ЕРМОГЕН (ГОЛУБЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Ермоген (Голубев)
Архиеп. Ермоген (Голубев)
Ермоген (Голубев) (1896 - 1978), архиепископ б. Калужский и Боровский

В миру Голубев Алексей Степанович, родился 3 марта 1896 года в городе Киеве в семье профессора Киевской духовной академии и университета, доктора церковной истории Степана Тимофеевича Голубева.

В 1915 году окончил Киевскую 3-ю гимназию с серебряной медалью [1].

В 1919 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра богословия.

21 июня 1919 года пострижен в монашество с наречением имени Ермоген. Постриг совершен епископом Феодором (Поздеевским) в Московском Даниловом монастыре.

7 сентября того же года рукоположен в сан иеродиакона в том же монастыре тем же архиереем.

Служение в Киевской епархии

В 1919 году направлен в качестве миссионера в Киево-Печерскую лавру.

28 августа 1921 года рукоположен в сан иеромонаха патриархом Московским и всея Руси Тихоном в Успенском соборе на Крутицах города Москвы и определён членом духовного собора Киево-Печерской лавры.

В 1921 году участвовал в работе "Православного Всеукраинского Собора" [2].

23 июля 1922 года [3] возведён в сан архимандрита экзархом Украины митрополитом Михаилом (Ермаковым) и назначен киевским епархиальным миссионером.

18 октября 1926 года назначен настоятелем Киево-Печерской лавры по избрании братии лавры и утверждении заместителем патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Лавра в то время насчитывала 600 с лишним человек, с 1924 года она имена права ставропигии. В связи с занятием всех лаврских храмов обновленцами, богослужения совершались в то время в Ольгинской церкви на Печерске.

Лагерное заключение

В 1931 году был арестован "за антисоветскую деятельность" и приговорен к 10 годам лагерей. Сведений о его годах заключения сохранилось совсем немного. Известно, что именно в лагере у него началась тяжёлая болезнь лёгких, в связи с которой он был освобожден раньше срока, в 1939 году.

Служение в Средней Азии

С этого времени его жизнь и деятельность оказались на долгое время связанными со Среднеазиатской епархией.

В 1942 году назначен настоятелем собора города Самарканда, где у него налаживаются близкие дружеские отношения с замечательными православными подвижниками - будущим архимандритом Борисом (Холчевым), архимандритом Серафимом (Суторихиным) и профессором-филологом Алексеем Шенроком. Здесь же отец Ермоген знакомится и со священником Сергием Никитиным (впоследствии епископ Стефан), который годы спустя окажется предшественником владыки Ермогена на Калужской кафедре.

С марта 1945 года был настоятелем церкви в посёлке Трусово Астраханской области.

В июне того же года назначен настоятелем кафедрального собора в Астрахани.

С сентября 1948 по январь 1953 года был настоятелем собора города Самарканда.

Епископ Ташкентский

1 марта 1953 года хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Чин хиротонии в Московском Богоявленском патриаршем соборе совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Макарий (Даев).

С этого времени государственная власть, и ранее смотревшая на его деятельность с большим опасением, начинает сначала скрыто, а затем и явно преследовать его. Владыка Ермоген, "являясь одним из реакционных приверженцев РПЦ, принимает активные меры к укреплению материальной базы Церкви и распространению религиозных воззрений на сознание советских людей", - так охарактеризовал владыку Совет по делам РПЦ при Совмине СССР.

С ноября 1955 по 31 мая 1956 года - временно управлял Алма-Атинской епархией.

В 1957 году по его инициативе было начато в Ташкенте строительство обширного вместительного храма, который 11 декабря того же года был освящён.

20 февраля 1958 года вновь назначен временно управляющим Алма-Атинской епархией. 28 августа того же года освобожден от временного управления Алма-Атинской епархией и одновременно возведён в сан архиепископа.

В 1959 году уполномоченный по делам религии Узбекской ССР писал:

"Наблюдение за деятельностью... архиепископа Ермогена убедило меня в том, что он весьма враждебно настроен к советской действительности. Не довольствуясь ролью, которая определена советским государством Церкви, Ермоген в своей деятельности грубо попирал социалистическую законность. Будучи приверженцем врага советского строя - бывшего патриарха Тихона, этот прожженный церковник стремится крестом и рублем укрепить устои РПЦ..."

