АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Алексий (Дородницын)
Архиеп. Алексий (Дородницын)
Алексий (Дородницын) (1859 - 1919), архиепископ б. Владимирский и Суздальский.

В миру Дородницын Анемподист Яковлевич, родился 2 ноября 1859 года в селе Успенском Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье дьячка.

Обучался в Екатеринославской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское духовное училище и вместе с тем с июня 1890 г. состоял противоштундистским миссионером г. Херсона.

В 1890 году представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: "Церковно-законодательная деятельность Карла Великого". После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св. Синодом в ученой степени магистра богословия.

В 1892 году назначен помощником смотрителя Бахмутского духовного училища, а с сентября 1894 г. был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии.

В сентябре 1901 г. назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект.

Овдовел.

15 марта 1902 г. пострижен в монашество с именем Алексия.

7 апреля 1902 г. рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии.

5 сентября 1903 г. назначен ректором Литовской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

30 мая 1904 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию в Харьковском кафедральном соборе совершали: архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Таврический Николай (Зиоров), епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие.

18 июля 1905 г. был назначен епископом Елисаветградским, викарием той же Херсонской епархии.

27 августа того же года назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии.

5 сентября того же года был назначен ректором Казанской духовной академии.

В марте 1910 г. утвержден Св. Синодом в степени доктора Церковной истории за работу на тему: "Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX-го столетия", с приложением к нему тома: "Материалов для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX-го столетия".

17 января 1912 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским, где повел борьбу с лжеучением иеромонаха Илиодора (Труфанова). В этом же году епископу Алексию было присвоено звание почетного члена общества вспомоществования недостаточных студентов Казанской духовной академии.

Осенью 1913 года вошел в состав вновь учрежденной особой междуведомственной комиссии по вопросу о преобразовании духовных учебных заведений.

В 1913 году опубликовал одну из самых известных своих работ «Мораль Талмуда». Академическим языком с использованием подлинных источников он проанализировал моральные нормы Талмуда, показав его фундаментальную антихристианскую направленность.

30 июля 1914 г. назначен на Владимирскую и Суздальскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Заботясь о призрении вдов и сирот духовенства, преподал настоятелям церквей Владимирской епархии ряд указаний по этому вопросу.

Имел репутацию монархиста, приветствовал Нижегородское Всероссийское Совещание уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26—28 ноября 1915 года (Нижегородское совещание) и прислал на него свой доклад.

Весной 1917 года съездом епархиального духовенства был забаллотирован при избрании правящего архиерей за "деспотическое" управление и дерзкое обращение с духовенством (обычная мотивировка удаления консервативных архиереев), а также в дружбе с Г. Е. Распутиным, которому он подарил книгу с посвящением «великому старцу». Из-за близости к Г. Е. Распутину его даже не пытались защитить члены Св. Синода, никакую другую кафедру ему не предложили.

В 1918 году уехал уехал в Екатеринослав (Днепропетровск), затем в Киев, где поселился в Киево-Печерской лавре и выступил против митр. Владимира (Богоявленского), поддерживая местных автокефалистов.

Возглавил Всеукраинскую церковную раду. Назначенные Церковной радой епархиальные комиссары требовали, чтобы в храмах вместо свт. Тихона (Беллавина), патриарха Московского, поминалась Церковная рада во главе с архиеп. Алексием. После приезда в Киев с Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. митр. Владимира (Богоявленского) вл. Алексий, самовольно водворившийся в лавре по соседству с митрополитом, настраивал братию против своего архипастыря и священноархимандрита.

Когда для подготовки к созыву Всеукраинского церковного Собора в Киев прибыли митр. Платон (Рождественский), митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Евлогий (Георгиевский), сщмч. Владимир просил их вразумить архиеп. Алексия, но тот продолжал свою раскольническую деятельность. На Соборе, открывшемся 7 января 1918 г. в Киеве, он вместе со свящ. Марычевым возглавил группу автокефалистов, но попытка раскола не удалась. На нем лежит доля вины за гибель сщмч. Владимира (+ 25 января 1918), против которого он сумел настроить значительную часть лаврских насельников.

