Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИРИНЕЙ (ШУЛЬМИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Ириней (Шульмин)
Еп. Ириней (Шульмин)
Ириней (Шульмин) (1893 - 1938), архиепископ Куйбышевский и Сызранский, управляющий Уфимской епархией

В миру Шульмин Михаил Александрович, родился 13 января 1893 года [1] в Казани, в семье псаломщика церкви Казанского военного госпиталя, будущего священника.

В 1908 году окончил Казанское духовное училище и поступил в Казанскую духовную семинарию. В 1911 году в связи с перемещением отца в Тифлис (ныне Тбилиси) переведен в Тифлисскую духовную семинарию. После возвращения с семьей в Казань в 1912 году продолжил учебу в Казанской духовной семинарии.

В 1913 году посвящен в стихарь Чебоксарским еп. Михаилом (Богдановым).

Михаил Шульмин, 1914 год
Михаил Шульмин, 1914 год
В 1914 году окончил Казанскую духовную семинарию по второму разряду [2].

В Казанскую духовную академию он поступал не по направлению, а волонтером, но хорошо сдал экзамены и был зачислен на казенный кошт.

2 декабря 1917 года был пострижен в монашество ректором академии епископом Анатолием (Грисюком), 5 декабря был рукоположен во иеродиакона, 18 мая 1918 года рукоположен во иеромонаха.

В 1918 году закончил Казанскую духовную академию кандидатом богословия (кандидатское сочинение: "Значение палестиноведения для изучения и понимания Библии"). Назначен настоятелем Верхотурского монастыря и помощником епархиального миссионера Екатеринбургской епархии.

В 1919 году ушел с отступающими белыми войсками в Сибирь, но в том же году вернулся в Екатеринбургскую епархию.

В 1920 году был назначен настоятелем Входо-Иерусалимского храма в Нижнем Тагиле, возведен в сан архимандрита.

В 1921 году рассматривался как один из кандидатов на единоверческую архиерейскую кафедру, которую предполагали открыть в Нижнем Тагиле. Весной 1922 года в связи с обсуждением возможности учреждения в Нижнем Тагиле викарной архиерейской кафедры Ириней был вновь выдвинут как один из кандидатов в епископы.

В марте 1922 года он стал настоятелем кафедрального Богоявленского собора в Екатеринбурге.

В ночь на 13 августа 1922 года арестован вместе с архиеп. Григорием (Яцковским). Обвинялся в сотрудничестве с белыми во время гражданской войны и агитации против советской власти. Вскоре освобожден "за недостатком обвинительного материала".

В сентябре того же года уволен с должности настоятеля кафедрального собора екатеринбургским епархиальным управлением, признавшим обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). Служил в крестовой церкви архиерейского дома. Видимо, архим. Ириней открыто не выступал против обновленчества, т. к. в конце сентября - начале октября 1922 года поддержавший ВЦУ съезд благочинных Екатеринбургской епархии назвал его в числе четырех возможных кандидатов на предполагавшихся выборах епархиального архиерея вместо отрешенного обновленцами от управления архиеп. Григория.

Кушвинский викарий Екатеринбургской епархии

Центром сопротивления обновленчеству в Екатеринбургской епархии в конце 1922 года стал Нижний Тагил. 19 декабря там состоялось общее собрание приходских советов города с участием представителя Кушвинского благочиннического округа Верхотурского уезда. Собрание приняло решение об учреждении Нижнетагильского уездного викариатства на началах самоуправления (в документах того времени часто называлось автокефалией) впредь до восстановления законной высшей церковной власти. Ириней был выдвинут как один из четырех кандидатов на Нижнетагильскую кафедру. Во время выборов большинство голосов получил свящ. Леонид Черепанов. Для его архиерейской хиротонии собрание обратилось к ближайшим православным архиереям - Уфимскому еп. Андрею (Ухтомскому) и Златоустовскому еп. Николаю (Ипатову). Руководившие самоуправляемой (автокефальной) Уфимской епархией после ареста еп. Андрея викарные епископы Бирский Трофим (Якобчук) и Давлекановский Иоанн (Поярков) дали согласие на совершение хиротонии в Уфе. В конце декабря на одном из последующих собраний представителей приходов Нижнего Тагила было решено учредить в уезде вторую епископскую кафедру - единоверческую для сохранения архиерейской преемственности в случае ареста одного из епископов. Кандидатом на единоверческую кафедру был избран архим. Ириней. На хиротонию предложенных в Нижнем Тагиле кандидатов через свящ. Василия Нагаева было испрошено и получено благословение архиеп. Григория (Яцковского), отбывавшего наказание в тюрьме Екатеринбурга. По свидетельству еп. Иринея, архиеп. Григорий благословил его избрание и на личном свидании в тюрьме, "но сказал, чтобы был епископом православным и управлял епархией, в том числе и единоверцами".

