Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГУСЕВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Александр Федорович Гусев (1845 - 1904), б. профессор Казанской духовной академии

Родился 23 августа 1845 года в Тверской губернии в семье причетника.

В 1867 году окончил Тверскую духовную семинарию, в 1871 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, если представит и защитит магистерскую диссертацию.

С августа 1871 года преподавал основное, догматическое и нравственное богословие в Казанской духовной семинарии, где неоднократно избирался членом педагогического собрания; временно преподавал педагогику и русский язык в женском училище духовного ведомства и русский язык в юнкерском пехотном училище.

В 1874 году в СПбДА защитил магистерскую диссертацию "Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству".

С 9 февраля 1887 года - доцент кафедры введения в круг богословских наук Казанской духовной академии, с 8 марта 1889 года - экстраординарный профессор, с 19 марта 1896 года - ординарный профессор.

Гусев был специалистом по нравственному богословию и этике как философской дисциплине. Вопросы христианской этики Гусев рассматривал применительно к библейским сюжетам. В 1888 году по поручению обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева написал для синодального Учебного комитета рецензию на сочинение М.А. Олесницкого «История нравственности и нравственных учений», за что был удостоен премии Синода. Наиболее известным трудом Гусева по нравственному богословию стало сочинение «Религиозность - основа и опора нравственности» (М., 1889. Каз., 1894).

В апреле 1895 года решением Синода, причем вопреки мнению рецензентов и решению ученого совета Казанской ДА, Гусев был удостоен степени доктора богословия за сочинение «Основные религиозные начала графа Льва Толстого» (опубл. в переработанном виде под названием «О сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого» (Каз., 1902)). Полемика с толстовством с позиций христианского нравственного богословия являлась одним из важных направлений его научно-литературной деятельности. Он посвятил критике учения Л.Н. Толстого еще нескольких статей и брошюр, вызвавших споры; доказывал необходимость обрядовой стороны религии. Многочисленные статьи Гусева в журналах «Гражданин», «Православное обозрение», «Православный собеседник», «Вера и разум» посвящены полемике (также с позиций нравственного богословия) с дарвинизмом, материализмом, философией позитивизма, критике учений А. Шопенгауэра и Г. Спенсера, а также разбору взаимоотношений христианства, науки и философии.

Гусев полемизировал со старообрядцами, со старокатоликами (преимущественно в 1897-1904). Гусев относился к группе русских богословов (наряду с прот. А.П. Мальцевым, Ямбургским еп. Сергием (Страгородским), проф. В. А. Керенским), которая в диалоге со старокатоликами стояла на бескомпромиссной позиции. Последняя полемика имела значительный резонанс в отечественной и иностранной литературе. Гусев считал возможной унию старокатоликов с православными только после их отказа (а не простого изъятия из официального Символа веры от Filioque, признания православного учения о пресуществлении Святых Даров и неканоничности рукоположений Утрехтской Церкви. Критика Гусева была направлена против позиции как старокатоликов, так и других групп русских богословов (среди которых были А.А. Киреев, прот. П.Я. Светлов), считавших объединение со старокатоликами возможным и необходимым путем взаимных компромиссов. Гусев издал "Тезисы по вопросу о Filioque и «пресуществлении»", переведенные позже на немецкий язык под редакцией протопресвитера Иоанна Янышева.

В июле 1902 года уволен от службы по слабости здоровья, согласно прошению.

Скончался 8 июля 1904 года. Похоронен на Арском кладбище в Казани.

Сочинения

  • «Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям Евангелия» (Христианское Чтение. 1873. Ч. 3. С. 387-424)
  • Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству. СПб., 1874.
  • Нравственность как условие истинной цивилизации и специальный предмет науки: Разбор теологии Бокля // ПО. 1874. № 5. С. 495-528; № 6. С. 609-634; № 7. С. 3-32; № 8. С. 125-163; № 9. С. 288-318.
  • Церковно-общественный вопрос в нашей журналистике: Журнальные и газетные рассуждения о свободе совести // Там же. 1876. № 9. С. 95-127; № 10. С. 271-299.
  • Натуралист Уоллэс, его русские переводчики и критики: (К вопр. о происхождении человека). М., 1879.
  • Христианство в его отношении к философии и науке // ПО. 1885. № 1. С. 100-127; № 3. С. 459-497; № 4. С. 729-762.
  • Положение преподавателей духовных семинарий и училищ // Там же. № 11. С. 569-593; № 12. С. 693-726.
  • Зависимость морали от религиозной или философской метафизики. М., 1886.
  • «История нравственности и нравственных учений» 1888.
  • «Религиозность - основа и опора нравственности» (М., 1889. Каз., 1894).
  • Граф Л.Н. Толстой, его «Исповедь» и мнимо-новая вера. М., 1890.
  • Необходимость внешнего богопочтения: Против гр. Л. Н. Толстого // ПС. 1890. № 2. С. 151-180.
  • «Отношение евангельского нравоучения к закону Моисееву и к учению книжников и фарисеев по Нагорной проповеди Иисуса Христа» (ВиР. 1895. Т. 1. Ч. 1. С. 20-40, 96-118, 150-176, 205-230, 271-305, 332-368, 506-524)
  • «Единобожие ветхозаветной религии как доказательство божественного ее происхождения» (Там же. Ч. 2. С. 197-221, 263-280).
  • Разбор возражений Спенсера и его единомышленников против учения о Боге как личном существе // Там же. 1896. № 5. С. 47-76; № 6. С. 219-245.
  • К старокатолическому вопросу: Письмо к А. А. Кирееву // ХЧ. 1897. № 5. С. 733-771.
  • Тезисы по вопросу о Filioque и «пресуществлении». Каз., 1901. Х., 19052.
  • «Основные религиозные начала графа Льва Толстого» (опубл. в переработанном виде под названием «О сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого» (Каз., 1902)
  • Последнее наше слово о старокатоличестве и его русских апологетах. Каз., 1904.

Литература

  • Терновский С.А. Историческая записка о состоянии Казанской ДА после ее преобразования: 1870-1892. Каз., 1892. С. 382-385.
  • Колокольцев В.В. Профессор А. Ф. Гусев: (Некролог). Каз., 1904.
  • Григорьев К.Г. Памяти проф. А. Ф. Гусева (1845-1904): Очерк его учено-литературной деятельности. Каз., 1905.

Использованные материалы

Редакция текста от: 28.09.2018 17:04:29

"ГУСЕВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google