О. Владимир (Путята) |
В миру Всеволод Владимирович Путята, родился 2 октября 1869 года в Смоленской губернии. Воспитывался у бабушки в д. Дубки Одоевского уезда Тульской губернии [1]. Родителями Всеволода были артист Владимир Иванович Путята, происходивший из разорившейся "старинной дворянской фамилии" [2] и Раиса Васильевна, дочь действительного статского советника, землевладельца Одоевского уезда Тульской губернии Василия Шлыкова. Брак рано распался. В 1873 году Раиса Васильевна, оставив на попечение родителей троих малолетних сыновей - Всеволода, Бориса и Николая, вместе с сестрой Виргинией уехала учиться в Швейцарию, в Цюрих [3]. В последствии, она станет известной как Раиса (Роза) Путята-Кершбаумер - первая русская женщина-офтальмолог [4].
Получил блестящее воспитание и всестороннее образование. Имея большие способности к языкам, с юности превосходно владел французским, английским и немецким; впоследствии изучил итальянский и превосходно овладел древними языками - греческим и латинским. Обладал редкой красотой и выдающейся завидной внешностью.
В 1887 году окончил 1-ю Тульскую гимназию, в 1891 году окончил "с похвалою" Демидовский юридический лицей, в 1897 году - Военную юридическую академию и произведён в штабс-капитаны, затем по фамильной традиции стал офицером лейб-гвардии Преображенского полка, откуда в звании капитана был уволен "в запас". Был близок к полковнику этого полка императору Николаю II, часто бывал у него как близкий человек.
В 1898 году переведён в военно-судебное ведомство, но вскоре оставил военную службу и в 1899 году поступил в Казанскую духовную академию. Уход в академию чрезвычайно поразил его близких, всё гвардейское офицерство и высший свет, где он был принят как "свой человек".
21 января 1900 года пострижен в монашество с именем Владимир, а 8 ноября того же года рукоположен во иеромонаха.
Академию окончил в два года вместо положенных четырёх. В 1901 году по окончании академии назначен инспектором Казанской духовной семинарии, а уже в 1902 году определён настоятелем церкви при Русском посольстве в Риме с возведением в сан архимандрита.
Здесь архимандрит Владимир трудился над своей магистерской диссертацией. Его знание языков и разные возможности открыли ему двери русских и иностранных архивов и библиотек, и он смог использовать даже в Италии недоступные для большинства студентов академии книжные и рукописные материалы.
В 1906 году за труд на тему "Государственное положение Церкви и религии в Италии" получил научную степень магистра богословия.
В Риме как прекрасно владевший итальянским языком он сблизился с высшим обществом столицы и окружил себя итальянской знатью и молодёжью. Однако не рассчитал своих сил и средств, и по ходатайству русского посла в Италии "за соблазнительное поведение" был уволен с должности настоятеля посольской церкви и отчислен в распоряжение Св. Синода. Вскоре же, "как бы на исправление", Путята был назначен настоятелем посольской церкви в Париже. Но здесь повторилась та же история, что и в Риме, и он, обременённый долгами от светской жизни не по средствам, был вновь отозван в распоряжение Синода.
Связи его при дворе были ещё крепки и основательны, невзирая на то, что он был дважды скомпрометирован в глазах русского и заграничного общества.
6 августа 1907 года рукоположен во епископа Кронштадтского, четвёртого викария Санкт-Петербургской епархии с поручением заведовать всеми русскими заграничными церквами в Европе за исключением церквей, находящихся в Афинах и Константинополе. Чин хиротонии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), архиепископ Тверской и Кашинский Николай (Зиоров), архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон, архиепископ Сергий и архиепископ Северо-Американский Платон.
С 6 февраля 1909 года - третий викарий Санкт-Петербургской епархии, с 30 декабря - второй.
Став архиереем, он продолжал быть кумиром окружающего его дамского общества г. Петербурга и использовал этот успех в своих личных интересах. В ревизионных разъездах по заграничным церквам он в последующие годы продолжал жить "в своё удовольствие", забывая, сколь высокую ответственность налагает на него его сан. О нём говорили много соблазнительного, и под давлением высшего общества Св. Синод переместил его на дальний Сибирский край.
С 18 февраля 1911 года - епископ Омский и Павлодарский.
