Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОСИФ (ПЕТРОВЫХ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Ленинградский Иосиф (Петровых)
Митр. Ленинградский Иосиф (Петровых)
Иосиф (Петровых) (1872 - 1937), митрополит б. Ленинградский, священномученик

Память 7 ноября (РПЦЗ [1]) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских (РПЦЗ)

В миру Петровых Иван Семёнович, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии. Родился в семье мещан. С юности был почитателем праведного Иоанна Кронштадтского.

Окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию.

В 1895 году за казенный счет направлен в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьёзному труду и учёным занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор.

В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым кандидатом-магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии.

9 сентября 1900 года утверждён исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории.

26 августа 1901 года был пострижен в монашество в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры епископом Волоколамским Арсением (Стадницким), ректором академии. 30 сентября того же года рукоположен во иеродиакона, а 14 октября - во иеромонаха.

В июне 1903 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему "История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки)" и утверждён в звании доцента.

9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии.

18 января 1904 года возведён в сан архимандрита.

В 1905-1910 годах издал свой духовный дневник под заглавием "В объятиях Отчих. Дневник инока", который он вел, подражая праведному Иоанну Кронштадтскому.

В 1905 году прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на некоторое время был запрещен в служении. Затем вследствие конфликта со студентами был уволен из академии и в июне 1906 года назначен настоятелем настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.

С 1907 года - настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии.

27 февраля 1909 года переведен настоятелем в Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в Ростове Великом.

Еп. Угличский Иосиф (Петровых)
Еп. Угличский Иосиф (Петровых)
15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

На этой кафедре пребывал много лет. Был близок к будущему патриарху Тихону в бытность его архиепископом Ярославским.

В 1911 году посетил Афон для изучения древних церковных распевов.

Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. С 1 декабря 1917 года до 20 января 1918 был временно управляющим Рижской епархии.

7 июля 1919 года в Ростове был арестован за то что "звоном с колокольни и крестным ходом сорвал в своей епархии кампанию по вскрытию мощей." Был переведен в Москву, во внутреннюю тюрьму ВЧК на Лубянке, и в августе того же года освобожден.

22 января 1920 года возведен в достоинство архиепископа и назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. 8 июля того же года был арестован за организацию крестного хода в знак протеста против вскрытия мощей Ростовских чудотворцев, приговорен к одному году заключения в концлагере условно. После ареста в Ростове были собраны тысячи подписей с просьбой о его освобождении и в том же году он продолжил свое служение.

До самого его закрытия в 1923 году оставался настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря, и за многие годы приложил немало усилий для благоустроения обители.

С 1920 по 1925 годы временно управлял Новгородской и Старорусской епархией.

В мае 1922 года был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей и был осужден Ярославским ревтрибуналом на 4 года лишения свободы, уже 5 января 1923 года досрочно отпущен по предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина. В том же году вступил во временное управление Ярославской епархией.

Во время обновленчества затворился в Угличском Алексеевском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему.

21 мая 1924 году включен в состав членов Священного Синода при патриархе Тихоне. 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Завоевал доверие святителя Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года поставил его третьим кандидатом в заместители патриаршего местоблюстителя. После ареста митрополита Петра, во время попыток захвата церковной власти архиепископом Григорием (Яцковским), был всецело на стороне митрополита Сергия (Страгородского).

26 августа 1926 года был назначен митрополитом Ленинградским и 11 сентября прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти святого Александра Невского) и утром в день праздника он совершил свое первое и последнее торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Ленинградцы, давно уже не имевшие своего митрополита, встретили новоприбывшего с большой радостью, как стойкого борца за чистоту Православия. Несмотря на дождь, улицы и площадь около собора были заполнены народом; многие подходили под благословение со слезами. 13 сентября покинул Ленинград, а по приезде в Москву был вызван в ОГПУ и отправлен в обратно Ростов с запрещением выезда оттуда.

8 декабря 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) был арестован, и владыка Иосиф, согласно завещанию Крутицкого святителя Петра, оказался заместителем патриаршего местоблюстителя, временным предстоятелем Русской Православной Церкви. В тот же день он подписал завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности ему приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или же архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей. 29 декабря того же года владыка Серафим (Самойлович) принял на себя служение заместителя патриаршего местоблюстителя [2].

