ВАРНАВА (БЕЛЯЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография 1920-х годов
Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография 1920-х годов
Варнава (Беляев) (1887 - 1963), епископ б. Печерский, викарий Нижегородской епархии

В миру Беляев Николай Никанорович, родился 12 мая 1887 года в с. Раменское Бронницкого у. Московской губ. в семье слесаря ткацкой фабрики. Религиозным воспитанием обязан матери - дочери диакона погоста Дорки Загорновской вол. Бронницкого у., в детстве и отрочестве любил читать книги духовного содержания, особенно жития святых.

В 1908 году окончил с золотой медалью 3-ю московскую гимназию.

В 1910 году познакомился со старцами Смоленской Зосимовой пустыни игум. Германом (Гомзиным) и иером. Алексием (Соловьёвым), стал духовным сыном последнего.

В 1911 году поступил в Московскую духовную академию по благословению архим. Оптиной пустыни Варсонофия (Плиханкова).

11 июня 1911 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы в Зосимовой пустыни ректором Московской духовной академии еп. Феодором (Поздеевским), вскоре рукоположен во иеродиакона, в 1913 году - во иеромонаха. Во время учебы в академии о. Варнава часто посещал монастыри и скиты, расположенные вокруг лавры, знакомился с насельниками и образом их жизни.

В 1915 году он окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» и был назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию, где прослужил до ее закрытия летом 1918 года.

29 февраля 1920 года был хиротонисан во епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии.

В начале августа того же года был назначен епископом Печерским, викарием той же епархии.

Летом 1922 года Нижнего Новгорода во главе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым), а также нижегородскими викариями, в т. ч. Варнавой, приняло резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления. Впоследствии, объясняя свой поступок, еп. Варнава писал, что это был "плод малодушия и послушания". Через некоторое время еп. Варнава поехал в московский Даниловский монастырь к архиеп. Феодору (Поздеевскому), чтобы принести покаяние, но тот его не принял, и еп. Варнава отправился в Зосимову пустынь, где иеросхим. Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимью.

Чтобы избежать дальнейших столкновений с обновленцами, еп. Варнава решил принять на себя подвиг юродства, на этот поступок его благословил иеросхим. Алексий. Взяв в московской психиатрической клинике доктора Ганнушкина справку о том, что был на консультации по поводу "истероневрастении", еп. Варнава вернулся в конце октября 1922 года в Нижний Новгород. 1 ноября он представился умалишенным, три дня пробыл в психиатрической лечебнице, затем поселился в семье своего духовного сына Р. А. Карелина.

Живя почти затворнически, еп. Варнава написал свой первый труд - "Основы искусства святости (Опыт изложения православной аскетики)". Книга явилась плодом осмысления знаний, приобретенных им за годы учебы в духовной академии и позднее благодаря чтению аскетической литературы. В книге цитируются произведения св. отцов, комментарии автора в основном касаются явлений светской культуры. По оценке игум. Дамаскина (Орловского),

"Не имея в то время еще достаточного духовного опыта, еп. Варнава плохо ориентировался в действительности, судил о ней во многом умозрительно, руководствуясь сиюминутным настроением, не выверенным житейским опытом. Эта духовная незрелость была, с одной стороны, причиной смятения еп. Варнавы перед обновленцами, вызванного неумением отличить послушание от беспринципности, с др. стороны, наложила печать на сочинение епископа. Впоследствии еп. Варнава предполагал исправить текст книги, но этот замысел остался неисполненным".

В 1931 году еп. Варнава переехал в Москву, поселился в квартире брата своей келейницы В. Долгановой.

15 марта 1933 года епископ был арестован вместе с Долгановой, ее сестрой Фаиной и иером. Киприаном (Нелидовым), заключен в Бутырскую тюрьму. Епископа обвинили в создании тайного монастыря, "куда вербовалась молодежь и обрабатывалась в контрреволюционном духе", последнее обвинение он категорически отверг. 10 мая 1933 года особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило еп. Варнаву и иером. Киприана к трем годам исправительно-трудовых лагерей, Долгановы были сосланы на тот же срок в Северный край.

