АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Антоний (Храповицкий)
Митр. Антоний (Храповицкий)
Антоний (Храповицкий) (1863 - 1936), митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей

В миру Храповицкий Алексей Павлович, родился 17 марта 1863 г. в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877-1878 гг. [1].

Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В ранней молодости находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же.

В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 году был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества.

Академическая карьера

В 1885 году по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1886 год.

В 1886 году назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.

В 1887 году был избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета. В "Церк. Вестнике" за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре "Введение в круг богословских наук" той же Академии до 1890 года.

В 1888 году получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности". В том же году утвержден в звании доцента Академии.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии.

В 1890 году получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую духовную академию.

При нем был основан, 8 ноября 1891 года, академический журнал «Богословский Вестник».

По воспоминаниям прот. Сергия Четверикова, учившегося в МДА в то время,

"владыка Антоний был сердцем нашего академического мира... Двери его покоев во всякое время были открыты для студентов. Сам он часто приходил на нашу вечернюю молитву в академическую церковь и после молитвы о чем-нибудь беседовал. Он умел подойти к каждому из нас, и из наших отношений с ним был устранен дух формализма и официальности. Мы жили согретые его любовью и лаской. И вместе с тем эти отношения были чужды всякой фамильярности. Мы чувствовали его неизмеримое превосходство... Он впервые, может быть, многим из нас раскрывал смысл православного пастырства как любовного и самоотверженного приятия в свою душу своей паствы, переживания вместе с нею всех горестей и радостей, всех испытаний, искушений и падений своих духовных чад и возрождения и восстания силою сострадательной любви и молитвы» [2].

В 1895 году назначен ректором Казанской духовной академии. Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским), настаивавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет.

Викарий Казанской епархии

7 сентября 1897 года был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).

1 марта 1899 года назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.

Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние "пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи". Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой "внушения".

На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской.

Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония (Вадковского). Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

За период ректорства в духовных академиях епископ Антоний постриг более 60-ти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями. Уже в позднейшие годы в своих поучениях он много и убедительно говорил о том, какие тяжелые жизненные последствия постигают тех, которые предполагая вступить на путь монашества, как бы услышав зов Божий, по каким либо житейским соображениям уклонились от этого пути.

Епископ Уфимский и Мензелинский

14 июля 1900 года переведен на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру.

По предложению и.д. ректора, инспектора Казанской академии от 17 августа 1990 г., Преосв. Антония, епископа Уфимского и Мензелинского постановили: избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии ввиду высокопреосвященной и плодотворной деятельности, ввиду его солидных литературных и научно-богословских трудов, ввиду выдающегося церковно-ораторского таланта и неутомимого проповедования слова Божия и, наконец, ввиду его щедрой благотворительности и материального вспоможения нуждающимся студентам Академии.

На Волынской кафедре

27 апреля 1902 года назначен епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры.

В 1906 году возведен в сан архиепископа.

В 1908 году управляя Волынской епархией, он первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу "Русский Инок". Антоний с юных лет был большим приверженцем патриаршества. На учебнике русской истории Илловайского его рукой нанесены заметки, восхваляющие патриарха Никона и порицающие царя Алексея.

В 1911 году был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1912 году был назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.

На Харьковской кафедре

14 мая 1914 года был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

1 мая 1917 года был уволен на покой, согласно прошению, с назначением ему местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии.

16 августа 1917 года вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Арсением Новгородским. В то время народная молва оценила его как "самого умного" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого строгого" Арсения и "самого доброго" Тихона. Блестяще образованный и талантливый церковный писатель, вид­ный церковный деятель двух последних десятилетий синодальной эпохи, давний поборник патриаршества, владыка Антоний пользовался самой широкой поддержкой соборян из трёх кандидатов как бесстрашный и опытный церковный вождь. При голосовании он набрал наибольшее число голосов, но Господь отвёл от него этот жребий.

28 ноября 1917 года был возведен в сан митрополита.

Митрополит Киевский

19 мая 1918 года был председателем Киевского епархиального собрания и на нем был избран митрополитом Киевским и Галицким. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом.

Эмиграция

В конце 1919 года эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор (21 ноября - 2 декабря 1921 г.). Стал основателем и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. Был запрещен Патриархом Тихоном в священнослужении [3]. В последние годы своей жизни митрополит Антоний ослеп.

