ГЕРМОГЕН (КОЖИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Алеутский Гермоген (Кожин). Фотография 1954 г.
Митр. Алеутский Гермоген (Кожин). Фотография 1954 г.
Гермоген (Кожин) (1880 - 1954), митрополит Алеутский и Северо-Американский, экзарх Северной и Южной Америки

В миру Кожин Василий Иванович, родился в 1880 году в станице Кумылженской Области Войска Донского (ныне Волгоградской области) в семье псаломщика.

В 1901 году окончил Усть-Медведицкое духовное училище, в 1907 году - Донскую духовную семинарию. Вступил в брак. В 1907 году был рукоположен во диакона, а в 1908 году - во священника. Служил в казачьих станицах на Дону.

В 1912 году поступил, а в 1916 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1917 году защитил диссертацию на тему: "Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви" [1] и получил ученую степень магистра богословия.

В 1916-1918 годах преподавал богословие в Новочеркасском политехническом институте и Закон Божий в казачьей мужской гимназии.

Свящ. Василий Кожин
Свящ. Василий Кожин
Был избран членом Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов как депутат от духовенства Области Войска Донского, а в 1918-1920 годах состоял членом Донского епархиального совета. Судя по всему, и при белых, и при красных находился в Новочеркасске, не захотев эмигрировать.

Затем переехал в Кубанскую епархию, где священствовал на разных приходах.

В обновленчестве

В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и был настоятелем кафедрального обновленческого собора в Новочеркасске. Оставаясь в браке и без смены имени, 21 сентября 1931 года обновленцами хиротонисан во епископа Темрюковского, викария Кубанской епархии. Поставление совершали председатель обновленческого Синода митрополит Вениамин Муратовский и главным обновленческим деятель "митрополит-благовестник" Александр Введенский. Принял в свое управление практически все обновленческие приходы на Северном Кавказе и на Дону.

Впоследствии - епископ Моздокский, викарий Кубанской епархии. С 7 марта 1932 года - епископ Кубанский.

13 апреля 1932 года был возведен в сан архиепископа.

С марта 1934 года - архиепископ Терский, управлял Северо-Кавказской митрополичьим округом.

5 декабря 1935 года возведен в сан митрополита Северо-Кавказского и Ставропольского.

В 1937 году был арестован, но через семь месяцев освобожден [2].

По отзыву епископа Сергия (Ларина):

"...был злейшим обновленцем. Писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией, из своей епархии изгонял православное духовенство" [3].

А. Левитин, в 1930-е годы бывший сотрудником обноленческого Церковного управления, писал:

"В.И. Кожин... был действительно великолепным администратором, человеком веселым, общительным, обладателем живого сангвинического темперамента. Умный, тактичный, он добился крупных успехов на Северном Кавказе. Однако, читая его донесения, рапорты, письма Первоиерарху, я всегда испытывал тягостное чувство. "Как же бедна Русская церковь, – думал я, – если это самый выдающийся из епископов." Как сейчас вижу эти ровные строчки, написанные четким, крупным почерком, – бесконечные жалобы на соседа – Владимира Иванова, благодаря которому (если верить Василию Ивановичу) гибнет обновленчество на Кубани. Бесконечные восхваления Северо-Кавказской епархии, где, если опять-таки верить Василию Ивановичу, обновленческое дело идет семимильными шагами вперед и закреплено на столетия. Ни одного живого слова, ни одной своеобразной мысли, ничего такого, что возвышалось бы над местническими провинциальными интересами" [4].

Митрополит Александр Введенский, который в 1943 году наградил его второй панагией, заявлял о нём:

"Вот кого я хотел бы видеть после себя Первоиерархом..., - он бы управлял Церковью не хуже, а может быть, и лучше меня" [5].

Возвращение в каноническую Церковь

В обновленческом расколе пребывал до 1945 года, когда в апреле принес покаяние перед патриархом Алексием I и воссоединился с Русской Православной Церковью в сане протоиерея. К тому времени был вдовцом, поэтому в том же году был пострижен в монашество с именем Гермогена и возведен в сан архимандрита.

18 февраля 1946 года православными архиереями хиротонисан во епископа Казанского и Чистопольского в Московском Сергиевском храме. Хиротонию совершали патриарх Московский и всея Руси Алексий, епископы Можайский Макарий и Кировоградский Сергий.

