Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЛУБОКОВСКИЙ НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Проф. Н.Н. Глубоковский
Проф. Н.Н. Глубоковский
Глубоковский Николай Никанорович (1863 - 1937), профессор, доктор богословия, библеист, патролог, историк Церкви.

Родился 6 декабря 1863 г. в селе Кичменгский Городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника Никанора Петровича Глубоковского. В два года лишившись отца, воспитывался в семье старшей сестры Анны (1845-1922), вышедшей замуж за священника погоста Кобыльское-Ильинское (в 20 верстах от Кичменгского Городка) Василия Попова.

С 1870 по 1873 г. учился в Кобыльской церковно-приходской школе, с 1873 по 1878 г. – в Никольском духовном училище, с 1878 по 1884 г. — в Вологодской духовной семинарии, с 1884 по 1889 г. – в Московской духовной академии, которую окончил с ученой степенью кандидата богословия. В МДА учился на год дольше (5 лет) - вследствие конфликта с руководством академии был уволен с 4-го курса, но в следующем году восстановлен [1].

С 24 июня 1889 по 15 августа 1890 гг. – профессорский стипендиат МДА по кафедре общей церковной истории под рук. проф. А.П. Лебедева для подготовки к занятию кафедры истории зап. исповеданий. Специализировался на изучении института папства и церковной истории V-VI вв. [2].

С 18 октября 1890 по 21 октября 1891 гг. – преподаватель Священного Писания Нового Завета в Воронежской духовной семинарии. 10 июля 1890 г. получает степень магистра богословия МДА за диссертацию «Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность». Глубоковский собрал и критически исследовал все, что было написано о блж. Феодорите в рус. и иностранной литературе, изучив не только сочинения блж. Феодорита, но и те источники, которыми он пользовался. На основании отзыва В. В. Болотова [3] Глубоковский получил полную Макариевскую премию Учебного комитета при Святейшем Синоде. Болотов подчеркивал в Глубоковском феноменальное трудолюбие, дисциплинированность, несомненную зоркость, умение доказать свою точку зрения. Вместе с тем и Болотов, и др. рецензенты упрекали Глубоковского в «преувеличенности взглядов на Феодорита», находя, что чувство благоговения перед Кирским пастырем помешало объективно и беспристрастно оценить его личность и деятельность. Эту увлеченность Глубоковского предметом исследования мн. рецензенты его трудов отмечали и впоследствии. Николай Никанорович отвечал на это: «Может быть... ибо нельзя вложить душу в какое-либо дело, не полюбив самого дела, которое, при том же, невольно завладевает вашими лучшими симпатиями, затрагивает самые благородные чувства вашего сердца» [4].

Еще в 1887 г. в качестве приложения к канд. диссертации Глубоковский перевел на рус. язык 268 писем блж. Феодорита, которые были опубликованы в 1907-1908 гг. в 7-й и 8-й частях «Творений» блж. Феодорита в издании МДА. В 1911 г. Глубоковский переиздал свою произнесенную во время магистерского диспута речь «Историческое положение и значение личности Феодорита, еп. Киррского», приложив указатель новейшей литературы о нем.

Исследование о блж. Феодорите принесло Глубоковскому не только всероссийскую, но и мировую известность благодаря отзыву берлинского проф. А. фон Гарнака [5], назвавшего труд Глубоковского одной из самых выдающихся патристических монографий, какие появлялись со времени выхода монографии Дж. Б. Лайтфута о св. Игнатии Богоносце [6]. В переводе отзыв неоднократно перепечатывался в различных епархиальных изданиях.

С 21 октября 1891 г. – доцент по кафедре Священного Писания Нового Завета в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА).

4 ноября 1894 г. утвержден в должности экстраординарного профессора, с 28 января 1898 г. - ординарный профессор, доктор богословия («Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование»), с 16 ноября 1916 г., по исполнении 25 лет академической службы, заслуженный ординарный профессор. Его «Лекции по Свящ. Писанию Нового Завета» ежегодно издавались в литографированном виде. После введения нового академического устава в 1910 г. кафедра Свящ. Писания Нового Завета была разделена на две, Глубоковский занимал вторую кафедру, предметом его лекций были Книга Деяний св. апостолов и Послания св. ап. Павла.

Несмотря на неоднократные приглашения, Глубоковский отказывался занять кафедру церковной истории в С.-Петербургском и Московском университетах, отзываясь неодобрительно о практике подобных совмещений.

