Казанская духовная академия на дореволюционной открытке |
- Исторический адрес: Россия, г. Казань, улица Кремлевская, д. 4.
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
История Казанской духовной академии начинается в 1797 году, когда Казанская духовная семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание академии. “Высочайше повелел оную снабдить всем званию сему соответствующем и для преподавания наук потребным, с тем, чтобы в оную присылаемы были из епархиальных семинарий отличившие себя успехами ученики для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям”.
Во исполнение Высочайшей воли Святейший Синод определил:
Для развития миссионерства в Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу еще изучали местные языки: татарский, чувашский и черемисский (современный – марийский).
В 1814-1818 годах была произведена реформа духовного образования. Согласно этой реформе, духовные учебные заведения были поделены на классы:
- Академии,
- Семинарии,
- Училища уездные,
- Приходские.
Выпускники академий должны были стать учеными богословами, которые должны были повысить уровень церковной науки. Семинарии готовили для Церкви приходское духовенство, а также для лучших воспитанников являлись подготовительными курсами перед поступлением в академии. Училища уездные и приходские должны были служить делу просвещения среди простого народа.
На основании этой реформы Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус Академии только у трех высших духовных школ: Киевской, Московской и Санкт-Петербургской. В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав ее подотчетной Санкт-Петербургской духовной академии.
В Казани духовая академия была вновь открыта 1842 году, когда была осознана потребность в наличии высшего духовного учреждения, которое бы занималось подготовкой кадров для осуществления миссионерской деятельности среди местного населения. Сразу же после открытия перед учебным комитетом академии встал вопрос о том, как и в каком соотношении на академическом курсе должны быть представлены светские и церковные предметы. Так как духовные академии XVII-XVIII вв. готовили научные кадры не только для Церкви, но и для государственной службы, поэтому воспитанникам преподавалось общее образование. С учреждением и развитием светских учебных заведений духовно-учебные заведения, в том числе и академии, должны были сделаться специальными заведениями для “образования благочестивых и просвещенных служителей Слова Божия”. Реформа духовного образования 1814 года не привела к полному преобразованию духовных академий в специальные духовные заведения. В 1860-х годах вопрос об изменении учебной программы вновь был поднят. Академический курс был разделен на три факультета: богословско-теоретический, исторический и философский. В 1884 году учебный план был вновь пересмотрен. Большинство богословских предметов стали общеобязательными, а к специальным были отнесены лишь немногие из наук богословских и общеобразовательных, с разделением их на два отделения. На последнем четвертом курсе академии преподавалось вдвое меньше лекций в сравнении с другими курсами для того, чтобы у студентов было больше свободного времени для написания курсовых работ и подготовке к лекциям.
Отличительной особенностью Казанской духовной академии было наличие еще и миссионерского отделения, на котором преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика.
Метод преподавания богословских наук в Казанской академии до половины 1850 годов сводился к тому, что до 1850-х годов отдавался приоритет теоретико-риторическому направлению. Благодаря этому методу, у некоторых менее способных богословов лекции по богословию носили такой смешанный характер, что по своему содержанию могли быть отнесены сразу к нескольким богословским наукам. Введение миссионерских предметов преподавания в 1854 году открыло перед студентами новое обширное поприще увлекательных занятий исторического и этнографического характера. Прибытие в Академию Соловецкой библиотеки доставило новый обильный материал для изучения русской церковной и гражданской истории. По распоряжению ректора студенты были приглашены описывать сборники и другие рукописи Соловецкой библиотеки, составляли реестры их содержания, и, увлекшись ими, тут же прочитывали то, что казалось им интересным. Этот простой факт близкого соприкосновения студентов с архивным материалом повлиял на возникновение среди студентов интереса к историческому знанию.
Исторический метод преподавания богословских наук получил положительную санкцию в уставе 1869 года, где внушалось преподавание догматического богословия с историческим изложением догматов.
