Николай Петрович Остроумов. Миссионер-исламовед |
Родился 2 ноября 1846 года в селе Сасово Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье священника.
Обучался в Шацком духовном училище, в 1866 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, в 1870 году - Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия. В ее стенах будущий ученый изучал у Н.И.Ильминского, Е.А.Малова и практиканта татарского языка В.Т. Тимофеева миссионерские предметы: «мусульманское вероучение с полемикой против него», «история Мухаммеда», татарский, арабский и турецкий языки и другие.
После окончания академии, по рекомендации Н.И. Ильминского и после прочтения двух пробных лекций по миссионерским дисциплинам «Разбор учения Корана о лице Иисуса Христа» и «Разбор мусульманского учения о загробной жизни», был единогласно избран Советом академии на должность исполняющего дела доцента кафедры миссионерских противомусульманских предметов академии. Возглавляя эту кафедру с 1870-1877 г., помимо активной педагогической и научно-исследовательской деятельности, много внимания уделял и миссионерскому делу.
В 1871 году получил звание доцента. В Казанской академии он преподавал «миссионерские предметы против магометанства»: «обличение мухаммеданства», «историю Мухаммеда», арабский и татарский языки.
Принимая во внимание необязательность преподавания миссионерских предметов для студентов академии, Остроумов всегда стремился "приспособить свой курс к историческому и богословскому, чтобы таким образом пополнить программы этих курсов специальным курсом по исламу". С этой целью на основе большого круга источников и литературы им была разработана программа занятий по исламоведению, рассчитанная на 4 года. В рамках этого курса студентам академии, изъявившим желание ознакомиться с мусульманским учением, предлагалось рассмотреть широкий круг вопросов, начиная от истории зарождения, развития ислама и заканчивая "современным положением ислама в Европе и Азии". Занятия по арабскому языку со студентами академии, по словам Остроумова, "ограничивались ознакомлением моих слушателей с главными правилами арабской грамматики и в переводах некоторых глав Корана, относящихся к жизни Мохаммеда и к его вероучению".
Одновременно с работой в Казанской духовной в академии, в 1870-1871 гг. он преподавал татарский язык и «миссионерские наставления» в Казанской духовной семинарии, а в 1872-1874 гг. — историю и географию в Казанской учительской семинарии. В его функции в академии входили и другие обязанности. Так, в 1872-1876 гг. Остроумов состоял членом комиссии по изданию журнала «Миссионерский противомусульманский сборник», который издавался в Казанской духовной академии. В нем печатались работы многих преподавателей, выпускников и студентов миссионерского отделения.
Немаловажный интерес в миссионерской деятельности Н.П. Остроумова представляет его недолгая, но насыщенная работа в Братстве святителя Гурия. Занимая в этой организации пост делопроизводителя, он принимал активное участие в осуществлении административных и государственных задач по реализации миссионерской деятельности. В Братстве он, главным образом, интересовался школьным образованием нерусских народов, которое было всецело построено по системе его учителя Н.И. Ильминского и направлено на изменение религиозных убеждений учащихся.
В рамках этого направления ему приходилось не только осуществлять инспектирование учебно-воспитательной деятельности школ для нерусских народов, но также оказывать содействие их открытию. Подтверждением этому может служить первая поездка Остроумова в Рязанскую губернию в 1873 году, в результате которой он доказывал важность открытия миссионерской школы: "…необходимо открыть элементарную, на христианских началах основанную школу в Карамышеве". Его взгляды относительно будущей школы разделяли не только представители миссионерского дела Казани, но и члены Рязанского епархиального комитета, которые своим постановлением от 9 января 1874 году разрешили открыть в Карамышеве школу.
Большое внимание Н.П.Остроумов уделял подготовке учительских кадров из татар, чувашей, удмуртов, марийцев и других народов. Так, в стенах Казанской учительской семинарии в 1872-1877 гг. им проводились для учителей специальные уроки, направленные на "обличение мухаммеданства".
