Митр. Алеутский Гермоген (Кожин). Фотография 1954 г. |
В миру Кожин Василий Иванович, родился 14 марта 1880 года в станице Кумылженской Хопёрского округа Области Войска Донского (ныне Волгоградской области) в семье псаломщика.
В 1901 году окончил Усть-Медведицкое духовное училище, в 1907 году - Донскую духовную семинарию.
Вступил в брак.
В 1907 году был рукоположен во диакона викарием Донской епархии, Аксайским еп. Иоанном (Митропольским). Служил в церкви хутора Верхнетёплого Луганской станицы Донецкого окр.
В 1908 году был рукоположен во священника Донским и Новочеркасским еп. Афанасием (Пархомовичем). Служил в казачьих станицах на Дону.
В 1912 году поступил женатым иереем в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1916 году по первому разряду со степенью кандидата богословия за сочинение "Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви" [1]. В 1917 году защитил диссертацию на ту же тему и получил ученую степень магистра богословия.
В 1916-1918 годах преподавал богословие в Новочеркасском политехническом институте и Закон Божий в казачьей мужской гимназии. Служил на одном из приходов в Новочеркасске.
Свящ. Василий Кожин |
В 1918-1920 годах состоял членом и управляющим делами Донского епархиального совета. Находясь в Новочеркасске, Кожин обсуждал с главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России митр. Антонием (Храповицким), протопр. Г. Шавельским, прот. Г. Ломако участие и роль Церкви в гражданской войне. По его воспоминаниям, он также дискутировал с протоиереями Г. Шавельским, В. Свенцицким и И. Махарадзе о судьбе православной Церкви в России, отстаивая возможность такого существования в условиях советской власти. В 1920 году отказался эмигрировать и остался в Новочеркасске после прихода Красной Армии.
С 1920 года священник и благочинный в Кубанской епархии.
В обновленчестве
В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и был настоятелем кафедрального обновленческого собора в Новочеркасске.
В 1929 году окончил агрономические курсы при Ростовском государственном институте практических знаний. Заочно окончил два курса исторического отделения МГУ.
Оставаясь в браке и без смены имени, 21 сентября 1931 года обновленцами хиротонисан во епископа Темрюкского, викария Кубанской епархии. Поставление совершали председатель обновленческого Синода митрополит Вениамин Муратовский и "митрополит-благовестник" Александр Введенский. Принял в свое управление практически все обновленческие приходы на Северном Кавказе и на Дону.
С 7 марта 1932 года - обновленческий епископ Кубанский.
13 апреля 1932 года был возведен в сан архиепископа.
С марта 1934 года - обновленческий архиепископ Терский, временно управляющий Северо-Кавказской митрополичьим округом.
В сентябре 1934 года, на осенней сессии обновленческого синода, был назначен членом комиссии по изысканию средств борьбы против староцерковничества.
5 декабря 1935 года возведен в сан митрополита Северо-Кавказского и Ставропольского.
После 1936 года Кожину стала подчиняться также Бакинская обновленческая епархия.
В 1937 году Кожин был арестован, семь месяцев провел в ставропольской тюрьме, потом был освобожден [2].
В 1942 году эвакуировался в г. Грозный. В 1942 году, находясь в Грозном, организовал сбор средств для Красной Армии. В 1943 году был членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию зверств немцев на Северном Кавказе.
По отзыву епископа Сергия (Ларина):
А. Левитин, в 1930-е годы бывший сотрудником обноленческого Церковного управления, писал:
Митрополит Александр Введенский, который в 1943 году наградил его второй панагией, заявлял о нём:
Возвращение в каноническую Церковь
1 февраля 1945 года введен через покаяние в общение с Русской Православной Церковью в сане протоиерея. Чин покаяния принимал Ставропольский и Бакинский архиеп. Антоний (Романовский). По др. данным, в апреле 1945 года принес покаяние перед патриархом Алексием I. Благодаря участию Кожина к Ставропольской епархии Московского Патриархата присоединилось 50 приходов Северокавказской обновленческой митрополии. Кожин был назначен настоятелем церкви арх. Михаила в Грозном и благочинным церквей Грозненской обл.
27 октября 1945 года архиеп. Антонием был разведен с женой. 1 ноября 1945 года пострижен в монашество с именем Гермоген архим. Иоанном (Мирожниковым). 1 февраля 1946 года возведен в сан архимандрита.
28 декабря 1945 года был наречен, 18 февраля 1946 года хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского (в марте 1949 титул изменен на «Казанский и Чистопольский»). Хиротонию в Воскресенской церкви в Брюсовом пер. в Москве возглавил патриарх Алексий I, ему сослужили епископы Можайский Макарий (Даев) и Кировоградский Сергий (Ларин).