Преподавание в Академиях осуществлялось по конспектам, утвержденным начальством. По уставу 1814 года профессор при открытии каждого курса должен был представить конспект и время, которое отводилось для преподавания данного предмета. Конспект подавался ректору, а последним по исправлении Правлению Академии на утверждение. Подлинные профессорские конспекты оставались в академическом Правлении на хранении, а профессору выдавалась для руководства копия с представленного им конспекта, утвержденного Правлением. Кроме того, посылалась копия со всех конспектов в комиссию духовных училищ для сведения. В конспектах профессоры указывали авторов или учебные книги, которым они следовали в своих лекциях. Конспекты преподавания и учебные руководства, одобренные комиссией духовных училищ и разосланные по Академиям, имели значение руководственное. Но в то же время они не исключали произвольный отход лектора от изложенного материала. Со времени действия устава 1869 года потеряли свою силу прежние распоряжения духовно-учебного управления об учебных пособиях в Академиях. Выбор учебных руководств с тех пор предоставлен профессорам.
В Казанской Духовной Академии было создано большое количество учебных руководств и пособий, которые были одобрены высшим духовно-училищным начальством и использовались во многих Духовных Учреждениях. Прежде всего, следует отметить труд профессора И. Я. Порфирьева “История русской словесности”, два раза удостоенный премии митрополита Макария и принятый с уважением знатоками как светской, так и духовной литературы; П. В. Знаменского “Руководство к Русской церковной истории”, представляющее из себя краткий, но связанный и осмысленный очерк предмета, также удостоенный премии митрополита Макария, а во втором издании он был одобрен в качестве пособия наставникам и воспитанникам семинарий; Н. И. Ивановского “Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических”. Следует также упомянуть о “Кратком курсе церковного права” профессора И. С. Бердникова, назначенном для руководства в приготовлении к экзаменам студентов Университета – юристов, но могущем оказать помощь и студентам Академии. Этот труд был удостоен неполной премии митрополита Макария.
Значительнейший вклад в русскую богословскую науку был внесен В. И. Несмеловым при написании им обширной работы, известной под названием “Наука о человеке”.
При Академии выпускался богословский журнал “Православный Собеседник”, благодаря которому российская общественность могла знакомиться с новейшими исследованиями церковных деятелей и с современной жизнью Церкви.
Жизнь и быт студентов Казанской духовной академии регламентировался строгим распорядком. В будничные дни студенты вставали в семь часов утра, в половине восьмого совершалось утреннее молитвенное правило. В девять часов начинались занятия, которые продолжались до двух часов дня. В два часа совершался обед; с трех часов до шести у воспитанников было свободное время; с шести до девяти время отводилось на самоподготовку. В девять часов студенты ужинали, после чего совершались вечерние молитвы. До двенадцати часов все укладывались спать, после двенадцати свет в студенческих помещениях должен быть потушен. В воскресные и праздничные дни все воспитанники присутствовали на богослужении. Студенты соблюдали посты, а в первую и страстную седмицы Великого поста говели и приобщались Святых Таин. Студенты должны были держать себя “дружелюбно и предупредительно в отношениях к своим товарищам; посему не дозволяют себе действий, которые могут быть стеснительны для товарищей, каковы например: шум, пение, крики, музыка во время занятых часов; благообразное и благочинное пение, музыка, а также и гимнастические упражнения в академическом саду” дозволялись в свободное от занятий время. Особенно не могли быть терпимы шумные и пьяные компании. “Отлучки студентов из казенного общежития в учебные дни, хотя бы во время, свободное от учебных занятий, а равно и в праздничные, но не вакационные дни, отнюдь не должны быть разрешаемы далее одиннадцати или двенадцати часов ночи. Увольнения на ночь могут быть дозволяемы только по особо уважительным причинам, не иначе как с разрешения ректора”. На каникулярное время с 15 июня до 15 августа, с 22 декабря по 7 января и на Пасхальную неделю студенты имели право на отъезд домой. “Неопустительное посещение лекций составляет безусловную обязанность студентов, в исполнении которой произвол и свобода не должны быть терпимы”. Чтение книг и периодических изданий студентами должно было употребляться для более полного изучения преподаваемых наук и к духовно-умственному обогащению, а не к праздному или даже вредному препровождению времени. Поэтому литература “сомнительного содержания” не должна была быть в обращении у студентов.
