Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕРМОГЕН (КОЖИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Алеутский Гермоген (Кожин). Фотография 1954 г.
Митр. Алеутский Гермоген (Кожин). Фотография 1954 г.
Гермоген (Кожин) (1880 - 1954), митрополит Алеутский и Северо-Американский, экзарх Северной и Южной Америки

В миру Кожин Василий Иванович, родился 14 марта 1880 года в станице Кумылженской Хопёрского округа Области Войска Донского (ныне Волгоградской области) в семье псаломщика.

В 1901 году окончил Усть-Медведицкое духовное училище, в 1907 году - Донскую духовную семинарию.

Вступил в брак.

В 1907 году был рукоположен во диакона викарием Донской епархии, Аксайским еп. Иоанном (Митропольским). Служил в церкви хутора Верхнетёплого Луганской станицы Донецкого окр.

В 1908 году был рукоположен во священника Донским и Новочеркасским еп. Афанасием (Пархомовичем). Служил в казачьих станицах на Дону.

В 1912 году поступил женатым иереем в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1916 году по первому разряду со степенью кандидата богословия за сочинение "Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви" [1]. В 1917 году защитил диссертацию на ту же тему и получил ученую степень магистра богословия.

В 1916-1918 годах преподавал богословие в Новочеркасском политехническом институте и Закон Божий в казачьей мужской гимназии. Служил на одном из приходов в Новочеркасске.

Свящ. Василий Кожин
Свящ. Василий Кожин
Был избран членом Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов как депутат от духовенства Области Войска Донского. В 1917-1919 годах публиковал статьи в "Донских епархиальных ведомостях" по вопросам, рассмотренным на Поместном Соборе, а также о нуждах духовенства, о преподавании и воспитании учащихся.

В 1918-1920 годах состоял членом и управляющим делами Донского епархиального совета. Находясь в Новочеркасске, Кожин обсуждал с главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России митр. Антонием (Храповицким), протопр. Г. Шавельским, прот. Г. Ломако участие и роль Церкви в гражданской войне. По его воспоминаниям, он также дискутировал с протоиереями Г. Шавельским, В. Свенцицким и И. Махарадзе о судьбе православной Церкви в России, отстаивая возможность такого существования в условиях советской власти. В 1920 году отказался эмигрировать и остался в Новочеркасске после прихода Красной Армии.

С 1920 года священник и благочинный в Кубанской епархии.

В обновленчестве

В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и был настоятелем кафедрального обновленческого собора в Новочеркасске.

В 1929 году окончил агрономические курсы при Ростовском государственном институте практических знаний. Заочно окончил два курса исторического отделения МГУ.

Оставаясь в браке и без смены имени, 21 сентября 1931 года обновленцами хиротонисан во епископа Темрюкского, викария Кубанской епархии. Поставление совершали председатель обновленческого Синода митрополит Вениамин Муратовский и "митрополит-благовестник" Александр Введенский. Принял в свое управление практически все обновленческие приходы на Северном Кавказе и на Дону.

С 7 марта 1932 года - обновленческий епископ Кубанский.

13 апреля 1932 года был возведен в сан архиепископа.

С марта 1934 года - обновленческий архиепископ Терский, временно управляющий Северо-Кавказской митрополичьим округом.

В сентябре 1934 года, на осенней сессии обновленческого синода, был назначен членом комиссии по изысканию средств борьбы против староцерковничества.

5 декабря 1935 года возведен в сан митрополита Северо-Кавказского и Ставропольского.

После 1936 года Кожину стала подчиняться также Бакинская обновленческая епархия.

В 1937 году Кожин был арестован, семь месяцев провел в ставропольской тюрьме, потом был освобожден [2].

В 1942 году эвакуировался в г. Грозный. В 1942 году, находясь в Грозном, организовал сбор средств для Красной Армии. В 1943 году был членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию зверств немцев на Северном Кавказе.

По отзыву епископа Сергия (Ларина):

"...был злейшим обновленцем. Писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией, из своей епархии изгонял православное духовенство" [3].

А. Левитин, в 1930-е годы бывший сотрудником обноленческого Церковного управления, писал:

"В.И. Кожин... был действительно великолепным администратором, человеком веселым, общительным, обладателем живого сангвинического темперамента. Умный, тактичный, он добился крупных успехов на Северном Кавказе. Однако, читая его донесения, рапорты, письма Первоиерарху, я всегда испытывал тягостное чувство. "Как же бедна Русская церковь, – думал я, – если это самый выдающийся из епископов". Как сейчас вижу эти ровные строчки, написанные четким, крупным почерком, – бесконечные жалобы на соседа – Владимира Иванова, благодаря которому (если верить Василию Ивановичу) гибнет обновленчество на Кубани. Бесконечные восхваления Северо-Кавказской епархии, где, если опять-таки верить Василию Ивановичу, обновленческое дело идет семимильными шагами вперед и закреплено на столетия. Ни одного живого слова, ни одной своеобразной мысли, ничего такого, что возвышалось бы над местническими провинциальными интересами" [4].