Конец 1950-х - время возобновления гонений на Церковь, закрытия храмов, преследования активных проповедников Православия. А здесь, в Ташкенте - этом "образцово-показательном" символе социалистической Азии - вдруг возводится огромный, вмещающий до 4000 молящихся, Успенский кафедральный собор. Само собой разумеется, что разрешение на такое строительство получить от властей было невозможно. Тогда владыка идёт на хитрость. Он берёт разрешение на реставрацию старой церкви, находящейся в приспособленном здании и тут же начинает стремительное строительство собора. Храм возводился вокруг старой церкви, и до конца строительства здесь шли ежедневные службы. Власти опомнились, начались запросы, выяснения, согласования. Пока громоздкая бюрократическая машина со скрипом двинулась и строительство запретили, было уже поздно - храм стоял. Так же стремительно был построен и храм в Самарканде. Прекрасно знающий светские законы и принципы работы советской бюрократии владыка Ермоген нередко ставил местные власти в тупик.

Кроме вышеназванных храмов под руководством архиепископа Ермогена были построены новый собор в Ашхабаде, большая каменная крещальня в городе Фрунзе (современный Бишкек), отреставрированы и восстановлены храмы Самарканда, Красноводска (Туркменбаши), Мары. В результате бескомпромиссной позиции правящего архиерея, влияние и авторитет Русской Православной Церкви в Средней Азии значительно укрепились.

"Подобная деятельность Ермогена не могла не привести к укреплению в республике позиций Церкви и духовенства, чего нельзя было допускать в современных условиях", - констатирует узбекский уполномоченный.

Начинается последовательная травля, усиливается неприкрытое давление на руководство Церкви.

В результате 15 сентября 1960 года архиепископ Ермоген был освобождён от управления Ташкентской епархией с предоставлением отпуска.

"Отпуск"

"Отпуск", владыка отбывал сначала в Жировицком Успенском монастыре, а затем в Одесском Успенском монастыре, когда патриарх Московский и всея Руси Алексий, который по всей видимости симпатизировал и покровительствовал гонимому подвижнику (о чем говорят и доклады уполномоченных) возводит его на Омскую кафедру.

Омский архиепископ

13 июня 1962 года был назначен архиепископом Омским и Тюменским.

На Калужской кафедре

Архиеп. Ермоген (Голубев)
Архиеп. Ермоген (Голубев)
С 29 мая 1963 года - архиепископ Калужский и Боровский.

Калужская епархия представляла в это время собой безрадостную картину: после очередной волны гонений на Церковь здесь сохранилось только 28 храмов; 12 районов области не имели храмов вообще. С приходом владыки Ермогена богослужебным и духовным центром епархии фактически становится Никольский храм, где и настоятель отец Иаков Володин и староста Чеботарева оказались с новым архиепископом очень близкими по духу и убеждениям. Вскоре архиерейские богослужения в "Николе" перестали быть редкостью, совершались они с глубоким благоговением, сопровождались проникновенными поучениями и потому привлекали массы народа. Совет по делам РПЦ начинает проводить "нейтрализацию" непокорного архиерея. Применяется и прямой нажим на самого владыку, заключавшийся в постоянных вызовах "для бесед", "указаний на недопустимость...", строгих предупреждений и так далее. Одновременно идут попытки его изоляции - через удаление от него верных ему священнослужителей и мирян, через попытки компрометации самого владыки в глазах верующих. Организуются "жалобы прихожан" на правящего архиерея и близких ему "неблагонадёжных" священнослужителей.

"Следует также указать, что архиепископ Ермоген расходует деньги епархии для благотворительных целей, что делать воспрещается", - строчит донос уполномоченный.

Владыка отвечает поддержкой бедных приходов, уменьшением в два раза "добровольно-принудительного" взноса в Фонд мира, оживлением и укреплением приходской жизни, ремонтом обветшавших храмов, привлечением в епархию молодых активных священнослужителей, имеющих духовное образование, для проживания которых в двух частных калужских домах была организована своего рода подпольная гостиница. Кроме того он начинает отправлять за штат священнослужителей, скомпрометировавших себя небескорыстными "заигрываниями" с Советской властью. Когда уполноменный на очередной "беседе" указал на недопустимость таких увольнений, владыка Ермоген с иронией заметил, что, конечно, в интересах антирелигиозной пропаганды такой поп является весьма полезной фигурой, но его, как православного архиерея, такие горе-священники совсем не удовлетворяют.

В противовес подобной принципиальности непокорного "церковника" власти начинают лихорадочно создавать комиссии "по контролю за соблюдением законодательства о культах" для "изучения контингента лиц, посещающих церкви, пресечения незаконного крещения детей, выявления активных членов общин" и так далее. В июле 1963 года Калужский облисполком принимает решение "Об ограничении деятельности церковников", а с 1964 года начинается борьба с церковным звоном. Вдруг оказывается, что церковный звон "отрицательно сказывается на психике", "нарушает педагогический процесс", "нарушает быт граждан", "мешает труду молящихся" и так далее. По всей области разворачивается массовое чтение пропагандистских антирелигиозных лекций (в 1965 году их было проведено 2768, в среднем по 7 лекций в день), создаются школы научного атеизма. Но все эти огромные затраты не приносили результата.