Для вразумления и пресечения нарушений, совершаемых студентами, в Академии были разработаны ряд прещений, которые сводились к следующему: “Меры и взыскания за нарушение студентами установленных правил могут быть низшие и высшие. К первым относятся:
- замечания помощника инспектора;
- внушение и замечание инспектора;
- лишение или сокращение отпуска из общежития;
- выговор ректора;
- выговор в присутствии Правления.
К вторым принадлежат:
- понижение в годичном списке по успехам и поведению;
- лишение казенного содержания или частной стипендии;
- увольнение на год из Академии, с правом поступить в другое высшее учебное заведение вне г.Казани;
- увольнение на один год с тем, чтобы не принимать ни в Казанскую Академию, ни в какое либо другое учебное заведение;
- исключение из Академии с тем, чтобы в течение трех лет не принимать в другие учебные заведения, и притом не иначе, как под ответственностью начальства учебного заведения, которое решится принять исключенного, и с разрешения главного управления того ведомства, к коему учебное заведение принадлежит;
- совершенное исключение из Академии”.
Революционные события 1917 года явились катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”: “Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускаются”. Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу, а специальные богословские школы могли создаваться только заново, без предоставления им денежных средств и без права пользоваться учебными помещениями прежних академий, семинарий и духовных училищ, которые подлежали конфискации. Высшее церковное управление своим указом от 1 ноября 1918 года вынуждено было констатировать, что не располагает средствами для содержания духовных учебных заведений. Однако, профессура духовных академий предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные школы.
Перед угрозой прекращения существования Казанской духовной академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 года профессор К. В. Харлампович писал Н. Н. Глубоковскому, что “Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно”. Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской Академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем. О состоянии, в котором она оказалась к началу 1919 года, пишет ее последний ректор епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) все тому же профессору Н.Н. Глубоковскому: “Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии”. В марте 1921 года двадцать преподавателей Академии во главе с ректором епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) были арестованы за нарушение декрета об отделении Церкви от государства. Епископа Анатолия этапировали из Казани в Москву и заключили в Бутырскую тюрьму, остальных преподавателей освободили, приговорив к одному году концлагеря условно. И уже в ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской Академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.
Администрация
Ректоры
- Сильвестр (Лебединский) (25 июля 1797 - 1799)
- Ксенофонт (Троепольский) (24 августа 1799 - 1800)
- Антоний (Соколов) (1800 - 2 февраля 1808)
- Евгений (Варгасов) (1804 - 1808)
- Епифаний (Саввич-Канивецкий) (6 февраля 1808 - 1816)
- Афанасий (Протопопов) (18 марта 1816 - 28 июля 1817)
- Иоанн (Оболенский) (1 июля 1842 - 1 мая 1844)
- Григорий (Миткевич) (5 мая 1844 - 10 ноября 1851)