С 1 ноября 1893 г. по 13 мая 1894 г. – помощник редактора «Церковного Вестника» и «Христианского Чтения», 1904-1911 гг. – редактор «Православной Богословской энциклопедии».

В январе 1906 г. получил назначение в Предсоборное Присутствие. В 1907-1908 гг. работал в особых Совещаниях при Святейшем Синоде по вопросу о реформе духовных школ и органов церковного управления.

28 января 1909 г. избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по отделению русского языка и словесности.

С 1911 г. состоял постоянным членом Училищного совета при Святейшем Синоде. В Палестинском обществе в 1915 г. вошел в состав Совещания по вопросу о русских научных интересах в Палестине, а в 1917 г. — в Совещание по делам Палестины, Синая и Афона.

Весной 1918 г. Глубоковский выступил одним из инициаторов присоединения Петроградской духовной академии к Петроградскому университету, разработал проекты необходимых документов (устав, программу занятий) и принимал участие в заседаниях комиссии по этому вопросу. В январе и мае-июне 1918 г. был командирован советом ПДА в Москву для выяснения дальнейшей судьбы академии и встречался с патриархом Тихоном.

В сентябре-декабре 1918 г. по приглашению проканцлера Уппсальского университета архиеп. Натана Сёдерблома посетил Швецию. В университете читал лекции «Православная Церковь и желательность объединения христианских Церквей» и составил научное описание слав. рукописей и старопечатных книг, хранившихся в университетской библиотеке Carolina Rediviva.

Накануне возвращения из Швеции, 20 декабря 1919 г., по предложению Н. Я. Марра, был избран младшим ассистентом по разряду Христианского Востока и армяно-грузинской филологии Петроградского университета.

Одновременно с 15 марта 1919 г. вплоть до отъезда из России состоял архивариусом в IV секции II Отделения (бывш. Архив и Библиотека Святейшего Синода) Единого гос. архивного фонда.

С 21 октября 1919 по 17 апреля 1920 г. находился в командировке в Вологде. По возвращении, продолжая служить в архиве, читал лекции по Свящ. Писанию Нового Завета в открывшемся Петроградском Богословском университете.

27 ноября 1920 г. женился на Анастасии Васильевне Лебедевой (урожд. Нечаевой), вдове проф. А. П. Лебедева.

Эмиграция

Решение покинуть Россию, принятое в начале 1919 г., было продиктовано принципиальным нежеланием жить в «богопротивном» государстве. Глубоковский писал, что, если бы «достались мне все блага мира и утвердился теперешний безбожный насильнически-социалистический строй, - для меня невозможно будет жить при нем, и я обязательно уйду умирать в другое место. Такова для меня моральная необходимость» [7]. Решение уехать окрепло под влиянием известия о гибели старшего брата Александра, действительного статского советника, выпускника КазДА, который был взят в заложники большевиками и расстрелян в июне 1919 г. в г. Уральске; обстоятельства его смерти стали сильнейшим потрясением для Глубоковского. Кроме того, еще в декабре 1918 г. друзья предупреждали Николая Никаноровича о возможности ареста и тюремного заключения.

Проф. Н.Н. Глубоковский
Проф. Н.Н. Глубоковский
29 августа 1921 г. покинул Россию, переехав в Финляндию. В 1921-1922 гг. переезжает в Германию, а затем в Прагу (Чехословакию), где состоял профессором в университете и членом Учебной коллегии по обеспечению образования русских студентов в Чехословакии. В 1922-1923 гг. переезжает в Сербию, где был избран профессором Белградского университета.

Тяжелые условия жизни в Сербии вынудили искать нового убежища. Глубоковский намеревался переехать в Польшу, куда его приглашал митр. Георгий (Ярошевский), однако гибель митрополита 8 февраля 1923 г. расстроила эти планы. Глубоковский принял предложение занять должность профессора только что созданного богословского факультета в Софийском университете и 11 июля 1923 г. прибыл в столицу Болгарского царства.

Принимал участие в церковно-общественных событиях и в работе учреждений русской эмиграции в качестве эксперта, докладчика, вдохновителя, учителя, выступал на академических и студенческих конференциях. С первых месяцев пребывания за границей в русской и иностранной печати появлялись его статьи о положении православной Церкви в России. Великое страдание рус. народа Глубоковский считал бедствием общехристианским. Он подчеркивал, что опасность эта «не частная и временная, а универсальная и принципиальная», поэтому необходимо объединить всех христиан в общем историческом подвиге, чтобы защитить мир «от антихристианского нашествия» и обеспечить «благодатно-живоносное христианское влияние», ибо отсутствие христианской солидарности усугубляет мировую катастрофу (война и социалистический погром в России).

