Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДМИТРИЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дмитриевский А. А.
Дмитриевский А. А.
Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856 - 1929), литургист и историк Церкви, доктор церковной истории

Родился 11 марта 1856 года в станице Дурновской Астраханской губернии в семье причетника, ставшего диаконом Афанасия Петровича и Елены Федоровны Дмитриевских. К духовному сословию принадлежали все поколения рода по мужской линии. К родителям сохранял любовь и почтение на протяжении всей их жизни. Не обладавший, по словам родных, от природы выдающимися способностями, Алексей прилежанием и усердием развил их в себе во время обучения. Читать он научился еще в родительском доме по Евангелию и Житиям святых; с раннего детства любил богослужение и помогал священнослужителям в алтаре.

Окончил Астраханское духовное училище, в 1878 году - Астраханскую духовную семинарию, в 1882 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

При написании кандидатской работы использовал рукописный фонд Соловецкого монастыря, незадолго до того перевезенный в Казань; в течение 4 месяцев он работал также с московскими собраниями. В Москве пользовался советами известного канониста профессора А. С. Павлова, который предоставил ему свою библиотеку и помогал в занятиях палеографией.

В 1882 году был назначен преподавателем гомилетики и литургики Самарской духовной семинарии, но по ходатайству ректора академии, протоиерея Александра Владимирского назначение было отменено, и 13 ноября того же года Алексей был допущен к чтению лекций по истории богослужения в Русской Церкви при кафедре литургики Казанской духовной академии.

11 декабря 1883 года удостоен степени магистра богословия за сочинение "Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть первая. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств". В своем отзыве профессор Н. Ф. Красносельцев признал диссертацию "весьма солидным вкладом в науку археологии вообще и археологии православного Богослужения, в частности". Для своей диссертации молодой ученый использовал 200 славяно-русских, 30 южнославянских и 70 греческих рукописей, предварительно изучив греческую палеографию. В приложении Дмитриевский издал десять чинов по греческим рукописям.

16 декабря того же года избран доцентом кафедры литургики Киевской духовной академии (КДА), утверждён в должности 1 марта 1884 года.

В том же году приступил к чтению лекций по церковной археологии и литургике в КДА, которые, по новому вступившему в действие с осени 1884 года Уставу, стали обязательными предметами для всех студентов.

Летом 1886 года отправился на Восток и несколько месяцев провел на Афоне с целью изучения богослужебных рукописей. На Афоне описал 38 типиконов и более 100 других богослужебных рукописей. В 1888 году работал в библиотеке Синайского монастыря, где, помимо работы с рукописями, описал более 500 икон. "Синайская библиотека, - писал он, - дала такое количество богослужебных рукописей, какого я не встречал в других восточных библиотеках". В 1889, 1891 и 1893 годах вновь посетил Иерусалим, работал на Афоне, занимался в Константинополе и Афинах и путешествовал по Италии. В 1898 году ещё раз побывал в главнейших книгохранилищах Востока, а также в шестой раз посетил Святую Гору Афон.

С 1889 по 1907 год занимал должность доцента кафедры церковной археологии и литургики в КДА.

В 1895 году вышел в свет его главный труд "Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы", представленный им в качестве докторской диссертации. Рецензенты признали большую научную ценность этого издания. 27 июня 1896 года был удостоен степени доктора церковной истории.

С 8 декабря 1902 года - заслуженный ординарный профессор. С 29 декабря 1903 года - член-корреспондент Российской академии наук по Отделению русского языка и словесности.

Алексей Афанасьевич находил время выступать с публичными докладами и лекциями, в которых виден огромный научный багаж. К этой серии его трудов следует отнести "Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие", "Служебник - книга таинственная (по поводу суждений о ней в новейшей художественной литературе)". Необычайно плодотворной была деятельность А. А. Дмитриевского в Киевской духовной академии, где он создал целую литургическую школу: его учениками были два будущих профессора - его преемники на кафедре литургики и церковной археологии прот. В. Д. Прилуцкий и Н. Н. Пальмов, а также четыре магистра - А. З. Неселовский, прот. М. А. Лисицын, Е. П. Диаковский, прот. К. С. Кекелидзе.

В журнале "Труды Киевской духовной академии" за 1886-1907 годы напечатано 44 отзыва профессора Дмитриевского о сочинениях, представленных ему студентами. Н. Д. Успенский, ученик Дмитриевского, писал: "Это был не только выдающийся ученый, исследователь и талантливый лектор, но и прекрасный педагог, умевший пробудить у своих учеников любовь к труду и науке".

В 1906 году Алексей Афанасьевич уехал в Санкт-Петербург работать в Предсоборном Присутствии. Находясь в Петербурге, он принимал деятельное участие в Православном Палестинском Обществе, исполняя обязанности секретаря (1907 - 1918), а после выхода в отставку он всецело занялся делами Общества. По поручению Святейшего Синода также участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг.

11 декабря 1907 года вышел в отставку, 4 декабря 1908 года был причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода.

Почетный член Киевской (1907), Казанской (1912), Санкт-Петербургской (1914) и Московской (1914) духовных академий.

