малолетство благоверного Димитрия Донского святитель Алексий был на деле правителем государства. Митрополит часто являлся и третейским судьей между князьями. Княжеские грамоты часто начинались словами "по благословению отца нашего митрополита," а также скреплялись митрополичьей подписью и печатью.

Устройство в Юго-Западной Руси

С разделением митрополий в ведении Юго-Западной с середины XV века были вначале 9 епархий перечисленных выше. С введением Брестской унии эти епархии заняли униаты, и хотя с 1620 года на некоторые поставлялись опять православные владыки, но они в большинстве случаев не управляли своими епархиями. Ко времени проведения Поместного Собора митрополии в 1640 году в её составе действовали семь епархий - собственно Киевская митрополичья, архиепископии Полоцкая и Смоленская, епископии Перемышльская, Луцкая, Львовская и Могилевская [4]. С 1686 года в ведении митрополита Гедеона остались четыре епархии — Галицкая, Львовская, Луцкая и Перемышльская; но и они скоро были обращены в унию, после чего Гедеон остался с собственно митрополичьей епархией.

В политической жизни в первые времена образования Юго-Западной митрополии митрополит занял место в ряду высших чиновников государства, но с введением унии православный митрополит потерял значение. В XVII веке он стремился занять место в сенате наряду с римо-католическими митрополитами, это было не раз обещано, но не исполнялось. Митрополиты принимают участие в радах при выборе гетманов, участвуют и в политической борьбе, происходившей в Малороссии между русской и польской партиями.

За исключением ставропигиальных монастырей и Черниговской кафедры, остальные епархии и монастыри в области управления были подчинены митрополиту, который посвящал туда лиц начальствующих, судил и т.п., назначая иногда по округам наместников, с правом суда над монастырями, церквами, их прихожанами и подданными по делам духовным, а иногда даже и гражданским. С XVII столетия при Киевском митрополите упоминается особый кафедральный капитул, по римо-католическому образцу, состоявший из высших духовных сановников митрополий; с ним митрополит совещался и решал некоторые дела управления. В завещании Гедеона (князя Четвертинского) в 1690 году упоминаются консистористы. Кафедральный причт при митрополитах и епископах назывался крылошанами.

Источники содержания киевских митрополитов складывались из владения недвижимыми имениями, из судных пошлин, пошлин за поставление, венечных памятей, а также различных сборов: столовых — с каждого двора по две коп., мировых — по деньге, солодовых — по полушке, канцелярских — по деньге. Недвижимые имения киевской кафедры образовались, главным образом, путем пожалования государственной властью, гетманами и киевскими полковниками; частные лица также жертвовали немало; немало земель приобретала и сама кафедра покупкой.

Архиереи

Киевские митрополиты Ордынско-Литовского периода

Киевские митрополиты Западной Руси (Киево-Литовские)

Литература

  • Макарий, митр. История Русской Церкви.
  • Лохвицкий, "Очерк церковной организации в древней Руси," Русский Вестник, 1857.
  • Голубинский, История Русской Церкви.
  • Неволин, Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого, (Собрание Сочинений).
  • Сергеевич, В. И., Русские юридические древности, т. II, вып. 2.
  • Каптерев, Светские архиерейские чиновники в древней Руси.
  • Знаменский, Руководство к русской церковной истории.
  • Розанов, История московского епархиального управления.
  • Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого.
  • Суворов, Н. С., Курс церковного права, Ярославль, 1890.

См. также

  • Бурега, В. В., "Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату: Как это было," 6 августа 2008:
  • Петрушко, Владислав, "Об обстоятельствах воссоединения Киевской митрополии с Московским Патриархатом в конце XVII в.," 11 декабря 2009:

Использованные материалы



[1]  Название русской земли, на которую распространялась духовная власть Киевских владык, в разное время приводилось в их титулах как "Россия," "Руссия," "Русь."

[2]  Мнение В. Н. Татищева.

[3]  Бурега, В. В., "Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату: Как это было," 6 августа 2008, http://www.bogoslov.ru/text/315141.html, Цит. по: Полонська-Василенко, Н., Iсторiя України: У 2 т., т. 2: Вiд середини XVII столiття до 1923 року, Київ, 1992, 194.

[4]  Алатарцева, Ирина, сост., "Святитель Петр Могила. Из «Летописи Голосеевской пустыни»," портал Русское воскресение, http://www.voskres.ru/podvizhniki/mogila.htm

[5]  В 1155-1158 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях.

[6]  Рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156, признан не во всех епархиях

[7]  Имена Дионисия и Гавриила начиная с XV-XVI вв. встречаются в списках митрополитов между Никифором и Матфеем Оба древнейших каталога митрополитов имеют новгородское происхождение: один восходит к 20-м годам XV в. и знает только Дионисия; второй датируется серединой XV в. и включает уже и имя Гавриила. Не говоря об оправданности паузы между смертью Никифора II и поставлением Матфея, традицию, донесшую до нас оба имени, надо признать недостоверной. Возникновение имени Дионисия между Никифором II и Матфеем очень легко объяснить, если принять во внимание метод составления каталога: составитель попросту выискивал имя следующего митрополита в различных летописях. И вот в одной из них он обнаружил под 1210 годом митрополита Дионисия (см. Типографскую летопись: ПСРЛ. Пг 1921 Т. 24. С. 85), где он упомянут в том же контексте, что и Матфей в других летописях; следовательно, упоминание Дионисия объясняется ошибкой переписчика. Сложнее объяснить появление имени Гавриила во втором каталоге, но и здесь причина кроется в дополнениях, внесенных составителем каталога, не удовлетворившегося данными летописей и расширившего список за счет имен, которые он нашел в других документах. В одном из них ему, должно быть, и встретилось имя какого-то митрополита Гавриила (такое имя носил, например, третий галич-ский митрополит в первой половине XIV в.). Ясно, что составитель легко мог принять галичского митрополита за киевского, хотя и не совсем понятно, почему в каталоге он отнесен ко времени, примерно на сто лет более раннему. Возможно, в середине XV в. последовательность митрополитов XIV в. была настолько хорошо известна что составителю пришлось искать свободное место для Гавриила в предыдущем столетии. - Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко - http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

[8]  По другим данным - с 1200.

Редакция текста от: 07.01.2013 10:16:49

"КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google