В 1925 г. официально представлял Болгарскую Православную Церковь в юбилейном торжестве всего христианского мира – 1600-летии I Вселенского Собора в городе Никее в 325 г., проходившем в Лондоне, куда был приглашен Кентерберийской конвокацией. В 1929 г. избран членом-корреспондентом Болгарской Академии наук.

В эмиграции не принадлежал ни к одной из юрисдикций Русской Церкви, выступая на международных христ. встречах как офиц. представитель Болгарской Православной Церкви. Тем не менее участвовал в работе церковно-педагогических и научных учреждений, создаваемых как Архиерейским Синодом РПЦЗ в Сремски-Карловци, так и отложившимися от него духовенством и мирянами, группировавшимися вокруг митр. Евлогия (Георгиевского) в Париже. Принимал участие в деятельности Православного Богословского института прп. Сергия Радонежского в Париже, где неоднократно читал лекции (летом 1925, осенью-зимой 1928-1929), в 1935 г. был избран почетным членом института.

Приветствуя межцерковные конференции, Глубоковский свидетельствовал, что все подозрения против них «совершенно ошибочны или злонамеренны», ибо конференции не скрывают и не затушевывают конфессиональных разногласий, открыто исповедуя, что «без единства веры не может быть междуцерковного единения», их задача - «взаимное непосредственное ознакомление и свойственное ему сближение», в результате которого устраняются существующие взаимные недоразумения и соблазны [8].

Скончался 18 марта 1937 г. в Софии. 21 марта отпевание совершил митр. Софийский Стефан (Георгиев) в сослужении 5 епископов, 2 архимандритов и 40 священников.

Награды

За время службы Глубоковский прошел путь от надворного (1892) до действительного статского советника (1910), был награжден орденами св. Анны III и II степени, св. Станислава II и I степени, св. Владимира IV и III степени, серебряной медалью в честь 25-летия восстановления церковноприходских школ и светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых, имел 4 Высочайшие благодарности за свои труды.

Труды

После отъезда из России Глубоковский опубликовал свыше 100 статей и заметок. Его научные труды издавались преимущественно в Болгарии, в «Ежегоднике Богословского факультета Софийского университета» и выходили отдельными изданиями [9]. В эмиграции Глубоковский завершил «Объяснительный библейский словарь», над составлением которого трудился с 1905 по 1933 г., в основу его была положена «Иллюстрированная популярная полная библейская энциклопедия» архим. Никифора (Бажанова) (М., 1891-1892), существенно переработанная и дополненная. Рукопись насчитывает ок. 2500 листов.

Глубоковскому принадлежит более 20 статей по вопросам межцерковного единения, опубликованных на англ., нем., франц., серб., болг., румын., греч., швед. и рус. языках. Он был принципиальным сторонником единения христианских Церквей. Но опыт непосредственного общения на Западе привел к скептическим оценкам человеческой составляющей этого процесса.