После смерти митрополита Киевского был запрещен в священнослужении.

Незадолго до смерти, оказавшись впоследствии на территории, занятой Добровольческой армией, принес покаяние в содеянных преступлениях.

Скончался в декабре 1919 года в Новороссийске. Отпевание совершил архиеп. Евлогий (Георгиевский), который в своих воспоминаниях дал ему в целом негативную характеристику.

Труды

Литературная деятельность преосвященного Алексия, начавшаяся еще со студенческой скамьи, выразилась во многих литературных произведениях. Кроме магистерской и докторской диссертации ему принадлежит большое количество статей, слов и речей. Известен также как плодовитый духовный писатель и автор духовной музыки. Его сочинения дилетантского характера исполнялись архиерейским хором во Владимире под управлением А. Е. Ставровского, а одно из них - «Да исправится молитва моя» (для трехголосного муж. хора) - было издано в Казани в 1911 г.

  • Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. М., 1891. (Магистерская диссертация); Также "Чтения в Обществе любителей духовного просвещения". 1888-1889.
  • "Опыт противоштундистского катехизиса". Екатеринослав, 1889.
  • "Шалопутская община". М., 1891; Шалапутинская община. Казань, 1906.
  • "Южно-русский необаптизм, известный под именем "штунды". Ставрополь, 1903.
  • "Византийские церковные мистики XIV века. Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и преп. Григорий Синаит". Казань, 1906, "Правосл. Собес."
  • "Женщина, что ты плачешь?". "Правосл. Собес." 1907, январь, с. 3-16.
  • "Секта шалопутов". "Прав. Собес." 1907, февраль, с. 17.
  • "Отличительный характер чудес Господа нашего Иисуса Христа". "Православный собеседник" 1907, март, с. 305-320.
  • "О необходимости изучения в Духовной Академии русского сектанства". "Правосл. Собес." 1907, сентябрь, с. 437-445.
  • Речь к поступившим в Казанскую Академию. "Правосл. Собес." 1907, сентябрь, с. 384-388.
  • "Внутренняя организация общин южно-русских необаптистов". "Правосл. Собес." 1908, январь, с. 86-123.
  • Внешняя организация общин южно-русских необаптистов. Казань, 1907.
  • "История секты баптистов". "Православный собеседник" 1908, апрель, с. 457-480.
  • "Секта баптистов". "Правосл. Собес." 1906, ноябрь, с. 34.
  • Речь к новопостриженному иноку Евсевию Рождественскому. "Прав. Собес." 1908, декабрь, с. 780.
  • Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1908 (1909?).
  • Письма о штундистах. Казань, 1909; Москва, 1885.
  • Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909.
  • Отзывы проф. Казанской Академии см. "Прав. Собес." 1912, сентябрь, с. 437-467.
  • "Христианство и коммунизм". Казань, 1909.
  • "Современное движение в среде русских мусульман". "Прав. Собес." 1910, апрель, с. 419-455; Казань, 1910.
  • Слово на молебне пред началом учебных занятий в Казанской Духовной Академии в 1910-1911 уч. году. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 39, с. 1635.
  • "Попытки протестантов к соединению с греко-восточной Церковью в XVI веке". Казань, 1911.
  • "Аскетическое богословие". Казань, 1911.
  • "О хранении идеалов". "Прав. Собес." 1911, июль-август, с. 225-230.
  • Речь к поступившим в число студентов Казанской Духовной Академии в 1911-1912 учебном году. "Приб. к "Церк. Вед." 1911, № 39, с. 1593.
  • "О таинстве причащения". (Опыт противоштундистского катехизиса). СПБ, 1912.
  • Опыт православного противоштундистского катихизиса о таинстве причащения. Казань, 1912; Харьков, 1905.
