ИОСИФ (ПЕТРОВЫХ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Ленинградский Иосиф (Петровых)
Митр. Ленинградский Иосиф (Петровых)
Иосиф (Петровых) (1872 - 1937), митрополит б. Ленинградский, священномученик

Память в Неделю Новомучеников (РПЦЗ)

В миру Петровых Иван Семёнович, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии. Родился в семье мещан. С юности был почитателем праведного Иоанна Кронштадтского.

Окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию.

В 1895 году за казенный счет направлен в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьёзному труду и учёным занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор.

В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым кандидатом-магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии.

9 сентября 1900 года утверждён исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории.

26 августа 1901 года епископом Волоколамским Арсением, ректором академии, был пострижен в монашество в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Затем, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября того же года - во иеромонаха.

В июне 1903 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему "История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки)" и утверждён в звании доцента.

9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии.

18 января 1904 года возведён в сан архимандрита.

В 1905-1910 годах издал свой духовный дневник под заглавием "В объятиях Отчих. Дневник инока," который он вел подражая праведному Иоанну Кронштадтскому.

В 1905 году прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на некоторое время был запрещен в служении. Затем, из-за конфликта со студентами по прошению был уволен из академии и назначен, в июне 1906 года, настоятелем настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.

С 1907 года - настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии.

27 февраля 1909 года переведен настоятелем в Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в Ростове Великом.

Еп. Угличский Иосиф (Петровых)
Еп. Угличский Иосиф (Петровых)
15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитами Санкт-Петербургским Антонием, Московским Владимиром, Киевским Флавианом и другими архиереями.

На этой кафедре пребывал много лет. Был близок к будущему патриарху святителю Тихону в бытность его архиепископом Ярославским.

В 1911 году посетил Афон для изучения древних церковных распевов.

Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. С 1 декабря 1917 года до 20 января 1918 был временно управляющим Рижской епархии.

7 июля 1919 года в Ростове был арестован за то что "звоном с колокольни и крестным ходом сорвал в своей епархии кампанию по вскрытию мощей." Был переведен в Москву, во внутреннюю тюрьму ВЧК на Лубянке, и в августе того же года освобожден.

22 января 1920 года возведен в достоинство архиепископа и назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. 8 июля того же года был арестован за организацию крестного хода в знак протеста против вскрытия мощей Ростовских чудотворцев, приговорен к одному году заключения в концлагере условно. После ареста в Ростове были собраны тысячи подписей с просьбой о его освобождении и в том же году он продолжил свое служение.

До самого его закрытия в 1923 году оставался настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря, и за многие годы приложил немало усилий для благоустроения обители.

С 1920 по 1925 годы временно управлял епархией Новгородской и Старорусской.

В мае 1922 года был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей и был осужден Ярославским ревтрибуналом на 4 года лишения свободы, уже 5 янврая 1923 года досрочно отпущен по предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина. В том же году вступил во временное управление Ярославской епархией.

Во время обновленчества затворился в Угличском Алексеевском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему. Держался он так, что завоевал доверие митрополита Крутицкого Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года поставил его третьим кандидатом в заместители патриаршего местоблюстителя.

21 мая 1924 году включен в состав членов Священного Синода при патриархе Тихоне. 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру. Завоевал доверие святителя Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года поставил его третьим кандидатом в заместители патриаршего местоблюстителя. После ареста митрополита Петра, во время попыток захвата церковной власти архиепископом Григорием (Яцковским), был всецело на стороне митрополита Сергия (Страгородского).

26 августа 1926 года был назначен митрополитом Ленинградским и 11 сентября прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти святого Александра Невского) и утром в день праздника он совершил свое первое и последнее торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Ленинградцы, давно уже не имевшие своего митрополита, встретили новоприбывшего с большой радостью, как стойкого борца за чистоту Православия. Несмотря на дождь, улицы и площадь около собора были заполнены народом; многие подходили под благословение со слезами. 13 сентября покинул Ленинград, а по приезде в Москву был вызван в ОГПУ и отправлен в обратно Ростов с запрещением выезда оттуда.

