МАКСИМ (ВАПОРЦИС)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Максим V (Вапорцис) (Βαπορτζής) (1897 - 1972), патриарх Константинопольский.

Родился 26 октября 1897 года в городе Синопе, Османская империя (ныне в Турции). Здесь получил начальное образование.

Затем обучался в Халкинской богословской школе под протекцией митрополита Амасийского Германа. Выпустился в 1919 году.

16 мая 1918 года был рукополжен во диакона в Валуклинском монастыре Живоначального источника владыкой Каллиопольским Константином.

Был назначен учителем в городскую школу Фиры (Theira). Служил архидиаконом митрополитов Халкидонского Григория и Ефесского Иоакима, а в 1920 году стал Константинопольским патриаршим архидиаконом.

Служил на разных секретарских постах в совете Халкинской богословской школы. 27 октября 1922 года патриарх Константинопольский Мелетий IV назначил его кодикографом, а 15 апреля 1924 года патриарх Константинопольский Григорий VII определил его младшим секретарём Священного Синода. 17 декабря 1927 года стал главным синодальным секретарём.

1 января 1928 года был рукоположен патриархом Константинопольским Василием III во священника и возведен в достоинство архимандрита.

Архиерейство в Турции

8 февраля 1930 года был избран митрополитом Филадельфийским. Его архиерейская хиротония была совершена в патриаршем Георгиевском соборе 9 марта 1930 года, в день Торжества Православия. Рукоположение возглавил патриарх Константинопольский Фотий II. При этом оставался главным секретарём Священного Синода до 16 мая 1931 года. С 9 сентября 1931 года до 28 июня 1932 года - временно исполняющий обязанности великого протосингела Патриархии.

28 июня 1932 года назначен митрополитом Халкидонским. Уже в 1935 году, по кончине патриарха Фотия II, митрополит Максим считался ведущим кандидатом в патриархи, но префект Стамбула исключил его кандидатуру.

В течении всего последующего патриаршества Вениамина митрополит Максим являлся главным советником при предстоятеле. Он был ключевой фигурой с Константинопольской стороны в излечении раскола с Болгарской Православной Церковью в начале 1945 года. Эти переговоры познакомили его с представителями Русской Православной Церкви и советских дипломатических кругов. На похоронах патриарха Вениамина митрополит Максим занял место в личном автомобиле советского консула [1]. Всё это поставило его под подозрение греческих светских властей, но его обширный опыт в церковных делах, авторитет и старшинство в Константинопольской Церкви, а также известный греческий патриотизм обеспечили ему успех на предстоящих патриарших выборах.

Патриарх Константинопольский

20 февраля 1946 года был единогласно избран патриархом Константинопольским.

Возведение энергичного владыки на патриарший престол помогло Константинопольской Церкви вернуть себе ряд имений в Валукли и Галатский Спасский храм. Патриарх принял определяющее участие в решении Кипрского церковного вопроса в 1946 году.

Стремясь расширить внешние связи Церкви патриарх учредил информационную службу Патриархии. Он направил четырех студентов на аспирантуру в Западные страны, а также делегацию в только-что основанный Всемирный Совет Церквей в 1948 году. Он не собирался отказываться от своих "Вселенских" прерогатив или уступать их Русской Церкви - так, он не был согласен на превращение Московского совещания представителей поместных Церквей 1948 года во "Вселенский Собор," и продлил существование под своим омофором Западноевропейского экзархата русских церквей.

При этом, он поддерживал хорошие отношения с представителями СССР в Турции и с Русской Павославной Церковью. На Пасху 1946 года был возобновлен обычай, выпавший из употребления после 1917 года, по которому дипломатический представитель России (теперь СССР) сопровождал ночью патриарха от патриаршей резиденции до храма [2]. Во время официального визита в мае 1947 года в раздираемую гражданской войной Грецию, будучи встречен с большим почётом самим королём, патриарх отказался определённо встать на сторону роялистов и осудить коммунистов. Вместо этого он призвал греческий народ прекратить "братоубийственное бичевание" и стремиться любовью залечить посеянную ненависть.

Попытка поддерживать добрые отношения как с Западом так и с СССР в условиях начавшейся "Холодной войны" оказалась невыполнимой для патриарха Максима. Уже в декабре 1946 года патриарх Сербский Гавриил так оценивал его положение:

"Живет только на английские деньги. Патриарх Максим, скорее, русофил, но ни одного самостоятельного шага он сделать не может: за него работает окружение, особенно митр. Иоаким и Геннадий - сторонники власти Вселенского патриарха над другими церквами и не любящие Русской Церкви" [3].

Хотя Московский Патриархат пытался направить к патриарху Максиму своих представителей для устранения разногласий и улучшения отношений, турецкие власти не пропускали их в Турцию.

США активно включились в борьбу за влияние в Православной Церкви, и добавили свой вес к греческой государственной кампании по смещению неугодного патриарха. Вначале греческие власти поддерживали кандидатуру митрополта Трапезундского Хрисанфа, но уже к середине 1947 года американское участие определило выбор архиепископа Американского Афинагора в качестве замены Максиму [4]. Турецкие власти, в угоду США, также согласились на смену патриарха. С 1947 года дипломатическое давление на патриарха Максима с целью вынудить его отречение стало усиливаться. В турецкой прессе развернулась широкая кампания по обвинению его в коммунизме и советофильстве. Хотя патриарх в начале отказывался уйти с престола, возможно объединенные усилия турецких и греческих, а также стоящих за ними американских властей действительно подорвали его здоровье. 18 октября 1948 года патриарх подал председателю Синода митрополиту Халкидонскому Фоме заявление об уходе на покой под предлогом болезни.

На покое

Православный клир и верующие в Константинополе восприняли новость об отставке патриарха с удручением.

Бывший патриарх Максим был назначен правящим архиереем Ефесским и оставался им до кончины, пребывая в стороне от дел.

Скончался в Швейцарии 1 января 1972 года. Его похороны, ввиду болезни патриарха Афинагора, возглавил митрополит Халкидонский Мелитон. Погребён в Валуклинском монастыре.

См. также

Использованные материалы



[1]  "№ 281. Сопроводительное письмо С. Р. Савченко Г. Г. Карпову с приложением обзора материалов об отношениях власти и православной церкви в странах народной демократии," 10 октября 1952, ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 981, л. 228-256, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 2, 1006.

[2]  "№ 281. Сопроводительное письмо С. Р. Савченко Г. Г. Карпову с приложением обзора материалов об отношениях власти и православной церкви в странах народной демократии," 10 октября 1952, ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 981, л. 228-256, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 2, 1007.

[3]  "№ 89. Доклад митрополита Николая о поездке в Белград для участия в работе Славянского конгресса, положении в Сербской православной церкви и встрече в Софии с экзархом Болгарским Стефаном," не ранее 12 декабря 1946, ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 134, л. 15-23, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 367.

[4]  "№ 121. Сопроводительное письмо Г. Г. Карпова В. М. Молотову с приложением справки об экуменическом движении," 12 июня 1947, ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 149, л. 314-327, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 513.

Редакция текста от: 16.12.2010 06:43:17

"МАКСИМ (ВАПОРЦИС)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google