Скончался 10 августа 1936 г. и погребен в Белграде в склепе храма Иверского. Над склепом возвышается мраморное надгробие.

Труды

В 1900 году в Казани было издано полное собрание сочинений митр. Антония в трех томах. Эти три тома позволяют составить о нем, как о писателе довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из "данности" его в нашем сознании и самосознании.

Следующей ученой работой митр. Антония, выросшей из его профессорских занятий, является "Толкование на книгу св. пророка Михея" (СПБ, 1891), оно же вошло в собрание его сочинений. Отдав дань науке Антоний в остальных своих трудах выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой местами резкой развязанности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижной ум п проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши подолгу просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. "Это университет", восклицает один из них; "это - древне-греческая академия: здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию". Нередко как и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка.

Богословские воззрения Антония не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающие его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами.

Он подчеркнул общественную миссию Церкви, и применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества.

Прямота митрополита, граничащая с резкостью на многих, особенно на инакомыслящих, производила впечатление отрицательное. Один из товарищей его брата в молодости его спросил его: "Неужели Вы, умный, образованный человек верите, что Христос вознесся на небо, и что просфора и вино превращаются в Его Плоть и Кровь?" - "Я не могу сомневаться, отвечал Антоний, - если бы я усумнился, то мне не оставалось бы ничего другого, как броситься с Литейного моста вниз головой".

Всем было известно его остроумие несколько грубоватого характера. Рассказывали, что он, кажется, еще будучи студентом, за торжественным обедом, на шутливый вопрос родственника Храповицких генерал-майора Крепке - почему "митрополит", а не "митро-стреляй", ответил: "А почему, Ваше Превосходительство, "ду-рак"... Здесь сделал длительную паузу и спокойно, смотря в глаза ошарашенного генерала, пониженным голосом закончил..., а не "ду-рыба"...

Когда обер-прокурор предлагал Синоду возвести в сан епископа малограмотного монаха Варнаву, кто-то из членов Синода стал возражать. Тогда дано было понять, что этого желает императрица и Распутин. Митр. Антоний сказал (очевидно саркастически): "Ну, что-же! Мы готовы и черного борова сделать епископом, раз они этого желают".

За свои ученые богословские труды, которые первоначально были изданы в Казани, а затем переизданы книгоиздателем И.Л. Тузовым, митр. Антоний получил звание доктора богословия.

Свои сочинения он помещал, главным образом, в академических изданиях: "Церк. Вестн." (С.-Петерб. Акад.), "Богосл. Вестн." (Моск. Акад.), "Прав. Собес." (Казан. Акад.), "Уфим. Епарх. Вед.", "Церк. Вед.", "Мис. Обозр.", "Волог. Епарх. Вед.", "Волын. Епарх. Вед.", Газета "Колокол" (В. Скворцов) и др.

В вышеуказанных журналах архим. Антоний помещал много проповедей и статей, которые не вошли в наш список его трудов.