Публикации

  • Преображение Господа. (Критико-экзегетический очерк) // ПО. 1888, № 8, 639 - 692; № 10, 1193-230.
  • Теософическое общество и современная теософия // ВР. 1888, № 8, 555-574.
  • Свобода и необходимость (против детерминистов) // ВР. 1888, № 14, 80-104; № 15, 103-128.
  • Разбор учения Гартмана об Абсолютном начале, как бессознательном // ВР. 1888, № 20, 368-380; № 21, 414-431; № 24, 544-580.
  • Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую. (Физико-географический очерк) // ЧОЛДП. 1889, № 1, 47-66; № 2, 124-440; № 3, 258-274; № 4, 323-345.
  • Происхождение, сущность и значение монархианства (по поводу взглядов Адольфа Гарнака на монархианское движение). ЧОЛДП. 1889, № 9, 184-256.
  • О значении надписании псалмов Lamnazzeach. ЧОЛДП. 1889, № 12, 567-601.
  • Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. Церковно-историческое исследование. Т. I. Жизнь блаж. Феодорита, епископа Киррского. М. .1890, IV + 349 с.; Т. II. Литературная деятельность блаж. Феодорита, епископа Киррского. М., 1890, IV 510 с.
  • Историческое положение и значение личности блаженного Феодорита, епископа Киррского. Речь, произнесенная преподавателем Воронежской духовной семинарии Н. Н. Глубоковским 5 мая 1891 г. перед защитой диссертации. «Прибавления к творениям свв. отцев», 1891, № 2, 615-626.
  • Киприан, митрополит всея Руси (1374-1406), как писатель. ЧОЛДП. 1892, № 2, 358-424.
  • К вопросу о пасхальной вечери Христовой и об отношениях к Господу современного Ему еврейства. (По поводу исследования проф. Д. А. Хвольсона). // ХЧ. 1893, № 7-8, 84-1121; № 9-10, 289-320.
  • О пурпуровом списке евангелий // ХЧ. 1893, № 7-10.
  • Современное состояние и дальнейшие задачи изучения греческой Библии в филологическом отношении // ХЧ. 1895, № 1-4.
  • Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя. СПб., 1895, 100 с.
  • Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. (Речь, читанная на годичном акте в CПб. духовной академии 17 февраля 1896). // ХЧ. № 2, 341-388. То же, в расширенном виде - // ВР. 1896, № 4, 195-225; № 5, 261-296; № 6, 321-348; № 7, 359-387.
  • Евангелие и Евангелия. (Конспективно-руководственный обзор). // ВР. 1896, № 7, 417-424.
  • Благовестие св. апостола Павла и иудейско-раввинское богословие. // ХЧ. 1897, № 2, 277-316; № 3, 323-372; № 4, 566-611; репринт – М., 1998.
  • Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем. // ХЧ. 1897, № 5, 812-813.
  • Достопочтенный Майрон Уинслоу Адамс: Словарь св. Павла. Св. Павел, как словообразователь. // ХЧ. 1897, № 6, 961-965 (библиография).
  • Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование. СПб., 1897, 289
  • К вопросу о нуждах духовно-академического образования. СПб., 1897, № 8, 519-540. (подп. Н. Вафинский).
  • К вопросу о пасхальной вечери Христовой. (Notandum к Замечаниям проф. А. А. Некрасова). // ХЧ. 1897, № 3, 508-511.
  • Греческий рукописный евангелистарий из собрания проф. И. Е. Троицкого. ХЧ (в приложении). с № 6 1897 по № 9 1898, с особой пагинацией, 272 с.
  • Учение св. апостола Павла о грехе, искуплении и оправдании. // ХЧ. 1898, № 3, 301-343; № 4, 471-516; № 5, 629-666; № 6, 793-840.
  • Благовестие св. ап. Павла и иудейско-эллинистическое богословие. // ХЧ. 1901, № 2, 266-287;
  • Благовестие св. ап. Павла и теософия Филона Александрийского. // ХЧ. 1901, № 3, 402-438; № 4, 566-603; № 5, 720-759; № 6, 902-936.
  • Св. апостол Павел и Филон Александрийский. // ХЧ. 1901, № 12; 1902, №№ 1, 2, 8, 11, 12.
  • Греческий язык Библии, – особенно в Новом Завете, – по современному состоянию науки. // ХЧ. 1902, № 7, 3-36.
  • Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам. Сжатый обзор Апостольского послания со стороны его первоначальных читателей, условий происхождения и догматически-исторического значения. СПб., 1902, 156 с.
  • Св. апостол Павел и неканоническая книга Премудрости Соломоновой. // ХЧ. 1902, № 4, 447-503; № 8, 129-160; 1903, № 2, 237-380; № 5, 702-723; № 10, 407-441.
  • Вера по учению св. апостола Павла (По поводу сочинения прот. И. Беляева: Учение св. апостола Павла о вере. М., 1900). // ХЧ. 1902, № 5, 686-715.
  • Лекции по Св. Писанию Нового Завета. Издание 62-го и 63-го курсов СПб. духовной академии. (Литографированные записки). СПб., 1902-1903, 722 с.
  • Дорогой памяти неутомимого искателя правды – писателя и изобретателя Матвея Никаноровича Глубоковокого (+ 1903, XII, II). СПб., 1904; и в Странник. 1904, № 1-2, 181-190.
  • Учение Книги Премудрости Соломоновой о Божественной премудрости или духе по сравнению с апостольским. // ХЧ. 1904, № 5, 615-659.
  • Учение св. апостола Павла о христианской жизни «в Духе» и его самобытная независимость. // ХЧ. 1904, № 6, 751-787.
  • Замечания о первом послании св. апостола Иоанна Богослова. I. О тексте, лжеучителях и толковании I Иоан.; II. К литературе о первом послании св. апостола Иоанна Богослова. // ХЧ. 1904, № 6, 857-877.
  • Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. В 3-х тт., СПб., Т. 1 - 1905, LXX+888 с.; Т. 2 - 1910, 1907 с.; Т. 3, 1912, 80 с.
  • Католический Index и римско-католическая цензура // Странник, 1906, № 4, 630-634.
  • Лекции по Св. Писанию Нового Завета (Послания св. апостола Павла), читанные студентам 65-го курса СПб. духовной академии в 1905/1906 учебном году. (Литографированные записки). СПб, 1906, 411+ 9 с.
  • Смысл 34-го Апостольского правила // БВ, 1907, № 7-8, 731-751, и 1908, № 2, 396-399.
  • По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907, 148 с.
  • Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. Письма блаженного Феодорита в русском переводе профессора СПб. духовной академии Николая Глубоковского. Письма 1-150, Сергиев Посад, 1907. 1-233 с.; письма 151-268 и введение, Сергиев Посад, 1908. XVI + 233-521 с.
  • Первый настоятель Исаакиевского собора прот. А.И. Окунев, б. бакалавр СПб. духовной академии // ЦВ, 1908. № 23, 1049-1053; № 24, 1103-1107; № 25, 1153-1156.
  • О реформе духовной школы // ЦВ, 1908, № 12, 557-579.
  • Религиозное образование в английских общественных школах // ЦВ, 1908 № 26, 1207-1212 и № 27, 1262-1268.
  • Своеобразная защита Учебного комитета // С., 1908, № 2, 265-282; № 3, 405-428.
  • Памяти покойного профессора Алексея Петровича Лебедева. (Под первым впечатлением тяжелой утраты). СПб., 1908.
  • По вопросу о реформе Учебного комитета при Св. Синоде // Странник, 1909, № 5, 737-760.
  • Священное Писание в духовных академиях на рубеже двух столетий // ЦВ. 1909, №№ 50-51.
  • Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1895-1899 гг.). // ХЧ. 1909, № 3, 421-440.
  • Благовестие св. апостола Павла и мистерии. // ХЧ. 1909, № 4, 475-499; № 6-7, 803-827.
  • Бакалавры СПб. духовной академии: иеромонах Серафим Азбукин (1822-1824) и иеромонах Мартирий Горбачевич (1831). // ХЧ. 1909, № 8-9, 1159-1187.
  • Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский, бывший ректор (1847-1850 гг.) Санкт-Петербургской духовной академии. // ХЧ. 1909, № 10, 1332-1351 и № 11, 1459-1482.
  • Священник Михаил Васильевич Попов. (Некролог) // «Вологодские епархиальные ведомости», 1909, № 24, 608-616; 1910, № 5, 64-75; № 7, 114-121.
  • Хронология Ветхого и Нового Завета. Перевод с англ. с введением и в редакционной обработке Н. Н. Глубоковского. ТКДА. 1910, № 6, 239-270; № 8, 375-408; 1911, № 3, 365-394; № 6, 200-228; № 7, 357-377.
  • По вопросу о праве евреев именоваться христианскими именами. Трактат и историческая справка. СПб., 1911, 121 с. (Из «Церковных Ведомостей» за 1911 г.: № 24, 999-1017 и № 25, 1057-4076).
  • Письма архиепископа Рязанского, + 11 ноября 1863 г. Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому), (+ 30 ноября 1882) из Орла, Санкт-Петербурга и Рязани (1847-1863 гг.). СПб., 1911, II + 120 с.
  • Историческое положение и значение личности Феодорита, епископа Киррского. Речь и библиографический указатель новейшей литературы о блаж. Феодорите. СПб., 1911, 30 с.
  • Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский и Зарайский (+ 1863, XI, 11). Биографический очерк. // // ХЧ. 1912, № 1, 47-71; № 2, 180-224; № 3, 295-329; № 4, 431-462; № 5, 546-575.
  • Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский) на Харьковской кафедре. // ХЧ. 1912, № 7-8, с. 791-820; № 9, 933-953.
  • Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) (+ 1863.XI, 11), на Астраханской кафедре (с портретом архиепископа Смарагда). // ХЧ. 1912; № 10, 1063-1081.
  • Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового Завета. (Перевод). Киев, 1914, 76 с. Оттиск из ТКДА. 1912, № 2, 191-209; № 6, 203-228; 1913, № 2, 213-226.
  • Архиепископ Орловский Смарагд (Крыжановский) и Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев). (Два письма первого ко второму). // ХЧ. 1913, № 1, 118-125.
  • Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина (+ 1863, XI, 11). (С портретом и автографом архиепископа Смарагда). // ХЧ. 1913, № 2, 175-191; № 3, 310-324.
  • Дело священника Иоанна Семова с Орловским Епархиальным начальством при архиепископе Орловском (12 ноября 1844 г. – 5 июня 1858 г.) Смарагде (Крыжановском). // ХЧ. 1913, № 4, 526-540; № 5, 650-672.
  • Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский (+ 1863, XI, 11), по его жизни и деятельности. // ХЧ. 1913, № 6, с. 703-725; № 7-8, 899-920.
  • О Квириниевой переписи по связи ее с Рождеством Христовым. // ТКДА. 1913, № 5, 33-58; № 6, 129-230.
  • Архиепископ Рязанский Смарагд (Крыжановский) в своих административных отношениях, иерархическом правлении и личной жизни. // ХЧ. 1914, № 2, 158-174; № 3, 299-327.
  • Архиепископ Смарагд в его деятельности по воссоединению униатов (1833-1837 гг.). // ХЧ. 1914, № 4, 468-499; № 5, 614-641.