В 1965 году уполномоченный Калужской области бьёт тревогу: "Усиливается влияние православия на население. Практически во всех церквах имело место увеличение доходности и обрядности, что в свою очередь свидетельствовало о большей посещаемости храмов верующими". В Козельском районе открыто крестилось 60% детей и в Малоярославецком - до 87%, причём ежегодно крещений становилось всё больше. Резко возросло количество верующих.

Архиепископ Ермоген выразил своё несогласие с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 18 июля 1961 года о внесении изменений в "Положение об управлении Русской Православной Церкви", касающихся раздела IV - "О приходах". Он в своем отзыве на решения Собора высказал мнение о том, что настоятель храма может и должен быть избираем в число членов исполнительного органа каждого храма и не должен оставаться посторонним наблюдателем, а быть активным участником как в духовной, так и в хозяйственной жизни своего прихода. Это мнение преосвященного не было оценено и принято Священным Синодом Русской Православной Церкви, и он 25 ноября 1965 года был уволен на покой в Жировицкий монастырь с правом служения в нём.

На покое

Архиеп. Ермоген (Голубев) в Жировицах
Архиеп. Ермоген (Голубев) в Жировицах
Архиепископ Ермоген не успокоился на этом и продолжал письменно обращаться и к патриарху Московскому и всея Руси Алексию, и в Священный Синод, а также к другим архиереям со своими предложениями по вопросам приходской жизни, а также по другим церковным вопросам Русской Православной Церкви. Переписка эта каким-то образом стала известна за пределами нашей страны и была использована иностранной печатью в своих целях. После этого Священный Синод своим постановлением от 30 июля 1968 года осудил деятельность архиепископа Ермогена как неполезную для Русской Православной Церкви и признал, что назначение его в настоящее время на кафедру является невозможным и неполезным. Ему было определено жить на покое в Жировицком монастыре в числе братии, в ведении преосвященного Минского и Белорусского с предупреждением, что если он будет продолжать подобную свою деятельность, то к нему будут применены меры прещения.

Осенью 1977 года архиепископ Ермоген готовился к переезду на родину - в город Киев, и до Пасхи намеревался закончить оборудование там своего дома. В канун праздника Благовещения он чувствовал себя слабо, но, по словам митрополита Антония (Мельникова), посетившего его в Жировицком монастыре, ничто не предвещало его близкой кончины.

Скончался 7 апреля 1978 года (на Благовещение), в результате сердечного приступа, на 83-м году жизни. 9 апреля того же года состоялось отпевание в Никольском храме Жировицкого монастыря, которое совершил митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников). 11 апреля [4] архиеп. Ермоген был погребён на Корчеватском кладбище города Киева среди могил его родных и близких, согласно его завещанию. До отправления тела в Киев в Никольском храме Жировицкого монастыря все время читалось Евангелие.

Сочиненения

  • Речь при наречении во епископа Ташкентского ЖМП. 1953, № 3, с. 13, 19-20

Награды

  • право ношения креста на клобуке (11 мая 1963)

Литература

  • ЖМП. 1953, № 3, с. 13, 19-20.
  • -"-, 1956, № 7, с. 13.
  • -"-, 1958, № 2, с. 17-18; № 7, с. 18, 19.
  • -"-, 1960, № 3, с. 9, 11; № 5, с. 30, 33; № 6, с. 27, 28, 35; № 8, с. 6, 7; № 10, с. 4.
  • -"-, 1961, № 4, с. 57.
  • -"-, 1962, № 7, с. 36.
  • -"-, 1963, № 3, с. 8; № 6, с. 10; № 7, с 9; № 8, с. 20; № 11, с. 3.
  • -"-, 1964, № 1, с. 4.
  • -"-, 1969, № 4, с. 2-3.
  • -"-, 1978, № 11, с. 21 (некролог).
  • Журнал заседаний Св. Синода № 2 от 28/I-1953 г.
  • -"- -"- -"- № 1 от 7/II-1956 г.
  • -"- -"- -"- № 2 от 20/II-1958 г.
  • -"- -"- -"- № 15 от 28/VIII-1958 г.

Использованные материалы



[1]  ЖМП. 1978, № 11, с. 21 ошибочно указано с золотой медалью

[2]  Так по сайту "Русское Православие". Собор был раскольничьим

[3]  ЖМП. 1978, № 11, с. 21 ошибочно указан 1923 год

[4]  Иные сведения у свящ. Андрея Безбородова: "Даже мертвое его тело вызывало опасение у властей, которые почти две недели не давали разрешения на перевоз его в Киев. Несмотря на столь длительный срок, тело архипастыря, по воспоминаниям очевидцев, не только не подверглось тлению, но и источало благоухание" - http://pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=555

Редакция текста от: 16.09.2017 10:04:14

"ЕРМОГЕН (ГОЛУБЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google