- Макарий (Малиновский) (10 ноября 1851 - 25 марта 1852), и/о, инспектор
- Парфений (Попов) (29 февраля 1852 - 1854)
- Агафангел (Соловьев) (20 января 1854 - март 1857)
- Иоанн (Соколов) (17 марта 1857 - 1864)
- Иннокентий (Новгородов) (31 марта 1864 - 20 мая 1868)
- Варсонофий (Охотин) (1867) и/д
- Никанор (Бровкович) (29 июля 1868 - 1871)
- Иоанн Гвоздев (2 июня - 28 июля 1870) инспектор, и/д
- Александр Владимирский (14 июля 1871 - 1895)
- Николай Беляев (1887 и 1889) и/д [1]
- Антоний (Храповицкий) (1895 - 14 июля 1900)
- Алексий (Молчанов) (20 июля 1900 - март 1905)
- Алексий (Дородницын) (август 1905 - 1912)
- Анастасий (Александров) (15 февраля 1912 - 1913)
- Сщмч. Анатолий (Грисюк) (30 мая 1913 - 1921)
Инспекторы
- Серафим (Аретинский) (1 июля 1842 - 21 августа 1846)
- Фотий (Щиревский) (21 августа 1846 - 25 сентября 1850)
- Макарий (Малиновский) (5 октября 1850 - 7 апреля 1853)
- Паисий (Пылаев) (10 ноября 1851 - 27 марта 1852) и/о
- Паисий (Пылаев) (7 апреля 1853 - май 1854)
- Серафим (Протопопов) (7 июля 1854 - 11 октября 1855)
- Феодор (Бухарев) (октябрь 1855 - январь 1858 [2])
- Вениамин (Благонравов) (21 января - 22 апреля 1858)
- Филарет (Филаретов) (1858 - 1859)
- Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 - 31 марта 1864)
- Вениамин (Быковский) (18 июля 1864 - 3 апреля 1867)
- Владимир (Никольский) (1867 - 10 июля 1869)
- Иоанн Гвоздев (21 июня - 2 октября 1869), и/о
- Иоанн Гвоздев (2 октября 1869 - 1872?)
- Илия Бердников (декабрь 1872 - декабрь 1876 [3])
- Василий Миротворцев (1881 - 1884?)
- Антоний (Вадковский) (8 ноября 1884 - 1885)
- Николай Беляев (1885 - 22 сентября 1894) [4]
- Николай Виноградов (12 декабря 1894 - 27 июня 1911) [5]
- Анастасий (Александров) (13-26 июля 1911 - 9 февраля 1912) [6]
- Гурий (Степанов) (26 мая 1912 - 1918)
- Феофан (Моисеев) (1918 - 1919 [7])
Помощники инспектора
- Андрей Беневоленский (1844 - 1846)
- Иоанн Гвоздев (18 марта 1848 - 30 сентября 1852)
- ...
- Иоанн Знаменский (1880 - 1882)
- Алексей Попов (1883 - ?)
- Владимир Васильевский (1886 - 1893) и/д
- Александр Вознесенский (16 декабря 1894 -
- Вениамин Колокольцев (1893 - 1897) и/д
- Сщмч. Иоасаф (Удалов) (3 октября 1911 - ?)
- Варлаам (Пикалов) (12 сентября 1912 - 1913)
Преподаватели
Профессора
- Епифаний (Саввич-Канивецкий) (1808 - 1816)
- Воскресенский Иван Степанович (1809 - 1837)
- Григорьев Василий Дмитриевич (1809 - 1841)
- Холмогоров Михаил Семенович (9 октября 1842 - 1845 [8])
- Беневоленский Андрей Игнатьевич (16 сентября 1844 - 26 апреля 1857 [9])
- Саблуков Гордий Семенович (1849 - 1862 [10])
- Серафим (Протопопов) (11 июля 1851 - ?)
- Щапов Афанасий Прокофьевич (1856 - 1860 [11])
- Вениамин (Благонравов) (21 апреля 1857 - 21 января 1858)
- Гвоздев Иван Петрович (1857 - 1873)
- Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 - 31 марта 1864)
- Малов Евфимий Александрович (1863 - ?)
- Добротворский Иван Михайлович (12 ноября 1864 - 27 апреля 1865 [12])
- Владимир (Никольский) (1867 - 10 июля 1869)
- Гренков Александр Иванович (7 ноября 1867 [13] - ?)
- Владимирский Александр Поликарпович (1871 - 1886)
- Волков Андрей Кононович (23 апреля 1874 - 1900)
- Красин Михаил Яковлевич (? - 1877)
- Будрин Евлампий Андреевич
- Беляев Николай Яковлевич (1879 - 1885)
- Снегирев Вениамин Алексеевич (? - 1889)
- Миротворцев Василий Васильевич (? - 1891)
- Богородский Яков Алексеевич (1882 - ?)
