Архиепископ Гурий (Степанов). Картина работы С.Ивлева |
В миру Степанов Алексей Иванович, родился 2 октября 1880 года в Чебоксарах, в семье отставного унтер-офицера. Окончил Чебоксарское городское училище (1893), Чебоксарское духовное училище (1896), Казанскую духовную семинарию (1902).
В том же 1902 году поступил в Казанскую духовную академию, где прошел подготовку на миссионерском отделении по монгольскому отделу, углубленно изучал буддизм. Во время учебы обнаружил склонность к апологетике и дар проповедничества, начал выступать со статьями в журналах. Духовно окормлялся у прп. Гавриила (Зырянова). Впоследствии в доме Гурия прп. Гавриил нашел последний приют.
16 апреля 1905 г. пострижен в монашество с именем в честь свт. Гурия Казанского. 24 июня рукоположен во диакона, 26 марта 1906 г.- во иерея. За диссертацию «Буддизм и христианство в их учении о спасении» о. Гурию была присуждена премия им. митр. Макария. По окончании Казанской духовной академии в 1906 г. со степенью кандидата богословия оставлен в звании исполняющего должность доцента на кафедре калмыцкого языка преподавателем этнографии монгольских племен и истории духовных миссий среди этих народов. В том же году послан в годичную командировку в Санкт-Петербург для стажировки по специальности в Академии наук и Санкт-Петербургском университете. Летом 1908 и 1909 гг. изучал в Астраханской губернии культуру и язык калмыков, работал в архиве Калмыцкого управления и Духовной консистории. По результатам этих поездок была опубликована серия статей, посвященных православной миссии среди калмыков.
21 февраля 1909 г. удостоен ученой степени магистра и звания доцента Казанской духовной академии. Преподавал монгольский язык. В 1910 г. принял активное участие в миссионерских съездах в Казани и Иркутске в качестве секретаря и докладчика, за что по представлению председателя Особого миссионерского совещания архиеп. Антония (Храповицкого) Святейшим Синодом был награжден Библией.
15 ноября 1910 г. утвержден в звании экстраординарного профессора Казанской духовной академии. Читал лекции по истории и обличению ламаизма. Одновременно исполнял обязанности наблюдателя (с 1911) и преподавателя (с 1912) Миссионерских курсов в Казани.
26 мая 1912 г. назначен на должность инспектора Казанской духовной академии, 20 июня возведен в сан архимандрита.
За фундаментальное исследование «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен» удостоен научной степени доктора церковной истории.
Отец Гурий (Степанов). Фотография |
В июле 1917 г. - товарищ председателя Всероссийского съезда ученого монашества в МДА. Поддержал идею Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского) о создании Всероссийского иноческого церковно-просветительского братства и Высшей церковно-богословской школы при нем. Принимал участие в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., работал в отделах по монастырям и монашеству и по духовным академиям. 21 ноября 1917 г., во время совершения чина настолования новоизбранного патриарха Тихона, произнес ему приветственное слово от КазДА.
В январе 1918 г., после декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», архим. Гурий вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил проект устава Высшей церковно-богословской школы и принял деятельное участие в ее организации при Московском Даниловом монастыре.
В августе 1919 г. назначен товарищем председателя Миссионерского совета при Священном Синоде и управляющим Московским Сретенским монастырем.
2 октября 1919 г. арестован, помещен в Бутырскую тюрьму, но вскоре освобожден.
Епископ Алатырский. Управляющий Московским Покровским монастырем
8 февраля 1920 г. хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии.
Оставался в Москве, со 2 апреля управлял миссионерским Московским Покровским монастырем. Из-за отсутствия свободных помещений проживал в Даниловом монастыре.
После того как 11 июня 1920 г., при проведении там обыска, собралась тысячная толпа протестующего народа, 26 июня еп. Гурий был арестован вместе с еп. Феодором (Поздеевским). Находился в Бутырской тюрьме в одной камере с еп. Феодором и Казанским митр. Кириллом (Смирновым). 26 июля без предъявления официального обвинения приговорен Президиумом ВЧК к заключению в Соловецкий ИТЛ до конца гражданской войны. Для подготовки к этапу переведен в Таганскую тюрьму. 4 ноября 1921 г. распределительная комиссия Центрального исправительно-трудового отдела Наркомюста РСФСР заменила содержание в концлагере 5 годами тюремного заключения. 24 марта 1922 г. постановлением Президиума ВЦИК освобожден под подписку о невыезде.