  • Архиепископ Рязанский Смарагд как педагог и проповедник. // ХЧ. 1914, № 6, 689-754.
  • Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский, (+ 1863, XI, 11): его жизнь и деятельность. С 7 портретами и 3 автографами. СПб., 1914, 559 с.
  • За тридцать лет (1884-1914 гг.) // «У Троицы в Академии» (юбилейный сборник исторических материалов). М., 1914, с. 737-755.
  • Православие по его существу. // ХЧ. 1914, № 1, 3-22; первоначально на английском: «Orthodoxy in its Essence» // «The Constructive Quarterly», 1913, № 2, New York; позже вышло на эстонском в переводе проф. В. А. Мартинсона. Тарту, 1926; и М., 1991.
  • По поводу письма проф. Н. И. Субботина к К.П. Победоносцеву. СПб., 1914, 19 с.
  • Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. (Перевод). СПб., 1915, 35 с. (из журнала «Гермес», 1915, № 2, 36-40; № 3, 61-67; № 4, 78-83; № 5, 141-146; № 7-8, 160-168).
  • Ходатай Нового Завета. Экзегетический анализ Евр. I, 1-5. // В память столетия (1814-1914) Императорской Московской духовной академии. Ч. I, Сергиев Посад, 1915, 483-527.
  • Христос и ангелы. Экзегетический анализ Евр. I, 6-14, // ХЧ. 1915, № 1, 3-21; № 2, 153-174.
  • О Втором Послании св. апостола Павла к фессалоникийцам. // ХЧ. 1915, № 4, с. 467; № 5, с. 597; № 6, с. 767; № 7-8, с. 1019; № 9, с. 1063.
  • Годичные обзоры русского богословия в газете «Новое Время» – 1/1.1913; 1/1.1914; 1/1.1915; 7/1.1916.
  • Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. // ХЧ. 1916, № 3, 339-360; № 4, 434-456; № 5-6, 516-532; № 9-10; София, 1935.
  • Светлой памяти друга России и русского Православия Ивана Васильевича Биркбека // ТКДА. 1916, № 11-12, 226-257.
  • Православное русское белое духовенство по его положению и значению в истории. // ХЧ. 1917, № 1, 3-46.
  • Начало организованной духовной школы. Подзаголовок: Комитет о усовершенствовании духовных училищ // БВ, 1917, № 6-7, 75-92.
  • Искупление и Искупитель по Евр. гл. 2. // ХЧ. 1917, № 7-12, 247-342.
  • Богословие. Обзор науки. Пг., 1919, 80 стр.
  • Лекции, читанные в Упсальском университете в сентябре и октябре 1918 г.: Den Ortodoxa Kyrkan och fragan om sammaslutning mellan de Kristna Kyrkorna. Stockholm – Uppsala, 1921. To же с некоторыми изменениями и дополнениями на болгарском языке: Православната Црква и христианското междуцрковно единение // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1923-1924, 163-260.
  • «Нови» стил (Григориjански Календар) применьен у Православной Цркви // Црква и Живот, 1922, № 11-12, 453-462.
  • Eastern Orthodoxy and Anglicanism // Christian East, 1922, III, 1 March, 20. To же по-сербски: Англиканство и Православие // Хришпански Живот, 1926, № 2, 79-86; № 3, 117-127. То же по-гречески в журнале «Ортодоксиа», 1927, № 10, 405-410; № 11, 448-453; № 13, 6-42; № 15, 114-117. То же по-болгарски: Православната Црква и англиканството // Духовна култура, 1931, кн. 46, 91-96.
  • Intercomm and the Lambeth Conference // The Church Quarterly Review, 1922, October, XCV, 189, 14-49.
  • Слобода, jеднакост и братство // Црква и Живот, 1923, № 3-4, 85-97.
  • Papal Rome and Orthodox East // The Christian East, 1923, November, IV. 4, 180-186; 1924, Sept.-Dec., V, 3, 124-434; V, 4, 155-167. To же по-сербски в «Хришпански Живот», 1924, № 5, 204-214; 1925, № 2, 59-67 и № 3, 115-129.
  • Rome, Orthodoxy and Re // The Christian East, 1923, May, IV, 2, 76-83.
  • Академик Борис Александрович Тураев, как христианский учитель и ученый // Русская Мысль (Прага), 1923, кн. IX-XII, 387-398. То же: «Воскресное чтение» (Варшава), 1929, № 11, 169-173; №11-а, 185-187 и № 13, 198-205.
  • Хришпанское општенье у животу и делу // Хришпански Живот, 1925, № 11, 482-493. То же по-английски: Dean G. К. A. Bell. The Stockholm Conference, London, 1926, 645-661; по-немецки: у Prof. Adolf Deissmann. Die Stockholm Weltkonferenz, Berlin, 1929, 626-637.
  • Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе // Путь (Париж), 1926, № 4, 139-144.
  • На Никейских торжествах в Англии и на Всемирной Христианской конференции в Стокгольме летом 1925 г. Впечатления и наблюдения участника (как члена делегата на обоих) // Воскресное чтение (Варшава), 1926, № 35, 546-550; № 36, 562-565; № 37, 580-583; № 38, 596.
  • Новозаветният Ходатай. Екзегетически анализ на Евр. I, 1-5 // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1925-1926, 73-112.
  • Граматика на гръцкия библейски език – Ветхи и Нови Завет // Библиотека университетска, 1927, № 67.
  • Руска Православна Црква и садашньи положаj Православних Црква, кoje су се од нье издвоjили (На Украjини, у Грузиjи, Польскоj, Финляндjи, Естониjи, Латвиjи и Литви) // Хришпански Живот, 1927, № 3-12, 98-408, 205-208, 245-247 и «Црква и Живот», 1928, № 4-5, 172-180.