Список сочинений

  • "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности (магистерская диссертация). СПБ, 1887. Изд. 2-е СПБ, 1888.
  • "Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л. Толстого". СПБ, 1889.
  • "Превосходство православия над учением папизма в его изложении В. Соловьевым". СПБ, 1890.
  • Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого". Изд. 2-е. СПБ, 1891.
  • "Толкование на Ветхий Завет". Выпуск 7-й.
  • "Толкование на книгу св. Пророка Михея". СПБ, 1891.
  • "Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского" (из "Бог. Вестн." 1893 г.). [Ист.: БЭЛ т. III, стб. 778-780].
  • "Из чтений по Пастырскому богословию". Казань, 1896.
  • "Критический обзор библиографического сообщения "Над Евангелием". "Прав. Собес." 1897, февраль, с. 1.
  • "Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии?" (По поводу "Критики Догматического богословия" Л.Н. Толстого). "Прав. Собес." 1897, апрель, с. 491-524.
  • "Значение молитвы для пастыря Церкви". "Прав. Собес." 1897, май, с. 587-607.
  • "О любви к ближним" (Слово в Великий Четверток). "Прав. Собес." 1897, июнь, с. 727-731.
  • "Слово пред благодарственным молебствием по окончании 3-го Всероссийского миссионерского съезда". "Прав. Собес." 1897, сентябрь, с. 239-243.
  • "Какое значение для нравственной жизни имеет вера во Иисуса Христа, как Бога". Казань, 1886. "Прав. Собес." 1896, сентябрь, с. 3-21.
  • Нравственное учение в сочинении Толстого "Царство Божие внутри вас" пред судом учения христианского. Изд. 2-е. М., 1897. Изд. 3-е. М., 1902.
  • Слово при погребении Преосв. епископа Таврического Михаила 22 августа 1898 года. "Прав. Собес." 1899, январь, с. 68.
  • "Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы". Изд. 2-е, Казань, 1898.
  • Слово пред панихидой о Пушкине. (Сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 года). "Прав. Собес." 1899, июнь, с. 783-801.
  • "О духовных дарах юности". "Прав. Собес." 1899, октябрь, с. 408-419.
  • Лекции по Пастырскому богословию. Казань, 1900.
  • Труды в трех томах: 1 том - Проповеди, II том - Статьи догматического содержания, III том - Статьи философско-критического содержания.
  • Слово на панихиде по великой княгине Александре Петровне, во инокинях Анастасии, сказанное в Казанском кафедральном соборе 17 апреля 1900 года. "Прав. Собес." 1900, май, с. 481-485.
  • Памяти К.П. Победоносцева. "Голос Церкви" 1912, март, с. 170-171.
  • Русская правда. "Голос Церкви" 1912, октябрь, с. 167-174.
  • "Беседа христианина с магометанином об истине Св. Троицы". 1903 г.
  • "Сын Человеческий". "Богосл. Вестник", № 11, 1903, с. 361-370.
  • "Слово о Страшном Суде и о современных событиях". 1905 г.
  • "Заявление о свободе вероисповедания в 6-м отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906 года". Почаев, 1906.
  • "Письмо на имя К.П. Победоносцева в начале ноября 1905 г.". 1906 г.
  • "О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви". 1906 г.
  • "Нравственный смысл основных христианских догматов". Вышний Волочек, 1906.
  • "О православном пастырстве". М., 1906.
  • "Из окружного послания". "Приб. к "ЦВ" 1907, № 31, с. 1259.
  • "Слово на благодарственном молебне после выборов в третью Государственную Думу". 1907 г.
  • "Слово о Кишиневских событиях". Кишинев, 1908.
  • "О восстановлении патриаршества в России". Почаев, 1908.
  • "Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря". М., 1909.
  • Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909.
  • Статья: "Храм славы и храм скорби". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 41, с. 1909.
  • Статья: "Пастырская беседа". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 6, с. 228.
  • Речь при вручении жезла новопосвященному еп. Острожскому Гавриилу в Житомирском Преображенском соборе. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 32, с. 1325.
  • Проповедь на перенесение св. мощей преп. Евфросинии Полоцкой 21 мая 1910 года. "Русск. Паломн." 1912, № 42, с. 656.
  • Слово, произнесенное в семинарской церкви 9 сентября 1910 г. на 150-летии Холмской духовной семинарии. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 46, с. 1943.
  • Окружное послание к Волынской пастве о говении. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 11, с. 463.
  • Речь при встрече государя в Оврученском храме. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 37, с. 1527-1528.