Вернулся к управлению Покровским монастырем. Участвовал в «Даниловском Синоде» - неофициальных собраниях архиереев в Даниловом монастыре, сыгравших большую роль в противостоянии обновленчеству.
В июле 1923 г. назначен патриархом Тихоном временным управляющим Петроградской епархией. По прибытии в Петроград ознакомился с тяжелым положением церковных дел, из-за угрозы нового ареста покинул город и выехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии.
В том же 1923 году задержан по обвинению в незаконном нахождении в пограничной полосе. Был заключен в псковскую тюрьму, но затем освобожден.
Вернулся к исполнению обязанностей управляющего Покровским монастырем, проживал под Москвой, на ст. Кубинка. Его ближайший помощник и сподвижник архим. Вениамин (Милов) писал о нем, что еп. Гурий
Иркутский архиепископ
В феврале 1924 г. был назначен на Иркутскую кафедру, возведен в сан архиепископа. Выехать в епархию не успел, т. к. 16 апр. вновь был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму как «соучастник гр. Поздеевского, устраивавшего собрания духовенства в Даниловом монастыре, носившие к[онтр]р[еволюционный] характер», также обвинялся в «антисоветской агитации путем проповедей». 17 ноября 1924 г. решением Судебной Коллегии ОГПУ освобожден под подписку о невыезде.
12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти патриаршему местоблюстителю Крутицкому митр. Петру (Полянскому).
Арест и ссылка в Якутск
19 ноября 1925 г. вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Проходил по делу «контрреволюционной монархической церковной организации "Даниловский Синод"».
Постановление о предъявлении обвинения:
В ходе следствия была выявлена и деятельность владыки Гурия по борьбе с обновленчеством. Митрополит Петр (Полянский) в показаниях от 28.01.1926 писал: «С миссионерской целью печатали брошюры религиозного содержания, между прочим брошюру Гурия «Об обновленчестве».
5 мая 1926 года было вынесено обвинительное заключение по делу (№ 36033):
21 мая 1926 г. осужден особым совещанием при Коллегии ОГПУ вместе с большой группой архиереев, приговорен к трем годам ссылки в г. Якутск. Отправлен по этапу вместе с бывш. обер-прокурором Синода А. Д. Самариным. Когда по дороге к месту ссылки архиеп. Гурий прибыл в свою епархию, в Иркутске его, шедшего в колонне заключенных, у каждого храма встречали как правящего архиерея колокольным звоном.
В Якутске работал внештатным сотрудником якутского научно-исследовательского общества «Саха Кэскилэ». Перевел с немецкого языка классический труд акад. О. Н. Бётлингка «Якутская грамматика» (совм. с Самариным), подготовил двухтомник «Чукчи и их занятия» и «Духовная культура чукотского народа» по материалам книги В. Богораза «Чукчи» (не опубл.). Печатал статьи в сборниках трудов общества «Саха Кэскилэ».
В августе 1928 г. при обыске у архиеп. Гурия были обнаружены полученные в обход цензуры письма, в которых затрагивались вопросы местоблюстительства митр. Сергия (Страгородского). 8 октября того же года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ дополнительно к трем годам ссылки. Досрочно освобожден в 1930 г.
Суздальский архиепископ
8 июля 1930 г. был назначен на Костромскую кафедру, от управления епархией отказался. 13 августа назначен архиепископом Суздальским, викарием и временным управляющим Владимирской епархией, ездил для регистрации в г. Иваново - обл. центр Ивановской промышленной обл., в состав к-рой входил г. Владимир, но разрешение на служение не получил и вернулся в Москву.
Был близок к архиереям из даниловской группы непоминающих, не принявших Декларацию митр. Сергия. Однако он сохранял лояльность к заместителю патриаршего местоблюстителя. Так, по возвращении в Москву вл. Гурий отказался служить в храме Иерусалимской иконы Божией Матери, куда перешли некоторые иноки возглавляемого им ранее Покровского монастыря, поскольку они не исполняли распоряжений митр. Сергия о поминовении властей. Позже, когда это распоряжение стало исполняться, Гурий с разрешения митр. Сергия служил в этой церкви на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 окт. 1930 г. [2]. 29 марта 1931 г. участвовал вместе с митр. Сергием (Страгородским) в хиротонии архим. Николая (Муравьёва) во епископа Кимрского.