  • Православният Изток и христианският Запад и възможното участие на студенството в техното взаимодействие // Зов, кн. 1-2 (София, 1926-1927), 30-38.
  • Христос и Ангелите. (Екзегетич. анализ на Евр. I, 6-14) // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1926-1927, 185-218.
  • Das Evangelium, die Kirche und die Sakramente // Christentum und Wissenschaft, № 10, 447-455. (Доклад, прочитанный на Всемирной Церковной конференции в Лозанне в 1927 г.). То же по-английски: Proceedings of the World Conference // Faith and Order, Lausanne, 1927, ed. by Canon H. N. Bate; по-немецки: Hermann, Sasse: Die Weltkonferenz fur Glauben tnd Kirchenverfassung. Berlin, 1929, 148-157; по-сербски: в журнале «Гласник» 1929, май, 1/14, 140-141; 14/27, 149-150; июнь, 1/14, 169.
  • Бог-Слово. Экзегетический эскиз Пролога Иоаннова Евангелия (I, 1-18) // Православная Мысль (Париж), 1928, вып. I, 29-41.
  • Христос и христианите (Екзегетичен анализ на Евр. II, 1-4) // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1927-1928, 1 - 16.
  • Христианството и социалната правда // Нова Ера, 1928, кн. II, 4-7. То же в «Life and Work», №№ 4-5, 1928 (Geneve), 153-154.
  • Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928, 116 с.
  • «Старозаветни закон по своме пореклу, предодрепену и вредности према Посланици Галайанина III, 19-20 // Хришпански Живот, 1928, № 1-2, 26-32. То же по-русски в «Путь» (Париж), 1928, № 4, 43-52 и по-японски в «Акебоно» (Токио), 1928, с. I-IV.
  • «Война и мир» в Финляндской Православной Церкви. София, 1929, 16 с.
  • Время ропенья Христова и достоверност jевангелских свjедочанства о томе // Гласник, 1929, 28 января, 21-23 и 14 февраля, 36-37.
  • Искупление и Искупитель (Евр. 2; 5-18) // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1928-1929, 1-43.
  • The Orthodox Theological Institute of Paris and its international significance // The Christian East, 1929, Spr. V, l, 39-42.
  • Отзыв об изданной по-болгарски «Проповеднической Энциклопедии» о. Гр.М. Дьяченко // Мир за 23 июля 1929 г.
  • Христово уничижение и наше спасение: Филип. 2, 5-11. Библейско-экзегетический анализ // Православная мысль, 1930, вып. II, 86-101; по-немецки: Die Ernied-rigung des Christ und unsere Seligkeit // Theolog. Blatter, 1929, 8, 2.
  • Христианского братство и неговата необходимост за вярващите. Екзегетически анализ на Евр. 3, 1-19 // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1929-1930, 35.
  • Христианского съботство. Екзегетически анализ на Евр. IV, 1-16 // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1930-1931, 24.
  • Возлюбим друг друга! // Православен пастир, 1930, VI, 8. То же по-румынски: Sa iubim ре alti // Missionarul, 1930, II, 1.
  • Евангелия и их благовестия о Христе-Спасителе. София, 1932.
  • Св. апостол Лука, евангелист и дееписатель. София, 1932; репринт – М., 1999.
  • Св. апостол Павел и павлинизм Антиохийсксй школы (в ее экзегетике и догматической деятельности за период I-IV Вселенских Соборов) // Труды V Съезда русских академических организаций за границей, ч. I, София, 1932, 99-132.
  • Първосвещенството на Христа и задълженията на христианите (Екзегетически анализ на Евр. 5 и 6 глави) // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1931-1932, 40.
  • Патристичко учение Православие Източне Цркве о тайне Евхаристjе до св. Лозанна Дамаскина закльючно // Гласник, 1932, №№ 26, 28, 29.
  • Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе и Его искупительном деле. София, 1932, 160 с.
  • Въпросът за лрисъединяването на Англиканството към Православието // Православен мисионар, 1933, № 9, 1-8.
  • Преображение на Господа Иисуса Христа. Изд. на Светил Синод, 1933.
  • Славянская Библия. Сборник в честь на проф. Л. Милетич. София, 1933.
  • Благовестие св. апостола Павла // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1933.
  • Дидаскалия и Апостольские постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София, 1935, 127 с.
  • Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам. София, 1935; репринт – М., 1999.
  • Христианскою съвършенство и Христос, като Първосвещеник навеки по чина на Мелхиседека. (Екзегетически анализ на Евр. гл. 7) // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1934-1935.
  • Христос-Първосвещеник по чина на Мелхиседека (Екзегетически анализ на Евр. гл. 7) // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1935-1936.
  • Санкт-Петербургская духовная академия во времена студенчества там патриарха Варнавы. Сремски Карловцы, 1936.
  • Послание к Евреем и историческое предание о нем // Годишник на Софийския университет. Богословски факултет, 1936-1937.
  • Към проблемата на предателството на Юда // Философски преглед, 1937, кн. 2, 180-182.
  • Благовестие христианской славы (Апокалипсис). Джорданвиль, 1966; СПб., 2002.

