Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КЕРЕНСКИЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Владимир Александрович Керенский (1868 - не ранее 1927), доктор богословия, профессор Казанской духовной академии, преподаватель истории Церкви

Родился 13 декабря 1868 года в селе Троицком-Куроедове Карсунского уезда Симбирской губернии в семье священника Александра Керенского. Родной брат Сергея, преподавателя епархиального училища. Двоюродный брат Александра Керенского, главы Временного правительства [1].

В 1883 году окончил Симбирское духовное училище, в 1889 году - Симбирскую духовную семинарию, в 1893 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и правом получения степени магистра богословия без нового устного испытания, но по напечатании и защите сочинений.

С 15 августа 1893 по 15 августа 1894 года состоял профессорским стипендиатом при профессоре Н.Я. Беляеве по кафедре истории и разбора западных исповеданий. 23 декабря 1894 года за сочинение "Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении" получил степень магистра богословия.

С 23 сентября 1894 по 11 мая 1895 года состоял преподавателем в Пензенской духовной семинарии по истории и обличению раскола и по истории и разбору западных исповеданий, где одновременно являлся заведующим фундаментальной библиотекой, позднее был главным библиотекарем Иннокентьевского Просветительного братства.

11 мая 1895 года избран и утвержден в Казанской академии в звании доцента по кафедре истории и разбора западных исповеданий.

В 1897 году изучал новое лютеранство в Берлинском университете и немецкий старокатолицизм при Боннском университете. Также изучал в Берне швейцарский старокатолицизм. В это же время посетил IV интернациональный старокатолический конгресс в Вене. В 1902 и 1904 гг. ездил на пятый и шестой конгрессы.

С 26 июля 1902 года - экстраординарный профессор. С 1 мая 1903 года - статский советник.

17 марта 1904 году утвержден в степени доктора богословия за сочинение "Школа ричлианского богословия в лютеранстве. Исследование в области новейшей лютеранской догматики".

9 марта 1905 - сверхштатный ординарный профессор, с 23 октября - штатный ординарный профессор, с 16 августа 1911 - ординарный профессор по кафедре истории и обличения западных исповеданий в связи с историей западной Церкви от 1054 года до настоящего времени, статский советник.

В 1915 году вступил в брак с Ираидой Алексеевной Малининой, которая была моложе его на 23 года.

19 июля 1917 года избран представителем Поместного Собора Русской Православной Церкви по избранию от Казанской духовной академии с присвоением ему звания члена этого собора.

В начале 1918 года становится приват-доцентом Казанского университета по кафедре истории Церкви, в конце того же года он (как и все приват-доценты) переведен декретом Совета народных комиссаров в состав профессоров университета, а с 1 января 1919 года согласно тому же декрету выбыл из состава профессоров, чтобы 15 февраля по всероссийскому конкурсу быть избранным профессором еще существующей кафедры истории Церкви историко-филологического факультета Казанского университета. Еще в 1919 году ездил в Москву под предлогом научных исследований в библиотеках Московского университета, Археологического института и духовной академии, в поисках более надежного и стабильного места работы, но в Москве было еще более неспокойно, нежели в Казани.

В 1920 году закрылась Казанская духовная академия, а духовная семинария была закрыта еще в 1918 году. Ряд профессоров духовной академии, как и В. А. Керенский (например, В.И. Несмелов, К.В. Харлампович пытались спасти Казанский университет, но в 1921 году начались реорганизации факультетов с целью прежде всего избавиться от «буржуазной, реакционной» профессуры. Историко-филологические факультеты университетов были ликвидированы как «рассадники» такого рода профессуры. Керенский (как, впрочем, и В.И. Несмелов, и К.В. Харлампович) не были утверждены вновь созданным факультетом общественных наук Казанского университета, ему было запрещено преподавать, он был лишен даже продовольственного пайка. Преподаватели Казанского университета использовали различные ухищрения, чтобы сохранить своих коллег из духовной академии, писали различные просительные письма (в результате таких писем В.И. Несмелову все-таки назначили продовольственный паек по четвертой - самой низшей - категории). Несмотря на прошения и письма, в начале 1922 года Народным комиссариатом по просвещению Керенский был окончательно исключён из списков преподавателей факультета общественных наук Казанского университета.

Около 1927 года служил в Статистическом управлении [2].

Дальнейшая его судьба неизвестна.

Сочинения

Учено-литературные работы посвящены изучению старокатолицизма и протестантства:

  • "Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении" (магистерская диссертация)
  • Старокатолический вопрос в новейшее время. Казань, 1897.
  • Четвертый интернациональный старокатолический конгресс. Казань, 1898.
  • На западе. Очерки внутреннего состояния современного лютеранства. Казань, 1899.
  • Старокатолический епископ Иосиф Губерт Рейнкенс. Казань, 1896.
  • Три месяца в центре старокатолицизма (в Бонне и Берне) . Казань, 1899.
  • Пятый интернациональный старокатолический конгресс. Казань, 1904.
  • К старокатолическому вопросу. Санкт-Петербург, 1904.
  • Армия спасения. Казань, 1905.
  • Мариавиты. Санкт-Петербург, 1908.
  • Американская епископальная церковь. Казань, 1908.
  • Что разделяло и разделяет восточно-православную и западную старокатолическую церкви? Харьков, 1910.
  • Римско-католический модернизм. Харьков, 1911.
  • Библиография. К характеристике американской епископальной церкви: По поводу статей проф. В. А. Соколова // Богословский Вестник 1911 год. Т1, № 1. С. 192 - 212.
  • С Запада. Очерки западно-церковной жизни. Казань, 1913.
  • Литература о св. Константине Великом. Казань, 1913. - 30 с.
  • К вопросу о соединении римско-католической и православной церквей. По поводу исследования: Alois Bukowski. Die Genugtung fur die Lunde nach Auffassung. Казань, 1914. - 29 с.
  • Богословское образование в англиканской церкви. Казань, 1915. - 22 с.
  • Конспект лекций по истории христианской церкви с 1054 г. (Казанские высшие женские курсы, 1915/16 уч. год.). Казань, 1916. - 213 с.
  • О. Пирлинг как защитник папской системы. Харьков, 1916. - 23 с.
  • Духовенство как сословие. Его права и привилегии (историко-канонический очерк) // Изв. по Казанской епархии, 1918, N 4, с. 81-93, № 9-10, с. 210-218.
  • Программа по истории церкви (Ч. 2). Казань, б.г.

  • Духовенство как сословие: его права и привилегии «Известия по Казанской епархии» за 1918 год и в журнале «Вече, http://www.bogoslov.ru/text/1079223.html (в сокращении)

Литература

  • Православный собеседник. 1895. дек.
  • ПБЭ. т. 9. стб. 516-518.
  • Деяния I.1. с. 73.
  • Христианство III, с. 327.

Использованные материалы



[1]  Г.И. Григорьева "Керенский Сергей Александрович" // Чувашская Энциклопедия, http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=480

[2]  Сорокин В. У. прот., "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 590.

Редакция текста от: 20.08.2016 09:21:03

"КЕРЕНСКИЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google