БОРИС (ШИПУЛИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Борис (Шипулин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)
Еп. Борис (Шипулин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)
Борис (Шипулин) (1874 - 1937), архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский.

В миру Шипулин Владимир Павлович, родился 27 декабря 1874 года [1] в г. Вельске Вологодской губернии в семье бухгалтера Вельского уездного казначейства коллежского секретаря Павла Михайловича и Лидии Васильевны Шипулиных. Два его брата, Василий и Сергей, впоследствии стали священниками.

В 1886 году окончил начальную школу в Устюге.

В 1890 году окончил Вологодское духовное училище по I разряду [2], в 1896 году - Вологодскую духовную семинарию по I разряду [3].

В 1900 году по окончании Московской духовной академии со степенью кандидата богословия определен помощником инспектора той же академии и пострижен в монашество.

14 января 1901 г. рукоположен во иеродиакона, а 31 марта 1901 года - во иеромонаха.

6 сентября 1902 года назначен инспектором Курской духовной семинарии.

В 1904 году переведен на должность ректора Псковской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита.

В 1905 году перемещен на должность синодального ризничего и настоятеля Синодальной Двунадесяти Апостолов церкви в Московском Кремле.

Настоятель Новоспасского монастыря

В 1906 года назначен настоятелем ставропигиального Новоспасского монастыря, где пробыл до 1909 года.

Благодаря усилиям архим. Бориса в монастыре были отремонтированы Знаменский, Преображенский и Екатерининский храмы, Покровский собор, братский корпус, заново отделаны Сергиевская церковь, колокольня и св. врата. О. Борис многое сделал для восстановления монастырской жизни, упорядочения богослужения, организовал беседы с прихожанами.

С 30 октября 1906 года - благочинный ставропигиальных монастырей.

В 1907-1908 годах - почетный член "Союза русского народа" в Москве.

3 марта 1909 г. в Новоспасском монастыре под председательством архим. Бориса состоялось собрание настоятелей всех ставропигиальных монастырей, на котором обсуждалось состояние монастырских школ для послушников. В соответствии с принятыми на собрании решениями многие закрытые ранее школы были восстановлены, в тех, где проводились занятия, был наведен порядок.

Ректор МДА

16 сентября 1909 году назначен ректором Московской духовной семинарии.

Викарный епископ Подольской кафедры

24 июня 1912 года был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. Хиротонию в Московском храме Христа Спасителя совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский), архиеп. Алексий (Опоцкий), бывш. Тверской, епископы Можайский Василий (Преображенский), Серпуховский Анастасий (Грибановский), Волоколамский Феодор (Поздеевский) и другие архипастыри, пребывающие в Москве.

14 февраля 1914 года назначен епископом Балтским, вторым викарием той же Подольской епархии. На этой кафедре пробыл до 1915 года.

Викарий Казанский

12 февраля 1915 года назначен епископом Чебоксарским, вторым викарием Казанской епархии.

Будучи на этой кафедре, состоял настоятелем Казанского Кизического третьеклассного необщежительского монастыря.

В мае 1917 года принял участие в заочном избрании семи архиереев для участия в трудах Предсоборного Совета, указав среди кандидатов имя архиепископа Тамбовского Кирилла (Смирнова).

26 июля 1917 года на II Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев) в Нижнем Новгороде епископ Чебоксарский Борис (Шипулин) избран кандидатом во епископа единоверческого для Казанского единоверческого округа (в составе епархий Повольжья), применительно к предполагавшемуся учреждению на Всероссийском Церковном Соборе митрополичьих округов и открытию в них единоверческих епископий.

Был участником Поместного Собора 1917-1918 гг. как заместитель митрополита Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого).

В сентябре 1918 г. оставил Казань вместе с отступавшими частями белочехов.

Иркутский викарий

24 декабря 1918 г. участвовал в отпевании архиепископа Иркутского и Верхоленского Иоанна (Смирнова) в Иркутском Вознесенском монастыре; вскоре назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, и настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске.

В марте 1919 года после стремительного наступления войск адмирала А.В.Колчака и освобождения Урала от большевиков, назначен также временным управляющим Пермской епархией.

Совершая поездку по епархии, еп. Борис посетил Белогорский Никольский монастырь, а также Серафимо-Алексеевский скит, где ему рассказали о зверском убиении красноармейцами многих насельников. Летом 1920 г. еп. Борис освятил храм в с. Улан-Горхон Иркутской епархии. В начале 1921 г. власти закрыли Иркутский Вознесенский монастырь, настоятелем которого являлся еп. Борис, в присутствии епископа были кощунственно вскрыты мощи Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого).

Епископ Уфимский

Не ранее середины сентября 1921 года указом патр. Тихона назначен епископом Уфимским и Мензелинским. Прибыл в Уфу около 9 марта 1922 г.

18 октября 1922 г. арестован в Уфе в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Следствие проходило в Перми, т. к. власти боялись, что верующие Уфы окажут поддержку своему архиерею. Доказать участие владыки в сопротивлении изъятию не удалось, и еп. Борис был обвинен в "организации белых банд, моральной и материальной поддержке правительства адмирала Колчака".

