САВВА (ТИХОМИРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Савва (Тихомиров)
Архиеп. Савва (Тихомиров)
Савва (Тихомиров) (1819 - 1896), архиепископ Тверской и Кашинский

В миру Иван Тихомиров, родился 15 марта 1819 года в селе Палехе, Вязниковского уезда. Отец его прислуживал при церкви названного села и умер за полтора месяца до рождения сына. Мать переселилась на свою родину, в село Горицы Шуйского уезда, к брату диакону. Семья жила в крайней бедности.

В 1827 году поступил в Шуйское духовное училище, где получил фамилию своего двоюродного брата - Тихомиров, так как отец его не имел собственной фамилии. Обладая счастливыми способностями и прилежанием, мальчик Тихомиров без затруднений, хотя и не без скорбей, по причине бедности, прошел училищный курс.

Одиннадцати лет Тихомиров стал круглым сиротой, 14 марта 1830 года мать умерла от простуды. Училищное начальство назначило ему казенное содержание по 60 рублей в год.

По окончании училища поступил во Владимирскую духовную семинарию.

При окончании семинарского курса Тихомиров опасно заболел, и это обстоятельство помешало ему сразу же поступить в духовную академию. Поиски уроков и священнических вакансий были безуспешны. Пришлось пристроиться, ради куска хлеба, на должность смотрителя семинарской больницы за два рубля в месяц, с правом жить при больнице и пользоваться столом.

Женился.

18 января 1842 года был рукоположен во диакона, а 25 января - во священника при Муромском соборе, а так же занял должность в тамошнем духовном училище. Собор был бесприходный. Паству о. Тихомирова составляли по собственным его словам, три неполных двора: Городничий с женой старушкой, окружной начальник, женатый на лютеранке и жена лесничего немца. Проповедовать было некому и о. Тихомиров весь отдался училищу и вскоре овладел любовью учеников. В свободное от училищных занятий время. Тихомиров изучал Творения святых отцов, проповеди митрополита Филарета и архиепископа Иннокентия (Борисова). Все это ему пригодилось впоследствии.

В июле 1844 года у него умер единственный сын, а в апреле следующего года - жена.

В 1845 году оставил службу при соборе и в 1846 году поступил в Московскую духовную академию.

"Между студентами, особенно часто посещавшими академическую библиотеку, - говорит бывший бакалавр академии Леонид (Краснопевков), - приметен был один молодой священник с светлыми волосами, чрезвычайной худобы в теле и с приятной смесью чего-то кроткого, серьезного и добродушного в лице. Его, переходящего шкафа к шкафу, и его короткую рясу я врезал в памяти навсегда. Этот священник поступил из Владимирской епархии, где был иереем Муромского собора. Овдовев, он возвратился к науке, м недаром: его скоро поставили в числе первых десяти студентов. Мои лекции были, вероятно, хуже прочих, однако и их он посещал усердно и слушал внимательно. Этот мне памятно потому, что одежда резко отличала его от прочих слушателей, и он садился впереди".

1 октября 1848 года о. Иоанн пострижен в монашество с именем Савва. Постриг совершил ректор Академии архимандрит Алексий (Ржаницын); восприемником же при пострижении был инспектор Академии иеромонах Сергий (Ляпидевский). Митрополит Филарет прислал новопостриженному иеромонаху парм и рясу.

В 1850 году иеромонах Савва окончил академический курс со степенью магистра богословия. Предстояло получить назначение на духовно-учебную службу, но, по избранию митрополита Филарета он получил место Синодального ризничего. Отпуская о. Савву к исполнению обязанностей ризничего, митрополит Филарет поручил ему заняться описанием более примечательных предметов ризницы и библиотеки, и в 1855 году явился составленный им "Указатель для обозрения Московской Синодальной (патриаршей) ризницы".