Бывший ухажёр и поклонник всего светского, бывший гвардейский офицер на новом месте стал проявлять себя как "опытный администратор". Эта способность выявилась у него ярко и своеобразно. Он не терпел возражений, был всегда требователен, особенно внедрял в сознание духовенства дисциплину. Его чарующий баритональный и властный голос иногда дополнял движение его глаз, которые метали порой такие повелевающие искры, что всё недосказанное архиереем достаточно восполнялось этим блеском живых черных глаз. В эти два года пребывания в Омске чарующий его образ привлекал и многих женщин, посещавших храм, где он служил, и его апартаменты в архиерейском доме. Он любил и умел принимать у себя гостей и тонко разбирался при выборе к себе приближенных. Он не любил долго и много говорить и тем более убеждать. Поэтому распоряжения его были краткими, ясными и лаконичными. Резолюции его отличались теми же качествами. И за это духовенство также не любило его.
С 8 марта 1913 года переведён на Полоцкую кафедру.
В Витебске он прослужил два года. Эти годы он употребил на укрепление своего пошатнувшегося положения в высших сферах Петербурга.
11 июля 1914 года был возведён в сан архиепископа и перемещён в Донскую и Новочеркасскую епархию.
С первых же дней своей жизни в столице Войска донского он не поладил с Наказным атаманом Войска донского. В Новочеркасске произошло в его жизни несчастье: он сошёлся с блиставшей своей красотой и знатностью кн. Долгорукой, от которой имел незаконную дочку. Скандал этот вскоре открылся в городе и в год начала мировой войны (1914 г.) послужил соблазном для верующих. Наказной атаман в сгущённых красках представил Св. Синоду жалобу на непозволительные деяния архиерея и требовал убрать его как соблазнителя кн. Долгорукой.
Под давлением других жалоб и общественного мнения Св. Синод определил 10 января 1915 года архиеп. Владимира перевести на Пензенскую кафедру с явным понижением. 1 февраля Владимир Путята прибыл в Пензу. Не подчиняясь административным распоряжениям Св. Синода, он стал самочинно управлять епархией. По совокупности с жалобами духовенства и верующих Донской и Пензенской епархий, в 1918 году он был судим Собором и лишён сана епископа, но оставлен в монашестве. Всероссийский Собор постановил удалить б. архиепископа Владимира из г. Пензы "с правом пребывания во Флорищевой пустыни в течение трёх лет". Однако он не подчинился решению Собора, а тотчас же организовал в Пензе "народную Церковь". В срочном заседании Собор в ответ на его беззаконие "за неподчинение и призрение канонических правил (как лишенный сана)" отлучил его от Церкви.
Уход в обновленческий раскол
В последующие годы он продолжал свои деяния в Пензе, ездил в столицу, где безрезультатно хлопотал о пересмотре своего дела. Так тянулось до образования обновленческого раскола, и вскоре он присоединился к обновленцам, даже на несколько дней приезжал в Пензу к своим "друзьям", подал заявление в обновленческий Священный Синод о пересмотре своего дела, и Президиум ВЦС восстановил его в епископстве и назначил архиепископом Саратовским.
Вскоре он был снова назначен архиепископом Пензенским и членом обновленческого Священного Синода, но в Пензу не поехал.
В 1923 году был участником I обновленческого собора, на котором подписал акт о низложении патриарха Тихона.
Разрыв с обновленцами и покаяние
Еп. Владимир (Путята) |
Осенью 1928 года Владимир Путята принес келейное покаяние местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию и был принят как монах. Отбывая епитимью, служил псаломщиком в подмосковном селе. Подавал дважды ходатайство в Священный Синод о пересмотре своего дела и о восстановлении в сане епископа. Рассмотрение жалобы монаха Владимира Путяты дважды слушалось на сессиях Священного Синода, но каждый раз Св. Синод выносил отказ о восстановлении его в епископстве в связи с сомнениями в искренности его раскаяния.
После вторичного отказа Владимир Путята послал жалобу на Священный Синод Православной Церкви Константинопольскому патриарху. Не получая ответа из Константинополя, он стал хлопотать о визе на выезд в Константинополь, но, не имея поддержки в лице местоблюстителя, потерпел и здесь неудачу.
Григорианский раскол
В 1934 году Владимир Путята перебрался в Томск и начал служить в григорианских храмах города. Был григорианским митрополитом Томским и всея Сибири. После этого, по представлению митрополита Новосибирского Никифора, митрополит Сергий и Священный Синод объявили "монаха Владимира Путяту отпавшим от Святой Церкви и лишённым христианского погребения в случае нераскаянности".
Под конец жизни он отошёл от всяких попыток своего восстановления и переехал на жительство в Омск.