9 февраля 1923 года хиротонисан в единоверческого епископа Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии для управления единоверческими приходами. Хиротония была совершена в Уфе. Согласно докладу патриарху Тихону еп. Иоанна (Пояркова), хиротония была совершена им вместе с викарным епископом Нижегородской слободы Уфы Петром (Гасиловым) [3]. Однако еп. Ириней в докладе патриарху упоминает, что его хиротонисали новорукоположенный Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов) и еп. Петр (Гасилов) по поручению еп. Иоанна (Пояркова) [4].

Временно управляющий Мензелинским викариатством

Еще до отъезда в Уфу еп. Ириней получил сведения, что по возвращении в Екатеринбург его ожидает арест. Собор Уфимских епископов предложил ему принять на себя временное управление приходами бывшего Мензелинского уезда (в 1920 выделен из Уфимской губ. и присоединен к Татарской АССР, где позднее разделен на два кантона (района) - Мензелинский и Челнинский). Еп. Ириней дал согласие, и после хиротонии еп. Иоанн (Поярков) назначил его временно управляющим новоучрежденным Мензелинским викариатством. До отъезда в Мензелинск еп. Ириней вместе с Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) совершил две хиротонии для Бирского викариатства Уфимской епархии: 1 марта был рукоположен архим. Серафим (Афанасьев) на кафедру в с. Аскино, 2 марта - архим. Вениамин (Фролов) на кафедру в с. Байки Бирского уезда.

По свидетельству прихожан, управляя Мензелинской викарной кафедрой,

"епископ был чужд политики, в своих проповедях и речах был в высшей степени корректен, о советской власти говорил, что это единственная в мире власть, проводящая в жизнь евангельские начала свободы и братства и равенства. Вмешательство в политику бывшего Патриарха Тихона осуждал и в молитвах за богослужением имени его не поминал" [5].

В обновленчестве

26 июня 1923 года еп. Ириней вместе с духовенством и приходами города официально примкнул к обновленчеству, о чем послал заявление обновленческому Уфимскому и Мензелинскому еп. Николаю Орлову. Как указывал еп. Ириней позднее на допросе: "Цель нашего признания ВЦС была такая: сохранить мир церковный и прекратить среди народа нелепые слухи об обновленчестве, чтобы т[аким] образом служа в Мензелинске не быть предметом раздора, а всех примирить, объединить под управлением ВЦС, что мне, кажется, и удалось сделать". Возможно, переход Иринея в обновленчество объяснялся угрозой его свободе. За борьбу с обновленцами в это время были арестованы священнослужители Нижнетагильского викариатства во главе с еп. Львом (Черепановым).

29 июня 1923 года еп. Ириней был задержан и затем этапирован в Екатеринбург. Проходил по одному делу с еп. Львом и группой православного духовенства и мирян Екатеринбургской епархии (всего 13 человек). Ириней обвинялся в связях с "черносотенным духовенством в районах Урала" и в "контрреволюционной деятельности" по организации Нижнетагильской автокефалии.

Согласно постановлению Екатеринбургского губотдела ГПУ от 17 августа 1923 года, обвиняемые были направлены в Москву в Секретный отдел ГПУ. Прибывших арестованных поместили в Бутырскую тюрьму. По решению Коллегии ГПУ от 25 сентября того же года еп. Ириней и другие проходившие по делу, за исключением еп. Льва, были освобождены под подписку о невыезде с постоянного места жительства.