Служение в должности ризничего имело ту добрую сторону, давало возможность входить в тесные сношения с учеными разных отраслей наук, как русскими, так и иностранными. Из русских в близких отношениях к ризничему стояли С.П. Шевырев, О.М. Бодянский, С.М. Соловьев, Ф.И. Буслаев, из иностранных - основатель новой религиозной секты в Англии Пьюзей. С последним о. Савва познакомился в 1856 году. Во время занятий Пьюзея в Синодальной ризнице по сличению печатных изданий творений святых отцов с древними греческими рукописями, для открытия вариантов, или разночтений, по случаю предлагавшегося тогда, в Оксфордском университете, нового издания отеческих творений Восточной Церкви.

15 мая 1855 года был возведен в сан архимандрита, звание, которого не имел ни один из прежде бывших ризничих. Митрополит Филарет, строгий и разборчивый ценитель людей, отозвался о нем: "Он порядочно проходит свою должность" и назвал его хорошим человеком, а преосвященный Леонид (Краснопевков) свидетельствовал:

"Должность ризничего проходил девять лет и проходил превосходно; ученые обращались к нему, как к специалисту. Готовность всякому служить своими знаниями, своим временем, своими учеными связями, делала библиотеку и ризницу общедоступной сокровищницею старины; а лицо Синодального ризничего поставляли в общем мнении так высоко, как оно никогда возвышалось. И русские не могли довольно похвалиться им и ученные иностранцы, особенно которые моли говорить с ним по-латыни, делали о нем великолепные отзывы в "журналах".

"Порядочное" прохождение ризничего помешало архимандриту Савве занять место ректора Вифанской семинарии. Когда митрополит Филарет возымел мысль определить Савву на означенную должность, известный ревнитель православия А.Н. Муравьев, узнав о сем, доложил владыке: "Архимандрит Савва - ризничий примерный, а ректор будет может быть посредственный; а где вы можете такого человека на должность ризничего?" Митрополит переменил свое намерение и ректором был определен архимандрит Игнатий. После этого случая архимандрит Савва еще около двух лет оставался в должности ризничего.

18 мая 1859 года был назначен ректором Московской духовной семинарии.

"Иным казалось, - говорит преосвященный Леонид (Краснопевков), что уклонившись в специальность археологии, он не подымет бремени ректорства: оказалось противное. Умом преосвященным, характером открытым и твердым, без жестокости, он совершенно овладел своей должностью Он был тяжел только для врагов порядка. В семинарии завелись было преподаватели с либеральными тенденциями; он смело ограничивал их; был, конечно, непопулярен в семинарии, но поддержал порядок".

Этот отзыв лучше всего указывает, в каком направлении проходило служение архимандрита Саввы в должности ректора. Человек порядка, он твердо держал порядок, не заботясь о популярности, почти всегда сопровождающийся беспорядком.

21 января 1861 года назначен ректором Московской духовной академии.

4 ноября 1862 года хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской епархии. Хиротония была совершена в Большом Успенском соборе, при участии архиепископа Евгения (Казанцева), епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова) и митрополита Фиваидского Никанора (впоследствии патриарха Александрийского).

Попечению второго викария были подчинены церкви и монастыри, входившие в круг ведомства Можайского духовного правления. Он посещает церкви и монастыри своего района; обозревает по поручению митрополита, духовные заведения; следит за решением дел в консистории и докладывает их митрополиту. Кипучая деятельность, под руководством многоопытного и мудрого святителя, имела огромное виляние на дальнейшую службу викария. Он приобрел опытность в делах, воспитал в себе чувство меры человеческим слабостям и усвоил все приемы в управлении своего руководителя: твердость, соединенную с осторожностью, ревность, свободную от фанатизма, и благодушие, не переходящее в слабость.

17 июня 1866 года назначен епископом Полоцким.

Особенно многотрудно было служение в этой епархии. Недавно воссоединенная из унии, бедная средствами духовным и материальными, епархия эта стоила преосвященному Савве многих забот и огорчений. Храмы были бедны и не благолепны, монастыри с малым числом братии и со скудными средствами, народ по местам придерживался унии. И девятилетние управление епархией он успел обновить многие церкви, украсить их иконами и ризницами, умножить монашествующих в обителях.

