МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Московская духовная академия. Фото ок. нач. 2010-х гг.
Московская духовная академия. Фото ок. нач. 2010-х гг.
Московская духовная академия, первая высшая школа России, крупнейший центр развития церковной науки и образования в Русской Православной Церкви

Московская духовная академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви. Основана академия была в 1685 году по благословению патриарха Московского и всея России Иоакима. Ее возглавили два известных греческих богослова - братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов [1]. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего духовного учебного заведения. Сразу же после их приезда, в 1685 году начались занятия в древнем Московском Богоявленском монастыре. В этом же году было начато строительство нового здания для академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием "Заиконоспасского", по месту его нахождения "за иконным рядом". Уже на следующий год в этот монастырь перемещаются братья Лихуды со своими учениками.

Славяно-греко-латинская академия, находившаяся в Заиконоспасском монастыре и первоначально именовавшаяся греческими или Спасскими школами, унаследовала лучшие церковно-богословские традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение своими переводами и самостоятельными богословскими трудами.

Начало XVIII столетия - время петровских реформ - ознаменовало новый этап в жизни академии: расширилась научно-богословская деятельность, возросло число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличилась библиотека. Подъему духовной школы содействовал выдающийся иерарх того времени митрополит Рязанский Стефан (Яворский). К числу наиболее значительных событий в жизни академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания, начатая в 1712 году архимандритом Феофилактом (Лопатинским), учениками братьев Лихудов - монахом Феологом и Феодором Поликарповым, и законченная в 1751 году иеромонахом Варлаамом (Лящевским), удостоенным за этот труд должности ректора академии.

Большого расцвета Московская духовная академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии , физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской академии и навсегда остался в ее благодарной памяти.

К концу XVIII века Славяно-греко-латинская академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники - видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы - литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения.

Ректор академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), вице-президент Российской академии наук, изданием "Добротолюбия" во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII-начала XIX века.

В результате предпринятой в начале XIX века реформой церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской духовной академии. Решением Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского), академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

После преобразования академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы - 1 октября 1814 года. С того же года ведёт свое начало и коллекция древностей Московской духовной академии, со временем выросшая в музей получивший название Церковно-археологического кабинета.

Местопребывание Московской духовной академии в стенах обители, основанной преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым в Русской Православной Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова). С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли в академии.

В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором академии архимандритом Филаретом (Гумилевским) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским, благодаря самоотверженным трудам которого уникальные источники отечественной истории и культуры стали доступными во всех четырех духовных академиях Русской Православной Церкви, куда были переданы древние рукописи из основных монастырских хранилищ. Годы его ректорства считаются золотым временем Московской духовной академии.

Наряду с историческим направлением в Московской духовной академии складывается направление христианской метафизики, онтологии и истории философии, чем академия по праву заслужила наименование "школы верующего разума. Традиции этой школы были заложены выдающимся философом протоиереем Феодором Голубинским и получили дальнейшее развитие в трудах профессоров В. Д. Кудрявцева-Платонова, А. И. Введенского и о. Павла Флоренского.

Во второй половине XIX - начале XX века в истории академии известно много новых имен почти во всех областях богословского знания. Особенно значительные достижения были в области изучения Священного Писания и в развитии церковно-исторической науки. Приобрели широкую известность труды профессора М. Д. Муретова (1851-1917), профессора Г. А. Воскресенского (1849-1918), профессора В. О. Ключевского (1841-1911), профессора А. П. Лебедева (1845-1908), академика Е. Е. Голубинского (1834-1912).

Во всем многообразии научных интересов, методов, поисков отмечается единая традиция, сообщившая удивительную целостность и своеобразие Московской духовной академии. Верность этой традиции она хранит и поныне.

Московская духовная академия издает Богословский вестник и студенческий православный журнал «Встреча».

Ректоры

Известные выпускники

Награды

Церковные

  • орден святителя Саввы I степени (2014, Сербская Православная Церковь, за усердную работу в богословском образовании будущих служителей Церкви Христовой, особенно за любовь к Сербской Православной Церкви и ее студентам) [5]

Светские

  • Почетная грамота Государственной Думы (2014) [5]

См. также

Использованные материалы



[1]  Многие справочные издания указывают год основания академии как 1687. Но все сходятся на том, что именно в 1685 году братья Лихуды начали свою деятельность по созданию высшей школы.

[2]  http://history-mda.ru/publ/rektor-moskovskoy-duhovnoy-akadem...tml

[3]  Воронежские епархиальные ведомости, 1886, № 17, с. 739.

[4]  Протоиерей Владимир Николаевич Страхов, портал Богослов.Ру: http://www.bogoslov.ru/persons/50421/index.html

[5]  Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества по случаю 200-летия пребывания Московских духовных школ в Троице-Сергиевой лавре. Официальный сайт Московского Патриархата, 14.10.2014: http://www.patriarchia.ru/db/text/3794465.html

Редакция текста от: 29.11.2017 18:08:11

"МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google