Мензелинский викарий Уфимской епархии

1 октября 1923 года еп. Ириней подал рапорт патриарху Тихону, в котором писал, что теперь, "освободившись из заключения, готов служить Церкви Христовой", и просил утверждения в своей должности. Указом патриарха от 2 октября 1923 года он был назначен епископом Мензелинским, викарием Уфимской епархии. Т. о. патриарх признал законной епископскую хиротонию Иринея (как и все хиротонии, совершенные в период временной автокефалии Уфимской епархии) и утвердил учреждение Мензелинского викариатства, совершенное Собором Уфимских автокефальных епископов.

В связи с окончанием следствия по делу о Нижнетагильской автокефалии постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам от 14 декабря 1923 года дело было прекращено и сдано в архив. Подписка еп. Иринея о невыезде аннулировалась.

Снова в обновленчестве

К весне 1924 года относятся сведения о новом переходе еп. Иринея к обновленцам. Как сообщал патриарху Тихону в докладе от 31 марта временно управляющий Уфимской епархией еп. Иоанн (Поярков): "Епископ Ириней Мензелинский не дает о себе сведений и есть подозрения в уклонении его в обновленчество…" [6]. О двухкратном переходе еп. Иринея в обновленчество писали и обновленческие издания.

Викарий Мамалыжский Сарапульской епархии

По-видимому, именно колебания Иринея привели к его перемещению из Мензелинска и назначению по указу патр. Тихона от 26 мая 1924 года епископом Малмыжским, викарием Сарапульской епархии, возглавлявшейся еп. Алексием (Кузнецовым).

В начале 1925 года, оставаясь в Малмыже, еп. Ириней также временно управлял Ижевским викариатством той же епархии.

Викарий Елабужский Сарапульской епархии

19 февраля 1925 года был перемещен на Елабужскую викарную кафедру Сарапульской епархии.

Перевод еп. Иринея в Елабугу означал его возвращение в окрестности бывшего Мензелинского викариатства, что имело важные последствия. Помимо служения на новой кафедре Ириней начал восстанавливать свое влияние в Мензелинске и Набережных Челнах, где ранее укрепились обновленцы. Действия еп. Иринея имели успех. Как признавали сами обновленцы, если к 1 апреля 1925 года в Мензелинском кантоне "не было и помина о тихоновщине", то уже к 1 июня того же года там "осталось очень немного сторонников единения с Синодом [обновленческим]" [7]. Как сообщали обновленцы, на Мензелинск "из Елабуги делается сильный нажим со стороны еп. Иринея чрез местных монахинь, и обновленческие священники не смеют дохнуть" [8]. Позднее влияние еп. Иринея начало проявляться и в Челнинском кантоне, где тогда действовало сильное местное обновленческое управление. По заявлениям обновленцев, "на кантон начался напор тихоновщины из Елабуги. Под влиянием отдельных лиц из духовенства и мирян священников принуждают ехать на покаяние к епископу Иринею, прославившемуся своими доблестями в Мензелинске. Начались волнения и в самом городе Челнах" [9]. К этому времени часть обновленческих приходов Челнинского и Мензелинского кантонов перешла в подчинение Иринея, который воспринимался клиром и прихожанами как архиерей Патриаршей Церкви.

"Новоцерковничество"

Между тем в Елабуге большинство православного духовенства и мирян считало еп. Иринея обновленцем, и с середины 1920-х годов елабужский Казанский женский монастырь, приходские храмы города и кантона предпочитали окормляться у Казанских православных архиереев. Подобное мнение было связано с тем, что новый епископ служил в Спасском кафедральном соборе Елабуги, считавшимся обновленческим. Еп. Ириней сблизился с настоятелем этого собора прот. Н. М. Люперсольским, который еще ранее объявил свой храм на положении автокефалии. Вскоре после кончины патриарха Тихона еп. Ириней совместно с прот. Люперсольским зарегистрировал новый приходской устав собора. Он был составлен на принципах т. н. "новоцерковничества", став одним из примеров своеобразного полуобновленчества.