25 ноября/8 декабря 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) был арестован, и владыка Иосиф, согласно завещанию Крутицкого святителя Петра, оказался заместителем патриаршего местоблюстителя, временным предстоятелем Русской Православной Церкви. В тот же день он подписал завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или же архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей. 16/29 декабря того же года владыка Серафим (Самойлович) принял на себя служение заместителя патриаршего местоблюстителя.

Владыка Иосиф не смог вернуться в Ленинград из Ростова. Он управлял епархией через своих викариев, приезжавших в нему в Ростов. 28 декабря 1926 года был арестован и выслан в бывший Моденский Никольский монастырь без права выезда. Лишь в сентябре 1927 года он смог вернуться в Ростов.

Тем временем, Священный Синод под председательством митрополита Сергия 13 сентября 1927 года, постановил "по соображениям большей пользы церковной" перевести митрополита Иосифа на Одесскую кафедру. 28 сентября того же года митрополит Иосиф направил митрополиту Сергию письмо, в котором высказал суждение о том, что считает распоряжение о его перемещении на Одесскую кафедру незаконным. 25 октября митрополит Сергий и временный Священный Синод вынесли новое определение о перемещении митрополита Иосифа на Одесскую кафедру, а тот повторно отказался 30 октября.

За этим противоречием стояло то, что митрополит Иосиф узнал о назначении через третьи руки и воспринял его как величайшую несправедливость, как следствие интриги. Он также не одобрял избранного митрополитом Сергием курса в управлении Русской Православной Церковью, некоторые действия заместителя рассматривал чуть ли не как сознательное предательство Церкви Божией. Как и в случае со многими другими архиереями, толчком к отстранению от митрополита Сергия стала его Декларация 1927 года. Волновавшие его чувства митрополит Иосиф излил перед приехавшим к нему викарием, епископом Гдовским Димитрием, а тот, возвратившись в Ленинград, рассказал прихожанам о настроении митрополита. Безусловно, и перед ростовскими знакомыми митрополит Иосиф не скрывал этих чувств и подозрений. Поэтому, хотя он и отрицал свою причастность к начавшимся вскоре волнениям в Ленинграде и к дурному приёму, который ростовцы оказали вновь назначенному к ним епископу Иннокентию (Летяеву), - всё же и то, и другое, несомненно, произошло под его нравственным, хотя, может быть, и невольным, влиянием. Еще середине августа 1927 года епископ Гдовский Димитрий, протоиерей А. Советов и другие клирики Ленинграда направили митрополиту письмо с выражением своего несогласия с церковной позицией митрополита Сергия, а 26 декабря 1927 года епископ Гдовский Димитрий и епископ Нарвский Сергий (Дружинин) подписали акт отхода от митрополита Сергия, одобренный митрополитом Иосифом.

Таким образом начался т.н. Ленинградский раскол, получивший название иосифлянского. В начале митрополит Иосиф открыто не порывал с митрополитом Сергием и некоторое время отрицал свое влияние на викариев, в то же время поддерживая переписку с Сергием.

Письма, которые он за этот период написал митрополиту Сергию, почти не оставляли надежды на мирный исход конфликта. Тон писем митрополита Иосифа резко обличительный, и, в то же время, в них много личного, жалобы на опасность "пропасть совсем от нужды и голода" - в Ростове митрополит имел возможность продавать остатки своего имущества, но на новом месте это могло стать невозможным. Логически не обосновано утверждение, ставшее впоследствии одним из тезисов иосифлянства, о том, что канонические правила запрещают переводить епископов, - если бы владыка Иосиф действительно считал это законом, не терпящим исключений, то обязан был бы заявить протест еще когда из Ростова его перевели в Ленинград. В письмах ясно проглядывает мысль, что митрополит Иосиф является одним из заместителей патриаршего местоблюстителя и в качестве такового служит предостережением митрополиту Сергию о возможности его духовного падения. Можно также выделить чрезвычайную язвительность его упреков и обвинений: его эпитеты доходят в отдельных случаях до возмутительной грубости; он не стесняется в выражениях, даже если они относятся к Церкви. "Будто и не он пишет вовсе. У него будто злоба какая," - замечал по поводу этой переписки архиепископ священномученик Иларион (Троицкий).

