Епископ Павел (Кратиров) |
Память 23 декабря (РПЦЗ [1]), в Соборе Старобельских святых (УПЦ) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских (РПЦЗ)
В миру Кратиров Павел Федорович, родился 6 мая 1871 года в селе Покровском Тотемского уезда Вологодской губернии в семье священника, благочинного 2-го округа Тотемского уезда. Родственник еп. Иоанна (Кратирова) [2].
В 1885 году окончил Вологодское духовное училище [3], в 1891 году - Вологодскую духовную семинарию [4].
22 ноября 1891 года определён на должность учителя образцовой школы грамоты в город Новочеркасск.
В 1896 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и правом получения степени магистра без нового устного испытания [5].
Вступил в брак. В семье родились три дочери: Валентина, Инна, Зоя.
10 июля 1896 года назначен на должность преподавателя греческого языка Тульской духовной семинарии.
26 сентября 1902 года перемещён на должность преподавателя словесности в Курскую духовную семинарию.
12 марта 1903 года переведен на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия Харьковской духовной семинарии.
В июне 1914 года овдовел.
24 сентября 1918 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября 1921 года - во священника к храму Озерянской Божией Матери г. Харькова.
Епископ Старобельский
Еп. Павел (Кратиров) |
18 февраля 1922 года был наречен, а 19 февраля - хиротонисан во епископа Старобельского, викария Харьковской епархии. Хиротонию совершили митр. Курский и Обоянский Назарий (Кириллов), архиеп. Харьковский и Ахтырский Нафанаил (Троицкий), еп. Сумской Корнилий (Попов) и еп. Белгородский Никон (Пурлевский). Имел права настоятеля Старо-Харьковского Куряжского Преображенского монастыря.
28 августа 1922 года местным уполномоченным обновленческого ВЦУ был уволен за штат с высылкой за пределы епархии. Газета «Коммунист» от 16/29 августа 1922 сообщила:
В Харьков епископ Павел вернулся осенью 1922 года, но нигде не служил. 17 сентября 1922 года Харьковский архиепископ Нафанаил (Троицкий) был привлечён к суду и выслан из Харькова. В город он больше не вернулся, и поэтому на общем собрании духовенства и мирян, которое состоялось осенью этого года в Старо-Троицкой церкви было принято решение: "Для возглавления Харьковской епархии должен быть приглашён епископ Старобельский Павел". С конца 1922 года еп. Павел и возглавляемое им духовенство начали борьбу с обновленческим расколом.
Арест и высылка
17 марта 1923 года арестован и проходил по групповому делу "Дело епископа Павла (Кратирова) и др. Харьков, 1923г." вместе с 13-ю священниками и двумя мирянами. Для защиты арестованного епископа в суде верующие собрали два миллиарда рублей, чтобы нанять адвоката, но он не потребовался: суда не было.
15 мая 1923 года Особой комиссией НКВД УССР по административным высылкам приговорён к трем годам высылки за пределы Украины вместе с прот. Благовещенского собора Николаем Федоровичем Колчицким, прот. Загоровским Николаем Михайловичем, свящ. Радченко Павлом Митрофановичем, мирянами - Габиевым Сергеем Александровичем и Стешенко Петром Петровичем. 21 мая того же года был освобождён под расписку и выехал в Крым.
В 1923 году был назначен епископом Ялтинским, викарием Таврической епархии, в том же году был уволен на покой.
В августе-сентябре 1923 года был одним из кандидатов на Вологодскую кафедру [7]. 16 августа 1923 года отслужил первую литургию в Вологде, 4 сентября был назначен управляющим Вологодской епархией [8]. 27 сентября уехал из Вологды.
27 ноября 1923 года назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии [9]. С 1923 по начало 1925 года - служил во Владимире, Великом Устюге, Москве, неоднократно подвергался арестам.
Возвращение в Харьков
В 1925 году обратился в ГПУ с просьбой разрешить ему вернуться в Харьков до окончания срока высылки. Разрешение было дано.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), в документе он именуется епископом Старобельским.
С весны 1925 года снова проживал на улице Мариинская 16, в Харькове на положении ссыльного, без права выезда.
Уход в церковную оппозицию
Весной 1926 года он поддержал местоблюстителя патриаршего престола митр. Агафангела (Преображенского) в восприятии им местоблюстительства. Владыка отделился от митр. Сергия (Страгородского) еще до издания им «Декларации» 1927 года, поскольку считал его захватчиком высшей церковной власти. За это он был запрещен в священнослужении экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым).
Но еп. Павел отправил в конце 1927 года письмо митр. Агафангелу и получил от него поддержку, так как тот назвал митр. Сергия "узурпировавшим церковную власть". Получив поддержку еп. Павел в апреле 1928 года отослал митр. Сергию официальное заявление об отходе от него. За что и был запрещён в священнослужении постановлением сергиевского Синода.
В феврале и мае того же 1928 года написал два подпольных письма-послания "Наши критические замечания по поводу второго послания митрополита Сергия" и "О модернизованной Церкви или о Сергиевском православии".