Елабужские "новоцерковники" указывали, что "приветствуют социальную революцию и признают ее справедливость; объявляют решительную борьбу (мерами морального воздействия) со всякой контрреволюцией в своей общине и признают своим долгом всемерную поддержку своему социалистическому отечеству". Устав Спасского прихода признавал "необходимость пересмотра христианского нравоучения", церковных канонов (в т. ч. введение брачного епископата наряду с монашеским, второбрачия духовенства и нового календарного стиля). Более того, члены соборной общины в своем уставе заявляли о признании обновленческого "поместного" собора 1923 года и его решений, хотя и считали необходимым пересмотр постановлений о патриархе Тихоне. Согласно §5 устава, "новоцерковники" считали главой Церкви патриаршего местоблюстителя митр. Петра (Полянского), однако заявляли при этом, что не имеют ничего общего с "тихоновщиной" [10]. Провозглашая автокефалию, "новоцерковники" отделялись и от обновленческого Синода, и от патриаршей Церкви. "Новоцерковники" Елабуги объявили своей территорией Татарскую АССР, выйдя, т. о., из подчинения Сарапульского архиерея в Уральской обл.

Еп. Ириней выступал с обновленческой по сути программой, лишь маскирующейся под Православие. Обновленцы обвиняли его в том, что он, прикрываясь именем патриаршего местоблюстителя митр. Петра, втягивает в "новоцерковничество" прихожан обновленческих приходов Елабужского, а также соседних Челнинского и Мензелинского кантонов. Обновленческое церковное управление Челнинского кантона даже обратилось к еп. Иринею с заявлением, что считает "совершенно недопустимым и непонятным, чтобы новоцерковный епископ", каким является он, "присоединял к своему Управлению приходы, стремящиеся войти в староцерковническую организацию" [11]. Полуобновленческая позиция еп. Иринея проявилась и в вопросе об отношении к обновленческому "Московскому третьему Поместному собору". В августе 1925 года, председательствуя на собрании духовенства и мирян Елабужского викариатства, еп. Ириней предложил "признать неотложно необходимым созыв Собора на основании равноправия на этом Соборе синодальцев и староцерковников, причем в случае неправильного представительства постановления означенного Собора не считать для себя обязательными" [12]. Из-за протестов значительной части духовенства выборы делегатов на обновленческий собор не состоялись, и только община елабужского Спасского храма избрала еп. Иринея, прот. Н. Люперсольского и псаломщика Николая Дьяконова своими представителями на Собор. Однако в связи с запрещением Сарапульского еп. Алексия (Кузнецова) в Москву выехал для получения информации лишь псаломщик Дьяконов, как выбранный от мирян.

В том же августе 1925 года еп. Ириней, находясь в Мензелинске, заявил на собрании православного духовенства кантона об отложении от Сарапульского еп. Алексия (Кузнецова) и предложил духовенству объединиться в составе новой епархии из Елабужского, Мензелинского, Челнинского и Мамадышского кантонов Татарской АССР. Еп. Ириней утверждал, что получил на это благословение митр. Петра (Полянского) (очевидно, местоблюстителю не было известно о "новоцерковничестве" елабужского викария). Однако мензелинцы не поддержали своего бывшего викария, указав на его колебания в 1923 году, когда он признавал то патриарха Тихона, то обновленческий синод.

11 января 1926 года в Елабуге прошел съезд духовенства и мирян под председательством еп. Иринея. Съезд должен был решить вопрос образования самостоятельной "новоцерковнической" епархии, причем в ней надо было объединить как обновленческие, так и "староцерковные" приходы. Чтобы облегчить присоединение обновленцев, еп. Ириней провел на съезде резолюцию, что "в догматических вопросах обновленцев следует считать православными". Кроме того, еп. Ириней утвердил решения, что принимать из обновленчества через покаяние следует лишь отдельных верующих, а ко всему кантону требований о покаянии предъявлять не следует. Православная часть съезда "осталась недовольна такими постановлениями и заклеймила руководителей съезда названием полуобновленцев" [13].