Митрополит Александр Введенский, который в 1943 году наградил его второй панагией, заявлял о нём:

"Вот кого я хотел бы видеть после себя Первоиерархом..., - он бы управлял Церковью не хуже, а может быть, и лучше меня" [4].

Возвращение в каноническую Церковь

1 февраля 1945 года введен через покаяние в общение с Русской Православной Церковью в сане протоиерея. Чин покаяния принимал Ставропольский и Бакинский архиеп. Антоний (Романовский). По др. данным, в апреле 1945 года принес покаяние перед патриархом Алексием I. Благодаря участию Кожина к Ставропольской епархии Московского Патриархата присоединилось 50 приходов Северокавказской обновленческой митрополии. Кожин был назначен настоятелем церкви арх. Михаила в Грозном и благочинным церквей Грозненской обл.

27 октября 1945 года архиеп. Антонием был разведен с женой. 1 ноября 1945 года пострижен в монашество с именем Гермоген архим. Иоанном (Мирожниковым). 1 февраля 1946 года возведен в сан архимандрита.

28 декабря 1945 года был наречен, 18 февраля 1946 года хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского (в марте 1949 титул изменен на «Казанский и Чистопольский»). Хиротонию в Воскресенской церкви в Брюсовом пер. в Москве возглавил патриарх Алексий I, ему сослужили епископы Можайский Макарий (Даев) и Кировоградский Сергий (Ларин).

Приехав в Казань, восстановил епархиальное духовное управление, разместившееся в двухэтажном деревянном доме на улице Лесгафта, 40, где поселился и сам. В 1946 году добился открытия в Казани Николо-Низской церкви, которая стала кафедральным собором, а также церквей в селах Тавели Мамадышского района и Красная Горка (ныне Юдино в черте Казани). Архиепископ Гермоген в 1947-1948 годах "настойчиво требовал" открытия и ряда других церквей, но не добился успеха.

28 октября 1947 года назначен ректором Московских духовных академии и семинарии, а также зам. председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде. 10 декабря 1947 года еп. Гермоген принял в ведение МДАиС ряд зданий («Чертоги», митрополичий корпус, надвратный храм Иоанна Предтечи, несколько помещений в крепостной стене) от Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. По поручению Священного Синода организовал и возглавил ремонтную комиссию по подготовке переезда МДАиС из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. К началу 1948/49 учебного года были подготовлены корпуса под аудитории и общежитие.

Продолжил исследования в области инославия, публиковал статьи по вопросам обличения религиозной политики Ватикана в «Журнале Московской Патриархии», а также по истории Казанской епархии. Читал в академии курс истории западных исповеданий. Как магистру богословия ему было присвоено звание профессора.

Проводя много времени в духовных школах, редко бывал на своей кафедре - так, в 1948 году побывал в Казани всего пять раз, приезжая на одну-две недели [5].

На Пасху 1948 года был возведен в сан архиепископа. С 8 по 18 июля того же года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей.

Патриархом Алексием I был направлен во Францию для обозрения приходов РПЦ. Архиеп. Гермоген просил освободить его от поездки по причине обострения хронических заболеваний, необходимости лечения и невладения в должной мере иностранными языками. Он писал о невозможности и бесперспективности деятельности по укреплению русских приходов во Франции из-за отсутствия достаточного количества русских прихожан и «осуществления перекочевки духовенства в Америку». Он напомнил, что в определенных кругах эмиграции еще в 1918-1919 гг. имел репутацию сторонника советской власти. Он предложил организовать работу в духовных школах по подготовке кадров по истории зап. исповеданий для заграничных приходов. 26(29) июля 1948 года он подал прошение об увольнении на покой, но вместо этого был направлен на лечение с 1 августа по 20 сентября 1948 года в Кисловодск.

В 1948 году представил на соискание ученой степени доктора богословия труд: «Критический разбор книги Соловьёва В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Православной Церкви: Опыт историко-канонического и догматического исследования». Сочинение получило положительную оценку рецензентов проф. В. С. Вертоградова, проф. Н. П. Доктусова, доц. Н. И. Муравьёва и отрицательный отзыв председателя Учебного комитета Ленинградского митр. Григория (Чукова). В 1949 году архиеп. Гермоген был удостоен степени доктора богословия за совокупность ученых трудов (honoris causa).

15 августа 1949 года освобожден от обязанностей ректора и зам. председателя Учебного комитета.

19 октября 1949 года был перемещен на Краснодарскую и Кубанскую кафедру.

В 1950 году в составе делегации Русской Церкви ездил в Палестину. В следующем году был участником третьей Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве, а в 1953 году сопровождал делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по Советскому Союзу.

В 1953 году в связи с кончиной экзарха митрополита Макария (Ильинского) был направлен в Соединенные Штаты Америки для устроения церковных дел Американского Экзархата. Принял участие во втором съезде духовенства и мирян Экзархата, на котором был единогласно выбран на пост экзарха.