Приехав в Казань, восстановил епархиальное духовное управление, разместившееся в двухэтажном деревянном доме на улице Лесгафта, 40, где поселился и сам. В 1946 году добился открытия в Казани Николо-Низской церкви, которая стала кафедральным собором, а также церквей в селах Тавели Мамадышского района и Красная Горка (ныне Юдино в черте Казани). Архиепископ Гермоген в 1947-1948 годах "настойчиво требовал" открытия и ряда других церквей, но не добился успеха.

Одновременно исполнял должность ректора Московских духовных академии и семинарии, где преподавал историю Западных исповеданий. Проводя много времени в духовных школах, редко бывал на своей кафедре - так, в 1948 году побывал в Казани всего пять раз, приезжая на одну-две недели [6].

На Пасху 1948 года был возведен в сан архиепископа. С 8 по 18 июля того же года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей.

В 1949 году, по совокупности его трудов, Совет Московской духовной академии присудил ему ученую степень доктора богословия.

19 октября 1949 года был перемещен на Краснодарскую и Кубанскую кафедру, на которой пребывал до своей поездки в Америку. В этот период своего служения выполнил ряд ответственных поручений Московской Патриархии. Так, в 1950 году, в составе делегации Русской Церкви ездил в Палестину. В следующем году был участником третьей Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве, а в 1953 году сопровождал делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по Советскому Союзу.

В связи с кончиной экзарха митрополита Макария (Ильинского) был направлен в Соединенные Штаты Америки для устроения церковных дел Американского Экзархата. Принял участие во втором съезде духовенства и мирян Экзархата. 19 мая 1954 года был возведен в сан митрополита и назначен Алеутским и Северо-Американским, экзархом Северной и Южной Америки.

Скончался 3 августа 1954 года от инфаркта миокарда. 6 августа того же года был погребен в каменной усыпальнице в правом приделе кафедрального собора города Краснодара.

Награды

Труды

  • Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского Откровения и голосом Вселенской Церкви. 1917.
  • Папство и Православная Церковь. 1948. ("ЖМП". 1948. № 4).
  • Критический разбор книги В.С. Соловьева "Россия и Вселенская церковь" с точки зрения Восточной Православной Кафолической Церкви. 1948. Ч. 1-3. 1949 (ЖМП. 1948. № 4).
  • Очерки по истории Казанской епархии: История распространения христианства среди татар. // "ЖМП". 1946. № 7.
  • Попытка Ватикана подчинить своему влиянию православные церкви южных славян на Балканах. Краткий исторический очерк. // "ЖМП". 1946. № 9.
  • Очерки по истории Казанской епархии: Зилантов Успенский монастыря и памятник убиенным при взятии гор. Казани. // "ЖМП". 1947. № 1.
  • Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в отечественных войнах 1812 и 1941-1945 гг. // "ЖМП". № 3.
  • Речь при вступлении на должность ректора Московск. дух. академии. // "ЖМП". 1947. № 12.
  • Речь, произнесенная перед началом 1948/49 учебного года в Московской дух. акад. // "ЖМП". 1948.
  • К вопросу об интригах Ватикана против вселенского православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за последние 40 лет. (1908-1948 гг.). // "ЖМП". 1948. № 8.
  • Методы католической пропаганды в Грузии. // "ЖМП". 1948 № 9.
  • Восточная церковная политика римских пап - Бенедикта ХV, Пия XI и Пия XII. // "ЖМП". 1949. № 4.
  • К характеристике деятельности Ватикана за последние 20 лет. // "ЖМП". 1949. № 9.
  • Миссия дружбы. // "ЖМП". 1950. № 9.
  • К юбилею Халкидонского собора. // "ЖМП". 1951. № 6.
  • Ватикан и крестовые походы. // "ЖМП". 1953. № 3.
  • Речь, произнесенная пред началом 1945/46 уч. года в Моск. дух. // "ЖМП". 1948. № 12.
  • Старокатолическое движение папистов и политика Ватикана от Халкидонского собора и до наших дней. Краснодар, 1950. 3 ч.

Литература

  • Киреев А. А., протодиак., Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, М., 2002, 150-152.

Использованные материалы



[1]  Сочинение сохранилось: НАРТ. Ф. 10. Оп. 2 Д. 1319.

[2]  Вестник церковной истории, М., 2006, № 1, 180.

[3]  Цит. из Каталога обновленческих архиереев еп. Сергия (Ларина).

[4]  Левитин А., Шавров В., Очерки по истории русской церковной смуты, М., 1996, 638-639.

[5]  Левитин А., Шавров В., Очерки по истории русской церковной смуты, М., 1996, 638-639.

[6]  ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 465. Л. 5.

Редакция текста от: 29.10.2013 13:28:19

"ГЕРМОГЕН (КОЖИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google