19 января 1923 года Пермским губсудом был приговорен к семи годам принудительных работ с заключением в Пермском исправдоме со строгой изоляцией. По амнистии срок был сокращен до двух лет, с зачетом предварительного заключения. Был отправлен в Пермь, где содержался в Исправдоме.

К концу 1923 г. был освобожден.

Вернулся в Уфу. Активно противодействовал обновленческому расколу в Уфимской епархии.

3 февраля 1924 г. постановлением Св.Синода за N32 возвращен к управлению Уфимской епархией.

20 февраля 1924 г. под давлением ОГПУ обратился с прошением об увольнении на покой от управления Уфимской епархией "вследствии крайне расстроенного здоровья и нервного потрясения (следствие тюремного заключения) и впредь до выздоровления с правом проживания в семье ближайших родственников в Харьковской губернии". Есть основания утверждать, что еп.Бориса вынудили написать прошение органы ОГПУ, пригрозившие ему в противном случае не почетной ссылкой в теплые края в Харьков, а иными мерами воздействия.

Прошение удовлетворено 29 февраля, однако из Уфы он не выехал. По БД ПСТГУ, официально еп. Борис оставался Уфимским и Мензелинским по 1927 г., а правящим архиереем был Иоанн (Поярков) на правах временно управляющего епархией.

В начале марта 1924 г. еп. Борис возглавил общину кафедрального Воскресенского собора, отказавшуюся от подчинения обновленческому архиерею и вернувшуюся в Патриаршую Церковь.

14 апреля 1924 г. вступил в управление Уфимской епархией [4].

6 ноября 1924 г. обратился с заявлением в ВУЦИК, в котором признал "свои прежние ошибки", повлекшие к начальному раздору в недрах церкви и к вынужденным мерам со стороны органов советской власти", и объявил об окончательном отмежевании от патриарха Тихона [5]; однако вскоре принес покаяние и к началу 1925 г. вновь находился в Патриаршей Церкви (по утверждению уфимских обновленцев).

Был сослан в Харьков, ссылку отбывал до 1927 года.

К 1926 г. - временно управляющий Каменец-Подольской епархией.

1 марта 1926 г. подписал суждение группы украинских архиереев, во главе с еп.Прилукским Василием (Зеленцовым), о раздорнической деятельности главы "григорианского раскола" архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) и единомысленных с ним архиереев. 12 марта того же года подписал "Обращение украинских православных иерархов к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию по вопросу об осуждении организаторов ВВЦС", в котором поддержал все мероприятия митр.Сергия в отношении раскольнического ВВЦС.

В конце 1926 - начале 1927 года принимал участие в тайных выборах патриарха, поддержал кандидатуру митрополита Кирилла (Смирнова).

В 1927 году возведен в сан архиепископа Уфимской кафедры.

Архиепископ Тульский

С 27 сентября 1927 года - архиепископ Тульский, прибыл в Тулу 27 октября 1927 г.

15 декабря 1927 г. был арестован по обвинению в "участии в церковно-монархической группе епископа Зеленцова на Украине", а также в участии в нелегальных выборах патриарха, в произнесении в Туле резких антисоветских проповедей на тему "о гонении Соввласти на веру и церковь", в поминовении за упокой за богослужениями "убиенных Николая и Александры Романовых, воина Александра (Колчака)" и прочее.

9 марта 1928 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем года концлагере, считая срок с 15.12.1927г.

Был заключен в Соловецкий лагерь особого назначения.

24 октября 1929 года был досрочно освобожден постановлением Коллегии ОГПУ с запрещением проживания в Москве, Ленинраде, означенных областях, Киеве, Харькове, Одессе, означенных округах, Северо-Кавказском крае и погранполосе (т.е. в 6 населенных пунктах и погранполосе), с прикреплением к Вологодской губ., сроком на 3 года.

14 декабря 1929 г. был отправлен в ссылку в с. Тюребери Тотемского уезда Вологодской области.

Викарий Вологодский

Не ранее конца октября 1929 года был назначен архиепископом Кадниковским, викарием Вологодской епархии.

10 марта 1932 г., ввиду окончания срока административной высылки, указанием начальника СПО ОГПУ СССР разрешено свободное проживание в СССР.

10 мая 1934 г. как "архиепископ бывший Тульский" в числе других архиереев, не членов Синода, подписал циркулярный указ Московской Патриархии N804 о новом титуле Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Горьковского Сергия ("Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский") и о порядке поминовения за богослужениями высшей церковной власти Российской Церкви.

21 мая 1934 года назначен архиепископом Тобольским, но в управление не вступал.

21 мая 1935 года назначен архиепископом Томским, но 9 июня того же года назначение было отменено.

В январе 1936 года назначен архиепископом Петрозаводским и Олонецким. В управление епархией не вступал.

Архиепископ Ташкентский

В конце 1936 или в начале 1937 года прибыл в ссылку в Ташкент.

26 февраля 1936 года был назначен на Среднеазиатскую кафедру, служил в часовне «Всех скорбящих Радость» на городском кладбище в Ташкенте.