  • Послание к Саратовской пастве. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 12-13, с. 487.
  • Слово к Саратовской пастве при вступлении на Саратовскую архиерейскую кафедру 29 января. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 7, с. 231.
  • Речь при вручении жезла Преосвященному Дионисию, епископу Петровскому. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 33, с. 1308.
  • Речь, сказанная ученикам 1-го Саратовского реального училища на экзамене по Закону Божию 17 мая 1913 г. "Приб. к "Церк. Вед." 1913, № 24, с. 1135.
  • "Мораль Талмуда". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 44, с. 2025. "Голос Церкви" 1913, декабрь, с. 48-57.
  • Полное собрание сочинений. Том 1. Статьи богословско-философского и церковно-исторического содержания. Саратов, 1913 (1914?). 593 с.
  • "Крест Христов". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 8, с. 422-429, № 9, с. 476-483, № 10, с. 531; Казань, 1904, 1912.
  • Слово пред отпеванием старшего секретаря Святейшего Синода Г.И. Житецкого. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 9, с. 470-472.
  • "Две морали" (Солидарность и Милосердие). "Приб. к "ЦВ" 1914, № 21, с. 940-947 и № 22, с. 978; Казань, 1904, 1912.
  • Речь преосв. епископа Саратовского к православным воинам в день 22 июля. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 31, с. 1357.
  • Речь, произнесенная во время патриотической манифестации жителей г. Саратова 23 августа 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1451.
  • Речь, произнесенная 30 июля после молебна в напутствие отправляющимся на театр военных действий сестрам милосердия. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1452.
  • Послание к Владимирской пастве архиеп. Владимирского и Суздальского. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 39, с. 1677.
  • О безблагодатности таинств у еретиков и раскольников. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 45, с. 1874, № 46, с. 1906, № 47, с. 1943, № 48, с. 1987. См. также "Голос Церкви" 1915, январь, с. 42-52.
  • "Немецкие миссионеры баптизма на юге России во второй половине XIX столетия". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 6, с. 165, № 7, с. 203, № 8, с. 237, № 9, с. 277.
  • Воззвание к Владимирской пастве о помощи семьям запасных в деле обсеменения их полей. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 15, с. 474.
  • Речь в собрании городских и земских деятелей по поводу устройства приюта. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 46, с. 2319.
  • Речь, сказанная при вручении жезла епископу Суздальскому "Приб. к "ЦВ" 1916, № 18-19, с. 465.
  • Речь присоединившимся к православию военнопленным чехам. "Приб. к "ЦВ" 1916, № 20, с. 476.
  • Речь при освящении инвалидного дома в г. Иваново-Вознесенске, произнесенная 12 ноября 1916 г. "Приб. к "ЦВ" 1916, № 48, с. 1145.
  • "Антихрист". "Голос Церкви" 1914, март, с. 27-53 и отд. изд. М., 1914.
  • Возможность самовоспитания и средства его: (Очерк из христианской педагогики). // "Вера и Церковь". 1903, кн. 8, 375-412.
  • Противоштундистский катихизис. Харьков, 1905, 1910.
  • Христианство без догмата. // "Вера и Жизнь". 1914. № 3, 5-20. № 3, 5-23.
  • Церковно-музыкальная новинка. // "Екатеринославские ЕВ". 1898. № 29.
  • К вопросу о восстановлении церковно-обиходного пения. // "Екатеринославские ЕВ". 1898. № 35-36.
  • Охранение идеалов. // "Православный собеседник". 1911, июль-авг.
  • Христианская мистика в ее отличии от науки и положительной религии.