2 февраля 1928 года митрополита Иосифа посетили посланные к нему митрополитом Сергием архиепископ Вологодский Сильвестр (Братановский) и архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк), которым митрополит Иосиф сделал заявление об отделении от митрополита Сергия. 6 февраля 1928 года, вместе с группой архиереев Ярославской епархии включая святителя Агафангела подписывал декларацию об отделении от митрополита Сергия. Но митрополит Иосиф пошел дальше своих сотоварищей в этом деле. В то врем, как они официально пробыли в разделении немногим более трех месяцев, митрополит Иосиф остался в нем до конца жизни, теперь уже открыто возглавив оппозицию.

11 (или 27) марта 1928 года, сессией Священного Синода было вынесено постановление о лишении митрополита Иосифа кафедры и запрещении его в священнослужении; он, как раньше его викарии, не подчинился этому постановлению.

29 февраля 1928 года митрополит Иосиф был вновь арестован и вновь выслан в Николо-Моденский монастырь без права выезда. Тут он был арестован 9 апреля или 12 сентября 1930 года по делу "Всесоюзного центра Истинного Православия". 3 сентября 1931 коллегия ОГПУ СССР приговорила его, как "руководителя церковно-административного центра всесоюзной к/р монархической организации 'Истинно-Православная Церковь'" по статье 58-11 УК РСФСР к 5 годам концлагерей с заменой на 5 лет ссылки в Казахстан.

В Казахстане он прожил до 9 апреля 1935 года в городе Джамбул, где работал бухгалтером на медном комбинате, тайно совершая Божественную литургию, а затем проживал в городе Мирзоян без права вызеда. 24 июня или 23 сентября 1937 года последовал его арест и осуждение на расстрел за "контрреволюционная деятельность."

Расстрелян 20 ноября 1937 года в овраге Лисий Нос под Чимкентом вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым).

Священномученик Иосиф (Петровых), Петроградский, митрополит
Священномученик Иосиф (Петровых), Петроградский, митрополит

Почитание

В 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей был причислен к лику святых как новосвященномученик [1]. Однако, в Московском Патриархате его прославление встречало неприятие. По воссоединении Русской Церкви в Отечестве и за рубежом вопрос о канонизации митрополита Иосифа стал одним из предметов разбирательства рабочих групп по составлению общего списка новомучеников и исповедников Российских.

Труды

[2]