По воспоминаниям правосл. жителей Ташкента,

«владыка Борис, несмотря на запреты властей, открыто и всюду, где появлялся, проповедовал народу Слово Божие. В личном быту отличался не просто неприхотливостью, а нищетой. Часто погружался в глубокую печаль, из глаз его потоками лились слезы, и на все вопросы в такие минуты отвечал: «Да простят меня, мерзкого, Бог и Патриарх Тихон». Ходил он в ветхом подряснике, босиком в любую непогоду, питался только хлебом и водой, носил вериги, в присутствии неверующих юродствовал. Владыка был прозорлив, читал мысли людей, отвечал на наши вопросы прежде, чем мы их задавали, а наедине каждому говорил о самом сокровенном... Паства горячо любила его и восхищалась им».

Поддерживал общение с находившимися в ссылке в Средней Азии митрополитом Кириллом (Смирновым), который считал архиепископа Бориса своим "тайным соратником", и митрополитом Иосифом (Петровых).

В конце 1936 г., согласно завещанию митр. Петра (Полянского), права и обязанности патриаршего местоблюстителя перешли к митр. Сергию (Страгородскому). Сохранилось письмо неизвестного автора к архиеп. Борису, в котором разъяснялась ситуация, сложившаяся вокруг перехода местоблюстительства к митр. Сергию. Это письмо вл. Борису переслал Алма-Атинскому еп. Тихону (Шарапову) в качестве приложения к своему письму, в котором поддержал переход высшей церковной власти к митр. Сергию и благодарил еп. Тихона за присланную ему форму поминовения местоблюстителя.

В мае 1937 г. архиеп. Борис был вызван в ГПУ на встречу с обновленческим Ташкентским «митрополитом» Иоанном (Звёздкиным), во время которой владыке Борису предложили присоединиться к обновленцам и стать «митрополитом всей Средней Азии». Он отказался.

Борис (Шипулин), архиеп. Ташкентский. Внутренняя тюрьма. Фотография. 1937 г.
Борис (Шипулин), архиеп. Ташкентский. Внутренняя тюрьма. Фотография. 1937 г.
24 июля 1937 года был арестован по обвинению в "монархической агитации среди церковников, высказывании недовольства советской властью и ее политикой, контрреволюционных клеветнических взглядах о внутреннем экономическом положении СССР, создании к/р церковного центра, в который входили 2 священника, служивших в кладбищенской часовне, 3 мирянина, архим. Валентин (Ляхоцкий) и епископ Лука (Войно-Ясенецкий)". По делу были арестованы 58 чел. Все обвиняемые признали себя виновными, кроме еп. Луки, ложные показания на которого дал в т.ч. и архиепископ Борис.

К ноябрю 1937 г. следствие установило «членство» архиепископа Бориса в рядах английской разведки.

7 февраля 1938 года тройкой НКВД Узбекской ССР был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 23 февраля 1938 года в Ташкенте.

Литература

  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.128.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С.30-32.
  • Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.122.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.444,446,703,964.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.95.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.56-57.
  • Книга памяти жертв политических репрессий в Тульской области 1917-1987гг. Том второй. Тула: "Гриф и К", 2003. 248с. С.197.
  • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.104.
  • Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine: von 1917 bis 1945. Köln, 1953. S. 17, 102, 117;
  • Нечаев М. Г. Красный террор и Церковь на Урале. Пермь, 1992. С. 11, 14;
  • [Вяткин В. В.] Величие и трагедия Уральского Афона: История Белогорского мон-ря. Пермь, 1996. С. 109-112;
  • Марущак В., протодиак. Святитель-хирург: Житие архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого). М., 1997. С. 43-48.
  • "Церк. Ведом." 1912, № 21, с. 23.
  • - " - 1914, № 8, с. 51.
  • - " - 1915, № 8, с. 59.
  • - " - 1915, № 42, с. 481.
  • - " - 1918, № 19-20, с. 114.
  • "Приб. к "ЦВ" 1912, № 26, с. 1098.
  • "Церк. Обновил." 1924, № 19-20, с. 83.
  • ФМП № 15, с. 6, 7.
  • ФПС I № 44, с. 2.
  • ФПС II, с. 1.
  • ФПС IV, с. 2.
  • ФПС V, № 37.
  • ФАМ I, № 44, с. 4.
  • Regel'son 502, 544.
  • Levitin-Sarov 11, 15.

Использованные материалы



[1]  Так по Православной энциклопедии. По БД ПСТГУ со ссылкой на госархив Архангельской области - 27 декабря 1876 года. Согласно анкетным данным, записанным со слов архиепископа Бориса на допросе 1927 г. он родился 3 января 1875 г.

[2]  "Разрядный список учеников Вологодского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1890 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1890, № 14, с. 223.

[3]  "Разрядный список студентов Вологодской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1896 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1896, № 13, с. 192.

[4]  По данным ПСТГУ

[5]  Заявление было опубликовано в нескольких периодических изданиях, в т.ч. журнале "Церковное Обновление" за 1924 год № 19-20, с. 83

Редакция текста от: 29.01.2015 21:42:33

"БОРИС (ШИПУЛИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google