Летом 1928 года владыка через протоиерея Николая Загоровского отбывавшего высылку в Ленинграде, узнаёт о епископе Димитрии (Любимове), которому и отправляет письмо с сообщением, что он ещё в 1926 году вышел из подчинения митр.Сергия и сейчас просит принять его в молитвенное общение. Еп. Димитрий запросил документы и объяснения по этому вопросу, и после их получения принял еп. Павла в общение, а также предложил ему окормлять ближайшие истинно-православные общины. С этого момента между ними устанавливается переписка.
С лета 1928 года еп. Павел начал вполне легальную деятельность в качестве правящего архиерея. Его вызвали в ОГПУ, спросили об отношении к "Декларации" и разрешили делать выезды для служения в храмах, которые к нему присоединялись. За лето 1928 года к нему перешло около 20 общин. От всех общин он требовал законно принятого постановления о присоединении к нему. Вскоре, после жалобы на его деятельность епископа Харьковского Константина (Дьякова), его снова вызвали в ОГПУ и потребовали прекратить возносить имя патриаршего местоблюстителя митр. Петра. После отказа со стороны владыки выполнить это требование, последовал запрет на дальние поездки и дальнейшее присоединение приходов.
В конце сентября 1928 года владыку вновь вызвали в ОГПУ и разрешили дальние поездки, каждый раз с особого разрешения, но в марте 1929 года последовал окончательный запрет. Выезжать на службы в другие города он перестал, хотя продолжал принимать общины. Ко времени своего последнего ареста он возглавлял около 40 иосифлянских приходов. Кроме окормления приходов, еп. Павел занимался распространением посланий о вреде для Церкви и ложности курса, выбранного митр. Сергием. Всего он написал четыре послания-рассуждения на тему, кто должен управлять Русской Церковью, два обращения к советской власти, и письмо старобельским благочинным в ответ на их коллективное обращение с упрёком о непризнании им митр. Сергия.
Арест и кончина
17 января 1931 года был арестован по делу "раскрытой на Украине контрреволюционной организации церковников, именовавшей себя "Истинно-Православной Церковью". Содержался в тюрьме города Харькова на Холодной горе. Проходил по групповому делу "Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г.". Главными обвиняемыми проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов), священник Григорий Селецкий и другие священнослужители и монашество. Всего по делу проходило 136 человек.
Из обвинительного заключения по делу:
Обвиняемый Толмачев Николай, "член Сталинской к/р группы", показал на следствии:
Из материалов дела:
Виновным себя признал частично.
2 января 1932 года коллегией ОГПУ осуждён по обвинению в "организации и руководстве украинским филиалом к/р организации ИПЦ, проводившей а/с деятельность на территории Украины" и приговорен к 10 годам концлагерей.
Скончался 5 января 1932 года в тюремной больнице Харькова от саркомы лимфатических желез. Похоронен на кладбище, которое находилось недалеко от Озерянской церкви, что на Холодной горе. В 1960-х кладбище сносили, и тогда две монахини их Харьковской катакомбной общины перенесли его останки на другое кладбище. К сожалению, они скончались, не успев показать точное место новой могилы, и теперь невозможно узнать, на каком кладбище г. Харькова покоятся мощи святителя Павла.
Канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году.
23 декабря 2014 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в святцы Собора Старобельских святых [10].
Литература
- ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.85.
- ЦГА Общественных организаций Украины. Д.Н-7377. ЛЛ.1,2,11,12,26.
- Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.126.
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.5. С.303–304.
- Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.265.
- Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С. 8, 33, 94 –102, 104, 106–110, 112,117, 119, 122–124,153, 294–295, 368, 372, 373.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
- Священномученик Павел (Кратиров), портал Православной энциклопедии «Азбука веры» :
- Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия, сост. и отв. редактор О. А. Платонов, М.: Институт русской цивилизации, 2010, с. 607-608:
[1] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 160, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf.
[2] По данным ПЭ т. 23, с. 412 - http://www.pravenc.ru/text/469496.html. Митрополит Мануил (Лемешевский) приводит неверные данные о том, что Иоанн (Кратиров) был его родителем (прим. БД ПСТГУ)
[3] "Разрядный список учеников Вологодского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1885 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1885, № 14, с. 204.
[4] "Разрядный список выпускников Вологодской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1891 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1891, № 14, с. 200.
[5] "Выпускники Казанской духовной академии 1896 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html
[6] Анатолий Левитин, Вадим Шавров. «Очерки по истории русской церковной смуты», в трёх томах. Institut Glaube in Der 2. Welt, Kusnacht. 1978, т. I, с.135-137.
[7] Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды), http://www.booksite.ru/fulltext/dis/ser/tac/dissertacii/spas...pdf со ссылкой на Акты Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея России и позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, С. 986.
[8] "Краткий очерк положения, сложившегося в Российской церкви к 1923-1924 гг." Список перемещенных и назначенных епископов в 1923 г. (автор и выходные данные не указаны), http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.html
[9] Постановление Святейшего Патриарха и Св. Синода от 14 ноября 1923 года № 112 // "Краткий очерк положения, сложившегося в Российской церкви к 1923-1924 гг." Владимирская и Суздальская епархия (автор и выходные данные не указаны), http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.html
[10] "Журнал № 91", Журнали засiдання Священного Синоду Українскої Православної Церкви вiд 23 грудня 2014 року: http://sinod.church.ua/2014/12/23/zhurnali-zasidannya-svyash...ku/