Другим традиционным занятием Н.П.Остроумова в Братстве святителя Гурия были его миссионерские поездки по деревням и селам с целью убеждения и вразумления отпадающих и заблуждающихся членов Православной Церкви, а также представителей нехристианского исповедания. За время командировки в г. Касимов в 1873 году провел несколько бесед с крещеными татарами. Эти беседы носили апологический характер и имели целью "разъяснение мухаммеданам истинного смысла христианского учения, главным образом о лице Господа Иисуса Христа и почитании св. икон". Результатом его командировок стало издание в 1876 году "Первого опыта словаря народно-татарского языка по выговору крещеных татар Казанской губернии", где он обобщил свои накопленные знания об языке крещеных татар.
Своими первоначальными знаниями и умениями в этой области Остроумов был обязан Казани. По этому поводу он писал: «Я обязан этому отделению… знаниями, касающимися мусульманства». Именно здесь формируются его взгляды и мировоззрение, определяются научные интересы в области ислама. Большую роль в этом сыграл его наставник Н.И. Ильминский, имевший широкую известность в деле распространения просвещения среди нерусских народов, а также Г.С. Саблуков, один из первых переводчиков Корана на русский язык.
Начальный (казанский) этап деятельности Н.П. Остроумова справедливо можно назвать сугубо миссионерским, так как изучение ислама было полностью подчинено целям и задачам противомусульманского отделения Казанской духовной академии. На этом этапе в центре исламоведческих исследований ученого находятся те положения ислама, которые прямо или косвенно вступали в противоречие с учением христианства.
По рекомендации Ильминского, в 1877 году Николай Петрович был направлен в город Ташкент, где, в основном, и сделал свою карьеру. Уехав в Туркестанский край, он продолжил свои изыскания в области исламоведения. Здесь его работы, несмотря на информативность и новизну предмета исследования для Туркестанского края, полностью укладывались в методологию казанской миссионерской школы и определялись, прежде всего, особым пониманием государственных интересов, связанных с социальной интеграцией «инородцев» на основе православия в единый общероссийский социум. Из этого и происходило его желание бороться с ним как с социокультурной системой.
В 1877-1889 годы он работал инспектором мухаммеданских школ Туркестанского края, в 1879-1889 годы - директором Ташкентской учительской семинарии, с 1883 по 1917 год являлся также редактором «Туркестанской туземной газеты», а в 1889-1917 годы - директором мужской гимназии.
После революции 1917 года он продолжал интересоваться судьбами местного исторического краеведения. Однако на службу в советские учреждения, помня его "дореволюционное прошлое" и зная о религиозных убеждениях, Н.П. Остроумова брали неохотно. Его лишь иногда привлекали в качестве консультанта и лектора по истории Туркестана и исламоведению.
С 1917 по 1921 год он жил в родном селе Сасово. После 1921 года преподавал в Ташкенте.
Скончался 17 ноября 1930 года в дачном поселке Никольском под Ташкентом.
Русский ориенталист академик Василий Владимирович Бартольд именовал вице-председателя Туркестанского кружка любителей археологии Остроумова "патриархом туркестановедения".
Сочинения
Н.П. Остроумов - автор более 300 работ по различным проблемам истории Востока. Одно из центральных мест в его исследованиях отводится изучению ислама.
- «Критический разбор Мухаммеданского учения о пророках» (магистерская диссертация, Казань. 1870)
- «Первый опыт словаря народно-татарского языка по выговору крещеных татар Казанской губернии» (1876)
- «Мухаммеданский пост в месяц Рамазан» (1877)
- «Разбор Мухаммеданского учения о Лице Господа нашего Иисуса Христа»
- «Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в связи с учением о кончине мира»
- «Мухаммеданское учение о Пресвятой Троице вообще и об Ипостаси Святого Духа»
- «Мухаммеданское учение о духовном мире»
Литература
- «Керенский проявил себя в Ташкенте, как педагог-классик и как администратор-формалист» (Ф. М. Керенский в воспоминаниях Н. П. Остроумова).
Использованные материалы
- Федан П.В., Николай Петрович Остроумов: Казанский период деятельности миссионера и исламоведа
- Файзрахманов Л.М., Н.П. Остроумов – Миссионер и исламовед, доклад с. 1 -11