В григорианском расколе

В начале января 1926 года еп. Ириней уклонился в григорианский раскол, поставив подпись под посланием, составленным 22 декабря 1925 года архиеп. Григорием (Яцковским) и другим организаторами Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС). 29 января 1926 года заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) запретил в священнослужении архиеп. Григория и всех архиереев, принявших участие в организации ВВЦС.

30 января еп. Ириней телеграфом уведомил митр. Сергия: "Вследствие запрещения Григория от общения с ним воздерживаемся. Елабужский епископ Ириней, протоиерей Люперсольский" [14]. Этого письменного уведомления оказалось для митр. Сергия достаточно, чтобы считать еп. Иринея возвратившимся из григорианского раскола.

Примирение с Церковью

Весной 1926 года еп. Ириней прекратил общение с прот. Люперсольским и перешел служить в Никольскую церковь Елабуги. В мае того же года еп. Ириней уже вместе с прот. Люперсольским поехал к митр. Сергию (Страгородскому). Во время встречи митр. Сергий выдал Иринею особый документ, в котором указал, что последний считается исполнившим все требования и не подлежащим дальнейшему взысканию; он православен. Вскоре после этого еп. Ириней ликвидировал автокефалию елабужского Спасского собора и отказался от плана создания самостоятельной "новоцерковнической" епархии. Он примирился с епископом Сарапульским Алексием и оставался его викарием.

В 1929 году Елабуга вошла в состав Казанской епархии, Ириней стал викарием временно управляющего Казанской епархией Чебоксарского архиеп. Афанасия (Малинина).

15 июля 1930 года Ириней был назначен епископом Бугурусланским, викарием Оренбургской епархии, однако в должность, по-видимому, не вступал и оставался на прежней кафедре.

Мамадышский викарий Казанской епархии

15 декабря того же года назначен на Мамадышскую викарную кафедру Казанской епархии.

Пребывал в Казани, служил в храме во имя Ярославских чудотворцев. Проживал в сторожке при храме, где размещалась и архиерейская канцелярия. В февраля 1931 года в связи с проходившей в городе кампанией по закрытию храмов к кладбищенской общине присоединились приходы ликвидированных Матфеевской и Варваринской церквей.

Во время сбрасывания колоколов с колокольни храма церковному зданию был причинен серьезный ущерб. Жалобы еп. Иринея на повреждение храма власти оставили без внимания, и разрушения пришлось восстанавливать из средств общины.

С 23 марта до 11 августа 1933 года, после перевода архиеп. Афанасия на Ташкентскую кафедру и до назначения на Казанскую кафедру архиеп. Серафима (Александрова), Ириней временно управлял Казанской епархией.

В феврале 1934 года, невзирая на протесты верующих, Арско-Кладбищенская церковь была передана обновленцам. И хотя 2 марта того же года Секретариат ЦИК Татарской АССР постановил отдать здание храма православным, решение было пересмотрено и церковь окончательно отошла к обновленцам.

Епископ Пензенский

С 9 мая 1934 года - епископ Пензенский и Саранский.

Архиепископ Куйбышевский

В связи с арестом 2 марта 1935 года Самарского архиеп. Петра (Руднева) еп. Ириней был вызван в Москву.

21 мая 1935 года назначен на Куйбышевскую и Сызранскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

К тому времени в Куйбышевской епархии действовало только восемь православных церквей. В соответствии с "Положением об областных преосвященных" от 12 марта 1934 года архиеп. Ириней, как имеющий архиерейскую кафедру в адм. центре региона, получил особые полномочия в отношении входивших тогда в состав Куйбышевского края (с дек. 1936 области) самостоятельных Пензенской и Ульяновской епархий, прежде всего по урегулированию проблем с гражданскими властями.

В апреле 1936 года архиеп. Ириней выезжал в Сызрань к викарному еп. Петру (Гасилову); затем к Ульяновскому еп. Владимиру (Горьковскому), который из-за запрета городских властей Ульяновска предоставить регистрацию православному архиерею с правом совершения служб вынужден был проживать в Мелекессе (ныне Димитровград). Архиеп. Иринею удалось добиться согласия краевых властей на регистрацию для епископа Ульяновского с правом служения в кафедральном городе.

