Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РЖЕПИК МИРОН ИВАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Мирон Ржепик. Икона с сайта fond.ru
Сщмч. Мирон Ржепик. Икона с сайта fond.ru
Мирон Иванович Ржепик (1885 - 1937), протоиерей, священномученик

Память 31 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Радонежских, а также Волынских, Житомирских (Укр.), Кузбасских и Полтавских (Укр.) святых

Родился 21 апреля 1885 года в деревне Кучкаровец (Кучеровка, Кучкаровка) Луцкого уезда Волынской губернии в чешской католической семье Иоанна и Марии Ржепиков. Был крещен по католическому обряду с именем Мирослав. В 1887 году вся семья Ржепиков была присоединена к Православию в городе Луцке, а Мирослава нарекли именем в честь священномученика Мирона Кизического.

До 1900 года учился в Клеванском духовном училище, в 1906 году окончил Волынскую духовную семинарию со званием действительного студента и поступил в Московскую духовную академию.

В 1910 году окончил Московскую духовную академию со званием кандидата богословия.

С 7 сентября 1910 года преподавал в Таврической духовной семинарии.

Вступил в брак с Елизаветой Петровной.

7 октября 1912 года был рукоположен во священника и определен законоучителем в учительскую семинарию города Лубны.

2 сентября 1915 года переведен в город Кашин преподавателем Священного Писания и временно исполняющим обязанности инспектора Кашинской духовной семинарии.

В апреле 1926 года переехал в город Сергиев (ныне Сергиев Посад) и был назначен настоятелем Пятницкого храма, на место умершего настоятеля протоиерея Евгения Александровича Воронцова, где вскоре был возведен в сан протоиерея.

После закрытия в 1928 году Пятницкого храма служил в храме святых апостолов Петра и Павла.

"Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931 г."

5 апреля 1931 года был арестован в Загорске по обвинению в "антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной организации". Проходил по групповому делу "Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931 г.".

15 мая 1931 года отцу Мирону было предъявлено обвинение в том, что "он состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации «Истинные христиане», участвовал в нелегальных собраниях в алтаре церкви и занимался монархической антисоветской агитацией…" [1].

На допросе отец Мирон, отвечая на вопросы следователя, сказал: "Виновным в предъявленном мне обвинении… себя не признаю и поясняю, что в контрреволюционной организации я не состоял и не состою, антисоветской агитацией не занимался…" [2] .

20 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых работ в Сиблаге.

Шесть лет заключения, во время которых отцу Мирону пришлось работать и на лесоповале, и чертежником, и делопроизводителем, были непомерно тяжелыми и в духовном и в физическом смысле.

Дело "контрреволюционной поповской группы" в Чистюньском лагерном пункте

С 12 марта 1934 года наказание отбывал в Чистюньском ОЛП Сиблага (село Топчиха) и жил в бараке с архиепископом Ювеналием (Масловским), и десятком других священнослужителей.

2 августа 1937 года у всех заключенных священнослужителей был произведен обыск. У протоиерея Мирона были изъяты: "антиминс с платком, Евангелие, молитвенник, служебник, деревянный крест, вечный календарь" (пасхалия).

Начиная с 9 августа сотрудники секретного отдела НКВД стали вызывать на допросы старост бараков. Один из них показал:

"Как правило, после 11 часов заключенный должен ложиться спать и не нарушать покой других. Эта поповская группа, несмотря на мои предупреждения... прекратить пение или беседы... не подчинялась распоряжениям. Своей разлагательской работой эта группа противодействовала культурно-воспитательной части лагпункта. Менее устойчивые лагерники поддавались влиянию этих попов, что сильно затрудняло проведение мероприятий культурно-воспитательного характера. В марте... при проведении стахановского месячника по подготовке к весенней посевной кампании между бригадами было объявлено соревнование за высокие производственные показатели по подготовке к севу. Все бригады за исключением той, в которой были попы, включились в соревнование, а эта бригада в соревновании участвовать не стала. В ночь под Пасху Масловский с Ржепиком, Кирсановым, Савченко и Лебедевым проводили Пасхальную заутреню. Я им предлагал разойтись, дать покой заключенным, но они не разошлись, продолжали богослужение до 5 часов утра, с ними были и другие заключенные..." [2]