В 1909-1910 годах был призван великой княгиней Елисаветой Феодоровной в качестве советника по вопросу о восстановлении чина диаконисс в Русской Православной Церкви. Великая княгиня Елисавета хотела посвятить сестёр Марфо-Мариинской обители в диакониссы с частичным восстановлением чина; он высказался за восстановление чина в полном объёме. По итогам обсуждения в Синоде 2 февраля 1911 года, император страстотерпец Николай II наложил на проект отрицательную резолюцию.

14 июня 1911 года избран профессором кафедры греческого языка Киевской духовной академии, но кафедра закрылась в том же году.

В 1914 году был приглашен сверхштатным членом Училищного Совета, ему поручили рассмотреть работу директора Московского Синодального училища А. Д. Кастальского "Образцы распевного чтения молитв, тропарей и проч.".

В 1918 году Палестинское Общество прекратило свою работу, и наступившие в Петрограде голод и разруха заставили Алексея Афанасьевича переехать в Астрахань, где он получил кафедру греческого языка в недавно открытом университете, а в 1919 году был избран на должность проректора. В 1922 году университет закрыли, и Алексей Афанасьевич вернулся в Петербург, где его пригласили к участию в работах Русско-византийской комиссии при Академии наук.

В 1922 году был арестован и приговорён к году лишения свободы условно.

С 1923 года - действительный член славянской комиссии Академии Наук.

С осени 1923 по август 1928 года преподавал литургику на Богословских курсах в Петрограде, реорганизованных в 1925 году в Высшие богословские курсы, которые в августе 1928 года прекратили свое существование.

В 1929 году проходил по делу кружка "Воскресенье".

Жил в Ленинграде на ул. Достоевского (Ямской), 23.

Скончался 10 августа 1929 года в Ленинграде. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Архив А. А. Дмитриевского хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 253; другая часть материалов находится в Архиве Академии наук, фонд 214.

Сочинения

Список печатных трудов А. А. Дмитриевского насчитывает порядка 222 позиций. Основные из них:

  • "Сочувствие жителей селения Самозделки Астраханской губ. к воинам, проливающим кровь свою за единоверных нам братьев-славян Балканского полуострова", Астраханские ЕВ, 1878, № 7, с. 109-111 (1-я печатная работа посвящена церковной истории Астраханского края).
  • "Богослужение в русской церкви в XVI веке" (Казань, 1884, магистерская диссертация);
  • "Путешествие по Востоку и его научные результаты" (Киев, 1890);
  • "Современное богослужение на православном Востоке" (выпуск I, Киев, 1891);
  • "Древнеиудейская синагога" (Казань, 1893);
  • "Патмосские очерки" (Киев, 1894);
  • "Евхологион IV века Сарапиона, епископа тмуитского" (Киев, 1894);
  • "Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока" (докторская диссертация, том I, Киев, 1895; том II, ib., 1901);
  • "Православное русское паломничество на Запад" (Киев, 1897);
  • "Книга Требник и ее значение в жизни православного христианина" (Киев, 1902);
  • "Современное русское паломничество в Святую Землю" (Киев, 1903);
  • "Опыт издания греческих церковных писателей в русской патрологической литературе" (Санкт-Петербург, 1905);
  • "Русские афонские монахи-келлиоты" (Киев, 1906);
  • "Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882 - 1907)" (1907)
  • "Святой патриарх Гермоген" (1912)
  • В Бозе почивший митрополит петербургский Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком. Казань, 1914.

Литература

  • Aalst G., van. Die Bibliographie des russischen Liturgisten A. A. Dmitrievsky // OCP. 1960. Vol. 26. P. 108-140;
  • Махно Л. Список трудов проф. Алексея Афанасьевича Дмитриевского в порядке их публикации // Богословские труды. М., 1968. Сб. 4. С. 95-107:
  • Сове Б. И. Русский Гоар и его школа // Там же. С. 39-84:
  • Михаил (Арранц) А. А. Дмитриевский: из рукоп. наследия // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. С. 120-133;
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии, XX столетие. 2-е изд., доп. СПб., 2002. С. 97;
  • Дмитриевский Алексей Афанасьевич // Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства: Биобиблиографический указатель. М., 2004. С. 30-46;
  • Акишин С. Ю. Биография профессора А. А. Дмитриевского и характеристика его научной деятельности Санкт- Петербург, Изд.-во: Аксион эстин, 2008:
  • Акишин С. Ю. Последний период жизни и судьба научного наследия профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского // Труды Киевской духовной академии. № 15. Киев, 2011. С. 250–267:
  • Акишин С. Ю. Деятельность профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского в Астрахани (1919–1923 гг.) // Труды Киевской духовной академии. № 20. Киев, 2014. С. 233–266:

Использованные материалы

  • Сорокин В. У., прот., Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, сс. 558-559.
  • Дмитриевский Алексей Афанасьевич, биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Герд Л. А., Акишин С. Ю, "Дмитриевский Алексей Афанасьевич", Православная Энциклопедия, т. 15, с. 429-438:

Редакция текста от: 16.02.2018 13:28:28

"ДМИТРИЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google