Иоанн (Соколов), еп. Смоленский. Православная богословская энциклопедия. Т. 7. |
В миру Соколов Владимир Сергеевич, родился 5 июня 1818 г. в Москве, в семье священника.
Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 г. - в Московской духовной семинарии.
В 1838 г. поступил в Московскую духовную академию.
29 августа 1842 г. пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона.
С 22 сентября 1842 г. - бакалавр при Московской академии по классу нравственного богословия.
5 октября 1842 г. рукоположен во иеромонаха.
27 декабря 1843 г. удостоен степени магистра.
22 декабря 1844 г. переведен бакалавром в Петербургскую духовную академию на кафедру канонического права, которую занимал 10 лет.
С 9 января 1848 г. - член конференции Петербургской духовной академии.
8 сентября 1848 г. возведен в сан архимандрита.
С 27 января 1849 г. член духовного цензурного комитета.
С 17 июля 1850 г. - член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях.
8 января 1851 г. назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.
26 сентября 1852 г. - профессор, а с 19 декабря того же года - ординарный профессор.
8 октября 1853 г. за сочинение "Опыт церковного законоведения" получил редкую в то время степень доктора богословия.
16 января 1855 г. назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.
С 17 марта 1857 г. - ректор и профессор Казанской духовной академии.
31 марта 1864 г. перемещен ректором в Санкт-Петербургскую духовную академию.
17 января 1865 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии.
13 ноября 1866 г. переведен на Смоленскую кафедру.
Скончался 17 марта 1869 г. Утром нашли его мертвым на полу среди спальни; одна нога была босая, а другая - в туфле, как будто перед неожиданной кончиной он побежал звать кого-либо на помощь, но упал бездыханный.
Погребен в Смоленском кафедральном соборе.
Ученый и талантливый духовный писатель. Известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение. Был очень любим Московским митр. Филаретом и за ученость сем был прозван "Филаретик".
Вел аскетический образ жизни, был строг к себе и другим. В епархиальных делах не отличался практичностью. Но он недолго и пробыл епископом (несколько более 4-х лет).
Труды
- Опыт курса церковного законоведения (два выпуска).
- Догмат о Пресвятой Троице (богословские академические чтения преосвящ. Иоанна, еп. Смоленского). СПб, 1897 (Прав. собес., 1911, апрель, с. 142).
- Беседа в день явления Смоленской Божией Матери - Одигитрии. (Рус. палом., 1893, № 31, с. 489).
- О свободе совести (Прав. собес., 1905, январь, с. 84).
- К вопросу о церковном суде. (Прав. собес., 1896, январь, с. 388).
- Беседы, поучения и речи. (Изв. Казан. еп., 1876, № 12, с. 384).
- О монашестве епископов (Прав. собес., 1907, октябрь, с. 64).
- Общество и духовенство.
- О преподавании богословия в наших университетах.
- Слово об освобождении крестьян.
- Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге и др.
- Ряд статей по церковному законоведению.
Литература
- Романский Преосвящ. Иоанн, еп. Смоленский, его жизнь и проповеднические труда. М., 1877.
- Санковский А. Кратк. опис. церквей Смол. еп. Смоленск, 1898, с. 16.
- Прокошев П. Канонические труды Иоанна, еп. Смоленского. Казань, 1896.
- Никанор (Бровкович), архип. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 121, 178-179, 189, 191.
- Покровский С. Преосвящ. Иоанн, еп. Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых. Петрозаводск, 1902.
- Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 17, 18, 21.
- Знаменский Ист. Казанской дух. акад., т. I.
- Булгаков, с. 1413.
- Толстой Ю., № 383.
- Строев П., с. 268, 593.
- Списки архиереев, № 383.
- Летопись Е. А., с. 841.
- Н. Д., с. 21, 33.
- Богослов. академ. чтен. СПб, 1897, с. 379.
- Прав. собес., 1897, июнь, с. 242, 1898, январь, с. 16, 1899, январь, с. 39, 1900, январь, с. 22, 1907, март, с. 11; октябрь, с. 523, 1915, май, с. 162.
- Странник, 1869, апрель, с. 43-49.
- Приб. к Ц. В., 1897, № 8, с. 299.
- Миссион. обозрен., 1898, июль-август, с. 1091.
- Прав. обозрен., 1868, март, с. 127-128, 1875, май, с. 40, 1876, январь-февраль, с. 3.
- Христ. чтен., 1866, февраль, с. 192-198; декабрь, с. 174, 1869, март, с. 501-503; апрель, с. 639-654; июнь, с. 995-997, 1870, февраль, с. 354, 1872, ноябрь, с. 420, 1875, июль-август, с. 103-185, 1876, январь, февраль, с. 3; сентябрь-декабрь, с. 266-289.
- Самар. еп. вед., 1869, № 9, с. 197; № 16, с. 309.
- Смол. еп. вед., 1869, № 6 и 7 (Статья Духонина).
- Рус. старина, 1880, январь, с. 126, 1881, январь, с. 90.
- Рус. архив, 1871, № 3, с. 490-491, 1893, кн. 3-я, с. 55 (Миловский, свящ. "Моск. дух. акад. в 1838-1842 гг."), 1895, кн. 1-я, № 3, с. 297, 1898, кн. 1-я, с. 309 ("Письмо В. В. Гречулевича к архип. Могилевскому Анатолию Мартыновскому").
- Истор. вестн., 1880, т. III, с. 786-795, 1884, ноябрь, с. 499, 1891, сентябрь, с. 639, 1893, май, с. 465, 1896, июль, с. 168.
- Ж. М. П., 1959, № 11, с. 39.
- Современ. извест., № 83.
- Газета "Голос", 1869, № 79.
- Современ. листок, № 23, 24.
- Биржевые ведомости, 1869, № 78.
- Чистович История СПб дух. акад., с. 340, 398.
- БЭЛ, т. VII, с. 141-156.
- БЭС, т. I, с. 1102-1103; т. II, с. 2082.
- РБС, т. VIII, с. 282.
- ЭС, т. доп. I-а, с. 851.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"