Амвросий (Хелая), католикос-патриарх всея Грузии |
Память 16 марта (Груз.)
В миру Хелая Виссарион Засимович, родился 7 сентября 1861 года в селе Мартвили Зугдидского уезда Кутаисской губернии. Начальное образование получил в духовной школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тифлисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника.
В 1887 году был определен священником храма Архангела Михаила в Сочи [1], а в 1892 году перемещен ключарем кафедрального собора города Сухума. В течение восьми лет священства он также преподавал грузинский язык в школах и руководил деятельностью различных благотворительных обществ. В 1892-1896 годы инспектировал церковноприходские школы Сухума, Нового Афона и села Лыхны.
В 1897 году поступил в Казанскую духовную академию. В Казани отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях.
11 февраля 1900 года, будучи студентом академии, пострижен в монашество с именем Амвросий [3].
В 1901 году отец Амвросий закончил обучение в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия, защитив работу "Борьба христианства с исламом в Грузии". Его работа получила высокую оценку, автору было предложено представить ее после доработки на степень магистра, однако о. Амвросий предпочел вернуться на родину.
В 1902 году был определен настоятелем Челишского монастыря с возведением в сан архимандрита. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, и к тому времени его школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида (Окропиридзе) отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению.
Архимандрит Амвросий (Хелая). Фото Национальной парламентской библиотеки Грузии. |
Архимандрит Амвросий активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью, в 1903 году был переведен в Россию смотрителем Усть-Медведицкого духовного училища Донской епархии [1].
Вскоре он вернулся в Грузию и в 1906 году стал членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии. По др. сведениям, был поставлен игуменом Тифлисского Преображенского монастыря.
Весной 1908 в Тифлисе Грузинский экзарх Никон (Софийский) был смертельно ранен шестью выстрелами в упор сделанными неизвестными в рясах священников. Хотя Амвросий и был сторонником обособления Грузинской Церкви, узнав о гибели архиепископа Никона он был так потрясён, что произнёс:
В поднявшейся волне негодования обвинения в убийстве легли на ревнителей автокефалии Грузинской Церкви, среди которых архимандрит Амвросий был одним из первых. В 1908 году он был обвинен в причастности, лишен права служения, и в 1909 году сослан в Рязанский Троицкий монастырь, где находился под строгим надзором более года.
В 1910 году отец Амвросий был оправдан и разрешен в служении и был назначен настоятелем Старорусского монастыря Новгородской епархии где оставался до 1917 года.
В 1917 году архимандрит Амвросий вернулся в Грузию и продолжил усилия по предоставлению автокефалии Грузинской Православной Церкви. Через несколько месяцев автокефалия была провозглашена. 15 октября того же года отец Амвросий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Чкондидского, а в 1919 году был переведен на Сухумскую кафедру.
7 сентября 1921 года Грузинским Церковным Собором митрополит Амвросий был избран католикосом-патриархом всей Грузии, с присвоением титула архиепископа Мцхетского и Тифлисского. 14 октября того же года состоялось его настолование в Мцхетском соборе Светицховели.
Вскоре после его избрания в Грузии установилась советская власть и правительство начало гонения на Церковь: сотнями разрушались и разорялись церкви, множество клириков было арестовано, сослано, многие потом были расстреляны. 22 февраля 1922 года католикос-патриарх Амвросий обратился с меморандумом к участникам Генуэзской конференции, в котором он обличал большевистскую власть и требовал проведения референдума о выводе из Грузии Красной Армии. Он убеждал своих адресатов, что нация и правительство, оторванные от христианских ценностей, не имеют будущего, и обращался за помощью. Вскоре он был арестован. Вместе с ним 12 июня 1922 года арестовали и 9 членов патриаршего Совета.
Несмотря ни на что, католикос продолжал критиковать власти за попустительство актам святотатства, несправедливости и преступлениям. На одном из допросов святитель отвечал:
10 марта 1924 года в клубе имени Плеханова в Тбилиси состоялся суд над католикосом Амвросием и 9 членами патриаршего Совета. Подсудимым вынесли четыре обвинения:
- Отправка меморандума Генуйской конференции;
- Скрытие церковных ценностей, которые большевики изымали для помощи голодающих;
- Безотчетное ведение книг церковного имущества;
- Не явление представителя Церкви во время передачи военного храма комсомолу и во время разрушения трапезной.