Сщмч. Иосиф, митр. Петроградский. Икона (РПЦЗ, XX в.)
Сщмч. Иосиф, митр. Петроградский. Икона (РПЦЗ, XX в.)
Владыка Иосиф не смог вернуться в Ленинград из Ростова. Он управлял епархией через своих викариев, приезжавших в нему в Ростов. 28 декабря 1926 года был арестован и выслан в бывший Моденский Никольский монастырь без права выезда. Лишь в сентябре 1927 года он смог вернуться в Ростов.

Тем временем Священный Синод под председательством митрополита Сергия 13 сентября 1927 года, постановил "по соображениям большей пользы церковной" перевести митрополита Иосифа на Одесскую кафедру. 28 сентября того же года митрополит Иосиф направил митрополиту Сергию письмо, в котором высказал суждение о том, что считает распоряжение о его перемещении на Одесскую кафедру незаконным. 25 октября митрополит Сергий и временный Священный Синод вынесли новое определение о перемещении митрополита Иосифа на Одесскую кафедру, а тот повторно отказался 30 октября.

За этим противоречием стояло то, что митрополит Иосиф узнал о назначении через третьи руки и воспринял его как величайшую несправедливость, как следствие интриги. Он также не одобрял избранного митрополитом Сергием курса в управлении Русской Православной Церковью, некоторые действия заместителя рассматривал чуть ли не как сознательное предательство Церкви Божией. Как и в случае со многими другими архиереями, толчком к отстранению от митрополита Сергия стала его Декларация 1927 года. Волновавшие его чувства митрополит Иосиф излил перед приехавшим к нему викарием, епископом Гдовским Димитрием (Любимовым), а тот, возвратившись в Ленинград, рассказал прихожанам о настроении митрополита. Безусловно, и перед ростовскими знакомыми митрополит Иосиф не скрывал этих чувств и подозрений. Поэтому, хотя он и отрицал свою причастность к начавшимся вскоре волнениям в Ленинграде и к дурному приёму, который ростовцы оказали вновь назначенному к ним епископу Иннокентию (Летяеву), - всё же и то, и другое, несомненно, произошло под его нравственным, хотя, может быть, и невольным, влиянием. Еще середине августа 1927 года епископ Гдовский Димитрий, протоиерей А. Советов и другие клирики Ленинграда направили митрополиту письмо с выражением своего несогласия с церковной позицией митрополита Сергия, а 26 декабря 1927 года епископ Гдовский Димитрий и епископ Нарвский Сергий (Дружинин) подписали акт отхода от митрополита Сергия, одобренный митрополитом Иосифом.

Таким образом начался т.н. ленинградский раскол, получивший название иосифлянского. В начале митрополит Иосиф открыто не порывал с митрополитом Сергием и некоторое время отрицал свое влияние на викариев, в то же время поддерживая переписку с Сергием.

Письма, которые он за этот период написал митрополиту Сергию, почти не оставляли надежды на мирный исход конфликта. Тон писем митрополита Иосифа резко обличительный, и, в то же время, в них много личного, жалобы на опасность "пропасть совсем от нужды и голода" - в Ростове митрополит имел возможность продавать остатки своего имущества, но на новом месте это могло стать невозможным. Логически не обосновано утверждение, ставшее впоследствии одним из тезисов иосифлянства, о том, что канонические правила запрещают переводить епископов, - если бы владыка Иосиф действительно считал это законом, не терпящим исключений, то обязан был бы заявить протест еще когда из Ростова его перевели в Ленинград. В письмах ясно проглядывает мысль, что митрополит Иосиф является одним из заместителей патриаршего местоблюстителя и в качестве такового служит предостережением митрополиту Сергию о возможности его духовного падения. Можно также выделить чрезвычайную язвительность его упреков и обвинений: его эпитеты доходят в отдельных случаях до возмутительной грубости; он не стесняется в выражениях, даже если они относятся к Церкви. "Будто и не он пишет вовсе. У него будто злоба какая", - замечал по поводу этой переписки архиепископ священномученик Иларион (Троицкий).

2 февраля 1928 года митрополита Иосифа посетили посланные к нему митрополитом Сергием архиепископ Вологодский Сильвестр (Братановский) и архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк), которым митрополит Иосиф сделал заявление об отделении от митрополита Сергия. 6 февраля 1928 года вместе с группой архиереев Ярославской епархии включая святителя Агафангела (Преображенского) подписал декларацию об отделении от митрополита Сергия. Но митрополит Иосиф пошел дальше своих сотоварищей в этом деле. В то время, как они официально пробыли в разделении немногим более трех месяцев, митрополит Иосиф остался в нем до конца жизни, теперь уже открыто возглавив оппозицию.