  • "Слово похвальное Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии, чудотворного Её образа "Одигитрия", яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немец".
  • (Незабвенная милость Божией Матери городу Устюжне в смутную годину отечества).
  • Слово любви к духовному юношеству. // "Богословский вестник".
  • "Самуил и Саул в их взаимных отношениях". (Пробная лекция). Сергиев Посад, 1900. (также "Богословский вестник").
  • Речь над гробом профессора Московской Духовной Академии Андрея П. Смирнова.
  • "К вопросу об источниках по Библейской Истории". (Стипендиатский отчет).
  • Св. гора Морим: (Исторический очерк). "Душеп. Чтение".
  • "Мир ли вход твой?" (Размышление на Новый Год).
  • "Река Иордан".
  • "Божественная жажда" (Проповедь).
  • "Тайна любви ко врагам".
  • "Вопль нарушенного отдыха". Журнал "Божья Нива", Троицкий собеседник.
  • "Школа и молитва".
  • "Свет от школы за стенами школы".
  • "Школа и паломничество".
  • "Школа в Великом посте".
  • "Праздник школы - акты".
  • "Нечто о дисциплине".
  • "Лето и курсы".
  • "Непогоды над школьной нивой и отрадные явления".
  • "Школьные библиотеки".
  • "Собеседования в школах".
  • "Школа - воспитательница народа".
  • "Трогательные факты в школьной жизни".
  • "Союз священника и учителя".
  • "Насилие католицизма над православными школами".
  • "Главные виды школьного труда": а) сельскохозяйственные занятия; б) ремесленные занятия; в) рукоделие в школах.
  • "Здоровье, как предмет воспитания".
  • "Из области идеалов и действительности".
  • "Как растет незаметно быстро в школе душа детская".
  • "Отрадная теснота и прискорбный простор храма Божия".
  • "Школа как идеал семьи".
  • "Бытовое невежество в среде русского народа".
  • "Религиозное невежество".
  • "Меры поднятия церковности в школах".
  • "Беседа архипастыря с духовенством по вопросам церковно-школьного дела".
  • "Симпатичный пример отношений архипастыря к своим епархиальным школам".
  • "Патриотические отклики детей на войну".
  • "Прощальная беседа учителя с учениками в день разлуки их со школой".
  • "Детские игры - важное воспитательное средство".
  • "Девушка-учительница, как лучшая воспитательница школы".
  • "Два светлых примера полезного и самоотверженного служения учительниц".
  • "О необходимости большего просвещения будущих крестьянок-матерей".
  • "Гигиена народной жизни и ее лучший проводник школа".
  • "Симпатичная деятельность женских монастырских школ".
  • "Добрые речи к труженикам школы".
  • "Церковность" (Ее важное значение и необходимость в школе и жизни).
  • "Как воспитывается неблаговоспитанность".
  • "Святая просьба".
  • Библиографическая заметка о книге:
  • "В стране священных воспоминаний".
  • "Новгор. Еп. Вед." Торжество Православия в селе Наронове Крестецкого уезда.
  • Статья "Ианней Александр". (Прав. Богосл. Энц.)
  • -"- "Иоанн Гискальский". -"-
  • -"- "Иоанн, сын Маттафий". -"-
  • -"- "Иоанн Гиркан". -"-
  • -"- "Иосиф Флавий". -"-
  • -"- "Иотапата". -"-
  • -"- "Иуда Маккавей" -"-
  • -"- "Иуда Галилейский" -"-
  • -"- "Иудеи" -"-
  • -"- "Иисус, сын Иоседеков" -"-
  • "Матерь Божия - Благодатная Матерь народа русского". Сергиев Посад, 1902.
  • "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия". (Опыт критического разбора и обработка). Сергиев Посад, 1903.
  • Речь пред защитой магистерской диссертации. "Богосл. Вестн." 1903, октябрь, с. 298.
  • Магистерский диспут. "Богосл. Вестн." 1903, октябрь, с. 305.
  • "От крупиц Евангельских". Беседы инока. Сборник проповедей. Сергиев Посад, 1904.
  • "Вера и Церковь", 1904, № 10, с. 808-809.
  • "Учение Лейбница о происхождении и сущности зла". Харьков, 1905.
  • "В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. I-VII. Сергиев Посад и Ростов-Яросл. 1905-1910 гг.
  • "В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. VIII-IX. Сергиев Посад, 1913.
  • В объятиях отчих. Дневник инока. А.И. Сергиев Посад, 1913. ("Душеполезное чтение").
  • "В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. X-XI. Сергиев Посад, 1914.
  • "Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом". Сергиев Посад, 1911.
  • "Из летописей города Устюжны".
  • Речь при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1909, № 13-14, с. 601.
  • Pisўmo M. Iosifa k episkopu, otlozivsemusja ot M. Sergija, in: M. Pol'skij, Novye muceniki 11,5/ Rezolucija M. Iosifa na doklad Petrogradskich Vikariev, ot 23 Dekabrja 1927 g., ebda.
  • Pisўmo M. Iosifa k odnomu Petrogradskomu archimandritu, ebda. 6-8.
  • Rezolucija M. Iosifa o soglasij ego vozglavljat dvizenie otlozivsichsja Petrogradskoj eparchii, ebda. 8.
  • Obrascenie M. Iosifa k Petrogradskoj pastve, ebda. 10.

