Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГОРСКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. А. В. Горский. Фотография начала 1870-х годов
Прот. А. В. Горский. Фотография начала 1870-х годов
Горский Александр Васильевич (1812 - 1875), протоиерей, ректор Московской духовной академии, церковный историк, филолог, археограф

Родился 16 августа 1812 года в Костроме, в семье протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского.

В 1820 г. Александр Васильевич поступил в Костромское духовное училище, затем в Костромскую духовную семинарию; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов) признал его наиболее способным учеником и направил в Московскую духовную академию. В академии Горский проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского, сблизился с Д. Г. Гумилевским и прот. Ф. А. Голубинским, который покровительствовал Горскому.

В 1832 году окончил Московскую духовную академию третьим магистром, 29 августа того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором Московской духовной семинарии по церковной и гражданской истории, а 19 августа 1833 г. переведен в академию бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 января 1837 года - экстраординарный, с 9 сентября 1839 года - ординарный профессор.

Лекции Горского по евангельской истории, истории апостольской Церкви, истории Русской Церкви отличались тщательной проработкой фактов. Сохранившиеся в архиве Горского рукописи лекционных курсов и черновики представлены большим числом вариантов и редакций, что свидетельствует о постоянной работе по их обновлению и усовершенствованию. Лекции пользовались большим вниманием студентов, для ближайших учеников Горский проводил своеобразные семинары в библиотеке и на дому - lectiones privatissime, по определению А. Ф. Лаврова-Платонова, одного из их участников. Обладая широким научным кругозором, Горский применял метод сравнительного параллельного изучения истории Русской и Константинопольской Церквей. Он был убежден, что церковная история как наука подлежит общим историческим законам, призвана собирать факты и находить связь между ними, должна пользоваться только достоверными источниками. Горский, изучая церковную историографию, выделял труды немецких церковных историков, особенно И. А. В. Неандера. Горский создал в академии школу историков, оказал непосредственное влияние на формирование взглядов Е. Е. Голубинского, Н. Ф. Каптерева, А. П. Лебедева, вел научную переписку с М. П. Погодиным, И. И. Срезневским и др., помогал им в исследованиях, давал консультации Н. И. Костомарову, О. М. Бодянскому, У. Палмеру и др.

Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) высоко ценил Горского, выделяя его среди преподавателей, пользовался его консультациями, хотя иногда они расходились во мнениях. Так, митрополит согласился на издание сочинения Горского «О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной», хотя выводы ученого противоречили мнению архиерея по данному вопросу.

В 1834-1862 годах Горский также служил в библиотеке МДА, с 11 октября 1842 г. заведовал ею. Пополнял библиотеку редкими старопечатными книгами и уникальными рукописями (в т. ч. из богатейшей библиотеки Иосифо-Волоцкого монастыря, Московской Синодальной типографии, Синодальной библиотеки, архива Тобольского архиеп. Афанасия (Протопопова) и др. архиереев), внимательно следил за новой исторической и богословской литературой, его личная библиотека после смерти поступила в собрание МДА. Читал все поступавшие в библиотеку книги, оставлял в них свои замечания. Благодаря многолетним занятиям с рукописной книгой Горский стал одним из крупнейших специалистов в области средневековой славянской церковной письменности.

Горский с юности стремился к монашеству, но под влиянием родителей отказался от этого пути, позже решил принять священство.

24 марта 1860 года в безбрачном состоянии был рукоположен во диакона в Чудовом монастыре митр. Филаретом (Дроздовым), 27 марта - во иерея в Успенском соборе Московского Кремля. В том же году возведен в сан протоиерея, но своего прихода не имел и был приписан к Архангельскому собору Московского Кремля.

В июле 1860 года Горский работал в Санкт-Петербурге, в Комитете по преобразованию духовных училищ, проявил себя сторонником взглядов митр. Филарета, изложенных им в «Мнениях, касательно устройства приходского духовенства» (1822).

23 октября 1862 года Горский был назначен ректором МДА (первым из белого духовенства), занимал эту должность до конца жизни.

Благодаря его усилиям МДА стала центром российской церковной науки, где основное внимание уделялось преподаванию церковной истории. В 1867 г. по его инициативе для чтения лекций по русской истории в МДА был приглашен В. О. Ключевский, еще не защитивший в то время магистерской диссертации. К студентам Горский относился требовательно, но с отеческой любовью, сам принимал вступительные экзамены. При нем в академии был освящен Покровский храм (1870), в саду устроено академическое кладбище (1871). Горский принимал активное участие в проведении реформы духовных учебных заведений в 1867-1869 годах.

Должность ректора предусматривала обязательное преподавание богословия, поэтому Горский перешел на кафедру догматического богословия (с 3 февраля 1865 - доктор богословия). Применил исторический метод к преподаванию догматики. Еще в 1836 г. в дневниковой записи за 19 июня он отмечал, что, когда догмат рассматривается «как мысль Божественная, он един и неизменен, сам в себе полон, ясен, определен», но, когда догмат усвояется человеческим умом, «он прилагается к различным отношениям человека, встречается с теми или другими мыслями его и, соприкасаясь, объясняет их и сам объясняется... Иногда века, народы его не понимают, отвергают; наконец он берет верх». Но догмат не был побежден и тогда, когда торжествовала ложь, т. е. когда «люди не так думали». Горский сравнивал догмат со звездой, которая неопытному и невооруженному глазу кажется светящейся точкой. Чем человек дольше наблюдает ее, чем больше использует для этого приспособлений, тем яснее для него становится огромность точки, он различает в ней особенности, потом он познает ее отношение к др. звездам, и в итоге они «стали для него одною правильною системою». Горский указывал на определенное влияние индивидуальных качеств св. отцов на учение Церкви.

Курс догматического богословия Горского своим историческим подходом резко отличался от принятой в его время схоластики и не мог быть напечатан. Как “ересь” воспринималась его мысль о развитии догматов. Сначала Горский излагал историю догмата, потом - главнейшие тексты библейские, давая их истолковательный анализ. Далее обсуждались спорные с католиками и протестантами стороны догмата и, наконец, опровержение рационалистических возражений, философско-логическое раскрытие и обоснование догмата. Здесь, в постижении и проникновении внутреннего божественного смысла истории, руководимой божественным промыслом и осуществляющей божественную волю, особенно в истории Церкви и главнейших церковных догматов, как высших и точнейших выразителей исторической истины, находит завершение философия истории А.В.Горского [1].

К 450-летию со дня кончины прп. Сергия Радонежского Горский составил образцовое «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (М., 1842), впоследствии многократно переизданное. Горский был одним из основателей и постоянных авторов созданного в 1842 г. при МДА журнала «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе». Всего в разных изданиях опубликовал ок. 40 статей, мн. его работы остались в рукописях. По поручению митр. Филарета Горский составил биографии древних Московских и Киевских митрополитов, жития святых Афанасия I Великого, Василия Великого, Епифания Кипрского, блж. Феодорита. Написал рецензию на «Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума» А. Х. Востокова [2], внес исправления и дополнения в работу, позже использовал сравнительно-исторический метод Востокова.

Крупнейший научный труд Горского - «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». К середине XIX века рукописные фонды библиотеки, включавшие уникальные акты XI-XVIII вв., не были научно востребованными из-за отсутствия указателя или каталога. По инициативе митр. Филарета с 1849 по 1862 г. Горский вместе с преподавателем Симбирской духовной семинарии К. И. Невоструевым описал 576 рукописей. Общий план работы и выработка основных направлений принадлежали Горскому «Описание...», в 1867 г. удостоенное Ломоносовской премии Санкт-Петербургской академии наук, имеет большое научное значение и до сих пор сохраняет актуальность. При жизни Горского было издано пять томов Описания (М.,1855-1869), т. VI издан в 1917 г.(Чтения в ОИДР.-1917.-кн.IV). Превосходная оценка этого труда дана в лекции проф.Н.С.Тихонравова [3]:

“Это - сокровищница критически очищенных фактов для истории языка как русского, так и южно-славянского... [труд], который составляет основу для изучения древне-русской литературы... Здесь впервые поставлены и в значительной мере решены такие важные вопросы, как судьба кирилло-мефодиевского перевода Св.Писания, вопрос о составе Библии в др.Руси... Найдены греческие произведения, неизвестные в подлиннике... Изучая оригинальные памятники славянской и русской письменности, Александр Васильевич отмечает все встречающиеся в них указания на нрав и быт народный, все черты, характеризующие время... Глубокое знакомство с произведениями отцов греческой церкви дало возможность Горскому определить значение произведений славянской литературы”.

Горский стремился использовать современные методы исследования и данные вспомогательных исторических дисциплин, подвергал каждую рукопись тщательному источниковедческому анализу. В ходе работы сделал немало открытий в области древнерусской и славянской литературы, впервые опубликовал и исследовал паннонские Жития равноапостольных Кирилла и Мефодия [4], «Слово о Законе и Благодати» митр. Илариона [5], Письмо «о нелюбках» между заволжцами и иосифлянами [6], общий канон равноапостольным Кириллу и Мефодию, в котором прочел славянский текстовой акростих, канон вмч. Димитрию Солунскому, который атрибутировал св. Мефодию, синодальный список XII в. службы св. Кириллу, 4 Слова Мефодия Патарского и др.

Непревзойденным остается описание литургических текстов, содержащее информацию о структуре служб, характере песнопений, мере их соответствия богослужебной практике. Это описание является важным пособием в изучении древней гимнографии. Горский придерживался общепринятой в кон. XX - нач. XXI в. точки зрения о создании служб славянским первоучителям в ближайшем окружении святых Кирилла (Константина) Философа и Мефодия. В процессе описания новгородского нотированного комплекта Миней служебных XII в. было выявлено наличие разновременных переводов, открыты акростихи слав. и рус. авторов XV-XVII вв. (в т. ч. митр. Григория Цамблака, игум. Маркелла (Безбородого)), определены случаи лит. заимствований, найден уникальный экземпляр первого печатного издания Службы явлению Казанской иконы Божией Матери (Каз., ок. 1589).

Большое внимание Горский уделил проблеме переводов Библии на славянский язык. Он развил теорию Й. Добровского об этапах слав. перевода Евангелия и истории взаимоотношения четьего и литургического типов (исследования Г. А. Воскресенского по текстологии слав. перевода Евангелия и Апостола во многом являются реализацией замыслов и программы Горского), связал с деятельностью равноап. Мефодия переводы книг пророков Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, представленные в Геннадиевской Библии, поддержал мнение Востокова о том, что перевод Книги Есфири был выполнен с древнееврейского языка, посвятил отдельное сочинение русским спискам Пятикнижия, имеющим разбивку на синагогальные субботние чтения («О славянском переводе Пятикнижия Моисеева»).

Горский защищал критический метод в библейской текстологии в работе «Апология «Описания славянских рукописей Синодальной библиотеки» и Слово обличительное на отца Иоанна (ныне Казанской духовной академии ректора)» [7]. Палеографическая сторона справочника находится на уровне своего времени, хотя описание составлено с максимальной точностью, с успехом применены внепалеографические методы. Однако датировка ряда рукописей, в первую очередь южнославянских, нуждается в уточнении. Горский совместно с Невоструевым готовил описание Великих Миней-Четьих Московского митр. свт. Макария [8].

Как исследователь Горский отличался отсутствием амбиций и равнодушием в вопросах авторства, неоднократно передавая перспективные темы коллегам и ученикам, многие сочинения публиковались им анонимно. Ряд работ, написанных в значительной степени Горским, изданы как сочинения его учеников [9].

За его огромные знания Горского звали энциклопедией. Время не благоприятствовало тому, чтобы Горский высказался весь в своей системе научного миросозерцания, во всей широте своих познаний. Митр. Филарет, зорко следя за академической жизнью и мыслью, стеснял свободу научного развития и, будучи богословом-догматистом, не сочувствовал церковно-исторической постановке богословского образования, представителем которого был Александр Васильевич. Горский, поэтому, остерегался писать и оставил сравнительно мало печатных трудов; притом большая часть их написана по поручениям [10].

Научные заслуги Горского получили признание при его жизни. В 1850 г. он был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества, в 1856 г.- Санкт-Петербургской академии наук, в 1871 г.- Югославянской академии наук и искусств в Загребе, в 1858 г.- членом Общества любителей российской словесности, в 1863 г.- Общества любителей духовного просвещения, в 1864 г.- почетным членом Общества истории и древностей российских. 1 октября 1864 г. избран почетным доктором истории Московского университета, в 1867 г.- Санкт-Петербургского университета. С 1865 г. - почетный член Киевской духовной академии , с 1872 г.- Казанской духовной академиии и братства митрополита Петра.

Скончался 11 октября 1875 года в своем доме в Сергиевом Посаде, будучи приобщен Св.Тайнам, со словами: “хочу домой” [1]. 14 октября был похоронен на кладбище Троице-Сергиевой лавры близ Смоленской церкви. Панихиду и отпевание совершил его ученик Дмитровский еп. Леонид (Краснопевков) в сослужении духовенства.

В советский период, после уничтожения кладбища, место захоронения утеряно, имя Горского было увековечено на памятнике почившим наставникам МДА, установленном в 1958 г.

Оценки

Влияние Горского, создавшего историческую школу в Академии, было не только научно-педагогическим, но и духовно-нравственным. Студенты называли Александра Васильевича “папашей”.

“В Академии жизнь богатая внутренним содержанием, правильно установленная, ни в каком случае не отрешенная от мира и не закабаленная в безжизненных формах... гармоническое сочетание формы и идеи, закона и благодатной любви...особенно бережно относились к молодежи, всячески поддерживали падающих; за погубление молодых талантов молодежи никому из истинных по духу учеников Горскогого не придется отвечать перед Богом...Последующие “реформаторы” не оказались на высоте понимания гениальной педагогии А. В. Горского” [11]

Награды

  • орден cв. Равноапостольного князя Владимира III степени (1864)
  • орден св. Анны I степени (1872)

Сочинения

  • Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1842;
  • О девственниках христианских до монашества // ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 276-291;
  • Кирилл, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 415-432;
  • О походе рус. на Сурож // ЗапООИД. 1844. Т. 1. С. 191-196;
  • Св. Петр, митр. Киевский, и его исповедание веры // ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 73-90;
  • Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарийского // Там же. 1845. Ч. 3. С. 1-110;
  • О духовных уч-щах в Москве в XVII ст. // Там же. 2-я паг. С. 147-197;
  • Петр Могила, митр. Киевский // Там же. 1846. Ч. 4. С. 29-76;
  • Св. Иона, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 221-267;
  • Св. Алексий, митр. Киевский и всея России // Там же. 1848. Ч. 6. С. 89-128;
  • О сношениях Рус. Церкви с святогорскими обителями до XVIII ст. // Там же. С. 129-168;
  • Св. Киприан, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 295-369; О митрополии рус. в кон. IX в. // Там же. 1850. Ч. 9. С. 132-146;
  • Жизнь св. Афанасия, архиеп. Александрийского // Там же. 1851. Ч. 10. С. 29-201;
  • Послание к Василию, архим. Печерскому, ХII в. // Там же. С. 341-357;
  • Фотий, митр. Киевский и всея России // Там же. 1852. Ч. 11. С. 207-271;
  • Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой // Там же. С. 466-487, 642-654; 1853. Ч. 12. С. 175-184;
  • Совершал ли Господь Иисус Христос пасху иудейскую на последней вечери Своей с учениками // Там же. 1853. Ч. 12. С. 446-491;
  • Митрополия Киевская в начале отделения своего от Московской // Там же. 1854. Ч. 13. С. 524-554;
  • Жизнь блж. Феодорита, еп. Кирского // Там же. 1855. Ч. 14. С. 309-396;
  • Горский, Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки;
  • О древних канонах св. Кириллу и Мефодию // ПрТСО. 1856. Ч. 15. С. 33-48;
  • Митрополиты московские со времени разделения митрополии Всерос. на две половины: Феодосий и Филипп I // Там же. 1857. Ч. 16. С. 210-246;
  • О древних словах на св. Четыредесятницу // Там же. 1858. Ч. 17. С. 34-64;
  • Максим Грек Святогорец // Там же. 1859. Ч. 18. С. 144-192;
  • О слав. переводе Пятикнижия Моисеева, испр. в XV в. по евр. тексту // Там же. 1860. Ч. 19. С. 134-163;
  • Слово на воспоминание об избавлении Троицкой лавры от осады // Там же;
  • Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону // Там же. 1861. Ч. 20. С. 613-628;
  • Неск. сведений о Паисии Лигариде до прибытия его в Россию // Там же. 1862. Ч. 21. С. 133-148;
  • О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной // Там же. С. 321-375;
  • Св. Епифаний, еп. Кипрский // Там же. 1863. Ч. 22. С. 271-290;
  • Образование канона свящ. книг НЗ // Там же. 1871. Ч. 24. С. 297-327;
  • По вопросу о нашем духовенстве: Ист. очерки // ЧОЛДП. 1877. Кн. 2. Отд. 1. С. 196-202;
  • О священнодействии венчания и помазания царей на царство // ПрТСО. 1882. Ч. 29. С. 117-151;
  • О церкви греч. с 1453 г. до нач. ХVIII ст. // Там же. 1883. Ч. 32. С. 391-427;
  • История евангельская и Церкви Апостольской: Акад. лекции. М., 1883 (переизд.: То же. Дневники. СПб., 1999р);
  • Дневник. М., 1885;
  • Слова ректора МДА. Серг. П., 1895;
  • Неизданные места из «Дневника» // БВ. 1914. № 10/11. С. 367-423;
  • История Церкви Русской // ЖМП. 1976. № 1. С. 62-70; № 2. С. 61-70; № 3. С. 68-76; № 4. С. 69-77.

Литература

  • Памяти ректора МДА доктора богословия прот. А. В. Горского // ПО. 1875. № 12. Прил. С. 3-61;
  • Воронец Е. Н. К восп. о скончавшемся в Бозе прот. А. В. Горском. Х., 1877;
  • Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: 1814-1870. М., 1879. С. 124-127;
  • Попов С. Г. Ректор МДА прот. А. В. Горский: Опыт биогр. очерка. Серг. П., 1897;
  • Лебедев А. П. Церк. историк А. В. Горский // Он же. Церк. историография в главных ее представителях с IV по XX в. М., 1898. С. 555-579. СПб., 2000;
  • Прот. А. В. Горский в воспоминаниях о нем МДА в 25-ю годовщину со дня его смерти // БВ. 1900. № 11. С. 369-560;
  • ЖПодв. Окт. С. 335-379;
  • У Троицы в Академии: 1814-1914: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914;
  • Хибарин И. Профессор-подвижник // ЖМП. 1954. № 10. С. 59-64;
  • Алексеев А. А. А. В. Горский // СвДР. С. 128-129;
  • Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 130-136;
  • Мельков А. С. Ректор МДА А. В. Горский и его вклад в развитие рус. церк.-ист. науки // ЖМП. 2002. № 12. С. 47-52;
  • Геннадий (Гоголев), архим. Великан учености: Жизнь и труды прот. А. В. Горского (1812-1875). М., 2004.
  • Мельков А. С. Жизненный путь и научное наследие протоиерея А .В. Горского / А. С. Мельков. - Москва: Пашков дом, 2006. - 216 с.: ил. - (Духовные чтения).
  • Мельков А. С. Исполин знания: жизнеописание протоиерея А. В. Горского: монография / А. С. Мельков. - М.: Пашков дом, 2012. -259 с.: ил.

Использованные материалы

  • Архим. Геннадий (Гоголев), С. В. Римский, А. А. Турилов. Горский Александр Васильевич. // Православная энциклопедия, т. 12, с. 149-152
  • А.Платонов. Горский Александр Васильевич
  • Горский Александр Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона



[1]  А.Платонов. Горский Александр Васильевич - http://www.golubinski.ru/academia/gorski.htm

[2]  Москвитянин. 1843. Ч. 2. № 4. С. 500-516

[3]  “Горский и Невоструев”//У Троицы в Академии:Сбор-ник.-М.,1914

[4]  О св. Кирилле и Мефодии // Москвитянин. 1843. Ч. 3

[5]  Памятники духовной лит-ры времен вел. кн. Ярослава I // ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 204-299

[6]  Отношения иноков Кириллова Белоозерского и Иосифова Волоколамского мон-рей в XVI в. // ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 502-527

[7]  БВ. 1900. № 11. С. 496-515

[8]  не окончено, частично опубл.: ЧОИДР. 1884. Кн. 1. С. I-XIX 1-65; 1886. Кн. 1. С. 66-184

[9]  см., напр.: Фивейский П. С. Взгляд на историю Рус. Церкви. М., 1834; Остроумов И. Н. История Флорентийского собора. М., 1847; Нечаев В. П. Свт. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849

[10]  Горский Александр Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

[11]  Воспоминания студента//”У Троицы в Академии”. Цит. по А.Платонов. Горский Александр Васильевич - http://www.golubinski.ru/academia/gorski.htm

Редакция текста от: 28.10.2013 02:21:36

"ГОРСКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google