29 февраля 1928 года митрополит Иосиф был вновь арестован и вновь выслан в Николо-Моденский монастырь без права выезда.

27 марта 1928 года сессией Священного Синода было вынесено постановление о лишении митрополита Иосифа кафедры и запрещении его в священнослужении; он, как раньше его викарии, не подчинился этому постановлению.

9 сентября 1930 года он был арестован по делу "Всесоюзного центра Истинного Православия". 3 сентября 1931 коллегия ОГПУ СССР приговорила его к пяти годам концлагерей с заменой на пять лет ссылки в Казахстан, как "руководителя церковно-административного центра всесоюзной к/р монархической организации "Истинно-Православная Церковь" по статье 58-11 УК РСФСР.

В Казахстане проживал в городе Аулие-Ата (Мирзоян, Джамбул, ныне Тараз) без права выезда. Работал бухгалтером на медном комбинате. Тайно совершал Божественную литургию.

Сщмч. Иосиф, митр. Петроградский. Икона (РПЦЗ, XX в.)
Сщмч. Иосиф, митр. Петроградский. Икона (РПЦЗ, XX в.)
24 июня 1937 года был арестован Мирзояновским РОНКВД и этапирован в тюрьму г. Чимкента. Проходил по групповому делу вместе с митр. Кириллом (Смирновым), еп. Евгением (Кобрановым), архиеп. Алексием (Орловым) и др. (всего 64 человека). На допросе 14 июля 1937 года признал, что "возглавлял нелегальную религиозную организацию", обвинение в антисоветской деятельности отверг. Протокол второго допроса 23 июля резко отличается казённой стилистикой ответов и явно сфальсифицирован следователем. Скорее всего, подложной является и подпись под ним, так как совершенно непохожа на первоначальную. От подписи в предъявленном обвинении митр. Иосиф отказался, поэтому следователь написал сам: "контрреволюционер".

Из обвинения:

"Являлся организатором и руководителем к.-р. организации церковников. В к.-р. центре был заместителем главы к.-р. организации Смирнова. На территории Южно-Казахстанской области непосредственно им организована в г. Чимкенте к.-р. ячейка из б[ывших] адм[инистративно] ссыльных попов и монашек, которая находилась под личным его руководством и члены которой НКВД репрессированы за к.-р. деятельность и осуждены"

19 ноября 1937 года приговорён к высшей мере наказания Тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской обл. по ст. 58-10.

Расстрелян 20 ноября 1937 года в овраге Лисий Нос под Чимкентом вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым).

7 мая 1989 года реабилитирован Прокуратурой Южно-Казахстанской обл. по делу 1937 года. 31 марта 1992 года реабилитирован Прокуратурой Ярославской обл. по делу 1920 года.

Почитание

В 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей был причислен к лику святых как новосвященномученик. Однако в Московском Патриархате его прославление встречало неприятие. По воссоединении Русской Церкви в Отечестве и за рубежом вопрос о канонизации митрополита Иосифа стал одним из предметов разбирательства рабочих групп по составлению общего списка новомучеников и исповедников Российских.

Сочинения

Перечисление трудов без указания года издания взято из Бел., т. VII, 482-484.