Другой староста барака показал:

"На центральной усадьбе Чистюньского лагпункта отбывают наказание несколько заключенных-попов... Масловский, Трусевич, Ржепик, Лебедев, Сальков и другие... Этих попов в бараке объединил вокруг себя заключенный Масловский... епископ. Эта поповская группа на протяжении мая месяца вечерами устраивала в бараке богослужение, несмотря ни на какие предупреждения с моей стороны и со стороны лагерников... Контрреволюционная поповская группа также противодействовала работе культурно-воспитательной части лагпункта. Я помню, когда 2 мая предложили заключенным первого барака (где были и часть попов) посмотреть кинокартину, заключенный Масловский сказал: "Пусть идут они, - и указал на заключенных, - мы не пойдем". Глядя на попов, из этой половины барака никто из заключенных смотреть картину не пришел, а там в то время было 260 человек, среди них было много и бытовиков. После меня в барак приходил воспитатель... и комендант... - звали заключенных на картину, но, несмотря на это, картину смотреть никто из заключенных этой половины не приходил..." [2]

Лагерный нарядчик показал, что отец Мирон "в 1936 году на Пасху собрал всех попов в производственную часть и устроил молебствие. После молебствия устроили угощение между собой, а также вовлекли в это и других заключенных" [2] .

Против отбывавших заключение "бывших служителей культа Салькова, Барановича, Востокова, Жигалова, Карпенко, Симонова, Васильчишина, Ржепика, Трусевича, Никольского и Кирсанова", которым была предъявлено обвинение в том, что они

"сгруппировавшись организованно вели среди заключенных лагеря контрреволюционную агитацию, прикрывая эту работу исполнением религиозных обрядов... Произведенным по деле расследованием установлено, что в Чистюньском ОЛП среди заключенных организовалась поповская группа во главе с бывшим епископом [Ювеналием] Масловским... Означенная к/р группа попов, под флагом исполнения религиозных обрядов: проводила среди заключенных контрреволюционную работу, дискредитировала советскую власть. Распространяла провокационные слухи о войне и близости свержения советской власти. Саботировала работу в лагере и призывала к этому лагерников, одновременно занималась обработкой их в контрреволюционном духе... [названные лица] обвиняются в том, что отбывая заключение при Чистюньском лагпункте, создали группу, возглавляемую бывшим епископом Масловским, которая проводила среди лагерников контрреволюционную работу... т.е. преступлении предусмотренном ст.58-10 УК РСФСР" [3].

18 августа 1937 года отцу Мирону было предъявлено обвинение в том, что он "вел контрреволюционную агитацию, занимался использованием религиозных предрассудков среди заключенных лагеря и вольного населения, устраивал среди лагерников молебствие, чтение религиозной литературы..." [3]. На всех допросах он держался стойко, с достоинством, никого не выдал, вину свою отрицал, хотя и признал, что служил Богу и в лагере.

7 сентября 1937 года тройкой при НКВД СССР по Западно-Сибирскому краю был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 13 сентября 1937 года вместе с другими священниками и погребен в общей безвестной могиле.

12 декабря 1958 года был реабилитирован по делу 1931 года, 9 августа 1989 года прокурором Кемеровской области был реабилитирован по делу 1937 года.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 6 октября 2006 года для общецерковного почитания.

Литература, документы

  • Богословский вестник. 1913. N 3.
  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.143.
  • Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-8136.
  • ЦГИАМ. Ф.229. Оп.4. Д.3421.
  • ЦИА ПСТБИ. Оп. IV(2). Д.17. Л.39-40.
  • ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-60406.
  • Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д.П-13066.
  • Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006г.

Использованные материалы



[1]  Цит. по: Жизнеописание на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, со ссылкой на газету «Пятницкое подворье» №47 декабрь 2008 г. - http://pstgu.ru/news/martir/2010/09/13/23821/

[2]  Цит. по: Поздин С. История массовых репрессий в Топчихинском районе, сайт Топчихинского районного краеведческого музея - http://top-museum.ru/old-site/istoriya-massovykh-repressiy-v...tml

[3]  Цит. по: БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" - http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...eCQ

Редакция текста от: 27.07.2017 09:39:42

"РЖЕПИК МИРОН ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google