Деятельность архиеп. Иринея была направлена на взаимодействие приходов на территории Куйбышевского края с гражданскими властями; он требовал исполнения действующего законодательства, сильно ограничивавшего права религиозных организаций. Так, Ириней дал указания причтам церквей Инзенского и Базарносызганского районов, входивших в состав Ульяновской епархии, не снабжать Св. Дарами или св. миром "бродячих" безместных священников, не имеющих государственной регистрации, поскольку "священник приходской, снабжающий бесприходных священников для их тайного, нелегального служения Св. Дарами или святым миром, может оказаться невольным соучастником их незаконных деяний и подлежать вместе с ними законной ответственности" [15].

После ареста 1 августа 1937 года Уфимского архиеп. Григория (Козлова) Ириней был назначен управляющим Уфимской епархией и т. о. стал именоваться "архиепископом по Куйбышевской и Уфимской областям". Ему удалось быстро сформировать новый состав клира кафедрального уфимского Сергиевского собора после ареста прежних членов вместе с архиеп. Григорием. Тем самым был предотвращен захват храма сторонниками еп. Руфина (Брёхова), главы автокефальной Уфимско-Челябинской епархии "андреевского" течения.

Преследуя священнослужителей, проводивших нелегальные богослужения, власти продолжали закрывать последние действующие православные церкви. В 1937 году в Куйбышевской епархии оставался единственный православный храм во имя апостолов Петра и Павла в обл. центре; все остальные церкви были закрыты или захвачены обновленцами.

23 октября 1937 года архиеп. Ириней был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму НКВД в Куйбышеве. Вместе с ним был арестован весь причт Петропавловской церкви, а также члены церковного совета и наиболее активные прихожане храма. Впоследствии были арестованы монахини, "административно высланные церковники" (в основном из Ленинграда), духовенство и миряне епархии. Всего по делу проходило 269 человек.

Архиеп. Ириней обвинялся в создании "фашистско-повстанческой церковно-монархической контрреволюционной организации", которая, по утверждениям следователей, включала как представителей Патриаршей Церкви, так и обновленцев, сторонников григорианского ВВЦС, "андреевцев" и др. По заключению следствия Ириней действовал по указанию "союзного объединенного церковно-сектантского антисоветского центра" во главе с патриаршим местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским), а также обновленческим митрополитом А. И. Введенским и главой ВВЦС еп. Виссарионом (Зорниным), связанными с разведками Германии, Польши и Японии. Подобные утверждения свидетельствуют об имевшихся в 1937 году планах НКВД полностью уничтожить руководство Русской Православной Церкви, а также других религиозных организаций.

21 декабря тройкой при УНКВД по Куйбышевской области был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 8 февраля 1938 года в Куйбышеве. Место захоронения неизвестно.

В 1956 году был реабилитирован.