  • Слово на день памяти преп. Сергия. "Бог. Вестн." 1892, ноябрь, с. 247.
  • Слово на молебне пред началом учения 12 сентября 1893 г. "Бог. Вестн." 1893, октябрь, с. 111.
  • Слово при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Пахомию. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 40, с. 1655.
  • "Беды от лжебратии". М. 1912 год и "Голос Церкви" 1912 г., октябрь, с. 132-149.
  • Послание ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 10, с. 395, "Голос Церк." 1912, март, с. 30-47, Отд. изд. СПБ, 1913.
  • Слово о Божественном промышлении, явленном в событиях при воцарении дома Романовых. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 19, с. 771, "Голос Церкви" 1912, май, с. 18-26.
  • Слово правды укрывателям правды. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 28, с. 1143, "Голос Церк." 1912, сентябрь, с. 27-43.
  • "Чем отличается православная вера от западных исповеданий". ("Из Мисс. Обозрен.") 1901, июль- август, с. 3.
  • "Как относится служение общественному благу к заботе о спасении своей собственной души?" "Русск. Паломн." 1912, № 42, с. 656.
  • Трактат: "Церковь Христова, как хранительница и истолковательница Божественного Откровения". "Русск. Паломн." 1912, № 42, с. 656.
  • Слово на панихиде по выносе тела покойного Владыки митр. Антония в Лаврском соборе. М., 1912 год. "Приб. к ЦВ" 1912, № 45, с. 1821.
  • Плач на кончину Патриарха Иоакима III. М. 1912 год. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 46, с. 1860, "Гол. Церк." 1912, декабрь, с. 135-140.
  • "Нравственная идея догмата Церкви". Полное собрание сочинений. т. II, СПБ, 1911. "Прав. Собес." 1913, январь, с. 31.
  • "О новом лжеучении о боготворящем имена и об "Апологии" Антония Булатовича". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 20, с. 869, "Русск. Инок" 1913, вып. 9, с. 554-556.
  • "О чем нужно более всего пещись епископу". Слово, сказанное при вручении жезла новопоставленному еп. Дионисию 20 апреля 1913 г. "Приб. к "ЦВ" 1913 г. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 21, с. 939.
  • Слово при погребении Преосв. Арсения, архп. Харьковского и Ахтырского 1 мая 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 28, с. 1229.
  • Первое слово к Харьковской пастве. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 28, с. 1229.
  • Речь архиепископа Харьковского. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 32, с. 1403.
  • "Нравственное обоснование важнейшего христианского догмата". "Прав. Собес." 1915, ноябрь, декабрь, с. 389.
  • Слово пред отпеванием тела почившего митрополита Флавиана. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 47, с. 2355.
  • "Руководственные указания Преосв. Антония, еп. Уфимского, священникам и прочим клирикам в инородческих и других приходах Уфимской епархии". "Приб. к "ЦВ" 1901, № 48, с. 1747-1751.
  • Окружное послание ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам. СПБ, 1913.
  • Письма к пастырям.
  • Речь при вручении жезла епископу Сумскому Митрофану 5.IV.1916. "Приб. к "ЦВ" 1916, № 25, с. 607-608.
  • "Православие". Догмат искупления. Карловцы, 1926 г.
  • "Два пути пастырства - латинский и православный". (Из Богосл. Вестн."). 1894.
  • "О пастырском призвании". (Из руководства для сельских пастырей). 1900 [?].
  • "Новое чудо от Почаевской иконы Божией Матери". "Рус. Инок" 1911, июль, вып. 12, с. 50.
  • "Кого должны просвещать монастыри?" "Рус. Инок" 1911, декабрь, вып. 48, с. 11-13.
  • Проект о диакониссах. "Рус. Инок" 1911, декабрь, вып. 48, с. 58.
  • Речь, сказанная Каменец-Подольским паломникам, пришедшим в Почаевскую Лавру 18 мая 1911 года. "Рус. Инок" 1911, май, вып. 10, с. 56.
  • "О сокращении внутренней жизни". Слово при пострижении студента Московской духовной академии диакона Павла Сосновского (Дионисия). "Рус. Инок" 1913, № 2, с. 101-104.
  • "Монашество есть подвиг надежды". Слово при пострижении в монашество студента Московской духовной академии Данилова (Стефана). "Рус. Инок" 1913, № 3, с. 165-168.
  • "Как и чем обрести покой души?" Слово при пострижении вольнослушателей Московской духовной академии Алексеева и Машкина. Наречены: Михей и Серапион. "Рус. Инок" 1913, № 4, с. 235.
  • "Различие путей иноческой жизни". Слово при пострижении студента Московской духовной академии Николая (Бессонова) Никона. "Рус. Инок" 1913, № 5, с. 291-294.