  • "Слово похвальное Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии, чудотворного Её образа "Одигитрия", яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немец".
  • (Незабвенная милость Божией Матери городу Устюжне в смутную годину отечества).
  • Слово любви к духовному юношеству. // "Богословский вестник".
  • "Самуил и Саул в их взаимных отношениях". (Пробная лекция). Сергиев Посад, 1900. (также "Богословский вестник").
  • Речь над гробом профессора Московской Духовной Академии Андрея П. Смирнова.
  • "К вопросу об источниках по Библейской Истории". (Стипендиатский отчет).
  • Св. гора Морим: (Исторический очерк). "Душеп. Чтение".
  • "Мир ли вход твой?" (Размышление на Новый Год).
  • "Река Иордан".
  • "Божественная жажда" (Проповедь).
  • "Тайна любви ко врагам".
  • "Вопль нарушенного отдыха". Журнал "Божья Нива", Троицкий собеседник.
  • "Школа и молитва".
  • "Свет от школы за стенами школы".
  • "Школа и паломничество".
  • "Школа в Великом посте".
  • "Праздник школы - акты".
  • "Нечто о дисциплине".
  • "Лето и курсы".
  • "Непогоды над школьной нивой и отрадные явления".
  • "Школьные библиотеки".
  • "Собеседования в школах".
  • "Школа - воспитательница народа".
  • "Трогательные факты в школьной жизни".
  • "Союз священника и учителя".
  • "Насилие католицизма над православными школами".
  • "Главные виды школьного труда": а) сельскохозяйственные занятия; б) ремесленные занятия; в) рукоделие в школах.
  • "Здоровье, как предмет воспитания".
  • "Из области идеалов и действительности".
  • "Как растет незаметно быстро в школе душа детская".
  • "Отрадная теснота и прискорбный простор храма Божия".
  • "Школа как идеал семьи".
  • "Бытовое невежество в среде русского народа".
  • "Религиозное невежество".
  • "Меры поднятия церковности в школах".
  • "Беседа архипастыря с духовенством по вопросам церковно-школьного дела".
  • "Симпатичный пример отношений архипастыря к своим епархиальным школам".
  • "Патриотические отклики детей на войну".
  • "Прощальная беседа учителя с учениками в день разлуки их со школой".
  • "Детские игры - важное воспитательное средство".
  • "Девушка-учительница, как лучшая воспитательница школы".
  • "Два светлых примера полезного и самоотверженного служения учительниц".
  • "О необходимости большего просвещения будущих крестьянок-матерей".
  • "Гигиена народной жизни и ее лучший проводник школа".
  • "Симпатичная деятельность женских монастырских школ".
  • "Добрые речи к труженикам школы".
  • "Церковность" (Ее важное значение и необходимость в школе и жизни).
  • "Как воспитывается неблаговоспитанность".
  • "Святая просьба".
  • Библиографическая заметка о книге:
  • "В стране священных воспоминаний".
  • "Новгор. Еп. Вед." Торжество Православия в селе Наронове Крестецкого уезда.
  • Статья "Ианней Александр". (Прав. Богосл. Энц.)
  • -"- "Иоанн Гискальский". -"-
  • -"- "Иоанн, сын Маттафий". -"-
  • -"- "Иоанн Гиркан". -"-
  • -"- "Иосиф Флавий". -"-
  • -"- "Иотапата". -"-
  • -"- "Иуда Маккавей" -"-
  • -"- "Иуда Галилейский" -"-
  • -"- "Иудеи" -"-
  • -"- "Иисус, сын Иоседеков" -"-
  • "Матерь Божия - Благодатная Матерь народа русского". Сергиев Посад, 1902.
  • "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия". (Опыт критического разбора и обработка). Сергиев Посад, 1903.
  • Речь пред защитой магистерской диссертации. "Богосл. Вестн." 1903, октябрь, с. 298.
  • Магистерский диспут. "Богосл. Вестн." 1903, октябрь, с. 305.
  • "От крупиц Евангельских". Беседы инока. Сборник проповедей. Сергиев Посад, 1904.
  • "Вера и Церковь", 1904, № 10, с. 808-809.
  • "Учение Лейбница о происхождении и сущности зла". Харьков, 1905.
  • "В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. I-VII. Сергиев Посад и Ростов-Яросл. 1905-1910 гг.
  • "В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. VIII-IX. Сергиев Посад, 1913.
  • В объятиях отчих. Дневник инока. А.И. Сергиев Посад, 1913. ("Душеполезное чтение").
  • "В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. X-XI. Сергиев Посад, 1914.
  • "Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом". Сергиев Посад, 1911.
  • "Из летописей города Устюжны".
  • Речь при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1909, № 13-14, с. 601.
  • Pisўmo M. Iosifa k episkopu, otlozivsemusja ot M. Sergija, in: M. Pol'skij, Novye muceniki 11,5/ Rezolucija M. Iosifa na doklad Petrogradskich Vikariev, ot 23 Dekabrja 1927 g., ebda.
  • Pisўmo M. Iosifa k odnomu Petrogradskomu archimandritu, ebda. 6-8.
  • Rezolucija M. Iosifa o soglasij ego vozglavljat dvizenie otlozivsichsja Petrogradskoj eparchii, ebda. 8.
  • Obrascenie M. Iosifa k Petrogradskoj pastve, ebda. 10.