- Гусев Дмитрий Васильевич (1885 - ?)
- Бердников Илья Степанович (1885 - 1895, с 1895 - сверхштатный)
- Гренков Александр Иванович
- Богословский Михаил Иванович (21 января 1886 - 3 июля 1915)
- Машанов Михаил Александрович (1887 - 1910, с 1910 - сверхштатный)
- Гусев Александр Федорович (8 марта 1889 - июль 1902)
- Некрасов Александр Александрович
- Виноградов Николай Петрович (12 декабря 1894 - 3 марта 1908) и/д
- Попов Алексей Васильевич (1895 - 9 ноября 1909)
- Несмелов Виктор Иванович (14 декабря 1895 - 1920)
- Нарбеков Василий Андреевич (1897 - ?)
- Потехин Александр Николаевич
- Царевский Алексей Александрович
- Юнгеров Павел Александрович
- Писарев Леонид Иванович (1899 - ?)
- Благовидов Федор Васильевич (10 июля 1899 - 14 августа 1909)
- Родников Николай Павлович (1902 - 1912)
- Дружинин Алексей Иванович (5 апреля 1902 - не ранее 1 октября 1915)
- Керенский Владимир Александрович (1902 - 1917)
- Протопопов Василий Иванович (19 декабря 1904 - не ранее 1918)
- Петров Николай Васильевич (1908 - 1921)
- Григорьев Константин Григорьевич (12 июня 1910 - 1918)
- Покровский Иван Михайлович (1908 - 1921)
- Виноградов Николай Петрович (3 марта 1908 - ноябрь 1910)
- Пономарёв Павел Петрович (19 августа 1909 - ?)
- Анастасий (Александров) (1910 - ?)
- Полянский Евлампий Яковлевич (1910 - ?)
- Писарев Николай Николаевич (29 сентября 1910 - ?)
- Григорьев Иван Федорович (14 января 1913 - ?)
- Терновский Сергей Алексеевич (? - 1916)
- Касторский Александр Петрович (? - 1921)
- Лапин Павел Дмитриевич (1914 - ?)
- Васильевский Михаил Николаевич (4 ноября 1915 - ?)
- Катанов Николай Федорович (1915 - ?)
- Иванов Михаил Григорьевич (1916 - ?)
- Лебедев Александр Васильевич (1916 - 1921)
- Коблов Яков Дмитриевич (1917 - 1918 [14])
Доценты
- Ивановский Николай Иванович (1869 - 25 октября 1913) с 17 марта 1896 - сверхштатный
- Остроумов Николай Петрович (1870 - 1877)
- Милославский Петр Алексеевич (? - 1884)
- Богословский Михаил Иванович (2 ноября 1871 - 21 января 1886)
- Машанов Михаил Александрович (с 1878 - приват-доцент, 1884 - 1885 и/д, 1885 -1887)
- Юнгеров Павел Александрович (с 21 октября 1879 - приват-доцент [15], ? - ?)