На покое
Вскоре из-за болезни отошел от церковных дел. Проживал под Москвой, в пос. Перловка, где встречался с еп. Варфоломеем (Ремовым), отклонил по состоянию здоровья его предложение об участии в научно-богословской деятельности существовавшего при иноческой общине закрытого Высокопетровского монастыря нелегального духовного учебного заведения, продолжившего традиции МДА. Консультировал обращавшихся к нему за помощью при подготовке кандидатских и магистерских диссертаций.
В 1931 г. завершил главный богословский труд, начатый в ссылке,- «Богозданный человек: опыт православной теодиции жизни». Цель труда - дать «христианское оправдание смысла жизни» (С. 5). Архиеп. Гурий рассматривал догматические проблемы (грехопадение, его причина и суть, последствия (С. 12-30), домостроительство спасения - необходимость появления Нового Адама, Воплощение, ипостасное единение божества и человечества во Христе (С. 31-34), Жертва «за людей», «вместо людей» и «от людей» (С. 39), Искупление (С. 37 слл.), Воскресение (С. 44), Церковь и церковные таинства (С. 47-56), Церковь как вечное Царство Божие (С. 60-65) и др.), аскетические (сердце как место единения души с Богом, место таинственного Богообщения (С. 7), путь страданий как «единственно возможный и единственно нормальный путь духовного возрождения» (С. 36) в осуществлении достижения «Богообщения и Боговселения», которые являются целью жизни христианина (С. 67-68), система духовного совершенства (С. 69-72)). В этой работе также писал о структуре, канонических основах жизни Вселенской Церкви (С. 57-60).
В учении об Искуплении признавал неудовлетворительными как прежде доминировавшую в богословии юридическую теорию, так и появившуюся в противовес ей в начале ХХ в. нравственную теорию. Юридическая теория, замечает вл. Гурий, дает лишь внешнее истолкование тайны Искупления. Эта теория построена на базе облеченных в форму «строгого юридизма» греховных и себялюбивых отношений между людьми, которые несоизмеримы с понятием Бога любви. Поэтому, по мнению автора, юридическая теория, «оставаясь достоянием ума, ничего не говорит христианскому сердцу» (С. 39). Он отмечал силу нравственной теории в критике юридизма и слабость ее положительного содержания: «Явившись как протест против юридического понимания Жертвы Искупления, эта теория проявила естественную для духа критицизма тенденцию к умалению искупительного значения Голгофской Жертвы и некоторому обезличению этой всемирной Жертвы...» (С. 39-40).
Архиеп. Гурий в исследовании тайны Искупления стремился к тому, чтобы «из анализа внутренней природы греха и средств ее преодоления выяснить существенную необходимость Жертвы Искупления за грех, называемую онтологическими (природными) законами бытия как нормами Богом установленной жизни». Сын Божий, пишет он, является «не жертвой юридического возмездия или кары, а Жертвой самоотверженной Божественной любви, не жертвой, (притом) нужной Богу для умилостивления Его разгневанного Правосудия, а Жертвой, нужной для людей, неизбежной по онтологическим законам бытия и необходимой для снятия с совести людей тяготеющей над их сознанием ответственности пред судом Правды Божией, чтобы сделать людей оправданными и дерзновенными перед Лицом Божиим» (С. 40).
13 января 1932 г. архиеп. Гурий был арестован. Содержался в Бутырской тюрьме. Обвинялся в том, что «принял на себя руководство к[онтр]р[еволюционной] группировкой монахов в целях изменения церковной политики и направления ее в сторону активной борьбы с советской властью». 14 марта 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к трем годам ИТЛ.
По возвращении из ссылки в 1934 году владыка проживал в городе Арзамасе вместе со своей племянницей Кочетковой Елизаветой Ивановной, которая находилась здесь в ссылке с 1932 года.
6 сентября 1937 года он был арестован по искусственно созданному групповому делу об организации контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации в городе Арзамасе. По этому делу было арестовано 76 человек. В качестве руководителя этой группы был признан благочинный 1-го Округа города Арзамаса священник Александр Миныч Черноуцан.
30 сентября 1937 года состоялся допрос архиепископа Гурия Степанова:
В показаниях других лиц говорилось, что
Из всех арестованных не признали себя виновными 32 человека, в числе которых были владыка Гурий и его племянница Кочеткова Елизавета Ивановна.
21 октября 1937 года было вынесено обвинительное заключение участникам так называемой «к/р церковно-фашистской диверсионно-террористической организации» Арзамасского района в составе 76 человек.
23 октября 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Горьковской области архиеп. Гурий (Степанов), Кочеткова Елизавета Ивановна, Архангельская Александра Николаевна были приговорены к расстрелу.