Верующие узнали его, хотя и значительно постаревшего. Прежние поклонники поддерживали его существование. Внешне смиряя себя, он имел привычку в воскресные и праздничные дни стоять на паперти среди нищих и с протянутой рукой элегантно громко напоминать о себе словами: "ради Христа подайте на пропитание", иногда прибавляя: "потерпевшему за правду". Верующие щедро и с избытком оделяли его деньгами и продуктами. Но постепенно он терял силы, слабел и всё реже стал приходить в храм. Нужда незаметно подкрадывалась к нему, бывшие друзья стали оставлять его, и он угас на глазах и на руках немногих из его некогда многочисленных почитателей, так и не раскаявшись в своих церковных преступлениях и личных тяжких грехах.
По одним рассказам, он умер в начале 1941 года в Омске, по другим - в феврале 1936 года. По некоторым сведениям, он был погребён на одном из омских кладбищ.
По словам митр. Мануила (Лемешевского),
Сочинения
- "Религиозные преступления и их наказуемость по Русско-Византийскому праву. Кандидатское сочинение. 1901.
- "Государственное положение Церкви и религии в Италии". Магистерская диссертация. Казань, 1906.
- Отзыв о магистерской диссертации. "Прав. Собес." 1909, июль-август, с. 12, 16.
Литература
- "ЦВ" 1907, № 31, с. 295.
- -"- 1911, № 10, с. 46.
- -"- 1913, № 11, с. 199.
- -"- 1915, № 3, с. 22.
- -"- 1916, № 52, с. 453.
- -"- 1914, № 29, с. 340.
- "Приб. к "ЦВ" 1907, № 31, с. 1288, 1289.
- -"- 1907, № 32, с. 1336.
- -"- 1914, № 29, с. 1306.
- -"- 1918, № 5, с. 210.
- "ПС" 1900, апрель, с. 477.
- -"- 1900, ноябрь, с. 584.
- -"- 1901, март, с. 171.
- -"- 1901, декабрь, с. 49, отчет.
- -"- 1907, октябрь, с. 44.
- -"- 1909, февраль, с. 72, 73.
- -"- 1909, июль-август, с. 12, 16.
- -"- 1909, март, с. 147.
- -"- 1913, декабрь, с. 836.
- -"- 1915, февраль, с. 372.
- -"- 1916, февраль-март-апрель, с. 329.
- "Рус. Палом." 1907, № 33, с. 524-526.
- "ЖМП" 1931, № 2, с.4.
- -"- 1934, № 22, с.2.
- "Мисс. Календарь" 1907, с. 131.
- "Из. Каз. Еп." 1903, № 16, с. 19, отчет.
- -"- 1904, № 27-28, с. 900.
- -"- 1912, № 41, с. 1242.
- -"- 1913, № 7, с. 245.
- -"- 1913, № 11, с. 375.
- "Красный Архив" 1928, т. 26, с. 121-123.
- "Сибир. Церковь" 1922, № 2, с. 11.
- "Урал. Церк. Вед." 1927, № 4, с. 12.
- -"- 1927, № 6, с. 5.
- "История Путятинского брожения". Москва, 1956.
- "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 134-135.
- "Журнал Заседаний Св. Синода" № 2, от 21.II.1949.
- Булгаков, с. 1407, 1412.
- БЭС т. II, стб. 1701.
- НЭС т. X, стб. 938.
- ФАОС дело № 57.
- ФПС I, № 22, n. 2.
- ФПС III, с. 2.
- ФАМ II, № 1, n. 9.
- Eao-AI № 95.
- Кат-ЯВ № 80, с. 41.
- А. Левитин - В. Шавров, Очерки по истории I, 51; II, 51.
- Регельсон 396.
- Крапивин М. Ю., "Всеволод Путята в контексте религиозной политики органов ГПУ-ОГПУ-НКВД СССР (1918-1919 гг.)/(1920-1921 гг.)/(1922–1936 гг.)", Вестник церковной истории, 2013, №1/2(29/30), с. 247-311; 2013, № 3/4(31/32), с. 287-340; 2014, № 1/2(33/34), с. 231-282:
Использованные материалы
- Владимир (Путята) // Жизнеописание на сайте Пензенской епархии
- Жизнеописание на сайте "Русское Православие"
[1] См. Государственный архив Пензенской области. Путята Владимир Владимирович, архиепископ Пензенский и Саранский (1869-1937), http://arhiv-pnz.ru/before_1917/document_collections/f286.
[2] Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. - Т. 2. СПб, 1886, С. 294-304. (Путяты), (№80, с. 303), http://www.runivers.ru/bookreader/book10056/#page/310/mode/2up
[3] "Наконец-то ты написала мне, Женя…" // Новая жизнь, - 21 Октября 2013, http://odoevng.ucoz.ru/news/2013-10-21-1774
[4] Мир офтальмологии № 3 (29), июнь 2016, с. 18, http://www.eyepress.ru/0004095/MO201606-29.pdf.