- Говоров Алексей Васильевич
- Виноградов Николай Петрович (19 августа 1881 - 1884, 1884 - 12 декабря 1894 и/д)
- Попов Алексей Васильевич (1884 - 1895)
- Царевский Алексей Александрович
- Красносельцев Николай Фомич (? - 1889)
- Гусев Александр Федорович (1887 - 8 марта 1889)
- Волков Андрей Кононович
- Потехин Александр Николаевич
- Несмелов Виктор Иванович (30 октября 1888 - 14 декабря 1895)
- Нарбеков Василий Андреевич (1889 - 1897) до 1890 - и/д
- Благовидов Федор Васильевич (1 марта 1892 - 1899)
- Иннокентий (Ястребов) (1893 - ?) до 1898 - и/д
- Попов Иван Васильевич (1893 - 1912) до 1898 - и/д
- Писарев Леонид Иванович (1895 - 1899) до 1896 - и/о
- Керенский Владимир Александрович (1895 - 1902)
- Покровский Иван Михайлович (1896 - 1908) до 1898 - и/д
- Родников Николай Павлович (1898 - 1902)
- Дружинин Алексей Иванович (13 сентября 1896 - 5 апреля 1902) до 30 ноября 1900 - и/д
- Протопопов Василий Иванович (1899 - 19 декабря 1904)
- Пономарёв Павел Петрович (1900 - 19 августа 1909)
- Петров Николай Васильевич (1900 - 1908)
- Григорьев Константин Григорьевич (28 июня 1902 - 12 июня 1910) до 7 марта 1905 - и/д
- Писарев Николай Николаевич (1902 - 29 сентября 1910) до 1904 - и/д
- Полянский Евлампий Яковлевич (1905 - 1910) до 1907 - и/д
- Афанасий (Малинин) (1910 - ?)
- Григорьев Иван Федорович (1910 - 14 января 1913)
- Курганов Федор Афанасьевич (1910 - ?)
- Амфилохий (Скворцов) (16 августа 1911 - ?)
- Иванов Михаил Григорьевич (1911 - ?) до 1915 - и/д
- Лапин Павел Дмитриевич (1911 - 1914)
- Васильевский Михаил Николаевич (1911 - 1915) и/д
- Варсонофий (Лузин) (1912 - 1921) до 1919 - и/д
- Касторский Александр Петрович (1912 - ?) до 1914 - и/д
- Суханов Валентин Васильевич (? - 17 апреля 1921) и/д
- Катанов Николай Федорович (1912 - 1915)
- Лебедев Александр Васильевич (24 октября 1914 - 1916) и/д
- Васильев Яков Васильевич (1916 - сентябрь 1918) и/д
- Воронцов Александр Александрович (+ 1919) и/д
Известные выпускники
- 1799 - Мефодий (Орлов-Соколов), еп. Нижегородский
- 1846 - Бобровников Алексей Александрович, препод. КазДА; Владимирский Александр Поликарпович, ректор
- 1848 - Порфирьев Иван Яковлевич, проф. КазДА
- 1850 - Александр (Хованский), еп. Сухумский
- 1854 - Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский; Керский Сергей Васильевич, управляющий канцелярией Святейшего Синода
- 1856 - Добротворский Иван Михайлович, проф. КазДА; Щапов Афанасий Прокофьевич, проф., историк
- 1858 - Троянский Александр Степанович, преп.
- 1860 - Знаменский Петр Васильевич, проф.
- 1862 - Авраамий (Летницкий), еп. Саратовский
- 1864 - Бердников Илья Степанович, проф. КазДА
- 1866 - Будрин Евлампий Андреевич, проф. КазДА
- 1868 - Богородский Яков Алексеевич, проф. КазДА; Снегирев Вениамин Алексеевич, проф. КазДА
- 1870 - Красносельцев Николай Фомич, проф. КазДА; Курганов Федор Александрович, проф. КазДА; Остроумов Николай Петрович, миссионер и исламовед
- 1872 - Василий (Царевский), еп. Старицкий; Гурий (Буртасовский), еп. Симбирский
- 1874 - Никифор (Асташевский), митр. б. Новосибирский; Николай (Адоратский), еп. Оренбургский; Снегирев Александр Алексеевич, духовный писатель
- 1876 - Машанов Михаил Александрович, проф. КазДА
- 1878 - Царевский Алексей Александрович, проф. КазДА; Знаменский Иван Степанович, проф. КазДА; Димитрий (Беликов), б. архиеп. Томский, григор. митр.; Николай Сердобольский, прот.