С 7 декабря 1874 года - епископ Харьковский.

С 23 апреля 1879 года - епископ Тверской и Кашинский.

20 апреля 1880 года возведен в сан архиепископа.

20 июня 1894 года удостоен ученой степени доктора церковной истории.

Скончался 18 сентября 1896 года.

Сочинения

  • "О перенесении части св. Мощей преп. Евфросинии, княжны Полоцкой из Киева в Полоцк. Евфросин. Монастырь". Витебск, 1875.
  • "Воспоминания о Высокопреосв. Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. Харьков, 1877.
  • "Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской Синодальной библ. VI-XVII вв. в Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы". Москва, 1863.
  • "Приветствие в юбилейное торжество в Киеве в память 900-летия Крещения Руси" // "Труды К.Д.А." 1888, сент., с. 228-231.
  • "Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы (ныне синодальной) и библиотеки". Впервые издан в Москве в 1855 г. и затем выдержал несколько изданий.
  • "Сборник писем духовных лиц XVIII в. к Преосвящ. Арсению (Верещагину) архп. Ростовско-Ярославскому, бывш. Епископу Тверскому". Тверь, 1893.
  • "Хроника моей жизни, автобиографические записки". Сергиев Посад, 1898-1911 гг.
  • См. Также "Богослов. Вестник" за 1898-1902 гг.

Награды

  • бриллиантовый крест для ношения на клобуке (14 мая 1896)

Литература

  • "Церк. Ведом." 1896, №19-20, с. 159.
  • "Приб. к "ЦВ" 1888, № 51, с. 1510.
  • "Приб. к "ЦВ" 1891, № 39, с. 1346
  • "Приб. к "ЦВ" 1896, № 43, с. 1561-1568
  • "Приб. к "ЦВ" 1906, № 43, с. 2866
  • "Богослов. Вестник" 1904 т.VI с. 297, 298.
  • "Н.Э.С." 1900 т. 28а с. 26.
  • "Н.Э.С." 1902 доп. т. II c. 613.
  • "Странник" 1888, дек., с. 780.
  • "Душеп. Чтен." 1877, ч.2. с. 504.
  • "Прав. Собес. 1901, март, с.315-316.
  • "Русск. Старина" 1880, март, с. 443. 1887, кн. 3-я, с, 205, п/с. 20. 1888, февр. с. 493, 507. 1888, авг, с.441-442. 1888, авг. с 442 п/с. 1888, дек. с 461, 747.
  • "Труды К.Д.А. " 1873, февр., с., 48. 1873, сент., с. 425. 1877, март, с. 654. 1877, июнь, с. 278. 1879, февр., с. 276. 1881, нояб., с. 402. 1886, февр., с. 292. 1889, сент., с. 374. 1890, июль, с. 494.
  • "Сам. ЕВ" 1868, №10, с. 214-215. (" (1901, №10, с. 576.
  • "Изв. Каз. Еп." 1885, №11, с. 1442-1427. 1904, № 42, с. 1425-1427. 1907, № 31, с. 949 п/с.
  • Булгаков, с. 1405, 14009, 1414, 1416.
  • БЭС т. II с. 1836, 1981, 2150.
  • "Русск. Провинц. Некрополь", с. 854.
  • Толстой, с. 47/374.
  • "Юбилейный сборник" 1914, с. 178, 251, 277, 308, 375, 434, 436, 456. 491, 496-498, 728.
  • "Истор. Влад. Семинар. Малицкого" т.2, с. 65.
  • Аполлос Епископ. "Псковско-Печерский монастырь". Новгород, 1864.
  • "Влад. ЕВ" 1877, № 12, с. 630.
  • "Церковные вопросы в России и русские ведом. Браила", 1896, с. 190.
  • Бровкович Никанор архр. "Минувшая жизнь", Одесса, с. 190.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1896 год", с. 18-19.
  • "Списки архиереев Иерархии Всероссийской" СПб, 1896, № 374, с. 51.

Использованные материалы

Редакция текста от: 04.08.2015 17:02:22

"САВВА (ТИХОМИРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google