  • "Бранные приемы врага искусителя". Слово при пострижении студента Московской духовной академии Владимира Никольского (Андроника). "Рус. Инок" 1913, № 6, с. 357.
  • Речь при встрече Антиохийского Патриарха Григория IV. "Рус. Инок" 1913, № 6, с. 365.
  • "О скорбях иноческой жизни". Слово при пострижении магистранта Московской духовной академии Василия Мещерякова (Евдокима). "Рус. Инок" 1913, № 7, с. 421-427.
  • "Мучительная раздвоенность". Слово, сказанное при пострижении в монашество студентов Казанской духовной академии 4-го курса: священника Никодима Троицкого (Нафанаила) и студента 2-го курса Валентина Лебедева (Варсонофия). "Рус. Инок" 1913, № 8, с. 494-498.
  • "Голос звания Божия в жизненных испытаниях". Слово при пострижении студентов Казанской духовной академии, священников - Михаила Павлова (Макария) и Павла Раевского (Феодосия). "Рус. Инок" 1913, № 10, с. 630-634.
  • "Чем должен быть Константинополь?" "Рус. Инок" 1916, № 1, с. 14-21.
  • "Опыт христианского православного катехизиса". Митр. Елевферий. "Соборность Церкви - Божие и Кесарево". Париж. 1938.
  • Общественное благо с точки зрения христианской и с современной - позитивной. "Богосл. Вестн." 1892, июнь, с. 413.
  • "Знамение времени" ("Послушники". Повесть Н. Лескова). "Богосл. Вестн." 1892, февраль, с. 415.
  • "Две крайности - паписты и толстовцы". "Богосл. Вестн." 1895, февраль, с. 181, май, с. 179.
  • "Библейское учение об Ипостасном Слове Божием". "Богосл. Вестн." 1904, ноябрь, с. 387.
  • Первая ответная докладная записка Св. Прав. Синоду. "Богосл. Вестн." 1905, декабрь, с. 698.
  • Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы. "Богосл. Вестн." 1894, ноябрь, с. 213.
  • Слово над гробом в Бозе почившего Высокопреосв. митрополита Феогноста Киевского и Галицкого 27 января 1903 года. Труды К.Д.А. 1903, март, с. 343.
  • Слово в день святителя Николая. "Изв. Казан. еп." 1896, № 24, с. 429-436.
  • Слово к окончившим курс слушателям Миссионерских курсов, произнесенное 7 апреля 1896 года. "Изв. Казан. еп." 1896, № 9, с. 248-251.
  • Размышления о спасительной силе Христовых страстей. "Изв. Казан. еп." 1907, № 15, с. 436 п/строчн.
  • Лекция на тему: "Был ли Христос революционером". "Изв. Казан. еп." 1908, № 1, с. 35-38.
  • Nravstvennyja idei vaznejsich christianskich pravoslavnych dogmatov. New York 1963 (= N. Rklickij /Hg./, Zizneopisani... Bd. XI).
  • F.M. Dostoevskij kak propovednik vozrozdenija (= Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XII).
  • Ucenie o pastyre, pastyrstve i ob ispovedi. New York 1966 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XIII).
  • Nravstvennoe ucenie Pravoslavnoj Cerkvi. New York 1967 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XIV).
  • Slova, besedy i reci (O zizni po vnutrennemu celoveku), New York 1968 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XV).
  • I. Soglasovanie evangel'skich skazanij o voskresenii Christovom. II. Psichologiceskija dannyja v pol'zu svobody voli i nravstvennoj otvetstvennosti. New York 1969 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XVI).
  • Novyj opyt ucenija o bogopoznanii i drugija stat'i. New York 1969 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XVII).
  • Беседы православного с униатом. О заблуждениях латинян и униатов греко-католиков. Сремски Карловцы. Изд.... 1922. 32 с.
  • Опыт Христианского [Православного] Катехизиса. Посвящается Блаженнейшему Григорию IV, Патриарху Антиохийскому и Всего Востока. Сремски Карловцы. Изд.... 1924. [147 с.].
  • Пастырское богословие. [Настоящий сборник - собрание статей и лекций Блаженнейшего митрополита Антония по религиозным вопросам из области науки пастырского богословия, представляет из себя переизданную часть 2-го тома Полного собрания его сочинений]. Харбин. Изд. Обитель милосердия. 1935. 179 с.
  • Пушкин, как нравственная личность и православный христианин. Белград. Изд. "Царский Вестник". 1929. 24 с.
  • Сборник Избранных Сочинений. С портретом и жизнеописанием автора. Юбилейное издание ко дню 50-летия священнослужения. Белград. Изд. [Типография "Слово"]. 1935. 11 + 431 с.
  • Учение церкви о Святом Духе. Париж. Y.M.C.A.-PRESS. [1926]. 40 с.
  • Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 годов. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006. 288 с.
  • Собрание сочинений. Т. 1-2. М.: Даръ, 2007.
  • Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2007. 1056 с.