Расстрелян 1 ноября 1937 года в г. Горьком
Реабилитирован 13 мая 1957 года решением Военного трибунала Московского Военного Округа. Военный прокурор Московского Военного округа докладывал о проведенной по делу дополнительной проверке, в ходе которой было установлено, что антисоветской организации, в принадлежности к которой обвинялись все перечисленные выше лица, не существовало, и данное дело было создано искусственно… Большое количество свидетелей, хорошо знавших обвиняемых до их ареста по данному делу, в своих показаниях, данных в процессе проверки по делу, не подтвердили проведения обвиняемыми какой-либо антисоветской деятельности. В ходе проверки было установлено, что бывшие работники Арзамасского райотдела НКВД, участвовавшие в расследовании дела, привлекались к ответственности за фальсификацию следственных материалов. Еще в 1939 году следственными органами было вынесено постановление о необоснованности привлечения к уголовной ответственности пятнадцати обвиняемых. В ходе проверки были выявлены оговорившие себя и других лица.
Сочинения
- Ветхозаветная политика // Странник. 1905. № 10. С. 476-492;
- К вопросу о панмонголизме. Каз., 1905;
- Преосв. Вениамин (Пуцек-Григорович), митр. Казанский и Свияжский. Каз., 1906;
- Калмыки // ПБЭ. Т. 8. С. 81-109;
- Буддизм и христианство в их учении о спасении. Каз., 1908;
- Тайна христианской жизни. Серг. П., 1908;
- Жемчужина христианства. Каз., 1908;
- Философия буддизма // ПС. 1908. Янв. С. 124-134; Март. С. 336-354; 1909. Ч. 1. С. 508-513;
- Современные течения в ламаизме // ПС. 1909. Ч. 1. С. 773-789;
- О переводческой деятельности на калм. яз.: Богослужебные и религ.-нравств. переводы на калм. яз. // ПС. 1910. Ч. 2. С. 209-224;
- О богопознании. Каз., 1911;
- Православная миссия среди калмыков // ПС. 1911. Ч. 2. Июль/Авг. С. 3-87;
- Донские калмыки и история их христианского просвещения по трудам Казанского миссионерского съезда. СПб., 1911;
- Бодимур и его критический разбор. М., [1915]; «Забытая жатва»: Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков // ПС. 1915. Ч. 1. Янв. С. 3-49;
- Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Т. 1: Калмыки. Каз., 1915;
- Якутский язык в его отношении к тюркскому и монгольскому языкам. Жизненные аффиксы якутского языка, участвующие в образовании и изменении слов // Сб. трудов исследовательского об-ва «Saqa keskile». Якутск, 1927. Вып. 4. С. 75-93; 1928. Вып. 5. С. 29-60; 1936. Вып. 1. С. 71-91;
- Богозданный человек: Опыт правосл. теодиции жизни // БТ. 1974. Сб. 12. С. 5-72.
Литература
- Архивы: ГАРФ. П-50648; Ф. 8419. Оп. 1. Д. 254; Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 78; ЦА ФСБ. Д. Р-25200, Р-35609, Н-3677, Н-7678; НАРС(Я). Ф. 386. Оп. 1, 2
- Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 68;
- Хроника церк. жизни // ЖМП. 1931-1935. С. 71;
- Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 409-414;
- Акты свт. Тихона. С. 61, 402, 416, 855-856, 970;
- Успенский В. Л. Казанская ДА - один из центров отечественного монголоведения // Православие на Дальнем Востоке: Памяти свт. Николая, апостола Японии. СПб., 1996. С. 19-20;
- Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. М., 1997. С. 280, 281;
- Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. Серг. П., 1999. С. 68, 71, 72, 83-87, 92, 93, 97, 98, 114-118;
- Голубцов С., прот. Московское духовенство в преддверии и начале гонений, 1917-1922. М., 1999. С. 83-85;
- Зосима (Давыдов), еп. Новые данные о якутской ссылке архиеп. Гурия (Степанова) на основе док-тов НА РС(Я) // ЕжБК. 2006. Т. 1. С. 129-134.
Использованные материалы
- Еп. Зосима (Давыдов). Гурий (Степанов) // Православная энциклопедия, т. 13, с. 479-482
- Иеромон. Иоанн (Лудищев). Архиепископ Гурий (Степанов; 1919–1937). Жизнеописание по архивным материалам (материал использован частично)
[1] Вениамин (Милов), еп. С. 114
[2] ЦА ФСБ. Д. Н-7678. С. 7