Отзывы

  • На сочинение В. Верюжского на тему: "Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования". "Прав. Собес." 1910, декабрь, с. 41.
  • Слово пред панихидой в Казанском Дворянском Собрании по П.А. Столыпине, 8 сентября 1911 г. "Прав. Собес." 1911, октябрь, с. 459-462.
  • "Воинствующий ислам". "Голос Церкви", сентябрь, с. 27-43.
  • Влияние немцев-колонистов на юге России во второй половине XIX столетия. "Голос Церкви", март-июнь.
  • О возрождении крещением. Губ. гор. Владимир, 1916 г.
  • Отзыв о труде. См. "Приб. к "ЦВ" 1917, № 2, с. 40-42.
  • Слово на Введение во храм Пресвятыя Богородицы. "Изв. Казан. епарх." 1905, № 43, с. 1283-1286.
  • Слово на праздник Рождества Христова. (Христианство - религия мира и радости). "Изв. Казан. епарх." 1904, № 48, с. 1466-1469.
  • Слово по освящении храма, сооруженного Казанским обществом трезвости во имя Милостивого Спаса. Произнесено 27 апреля 1908 г. "Изв. Казан. епарх." 1908, № 18, с. 543-546.
  • Обличение лжеучения баптистов о почитании св. икон, св. Креста Господня, мощей св. угодников, о крещении младенцев и Таинства Евхаристии. (Составлено студентами Академии под руководство ректора, епископа Алексия). "Изв. Казан. епарх." 1911, № 17, с. 506-523.

Литература

  • "Церк. Вед." 1904, № 21, с. 257, 1905, № 31, с. 383, № 37, с. 439, 1912, № 3, с. 15, 1914, № 32, с. 377, 1916, № 15-16, с. 106.
  • "Приб. к "ЦВ" 1904, № 21, с. 785, № 24, с. 878, 877, 1910, № 5, с. 203, 204, 1913, № 44, с. 2026, 1914, № 21, с. 940-947, № 22, с. 978.
  • "Церк. Вестн." 1910, № 24, стб. 746, 1891, № 10, стб. 155.
  • "Прав. Собес." 1911, октябрь, с. 1-16.
  • "Мисс. Календарь" 1907, с. 128.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1905, с. 40, 1906, с. 52, 1910, с. 86, 1916, с. 134, 1917, с. 138-139.
  • Булгаков, с. 1401, 1416.
  • БЭС т. I, стб. 121, 122.
  • БЭС т. II, стб. 2004.
  • БЭЛ т. VII, стб. 728.
  • НЭС т. II, стб. 10 и т. доп. I, с. 79.
  • "Изв. Казан. епарх." 1905, № 30, с. 881, № 36, с. 1069, № 37, с. 1101, прилож. к № 43 и 44, с. 1, 1907, № 40, с. 1246, № 42, с. 1322, № 44, с. 3 приложение, 1908, отчет п-ва 1907, с. 4, личный состав, с. 3, 1912, № 4, с. 91, № 5, с. 127, № 6, с. 175-182, № 7, с. 224-226, № 37, с. 116, 1913, № 39, с. 1174, 1914, № 11, с. 334, № 19-20, с. 625, № 46, с. 1466.
  • Сб. М. Моск. Дух. Акад. М. 1915, с. 659.
  • В.Г(линский), с. 54.
  • Евлогий [Георгиевский], митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1995; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 116-122.
  • Заметки и дополнения Е.М. № 14.
  • Исправления и дополнения А.А.
  • M. Pol'skij, Novye muceniki 11, 277.
  • Nikon (Rklickij), Zizneopisanie IV, 214.

Использованные материалы

  • Прот. Владислав Цыпин. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич). Православная энциклопедия, т. 1, с. 665-666
  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • Степанов Анатолий Дмитриевич. Алексий (в миру Дородницын Анемподист Яковлевич), архиепископ Владимирский и Cуздальский (2.11.1859—янв. 1919), духовный писатель, деятель монархического движения. Большая энциклопедия русского народа.

Редакция текста от: 16.09.2012 12:26:04

"АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google