Отзывы

  • Отзыв о сочинении А.И. Вознесенского на тему: "О богопознании". "Прав. Собес." 1899, март, с. 192-197.
  • О сочинении проф. П.А. Юнгерова: "Книга пророка Амоса". Введение, перевод и объяснение. "Прав. Собес." 1899, март, с. 143-147.
  • На сочинение студента Казанской академии Н. Егорова на тему: "Христианское нравоучение по Мартенсену сравнительно с христианским нравоучением по епископу Феофану". "Прав. Собес." 1900, февраль, с. 1-64.
  • О работе архимандрита Иннокентия (Пустынского) на тему: "Пострижение в монашество. Опыт историко-литургического исследования". "Прав. Собес." 1900, апрель, с. 1-4.
  • О сочинении и.д. доцента дух. академии И.И. Ястребова на тему: "Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский". "Прав. Собес." 1900, апрель, с. 1-3. Отчет.
  • О сочинении проф. В.И. Несмелова на тему: "Наука о человеке". Том первый - Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни". "Прав. Собес." 1900, июнь, с. 1-13. Отчет.
  • Отзыв о сочинении архимандрита Палладия на тему: "Св. Пахомий великий и первое иноческое общежитие. По новооткрытым коптским документам. Очерк из истории пастырства в монастырях". "Прав. Собес." 1901, май, с. 1-3, прилож. 2.
  • О сочинении П.П. Пономарева на тему: "Основы христианского аскетизма по творениям отцев, учителей и писателей Церкви четвертого века". "Прав. Собес." 1901, октябрь, с. 1-3, прилож. 2.
  • О сочинении проф. стипендиата иеромонаха Дионисия (Валединского) под заглавием "Идеалы православно-русского инородческого миссионерства", рекомендованном рецензентами на степень магистра богословия. "Прав. Собес." 1902, апрель, с. 119. Отчет.
  • О сочинении А. Соколова на тему: "Культ, как необходимая принадлежность религии". "Прав. Собес." 1902, сентябрь, с. 1, прилож. 2.
  • О сочинении архимандрита Иннокентия (Ястребова) на тему: "Пастырское богословие в России за 19 век". "Прав. Собес." 1902, сентябрь, с. 1, прилож. 3.

Отзывы о нем

  • "Преосвященный Антоний (Обстоятельный разбор Полного собрания сочинений всех трех томов) / Е.П. Б-в. Петрозаводск, 1900.
  • Письма о русском богословии. "Отличительные особенности богословствования Преосв. Антония (Храповицкого)". "Прав. Собес." 1905, ноябрь, с. 545.
  • Э.О. проф. В. Никольского и проф. Павла Пономарева. О богословских трудах Высокопреосв. Антония, архп. Волынского и Житомирского. Профессора рекомендуют Совету Академии удостоения автора степени доктора богословия. "Прав. Собес." 1913, октябрь, с. 49-85. Отчет.
  • Критика. "Провал хваленого православия". Статья проф. Милоша Парфента (Сербия). "Вестн. Св. Син. Пр. Р. Ц." 1927, № 3(16), с. 15-19.
  • "Пастырь добрый". (Краткое изложение сочинений о Пастырском богословии). Светлой памяти блаж. Антония, митр. Киевского и Галицкого (Храповицкого). В.М. Владимиров. 1938, с. 28.