12 июня 1933 года еп. Варнава прибыл в Алтайский край в 7-е Чуйское отделение 3-го лагерного пункта Сиблага ОГПУ, где заключенные занимались строительством дороги. От работы епископ отказался, получал штрафной паек. Его поселили в худшем бараке, среди отъявленной шпаны; чтобы не слышать сквернословия, еп. Варнава целый день ходил вдоль стены лагеря. Владыка ни с кем не разговаривал, а если что говорил, то непонятное. Врач лагерной больницы М. К. Шитова, сжалившись над архиереем, выписала ему направление в Томскую психиатрическую больницу с диагнозом "шизофрения"; через два месяца епископа вернули в лагерь, но вскоре его снова отправили в психиатрическую больницу в Томск.

В 1936 году, по окончании срока заключения, епископ и его келейница В. Ловзанская поселились в Томске. Владыка уже не юродствовал, много времени уделял составлению "Записных книжек".

В 1948 году еп. Варнава и его келейница переехали в Киев. После освобождения из лагеря владыка не совершал богослужений, кроме великого водоосвящения на Богоявление, занимался в основном Иисусовой молитвой и чтением св. отцов. По воскресным дням он ходил молиться к киевским святыням, присутствовал на богослужениях, не открывая своего сана и не участвуя в таинствах.

В Киеве еп. Варнава создал жизнеописание старца схиархим. Гавриила (Зырянова), начал составлять жизнеописания прп. Серафима Саровского, некоторых подвижников XIX в. (Иоанна Босого) и древности (прп. Синклитикии и свт. Григория Акрагантийского).

После смерти И. В. Сталина епископу стало казаться, что близки перемены в стране и он сможет уехать на Запад и там издать свои сочинения.

К концу 1961 года еп. Варнава все сильнее начал чувствовать приступы слабости и болезни, он сообщил духовным чадам, что больше по внешним вопросам ответов давать не будет, а по духовным отказать не может. За 40 дней ему был открыт день кончины, 17 апреля 1963 года он позвал к себе духовных дочерей на прощальную беседу.

Скончался 6 мая 1963 года в Киеве, погребен на Байковом кладбище в Киеве, чин погребения совершил свящ. Алексий Глаголев.

Сочинения

  • Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение. Кондидатское сочинение, 1915;
  • Из виденного и слышанного // Выбор. М., 1990. № 8;
  • Житие свт. Григория Акрагантийского. Симферополь, 1992;
  • По Волге... к Царству Небесному // Дар ученичества. М., 1993. С. 25-137;
  • Однажды ночью // Там же. С. 235-385;
  • Православие / Св.-Троицкий Ново-Голутвин мон-рь. [Коломна], 1995;
  • Основы искусства святости: Опыт изложения правосл. аскетики. Н. Новг., 1995-1998. 4 т.;
  • Опыт православной аскетики / Предисл. К. Е. Скурата, свящ. С. Явица // БТ. 1996. Сб. 32. С. 24-119;
  • Тернистым путем к небу: О... жизни старца... схиархим. о. Гавриила. М., 1996;
  • Прп. Синклитикия Александрийская, или Малая аскетика. Н. Новг., 1997.
  • "Дядя Коля против..." Записные книжки епископа Варнавы (Беляева) 1950-1960 / Сост. вступит. очерк., комент. П.Г. Проценко. - Нижний Новгород: Изд-во "Христианская библиотека", 2010. 864с., илл. стр. 739-740.

Литература

  • ЦА ФСБ РФ. Д. Р-2718; ИЦ МВД по Новосибирской обл. Ф. 34. Д. 15142.
  • Дамаскин. Кн. 1. С. 47-85;
  • Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева): В небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999;
  • Кырлежев А. Вторая правда // РМ. П., 2000. № 4342, 23 нояб.

Использованные материалы

  • Игум. Дамаскин (Орловский). "Варнава (Беляев)" // Православная энциклопедия, т. 6, с. 649-650

Редакция текста от: 30.07.2017 16:22:41

"ВАРНАВА (БЕЛЯЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google