Литература

  • РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 209. Л. 3-4 об., 5 об.; Д. 218. Л. 132-133, 134, 236-237; Д. 247. Л. 12-13;
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11250. Л. 669-683; Д. 11455. Л. 3-3 об.; Ф. 10 Оп. 2. Д. 924;
  • ЦГИА Респ. Башкортостан. Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 527. Л. 29-30 об.;
  • ГА Ульяновской обл. Ф. Р-3022. Оп. 1. Д. 471. Л. 152;
  • Архив УФСБ по Свердловской обл. Д. П-18284;
  • Архив УФСБ РФ по Самарской обл. Д. П-6620;
  • Архив УФСБ РФ по Ульяновской обл. Д. П-1625. Л. 1-25.
  • Правосл. церк. вестн. Каз., 1925. № 2. С. 21; № 3. С. 13-14; № 4. С. 14-15, 17-18; № 5. С. 18-19; 1926. № 1. С. 11-12; № 2. С. 1-3, 13-14, 16-17; № 4. С. 13-14; № 5/6. С. 23-24; № 7/8. С. 28; № 9-10. С. 12; 1927. № 3/4. С. 22, 23;
  • Уральские церк. вед. 1927. № 8. С. 10-11;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 55-56;
  • Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 56, 73;
  • он же. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995. С. 31, 61;
  • Акты свт. Тихона. С. 299, 319, 350, 426, 436, 865-866, 915, 922, 924, 925, 930, 931, 932, 933, 939, 954, 977;
  • Новые мученики и исповедники Самарского края / Сост.: А. Жоголев. Самара, 1996. С. 302.
  • Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви. М., 1996. С. 532, 556;
  • За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 527;
  • Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 38-39, 113, 123, 143;
  • он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале: (1922-1945). М., 2007. С. 26;
  • Сухих А. А., прот. Вспомним поименно. Киров, 2004. Кн. 2. С. 29-31;
  • Зимина Н. П. Преосв. Серафим (Афанасьев) и борьба с обновленчеством в Уфимской епархии в 1922-1928 гг. // ЦИВ. 2004. № 11. С. 160-183;
  • она же. Викарии Уфимской епархии 1920-х гг.: сщмч. Вениамин (Фролов), еп. Байкинский // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2005. № 1. С. 137-154;
  • она же. Жизнеописание викария Уфимской епархии 1920-х гг., еп. Байкинского Вениамина (Фролова) // Церковь в истории России. М., 2005. Сб. 6. С. 244-266;
  • она же. Новые мат-лы к жизнеописанию сщмч. Трофима (Якобчука), еп. Бирского, викария Уфимской епархии: (1869-1937) // ЕжБК. 2005. Т. 1. С. 312-318;
  • она же. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Свят. Патриарха Тихона: (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. 2007. № 3(24). С. 79-117;
  • Док-ты Патриаршей канцелярии 1925-1926 гг. // ВЦИ. 2006. № 1. С. 67, 72;
  • Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 338-339;
  • Скала А., прот. Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период: (1917-1991 гг.). Ульяновск, 2007. С. 553, 763-776;
  • Современники о Патриархе Тихоне / Сост., коммент. М. Е. Губонин. М., 2007. Т. 1. С. 49, 666; Т. 2. С. 523, 659;
  • Мухин В., прот. История закрытия храмов и мон-рей г. Казани в 20-30-е гг. ХХ ст. // ПС. 2008. № 1(16). С. 6, 101;
  • Саранча Е., свящ., Миролюбов И., свящ., Зимина Н. П. Краткий очерк истории Единоверия // Краткий очерк истории Единоверия. 320-летие единоверческого храма Архангела Михаила с. Михайловская Слобода. М., 2009. С. 42-44;
  • Косых И. Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832-1989 гг.

Использованные материалы



[1]  Так по данным сайта Казанской семинарии. По сведениям ПЭ - 13 января 1894 года. По сайту "Русское Православие" - 15 января 1893, по БД ПСТГУ - 15 июня 1893

[2]  По сайту Казанской семинарии, по ПЭ - окончил по первому разряду.

[3]  РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 209. Л. 4

[4]  РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 132-133

[5]  Архив УФСБ РФ по Свердловской обл. Д. П-18284. Л. 91

[6]  РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 247. Л. 12-13

[7]  Правосл. церк. вестн. 1925. № 2. С. 21

[8]  Правосл. церк. вестн. 1925. № 3. С. 14

[9]  Правосл. церк. вестн. 1925. № 4. С. 17

[10]  Правосл. церк. вестн. 1926. № 2. С. 1-3

[11]  Правосл. церк. вестн. 1926. № 1. С. 12

[12]  Правосл. церк. вестн. 1925. № 4. С. 14

[13]  Правосл. церк. вестн. 1926. № 4. С. 13-14

[14]  Акты свт. Тихона. С. 436

[15]  ГА Ульяновской обл. Ф. Р-3022. Оп. 1. Д. 471. Л. 152

Редакция текста от: 07.03.2020 11:43:29

"ИРИНЕЙ (ШУЛЬМИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google