Документы, литература

  • ГА РФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 81.
  • ЦА ФСБ РФ, Дело по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова).
  • Справка Управления по Южно-Казахстанской о. Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 9.04.1997.
  • ЦА ФСБ РФ, Д.П-7377, т. 2.
  • "Церк. Вед." 1906, № 28, с. 362, 1909, № 11, с. 78.
  • "Приб. к "ЦВ" 1909, № 12, с. 574-575.
  • "ЖМП" 1935, № 23-24, с. 3.
  • "Урал. Церк. Вед." (обновл.) 1928 г., № 5-6, март, с. 7.
  • "Красный Архив" 1930, т. 40, с. 73.
  • "Правда о религии в России". МП, 1942, с. 27.
  • Елевферий митр.: "Неделя в Патриархии". Париж. 1933, с. 124-126, 133, 137 и др.
  • Елевферий митр.: "Соборность Церкви. Божие и кесарево". Париж, 1933, с. 196-207.
  • Иоанн Снычев архм.: "Церковные расколы".
  • Булгаков, с. 1418.
  • ФПС I, № 29, с. 2.
  • ФПС III, с. 3.
  • ФАМ I, № 129, с. 10.
  • БЭЛ т. VII, с. 481-484.
  • НЭС т. XX, с. 210.
  • Газ. "Безбожник", 1938, 1 апреля (ст. Н. Платонова).
  • Prav. Put' 1980, 75-85.
  • Regel'son 587f; fermer 405, 407, 408, 436, 438, 440, 447, 450, 452, 459, 464, 468, 101, 135, 137, 153, 154.
  • Joh. Chrysostomus, Russische Kirchgeschichte 11, 187-198, 201-209, u.a. Stellen passim.
  • Stratonov, Russkaja Cerkovnaja Smuta (1921-31), Berlin 1932, S. 180.
  • Struve 46, 48f. 152, 502-506.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 47, 335.
  • I.M. Andreyev, Russiás Catacomb Saints 109-129, passim. Hier auch die englische Ubersetzung seiner Briefe (S. 124 bis 128).
  • D. Pospielovsky, The Russian Church under the Soviet Regime 1917-1982 (Chestwood 1984), passim.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
  • Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды / Сост. М.С.Сахаров и Л.Е. Сикорская. СПб.: Кифа, Издательство Олега Абышко, 2006. 352 с.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [Сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 319, 422, 489-490, 516, 570-574, 577, 606-607, 809-810, 865, 977.
  • Польский М., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (Репринт изд. 1949-1957, Джорданвилль), ч. 1, 146; ч. 2, 1-11.
  • Голубцов, С. А., протодиак., Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах, Архив ПСТБИ. Машинопись.
  • Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью, т. 2, Ярославль, 1994, 78.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI), М., 1994, (Репринт изд. 1918), т. 1, 72.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 4, 20-30.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год, Пг., 1917, 48-49.
  • Шкаровский, М. В., Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945, СПб., 1995.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие, СПб., 1999, 10.
  • "Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России" [Сост. И. И. Осипова], Церковно-исторический вестник, 1999, № 2-3, 57, 171-172.
  • Осипова, И. И., "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных, М.: Серебряные нити, 1998, 271.
  • Шкаровский, М. В., Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви, СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999, 287-288.
  • Хрусталев, М. Ю., Гусев, О. А., "Митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) в сонме новомучеников и исповедников Российских," Устюжна: Историко-литературный альманах, вып. 2, Вологда, 1993, 147-152.
  • Антонов, В., "Священномученик митрополит Иосиф в Петрограде," Возвращение: Церковно-общественный журнал, СПб., 1993, № 4, 46-52.
  • Спасо-Яковлевский димитриев монастырь в Ростове Великом, Б/м, б/д, 85 с.
  • Санкт-Петербургский мартиролог, СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002, 20-21.
  • Голубцов, С. А., протодиак., Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа, М., 1999, 20-22.
  • Голубцов, С. А., протодиак., Стратилаты академические, М., 1999, 48-55.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие (2-е изд., дополненное), СПб., 2002, 20-21.

Использованные материалы



[1]  http://svyato.info/7573-dni-pamjati-svjatykh.html

[2]  Перечисление трудов без указания года издания взято из Бел., т. VII, 482-484.

Редакция текста от: 23.09.2013 13:54:15

"ИОСИФ (ПЕТРОВЫХ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google