- 1879 - Говоров Алексей Васильевич, проф. КазДА; Юнгеров Павел Александрович, проф. КазДА
- 1880 - Борис (Плотников), еп. Ямбургский
- 1882 - Дмитриевский Алексей Афанасьевич, проф., историк Церкви; Мефодий (Герасимов), митр. Харбинский
- 1884 - Смирнов Александр Васильевич, прот., духовный писатель
- 1885 - Иннокентий (Беляев), архиеп. Карталинский, экзарх Грузии; Стефан (Архангельский), архиеп. Курский; Миловский Сергей Николаевич, писатель
- 1886 - Иоаким (Благовидов), архиеп. Ульяновский
- 1887 - Алексий (Молчанов), архиеп. Карталинский, экзарх Грузии; Нарбеков Василий Андреевич, проф.
- 1889 - Николай Коноплёв, прот.; Благовидов Федор Васильевич, проф. КазДА
- 1890 - Соколов Иван Иванович, проф. СПбДа, историк церкви и византолог
- 1891 - Мироносицкий Порфирий Петрович, литургист, церковный композитор, педагог; Алексий Дружинин, прот., проф.
- 1892 - Иннокентий (Кременский), еп. Вольский; сщисп. Иннокентий (Ястребов), архиеп. Астраханский; Прокошев Павел Александрович, проф.
- 1894 - Протопопов Василий Иванович, проф. КазДА; Родников Николай Павлович, проф. КазДА
- 1895 - сщмч. Константин Богословский, прот.; Покровский Иван Михайлович, проф. КазДА
- 1896 - Вениамин (Муратовский), б. архиеп. Рязанский, обн. митр. Московский; сщмч. Павел (Кратиров), еп. Старобельский; Жузе Пантелеимон Крестович, препод. КазДА
- 1897 - Нафанаил (Троицкий), митр. б. Харьковский; Григорьев Иван Федорович, проф.; Пономарёв Павел Петрович, проф.
- 1898 - Макарий (Павлов), еп. б. Владикавказский, обн. еп. Пятигорский; Николай Петров, прот.; Феодор Казанский, прот.
- 1899 - Киприан (Комаровский), архиеп. Кировский; сщмч. Симон (Шлеев), еп. Уфимский; Хрисанф (Щетковский), еп. Елисаветградский
- 1900 - Пахомий (Кедров), архиеп. б. Черниговский; Артемий (Лебедев), иером.
- 1901 - сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Одесский; исп. Амвросий (Хелая), патр. Грузии; Авраамий (Дернов), архиеп. Глазовский; Пимен (Пегов), архиеп. Подольский; Григорьев Константин Григорьевич, проф.; Коблов Яков Дмитриевич, проф. КазДА, исламовед; Николай Писарев, прот., проф.; Владимир (Путята), б. еп., б. григор. митр. Томский
- 1902 - Митрофан (Абрамов), еп. б. Сумской; сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский; Николай (Кенарский), еп. Лукояновский; Николай (Ипатов), еп. Ижевский; Тарасий (Ливанов), еп. Барнаульский; Виссарион (Зорнин), б. еп. Ульяновский, григ. митр.; Иннокентий (Бусыгин), б. еп. Каменский, григор. митр. Ростовский-на-Дону; Феодор (Поздеевский), еп. Волоколамский
- 1903 - сщмч. Амвросий (Полянский), еп. Каменц-Подольский; Варсонофий (Лебедев), архим.; сщмч. Виктор (Островидов), еп. Глазовский; Никольский Николай Васильевич, проф.
- 1904 - сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский; Василий (Павловский), еп. Венский; Борис (Рукин), григорианский митр.; Полянский Евлампий Яковлевич, проф.