19 мая 1954 года был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Северной и Южной Америки с титулом "Алеутский и Северо-Американский".

Принял меры по ремонту Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Посетил ряд приходов в Америке.

Скончался 3 августа 1954 года от инфаркта миокарда, пребывая на лечении в Краснодаре. 6 августа 1954 года отпевание совершил Орловский и Брянский еп. Флавиан (Иванов). Погребен в каменной усыпальнице в правом приделе кафедрального собора города Краснодара.

Награды

Церковные:

Светские:

  • медаль «За оборону Кавказа» (1945),
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)

Сочинения

  • Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского Откровения и голосом Вселенской Церкви. 1917.
  • Папство и Православная Церковь. 1948. ("ЖМП". 1948. № 4).
  • Критический разбор книги В.С. Соловьева "Россия и Вселенская церковь" с точки зрения Восточной Православной Кафолической Церкви. 1948. Ч. 1-3. 1949 (ЖМП. 1948. № 4).
  • Очерки по истории Казанской епархии: История распространения христианства среди татар. // "ЖМП". 1946. № 7.
  • Попытка Ватикана подчинить своему влиянию православные церкви южных славян на Балканах. Краткий исторический очерк. // "ЖМП". 1946. № 9.
  • Очерки по истории Казанской епархии: Зилантов Успенский монастыря и памятник убиенным при взятии гор. Казани. // "ЖМП". 1947. № 1.
  • Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в отечественных войнах 1812 и 1941-1945 гг. // "ЖМП". № 3.
  • Речь при вступлении на должность ректора Московск. дух. академии. // "ЖМП". 1947. № 12.
  • Речь, произнесенная перед началом 1948/49 учебного года в Московской дух. акад. // "ЖМП". 1948.
  • К вопросу об интригах Ватикана против вселенского православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за последние 40 лет. (1908-1948 гг.). // "ЖМП". 1948. № 8.
  • Методы католической пропаганды в Грузии. // "ЖМП". 1948 № 9.
  • Восточная церковная политика римских пап - Бенедикта ХV, Пия XI и Пия XII. // "ЖМП". 1949. № 4.
  • К характеристике деятельности Ватикана за последние 20 лет. // "ЖМП". 1949. № 9.
  • Миссия дружбы. // "ЖМП". 1950. № 9.
  • К юбилею Халкидонского собора. // "ЖМП". 1951. № 6.
  • Ватикан и крестовые походы. // "ЖМП". 1953. № 3.
  • Речь, произнесенная пред началом 1945/46 уч. года в Моск. дух. // "ЖМП". 1948. № 12.
  • Старокатолическое движение папистов и политика Ватикана от Халкидонского собора и до наших дней. Краснодар, 1950. 3 ч.

Литература

  • [Наречение и хиротония во еп. Казанского] // ЖМП. 1946. № 3. С. 7;
  • [Возведение в сан архиепископа] // Там же. 1948. № 9. С. 40;
  • [Присвоение титула «Казанский и Чистопольский»] // Там же. 1949. № 3. С. 6;
  • [Назначен архиеп. Краснодарским и Кубанским] // Там же. № 11. С. 4;
  • [Возведение в сан митрополита] // Там же. 1954. № 6. С. 13;
  • Потапов И., свящ. Митр. Гермоген: (Некролог) // Там же. № 9. С. 9-11;
  • Годовщина со дня кончины // Там же. 1955. № 10. С. 15;
  • Сб. статей, посвященных 150-летию пребывания [МДА] в ТСЛ / ТСЛ. Загорск, 1964. Т. 2. С. 13-18. Маш.;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 346-349;
  • он же. Рус. архиереи-обновленцы. С. 67-68;
  • Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 626, 638-639, 651;
  • Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999. С. 58;
  • Киреев А. И., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. C. 150-152;
  • «Обновленческий» раскол. С. 58, 60, 448-450, 529-530, 555, 562, 568, 570-571, 585-587, 598-599, 685-687, 1031;
  • Пушков С., свящ. Начальный период возрождения Моск. духовных школ (1944-1964 гг.): Профессорско-преподавательская корпорация: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2002. С. 127-129. Ркп.;
  • Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Серг. П., 2005. С. 43-44, 46, 55, 61-62, 65-66, 68, 70, 75;
  • Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943-1949 гг. // ВЦИ. 2006. № 1. С. 180.

Использованные материалы



[1]  Сочинение сохранилось: НАРТ. Ф. 10. Оп. 2 Д. 1319.

[2]  Вестник церковной истории, М., 2006, № 1, 180.

[3]  Цит. из Каталога обновленческих архиереев еп. Сергия (Ларина).

[4]  Левитин А., Шавров В., Очерки по истории русской церковной смуты, М., 1996, 638-639.

[5]  ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 465. Л. 5.

Редакция текста от: 03.06.2019 22:40:40

"ГЕРМОГЕН (КОЖИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google