Николай Иванович Ивановский, профессор |
Родился в 1840 году в Архангельской губернии.
В 1861 году окончил Архангельскую духовную семинарию, в 1865 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия.
С 9 октября 1865 года - бакалавр Казанской духовной академии по кафедре истории и обличения раскола.
9 октября 1867 года утверждён в учёной степени магистра. С 3 мая 1869 года - экстраординарный профессор.
С 1871 года вёл публичные собеседования со старообрядцами. Многократно ездил для собеседования в раскольнические местности Казанской епархии, равно как и за пределы этой епархии в 1882 г. - в Саратов, в 1887-89 и 1891-92 гг. - в Нижний Новгород, в 1888 и 1889 гг. в - Петербург.
С 1873 года преподавал учение о расколе в Казанской духовной семинарии.
С 1875 года состоял членом комиссии по описанию рукописей Соловецкого монастыря.
12 июня 1883 года удостоен степени доктора богословия, а 19 августа того же года утверждён в ней.
С 7 октября по 7 ноября 1883 года - ординарный, с 10 декабря 1890 года - заслуженный ординарный профессор академии.
С 17 марта 1896 года сверхштатный заслуженный ординарный профессор той же академии.
Скончался 25 октября 1913 года. Погребён на Арском кладбище г. Казани.
Сочинения
- "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола", Ч. 1. История раскола. Казань, 1866.
- "О рябиновщине" , 1867 г., т. II
- "О протопопе Аввакуме", 1869 г., т. II
- "О случайных старообрядческих архиереях ХVIII в.", 1873 г., т. I
- "О главных сектах беспоповщины", 1873 г., т. III
- "О таинстве св. причащения по учению беспоповцев", 1871 г., т. I
- "Книга об антихристе и о прочих действах, иже при нем быти хотящих" (Каз. 1872; 2 изд. 1892)
- "По поводу признания раскольнических браков", 1875 г., т. I
- "О новых законах относительно раскольников", 1883 г., т. III
- "Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах" (Докторская диссертация. Казань, 1883)
- "Обличение раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических" Ч. 2-3. Казань, 1887
- "Проскинитарий Арсения Суханова" ("Правосл. Палестинский Сборник", вып. 21, СПб. 1889)
В первой части "Руководства по истории и обличению старообрядческого раскола" Николай Иванович определяет раскол как обрядоверие, и старается проследить возникновение и развитие на Руси привязанности к обряду и букве; главную причину противодействия Никоновским исправлениям он усматривает в личных неудовольствиях московских протопопов против сурового патриарха, упуская из виду общеисторические основы раскола, равно как и то, что обвинению в обрядоверии могут подлежать не одни сторонники старины, но и сами исправители, особенно из греков.
Литература
- Ф. Б., Памяти профессора Н. И. Ивановского // Церковные ведомости, 1913, № 48 (прибавления), с. 2242 - 2248.
Использованные материалы
- Владимир Сорокин, прот. "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) // СПб: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 571.
- Николай Иванович Ивановский, Большая биографическая энциклопедия со ссылкой на Брокгауза и Ефрона: