Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРСЕНИЙ (СТАДНИЦКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Арсений (Стадницкий)
Архиеп. Арсений (Стадницкий)
Арсений (Стадницкий) (1862-1936), митрополит Ташкентский, святитель, исповедник

Память 28 января (РПЦЗ [1])

В миру Стадницкий Авксентий Георгиевич, родился 22 января 1862 года, в селе Комарово Хотинского уезда Кишиневской губернии в семье сельского священника. Родом был молдаванин.

В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища.

Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта.

Родители митрополита Ташкентского Арсения (Стадницкого): протоиерей Георгий и Мария Авелевна.
Фото из архива Музея Московской духовной академии (ЦАК МДА)
Родители митрополита Ташкентского Арсения (Стадницкого): протоиерей Георгий и Мария Авелевна. Фото из архива Музея Московской духовной академии (ЦАК МДА)
В 1885 году дважды посетил Афон. Впечатления о своих поездках он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», изданном в «Трудах Киевской духовной академии» (№ 6-8, 1886 г.). Впоследствии «Дневник» был издан отдельной книгой и удостоен Макарьевской премии.

По окончании академии назначен в Кишиневскую духовную семинарию преподавателем греческого языка, затем - церковного пения (он считался одним из лучших его знатоков) и (бесплатно) гражданской истории.

В 1887-1895 годах был редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей». Проф. И. В. Корсунский впоследствии писал, что А. Стадницкий «был не только редактором епархиальной газеты, но и самым деятельным и плодовитым сотрудником ее».

В 1887 и 1891 годах участвовал в работе Всероссийских миссионерских съездов в Москве. Свои впечатления об этих съездах он изложил в статье «Деятельность первого и второго миссионерского съезда в Москве», которая опубликована им в «Кишиневских епархиальных ведомостях» [2]. В Кишиневской епархии являлся членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров.

В 1895 году за свою диссертацию на тему: "Гавриил Бонуласк-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский" [3], утвержден в степени магистра богословия.

В этом же 1895 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона.

1 января 1896 года рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде.

10 января 1897 года назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории.

С 13 марта 1898 года назначен ректором Московской духовной академии.

28 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя.

В 1900 году он в числе профессоров и студентов Московской духовной академии совершил паломничество в Святую Землю. Итогом путешествия стала книга "В стране священных воспоминаний", редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал Арсений.

В феврале 1902 года присутствует при пострижении в монашество студента духовной академии Сергея Симанского, в иночестве Алексия - будущего патриарха. В пещерном храме Гефсиманского скита он произносит по этому случаю "Слово". Арсений всю жизнь был духовным руководителем Алексия.

В 1903 году переведен на самостоятельную кафедру во Псков. Почти 7 лет он управлял Псковской епархией, сделав для Пскова немало доброго и полезного. В числе главных дел: создание школы псаломщиков и церковного музея и при нем - историко-археологического комитета.

В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: "Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви". Часть 1-я. "История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней" и утвержден в степени доктора Церковной истории.

Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Святейшего Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Святейшем Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России.

В 1906 году назначен председателем Синодального Учебного Комитета. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений.

В 1907 году возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909-1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии во внимание к его ученым трудам и плодотворной архипастырской деятельности.

Указом Святейшего Синода от 5 ноября 1910 года назначен Новгородским и Старорусским.

В 1912 году председательствовал на Московском противоалкогольном съезде.

В 1913 году в Новгороде открылось по инициативе архиепископа Арсения церковно-археологическое общество.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Антонием Харьковским. В то время народная молва оценила его как "самого строгого" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого умного" Антония и "самого доброго" Тихона. По свидетельству мит­рополита Евлогия (Георгиевского), архиепископ Арсений "возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы "чаша сия миновала его" [4].

29 ноября 1917 года возведен в сан митрополита.

Был арестован в ноябре 1919 года в Москве [5]. Затем арест последовал в Новгороде, где он находился под надзором власти, - в 1920 году. В 1922 году митрополит Арсений был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Почти год находился в заключении. Владыке пришлось пережить убийства своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей в Новгороде.

Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через 5 дней был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

В 1925-1926 годах он находился в ссылке в Полторацке (Ашхабаде) [6], а в 1926-1936 годах - в Ташкенте.

В это время он был лишен возможности принимать активное участие в управлении Русской Православной Церковью, а также управлять своей Новгородской епархией. 11 августа 1933 года он был уже формально освобожден от управления Новгородской епархией и назначен митрополитом Ташкентским.

Некоторое время занимал двойственную позицию по отношению к административной деятельности митрополита Сергия, но в 1927 году стал постоянным членом временного патриаршего Синода (хотя участия в нем не принимал).

Скончался 10 февраля 1936 года [7] в Ташкенте, и был похоронен на городском Боткинском кладбище.

По оценке помещенной в жизнеописании составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Уставщик церковной службы и пения. Формалист. Священников, имевших камилавки, но приезжающих без камилавок, не допускал к себе на прием, пока они не привезут свою камилавку, хотя бы надо было обратно ехать за 150 км. Митрополит Арсений был известный духовный писатель и выдающийся оратор политический (в Государственном Совете) и блестящий проповедник. Неутомимый исследователь в области местной церковной старины и автор многочисленных богословских трудов. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации. Владел сильным голосом - басом [8].

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), чьим духовным наставником он был и на чьих руках умер в ташкетской больнице, так отозвался на смерть Арсения: "Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы".

Труды

Литературные труды митр. Арсения заслужили ему репутацию выдающегося духовного писателя и ученого. Еще будучи студентом Киевской духовной академии, он был награжден Макарьевской премией за свою книгу: "Дневник студента-паломника на Афоне". Будучи затем преподавателем Кишиневской духовной семинарии, он десять лет состоял редактором "Кишиневских Епархиальных Ведомостей", причем им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания. Печатались работы, главным образом, в академических журналах: в журнале Московской духовной академии, в "Богословском Вестнике" с 1897 по 1907 годы.

Список

  • Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митрополит Кишиневский. Кишинев 1887-1894. (Магист. диссертация).
  • "Из современной церковной жизни в Румынии". Сергиев Посад, 1901.
  • "Дневник студента-паломника на Афон". Киев, 1886.
  • "Положение православного духовенства в Румынии". Кишинев, 1889 (1890?).
  • В стране священных воспоминаний: Описание путешествия в Св. Землю, совершенное летом 1900 г. еп. Арсением, профессорами и студентами МДА. Сергиев Посад, 1902.
  • "Материалы для истории Бессарабии". Кишинев, 1892.
  • Из современной церковной жизни в Румынии. Сергиев Посад, 1901.
  • Церковь, государство и раскол старообрядчества. Псков, 1910.
  • "Ферапонтов монастырь". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 17, с. 691.
  • Митрополит Сочавский Досифей в его сношениях с Россией, при свете новых исторических материалов. Сергиев Посад, 1914.
  • "На духовной страде". "Слова и Речи". Том I, СПБ, 1914 г., с. 1-13, 1- 336.
  • На духовной страде: Слова и речи. СПб., 1914. 2 т. ("На духовной страде" - Слова и речи, произнесенные архиеп. Арсением в Государственном Совете, в Училищном Комитете при Св. Синоде, Предсоборном Присутствии, в академических храмах Московской и Казанской дух. академиях и на местах епископского служения в Псковской и Новгородской еп. см. "Богословский вестник". 1914, т. 2, июнь. Критика. Проф. Заозерский).
  • Исследования и монографии по истории Молдавской церкви. СПб., 1904. Ч. 1-я.
  • История Молдавских епархий и их святителей со времени основания государства и до наших дней. Часть 2-я.
  • Духовный дневник. М., 1914.
  • Разные моменты и важнейшие деятели Румынской Церкви в 19 веке. "Прав. Собес." 1915, обложки, Указ. на труд.
  • "Сущим в переселении". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 41, с. 2171.
  • О современных нуждах церковного пения (по поводу выхода из печати 3-го издания "Спутника псаломщика"). "Приб. к "ЦВ" 1916, № 36, с. 879.
  • Доклад Арсения, архп. Новгородского "О русско-румынских отношениях". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 52, с. 1223.
  • "Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях". Кишинев, 1891.
  • Журнал секунд-майора фон-Раана о войне при завоевании Молдавии и Валахии в 1787-1790 гг. с историческими и топографическими примечаниями. Кишинев, 1892.
  • Архимандрит Андроник, игумен Ново-Немецкого Св. Вознесенского монастыря в Бессарабии. Кишинев, 1890, 1895.
  • Филофея, патр. Константинопольского Три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей "Премудрость созда себе дом." Новгород, 1898.
  • Архипастырское воззвание. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 2, с. 43.
  • Воззвание к 29 августа, празднику трезвости. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 33, с. 1457.
  • "Послание возлюбленным православным чадам Церкви Новгородской о Господе радовашися". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 22, с. 885.
  • Речь при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1899, № 10, с. 419.
  • "Речь пред благодарственным молебном". "Богосл. Вестн." 1899, май, с. 110.
  • Речь перед молебном по случаю начала учения в Москов. дух. акад. 1 сент. 1899 г. Об образовании характера, как цели воспитания. // "Богословский вестник". 1899. № 10, с. 189.
  • Речь при пострижении в монашество и.д. доцента Академии Ивана Петровых, в иночестве Иосифа. "Богосл. Вестн." 1901, октябрь, с. 211.
  • Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Моск. дух. академии Сергия Симанского, в иночестве Алексия, 9 февраля 1902 года. "Богосл. Вестн." 1902, март, с. 431.
  • Речь при пострижении в монашество студента 4-го курса Моск. дух. акад. Михаила Сенцова, в иночестве Леонида 9 марта 1902 года. "Богосл. Вестн." 1902, апрель, с. 641.
  • Речь при пострижении в монашество кандидата Академии И. Абурруса, в иночестве Игнатия 7 июня 1903 года. "Богосл. Вестн." 1903, июль-август, с. 393.
  • Речь в Государственной думе при обсуждении законопроекта о старообрядческих общинах. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 25, с. 1025. 15.
  • Речь в Государственном Совете 12 мая 1910 г. при обсуждении законопроекта о старообрядческих общинах. Псков, 1910.
  • Речь высокопреосвященного при прощании с Псковской паствой 14 ноября 1910 года в Псковском кафедральном соборе. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 49, с. 2129-2132.
  • Речь высокопреосвященного архиепископа Новгородского при вступлении на Новгородскую кафедру, в Софийском соборе 2 декабря 1910 г. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 51-52, с. 2246-2249.
  • Речь пред панихидой в Софийском соборе 6 сентября по убиенном Председателе Совета Министров Столыпине. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 38, с. 1559.
  • Речь, произнесенная пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2 октября. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 43, с. 1819.
  • Речь о церковном пении. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 47, с. 1995.
  • Речи в заседании Государственного Совета 4 ноября 1911 г. при обсуждении законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 50, с. 2158.
  • Речь в заседании Государственного Совета при обсуждении законопроекта о введении всеобщего начального образования. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 9, с. 378.
  • Речь, сказанная при открытии противоалкогольного съезда в Москве 6 августа 1912 года. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 34, с. 1343.
  • Речь при погребении архиепископа Гурия 4 марта 1912 г. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 11, с. 457.
  • Речь в Софийском соборе при встрече С.-Петербургского митрополита Владимира, 1 декабря 1912 года. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 50, с. 1987.
  • Речь при открытии религиозно-нравственных учений в новоосвященном епархиальном доме, 2 декабря 1912 года. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 50, с. 1987-1990.
  • Речь при открытии Новгородского Церковно-Археологического общества 3 января 1913 года. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 4, с. 173.
  • Речь, сказанная в Софийском соборе при встрече блаженнейшего патриарха Антиохийского Григория 4, 25 апреля 1913 года в половине 12-го ночи. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 18-19, с. 781-782.
  • Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Тихвинскому Алексию (Симанскому) 28 апреля 1913 года в Софийском соборе (в присутствии Его Блаженства Патриарха Антиохийского Григория 4). "Приб. к "ЦВ" 1913, № 18-19, с. 782-784.
  • Речь в Заседании Государственного Совета 13 января 1914 г. при обсуждении законопроекта о продаже спиртных напитков. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 4, с. 171.
  • Речь в заседании Государственного Совета 17 января 1914 г. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 5, с. 241.
  • Речь в заседании Государственного Совета при обсуждении законопроекта. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 7, с. 367.
  • Речь, произнесенная в Новгороде в собрании Братства Св. Софии. Новгород, 1916.
  • Речь, сказанная в Софийском соборе 30 июля 1914 года по прочтении манифеста об объявлении войны Болгарии. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1449.
  • Речь, сказанная в Софийском соборе, по прочтении манифеста об объявлении войны Болгарии. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 43, с. 2229.
  • Речь при вручении жезла еп. Варсонофию Кирилловскому 8 января 1917 года. "Приб. к "ЦВ" 1917, № 2, с. 24-26.
  • Слово, произнесенное при освящении придельного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Спасо-Елеазаровой пустыни 5 августа. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 38, с. 1599.
  • В "Кишиневских Епархиальных Ведомостях" в разное время напечатаны следующие статьи:
  • "Происхождение церковного пения с богослужебной и музыкальной стороны".
  • "Жены-мироносицы, как образец деятельной любви ко Господу".
  • "О христианском мире".
  • "Проклаво-Измаильская епархия".
  • "О соборе окружников и противоокружников в Кишиневе в 1886 году".
  • "Была ли в г. Бельцах резиденция Молдавского митрополита".
  • Житие св. Иоанна Сочавского.
  • "Меры к развитию просвещения в Бессарабии".
  • "Об отношении веры к знанию".
  • Краткий очерк истории происхождения и образования церковного пения с богослужебной и музыкальной стороны I-ХХ в. // 1888. № 21-22.
  • Амфилохий, еп. Хотинский, в конце ХVIII столетия.
  • О посте по учению св. Василия Великого. // 1887. № 4-5.
  • Характер церковного чтения и пения и использования церковных песнопений в древне-христианской церкви. // 1888. № 23.
  • О священных одеждах церковно-служителей. // 1889. № 12.
  • Об иконе Божией Матери, именуемой Троеручицей. // 1890. № 12.
  • Обычай двуименности в древней Руси. // 1888. № 7.
  • О заслугах св. Владимира для просвещения России. // 1888. № 14-15.
  • Пятисотлетие памяти преп. Сергия Радонежского. // 1892 № 19.
  • Состояние раскола и сектантства в Бессарабии. // 1888-1891.
  • Из воспоминаний о путешествии на Афон. // 1884. № 23-24; 1886. № 15-16, 18, 20-22.
  • К вопросу о церковно-приходских хорах и всеобщем пении в церкви. // 1886, II, 15.
  • О церковном чтении. // 1887, I, 28.
  • Воспоминание о встрече с высокопр. Михаилом на Афоне в 1883 г. // 1889, XI.
  • Воспоминание об о. Паисии. // 1880, 6.
  • Прилаво-Измаильская епархия.
  • Была ли в городе Бельцах резиденция Молдавского митрополита.
  • О соборе окружников и противоокружников в Кишиневе в 1886 г.
  • Меры к развитию просвещения в Бессарабии.
  • По вопросу о русско-румынских сношениях. 1894.
  • По вопросу о почитании дней воскресных и праздничных в Бессарабии. 1890.

Награды

  • бриллиантовый крест на клобук (6 декабря 1912).
  • право ношения двух панагий (9 мая 1934).
  • предношение креста (30 сентября 1935).

Литература

  • "Церк. Вед." 1899, № 9, с. 53, 1903, № 50, с. 391, 1904, № 46, с. 488, 1906, № 3, с. 39, 1907, № 8, с. 35, 1910, № 46, с. 427, 1912, № 50, с. 461.
  • "Приб. к "ЦВ" 1899, № 10, с. 418-422, 1900, № 24, с. 964-966, 1903, № 50, с. 1976, 1904, № 46, с. 1875, 1910, № 49, с. 2129-2132, № 51-52, с. 2246-2249, 1911, № 38, с. 1559, 1912, № 11, с. 478, № 34, с. 1343, 1918, № 5, с. 171.
  • "Церк. Вестн." 1895, № 1, стб. 21-23, 1904, № 6, стб. 172, 1908, № 7, стб. 195, № 37, стб. 1166, 1910, № 7, стб. 215, № 20, стб. 607.
  • "Изв. Каз. еп." 1905, № 1, с. 28, 1908, № 41, с. 1185, 1912, № 29, с. 848-849, № 47, с. 1451, 1914, № 11, с. 334, № 46, с. 1464.
  • "Прав. Собес." 1897, февраль, с. 10, 1905, апрель, с. 727, 1914, ноябрь, с. 6, 1916, январь, с. 5 отчет.
  • "Русск. Паломн." 1912, № 47, с. 742, 1904, № 2, с. 32, 1905, № 3-4, с. 53-54.
  • (Отзыв проф. А. Бронзова о его работах).
  • "ЖМП" 1932, № 11-12, с. 1, 1935, № 23-24, с. 1, 1957, № 12, с. 37.
  • "Богосл. Вестн." 1899, март, 1901, март, с. 493, апрель, с. 665.
  • "Истор. Вестн." 1904, июль, с. 281-283.
  • "Симбирск. Еп. Вед." 1899, № 9, с. 344.
  • "Отдых христ." 1908, август-сентябрь, с. 59.
  • "Красный Архив" 1928, т. 26, с. 120, 123.
  • "Кормчий" 1917, № 19, с. 224.
  • "Очерк жизни и деятельности Преосв. Арсения, епископа Псковского и Порховского". Псков, 1904.
  • "Мисс. Календарь" 1907, с. 129.
  • "Церк. Обновл." 1923, № 8, с. 1.
  • Булгаков, с. 1406, 1407, 1410.
  • БЭС т. I, стб. 235, т. II, стб. 1936.
  • НЭС т. III, стб. 730, доп. т. I, c. 155.
  • ФПС I, № 4, с. 1, II, с. 1, 4, с. 2, 5, ? 31.
  • ФАМ I, № 28, с. 3.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 74-75.
  • M. Pol'skij, Novye muceniki I, 148-149; 181; II 281.
  • Корсунский И. Ректор Московской Дух. Академии пресов. Арсений, еп. Волоколамский. Наречение и хиротония во епископа и прибытие в Сергиеву лавру и академию. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. 25 с. (Богословский вестник. 1898. № 3; "Церковный Вестник". 1896; СПб., 1896).
  • Мануил, архиеп. Куйбышевский. Каталог русских архиереев. Ч. 1, 1959, с. 335-342.
  • Стадницкий А.. Материалы для истории Кишиневской духовной семинарии.. Кишиневские епархиальные ведомости.. Кишинев. 1888 - 1892. № 6, 11-12, 17, 20-21; № 19; № 12..
  • Бельдова М.В., Воробьева Ю.С., Жукова М.П. и др. сост.; Иннокентий (Просвирнин), архим., научный руковод.. История Русской Православной Церкви в документах Федеральных архивов России; Архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннотированный справочник-указатель.. Москва. Новоспасский монастырь. 1995 . 397,[3] с..
  • Кашеваров, А. Н., Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922), Москва: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005, 316.

Использованные материалы



[1]  "Свят. Арсенія исповѣдника, митроп. Новгородскаго и Старорусскаго (1936)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 21, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf.

[2]  1892, несколько номеров.

[3]  С целью сбора материалов к этой работе дважды выезжал за границу — в 1888 году в Австро-Венгрию и в 1890 – в Румынию.

[4]  Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни, М., 1994, с. 301.

[5]  По другим данным - арестован в ночь с 24 на 25 декабря 1919 года. См. РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 25, л. 126, цит. по Кашеваров, А. Н., Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922), Москва: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005, 316.

[6]  по другим данным был в ссылке в туркменском городе Красноводске

[7]  В разных источниках указана разные даты кончины, путаница с каледнарными стилями. Варианты: 12 февраля, 23 февраля

[8]  См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2042

Редакция текста от: 13.02.2023 11:04:27

"АРСЕНИЙ (СТАДНИЦКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google