Использованные материалы



[1]  Глубоковский Н. Н. По поводу письма проф. Н. И. Субботина к К. П. Победоносцеву. СПб., 1914

[2]  см. отчет Г.: Журналы Совета МДА 1890 г. М., 1891. С. 128-157

[3]  Болотов В. В. Отзыв о соч. Н. Глубоковского «Блаженный Феодорит, еп. Кирский: Его жизнь и лит. деятельность: Церк.-ист. исслед.» // ХЧ. 1892. Ч. 2. № 7/8. С. 58-164

[4]  Глубоковский. Ист. положение. 1911. С. 10

[5]  Theologische Literaturzeitung. 1890. № 20. S. 502-504

[6]  Lightfoot J. B. Apostolic Fathers. L., 1890. Pt. 2: St. Ignatius and St. Policarp: In 3 Vol.

[7]  ПФА РАН. Ф. 800. Оп. 3. № 250. Л. 13

[8]  «Возлюбим друг друга» // Правосл. пастир. София, 1930. Апр. С. 321-326; Misionarul. Кишинев, 1930. Янв. С. 7-14

[9]  Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле. София, 1932; Св. Апостол Лука, Евангелист и Дееписатель. София, 1932, и др.

Редакция текста от: 10.03.2013 15:12:33

"ГЛУБОКОВСКИЙ НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google