Литература

  • ГА РФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 81.
  • ЦА ФСБ РФ, Дело по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова).
  • Справка Управления по Южно-Казахстанской о. Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 9.04.1997.
  • ЦА ФСБ РФ, Д.П-7377, т. 2.
  • "Церк. Вед." 1906, № 28, с. 362, 1909, № 11, с. 78.
  • "Приб. к "ЦВ" 1909, № 12, с. 574-575.
  • "ЖМП" 1935, № 23-24, с. 3.
  • "Урал. Церк. Вед." (обновл.) 1928 г., № 5-6, март, с. 7.
  • "Красный Архив" 1930, т. 40, с. 73.
  • "Правда о религии в России". МП, 1942, с. 27.
  • Елевферий митр.: "Неделя в Патриархии". Париж. 1933, с. 124-126, 133, 137 и др.
  • Елевферий митр.: "Соборность Церкви. Божие и кесарево". Париж, 1933, с. 196-207.
  • Иоанн Снычев архм.: "Церковные расколы".
  • Булгаков, с. 1418.
  • ФПС I, № 29, с. 2.
  • ФПС III, с. 3.
  • ФАМ I, № 129, с. 10.
  • БЭЛ т. VII, с. 481-484.
  • НЭС т. XX, с. 210.
  • Газ. "Безбожник", 1938, 1 апреля (ст. Н. Платонова).
  • Prav. Put' 1980, 75-85.
  • Regel'son 587f; fermer 405, 407, 408, 436, 438, 440, 447, 450, 452, 459, 464, 468, 101, 135, 137, 153, 154.
  • Joh. Chrysostomus, Russische Kirchgeschichte 11, 187-198, 201-209, u.a. Stellen passim.
  • Stratonov, Russkaja Cerkovnaja Smuta (1921-31), Berlin 1932, S. 180.
  • Struve 46, 48f. 152, 502-506.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 47, 335.
  • I.M. Andreyev, Russiás Catacomb Saints 109-129, passim. Hier auch die englische Ubersetzung seiner Briefe (S. 124 bis 128).
  • D. Pospielovsky, The Russian Church under the Soviet Regime 1917-1982 (Chestwood 1984), passim.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
  • Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды / Сост. М.С.Сахаров и Л.Е. Сикорская. СПб.: Кифа, Издательство Олега Абышко, 2006. 352 с.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [Сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 319, 422, 489-490, 516, 570-574, 577, 606-607, 809-810, 865, 977.
  • Польский М., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (Репринт изд. 1949-1957, Джорданвилль), ч. 1, 146; ч. 2, 1-11.
  • Голубцов, С. А., протодиак., Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах, Архив ПСТБИ. Машинопись.
  • Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью, т. 2, Ярославль, 1994, 78.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI), М., 1994, (Репринт изд. 1918), т. 1, 72.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 4, 20-30.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год, Пг., 1917, 48-49.
  • Шкаровский, М. В., Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945, СПб., 1995.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие, СПб., 1999, 10.
  • "Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России" [Сост. И. И. Осипова], Церковно-исторический вестник, 1999, № 2-3, 57, 171-172.
  • Осипова, И. И., "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных, М.: Серебряные нити, 1998, 271.
  • Шкаровский, М. В., Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви, СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999, 287-288.
  • Хрусталев, М. Ю., Гусев, О. А., "Митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) в сонме новомучеников и исповедников Российских", Устюжна: Историко-литературный альманах, вып. 2, Вологда, 1993, 147-152.
  • Антонов, В., "Священномученик митрополит Иосиф в Петрограде", Возвращение: Церковно-общественный журнал, СПб., 1993, № 4, 46-52.
  • Спасо-Яковлевский димитриев монастырь в Ростове Великом, Б/м, б/д, 85 с.
  • Санкт-Петербургский мартиролог, СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002, 20-21.
  • Голубцов, С. А., протодиак., Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа, М., 1999, 20-22.
  • Голубцов, С. А., протодиак., Стратилаты академические, М., 1999, 48-55.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие (2-е изд., дополненное), СПб., 2002, 20-21.

Использованные материалы



[1]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 136, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/Nov-2019.pdf.

[2]  Гумеров Афанасий, свящ., "Житие архиепископа Серафима (Самойловича)" // портал Православие.ру, 5 февраля 2002 - http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sam.htm

Редакция текста от: 03.04.2022 16:02:00

"ИОСИФ (ПЕТРОВЫХ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google