- 1905 - Иоанн (Киструсский), еп. Раненбургский
- 1906 - сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский; сщмч. Гурий (Степанов), еп. Суздальский; Корнилий (Попов), митр. Горьковский
- 1907 - Доктусов Николай Петрович, проф. МДА
- 1908 - Афанасий (Малинин), еп. Саратовский; Гавриил (Абалымов), еп. Осташковский
- 1909 - Иоанн (Поярков), еп. Уфимский; Иов (Рогожин), единов. еп. Владимирский
- 1910 - сщмч. Амфилохий (Скворцов), еп. Енисейский; сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. б. Чистопольский; Иванов Михаил Григорьевич, проф.; Касторский Александр Петрович, и.д. доцента КазДА
- 1911 - сщмч. Августин (Беляев), архиеп. Калужский; сщмч. Евсевий (Рождественский), архиеп.Шадринский
- 1912 - Варсонофий (Лузин), еп. Приморский
- 1913 - Александр Лебедев, прот., управляющий делами Патриаршего Синода
- 1914 - свт. Иона (Покровский), еп. Ханькоуский
- 1915 - Ананий Сагайдаковский, прот. УАПЦ
- 1916 - Гермоген (Кожин), митр. Алеутский; Ефрем (Ефремов), еп. Курский; Вертоградов Владимир Семенович проф. МДА
- 1918 - Александр (Джеха), митр. Эмесский (Хомский); Ириней (Шульмин), архиеп. Куйбышевский
Литература
- Знаменский П. В., История Казанской духовной академии за первый (до-реформенный) период ее существования (1842-1870), Казань, 1891-1892, 3 тт.
- Бердников И., Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лет ее существования 1842-1892, Казань, 1892.
- Терновский С. А., Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-1892), Казань, 1892.
- Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии 21 сент. 1892 г., Казань, 1893.
- Памятная книжка Казанской духовной академии за... [1895-1917] г., Казань, 1895-1917.
- Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1882-1932, Спб., 1994.
- Цыпин В. А., прот., История Русской Церкви: книга XIX 1917-1997, М., 1997.
- Журнал №58 Заседания Священного Синода РПЦ.
Использованные материалы
- Сайт Казанской духовной семинарии:
- http://kds.eparhia.ru (недейств.) - см. соотв. разделы
- Страницы сайта Русское Православие:
- Владимир Сорокин, прот., Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 549, 561, 571, 589, 618, 629, 647, 653, 658.
- Групповой формулярный список ординарных и экстраординарных профессоров Казанской духовной академии, РГИА
- Сухова Н.Ю., «Да благословит Господь плоды трудов твоих на пользу Святой Церкви и духовной науки...» (письма протоиерея Николая Виноградова к А.А. Дмитриевскому), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1 (13). 2016, с.122, 132–209
[1] А. В. Журавский "Православная Энциклопедия", Т. 4, С. 591-592, http://www.pravenc.ru/text/78006.html
[2] Страница сайта Русское Православие: http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?5_5076
[3] А. Ю. Михайлов, Канонист Ипья Степанович Бердников (1839-1915): Университетский образ профессора КазДА, http://mognovse.ru/fyp-kanonist-ileya-stepanovich-berdnikov-...tml
[4] Страница сайта "Русское Православие": http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?5_5079
[5] Владимир Сорокин, прот., "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 534.
[6] Владимир Сорокин, прот., "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 498.
[7] Степанов А. Ф. История Казанской епархии в 1918-1924 гг. в свидетельствах современника. Петиция к иностранным державам о положении церковных дел в Казани (сноска 69), http://www.sedmitza.ru/lib/text/6416948/
[8] Биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/42420/
[9] Биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/9980/
[10] Саблуков Гордий Семенович, Биографическая Энциклопедия, http://www.biografija.ru/biography/sablukov-gordij-semenovich.htm
[11] Большая советская энциклопедия, https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/152543/Щапов
[12] "Православная Энциклопедия", Т. 15, С. 490-491: http://www.pravenc.ru/text/178677.html
[13] http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-g/4642-grenkov-...tml
[14] Чикурова О. В. "К биографии профессора Якова Дмитриевича Коблова", http://novainfo.ru/article/3449
[15] Дмитрий Добыкин "Жизнь и труды профессора КазДА Павла Александровича Юнгерова (1856-1921)", https://azbyka.ru/otechnik/assets/uploads/books/15410/yunger...pdf