Патриарху Амвросию вынесли дополнительное обвинение: сношения с иностранными государствами, и подстрекательство их на интервенцию. Ни один подсудимый не признал себя виновным. Патриарх Амвросий своё последнее слово закончил словами: "Дух мой принадлежит Богу, сердце - родине, а тело уступаю вам. Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23, 28)".
19 марта 1924 года был вынесен приговор: "Католикос Амвросий (он же Висарион Хелаиа), приговорён к лишению свободы на 7 лет, 9 месяцев и 23 дня в строгой изоляции, с конфискацией всего имущества".
Но в конце того же года патриарх был амнистирован, также как и члены Синодального Совета, и ему дали право служить в Тбилисском Кашуетском соборе [5].
Перенесенный тяжелый опыт оставил неизгладимый след. По некоторым данным католикос так и не вернулся к управлению Церкви, или же вскоре был вновь устранен от него [6]. По сведениям Скурата, "став католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как по отношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в 1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах".
Скончался 29 марта 1927 года в Тбилиси. Был похоронен в Тбилисском Сионском соборе.
В 1995 году житие католикоса-патриарха всей Грузии Амвросия (Хелая) было рассмотрено на расширенном заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви. За выдающиеся труды на благо Церкви и грузинского народа он был канонизирован в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви как святой Амвросий Исповедник.
Сочинения
Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887-1917 годы иногда под псевдонимами "Самурзаканели", "Коренбедиели" и "Амбери", им напечатаны:
- Челишский вариант обращения Грузии в христианство, 1911 (по-грузински).
- Путешествие по Раче в Лечхуму, 1915-1917 (по-грузински).
Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в Петербургских Ведомостях за 1912-1917 годы (с 1914 года переименованных в Петроградские Ведомости); в Сухумском Сотруднике Закавказской Миссии за 1912-1913 годы; в Тбилисской газете Закавказье в 1913 году и в Вестнике Грузинского Экзархата. В последнем он напечатал объемистую статью под названием: "По поводу статьи "Голос из Сухуми", вышедшую и отдельным оттиском в Тбилиси в 1906 году.
Из напечатанных его трудов интересен Дневник на 1909 г., который он вел в Рязани.
Награды
- орден св. Анны II степени (6 мая 1905) [7].
Литература
- Православный Собеседник, 1900, апрель, 477.
- ФКМ (рукописный фонд Католикоса Мелхиседека III).
Использованные материалы
- Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 131-135. См. также житие по книге прот. Захарии в русском переводе Василия Томачинского:
- Абашидзе Заза, "Амвросий (Хелая Виссарион)" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 139-140:
- Амвросий (Хелая), биография на сайте "Русское Православие" (зеркало):
- Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей, «Глава I. Грузинская Православная Церковь»:
- Вениамин (Гомартели), монах, Летопись Церковных событий, "1922-1924":
- Григорян, Владимир, "Первый священномученик - Сто лет со дня убийства архиепископа Никона (Софийского)", Русская линия, 19.III.2008:
[1] Смотритель Усть-Медведицкого духовного училища архимандрит Амвросий (Хелая) // Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1904 год, СПб, 1904, c. 52.
[2] Так по житию в книге прот. Захарии Мачитадзе. По http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-5955.html - овдовел в 1893 году.
[3] Так по http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-5955.html. Скурат также указывает что он принял монашество будучи студентом третьего курса академии. В житии у прот. Захарии Мачитадзе, вероятно ошибочно, указано что он принял монашество в том же году когда окончил академию.
[4] Цитата по Григорян, Владимир, "Первый священномученик - Сто лет со дня убийства архиепископа Никона (Софийского)", Русская линия, 19.III.2008, http://www.rusk.ru/st.php?idar=26297
[5] Цитаты по Вениамин (Гомартели), монах, Летопись Церковных событий, "1922-1924", http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1922-1924/
[6] http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-5955.html указывает, что он был устранен от управления Церкви с 12 января 1923 года
[7] "Высочайшие награды", Донские епархиальные ведомости, 1905, №16, с. 378.