Литература

  • "Церк. Вед." 1897, № 34, с. 337, 1899, № 11, с. 61, 1900, № 30, с. 281, 1902, № 18-19, с. 114, 1904, № 46, с. 487, 1905, № 22, с. 265, 1906, № 18, с. 207, № 25, с. 327, № 34, с. 379, 1907, № 2, с. 8, 1908, № 38, с. 291, 1909, № 24, с. 246, 1911, № 19-20, с. 106, 1912, № 19, с. 179, 1914, № 21, с. 256, 1917, № 28-19, с. 117, № 35, с. 295.
  • "Приб. к "ЦВ" 1918, № 5, с. 175.
  • "Церк. Вед." 1918, № 21-22, с. 162-163.
  • "Приб. к "ЦВ" 1897, № 38, с. 1340, 1900, № 37, с. 1482-1487.
  • "Прав. Собес." 1897, июнь, с. 232, 727-731, февраль, с. 177-189, октябрь, с. 379-396, декабрь, с. 9, 32, 1900, май, с. 481-485, сентябрь, с. 298, ноябрь, с. 7, 585, декабрь, с. 701-705, 1901, январь, с. 134, 1902, март, с. 81, 93, апрель, с. 139, 1905, июль-август, с. 9, ноябрь, с. 545, 1907, март, с. 14, 1913, апрель, с. 189-190, декабрь, с. 836, 1914, февраль, с. 3, март, с. 560, июнь, с. 1017, 1915, ноябрь, декабрь, с. 392, 1899, январь, с. 3, 9, 25.
  • "Рус. Палом." 1911, № 47, с. 750, 1912, № 17, с. 255, № 42, с. 656, 1914, № 18, с. 287, № 26, с. 417, 419-420.
  • "Церк. Вестн." 1891, № 8, с. 113, 1894, № 31, с. 991, № 36, с. 1143, 1895, № 36, с. 1143, 1908, № 25, стб. 763, № 27, стб. 841, № 31, стб. 966.
  • "Рус. Инок" 1911, вып. 10-й, с. 59-61, вып. 44-й, с. 71-73, вып. 48-й, с. 53-54, 1913, вып. 87-й, с. 962.
  • "ЖМП" 1931, № 2, с. 5, 1946, № 3, с. 28, № 5, с. 40, 41, 1951, № 6, с. 25, 1957, № 12, с. 37, 1958, № 12, с. 53.
  • "Мисс. Календарь" 1907, с. 128-129.
  • "Рус. Старина" т. CX , 1915, с. 632.
  • "Правда о религии в России". М. 1942, с. 46.
  • "Изв. Казан. еп." 1892, № 24, с. 707-708, 1897, № 18, с. 484, 485, 491, № 19, с. 531, 1898, № 11, с. 478, 1899, № 6, с. 239, № 10, с. 439-440, 1900, с. 837-839, 1903, № 16, с. 18, отчет, № 20, с. 613, 1911, № 27-28, с. 839, 840, 1912, № 3, с. 89-90, № 9, с. 300, № 10, с. 344, № 11, с. 374, № 14, с. 454, 461, № 15, с. 489, № 16, с. 516, № 36, с. 1078, № 38, с. 1145, № 41, с. 1242, № 47, с. 1447, 1913, № 1, с. 22, № 4, с. 143, № 19-20, с. 619-621, № 21, с. 655, № 23-34, с. 721-722, № 36, с. 1092-1094, 1914, № 19-20, с. 626.
  • "Истор. Вестн." 1906, август, с. 592, 593, 598.
  • "Отдых. христ." 1908, август-сентябрь, с. 59.
  • "Самар. еп. вед." 1903, № 15, с. 831.
  • "Симбир. еп. вед." 1901, № 17, с. 582.
  • "Мисс. Обозрен." 1902, декабрь, с. 899.
  • "Красный архив" 1928, т. 26, с. 120.
  • Булгаков, с. 1389, 1401, 1416.
  • Юбилейный сборник. М., 1914, с. 664, 665, 726.
  • БЭЛ т. I, стб. 904-905, т. III, стб. 778-780, т. 7, стб. 727, 728.
  • БЭС т. I, стб. 197, 198, 547, т. II, стб. 2215.
  • НЭС т. III, стб. 67, 68, 69 и доп. т. I, с. 128.
  • Венгеров. Кратк. биограф. слов. т. I, с. 648-649.
  • Илиодор. Записки о Григории Распутине. Петроград, 1914, с. 6, 107, 128.
  • Каталог Тузова, с. 17.
  • ФПС I, № 11, III, с. 1.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 40-41.
  • "Памятн. Книжка Петрогр. Дух. Академии на 1915/1916 уч. год", с. 6.
  • EB Nikon (Rklickij), Zizneopisanie Blazennejsago Antonija, Mitropolita Kievskogo i Galickago. New York 1956-1963. 10 Bande. 1. Band 2. Aufl. 1971.
  • Archim. Iustin, Tajna licnosti Mitropolita Antonija i ego znacenie dlja pravoslavnago slavjanstva, in: Prav. Zizn' 1976, 8, 1-13.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I 79-84; 90-99; 176-179.
  • Peter Hauptmann, Die Katechismen der Russisch-Orthodoxen Kirche. Entstehungsgeshichte und Lehrgehalt, mit 16 Bildtafeln. Gottingen 1971 (= Kirche im Osten. Monographienreihe Bd. 9), 92-105 und passim.

Использованные материалы



[1]  В НЭС т. III, стб. 67, БЭС т. I, стб. 197 и БЭЛ т. I, стб. 904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии" на 1917 г., с. 41

[2]  цит. по: Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. Спб., Изд. Олега Абышко, 2006. С.122

[3]  Так на ortho-rus.ru. Патриарх Тихон действительно распустил зарубежный Синод в мае 1922 года за политическую деятельность. Но отправлял ли под запрет его участников?

Редакция текста от: 24.02.2014 03:46:52

"АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google