Приехав в Казань, восстановил епархиальное духовное управление, разместившееся в двухэтажном деревянном доме на улице Лесгафта, 40, где поселился и сам. В 1946 году добился открытия в Казани Николо-Низской церкви, которая стала кафедральным собором, а также церквей в селах Тавели Мамадышского района и Красная Горка (ныне Юдино в черте Казани). Архиепископ Гермоген в 1947-1948 годах "настойчиво требовал" открытия и ряда других церквей, но не добился успеха.
28 октября 1947 года назначен ректором Московских духовных академии и семинарии, а также зам. председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде. 10 декабря 1947 года еп. Гермоген принял в ведение МДАиС ряд зданий («Чертоги», митрополичий корпус, надвратный храм Иоанна Предтечи, несколько помещений в крепостной стене) от Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. По поручению Священного Синода организовал и возглавил ремонтную комиссию по подготовке переезда МДАиС из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. К началу 1948/49 учебного года были подготовлены корпуса под аудитории и общежитие.
Продолжил исследования в области инославия, публиковал статьи по вопросам обличения религиозной политики Ватикана в «Журнале Московской Патриархии», а также по истории Казанской епархии. Читал в академии курс истории западных исповеданий. Как магистру богословия ему было присвоено звание профессора.
Проводя много времени в духовных школах, редко бывал на своей кафедре - так, в 1948 году побывал в Казани всего пять раз, приезжая на одну-две недели [5].
На Пасху 1948 года был возведен в сан архиепископа. С 8 по 18 июля того же года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей.
Патриархом Алексием I был направлен во Францию для обозрения приходов РПЦ. Архиеп. Гермоген просил освободить его от поездки по причине обострения хронических заболеваний, необходимости лечения и невладения в должной мере иностранными языками. Он писал о невозможности и бесперспективности деятельности по укреплению русских приходов во Франции из-за отсутствия достаточного количества русских прихожан и «осуществления перекочевки духовенства в Америку». Он напомнил, что в определенных кругах эмиграции еще в 1918-1919 гг. имел репутацию сторонника советской власти. Он предложил организовать работу в духовных школах по подготовке кадров по истории зап. исповеданий для заграничных приходов. 26(29) июля 1948 года он подал прошение об увольнении на покой, но вместо этого был направлен на лечение с 1 августа по 20 сентября 1948 года в Кисловодск.
В 1948 году представил на соискание ученой степени доктора богословия труд: «Критический разбор книги Соловьёва В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Православной Церкви: Опыт историко-канонического и догматического исследования». Сочинение получило положительную оценку рецензентов проф. В. С. Вертоградова, проф. Н. П. Доктусова, доц. Н. И. Муравьёва и отрицательный отзыв председателя Учебного комитета Ленинградского митр. Григория (Чукова). В 1949 году архиеп. Гермоген был удостоен степени доктора богословия за совокупность ученых трудов (honoris causa).
15 августа 1949 года освобожден от обязанностей ректора и зам. председателя Учебного комитета.
19 октября 1949 года был перемещен на Краснодарскую и Кубанскую кафедру.
В 1950 году в составе делегации Русской Церкви ездил в Палестину. В следующем году был участником третьей Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве, а в 1953 году сопровождал делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по Советскому Союзу.
В 1953 году в связи с кончиной экзарха митрополита Макария (Ильинского) был направлен в Соединенные Штаты Америки для устроения церковных дел Американского Экзархата. Принял участие во втором съезде духовенства и мирян Экзархата, на котором был единогласно выбран на пост экзарха.
19 мая 1954 года был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Северной и Южной Америки с титулом "Алеутский и Северо-Американский".
Принял меры по ремонту Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Посетил ряд приходов в Америке.
Скончался 3 августа 1954 года от инфаркта миокарда, пребывая на лечении в Краснодаре. 6 августа 1954 года отпевание совершил Орловский и Брянский еп. Флавиан (Иванов). Погребен в каменной усыпальнице в правом приделе кафедрального собора города Краснодара.
Награды
Церковные:
- крест на клобук (8 февраля 1954)
Светские:
- медаль «За оборону Кавказа» (1945),
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
Сочинения
- Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского Откровения и голосом Вселенской Церкви. 1917.
- Папство и Православная Церковь. 1948. ("ЖМП". 1948. № 4).
- Критический разбор книги В.С. Соловьева "Россия и Вселенская церковь" с точки зрения Восточной Православной Кафолической Церкви. 1948. Ч. 1-3. 1949 (ЖМП. 1948. № 4).
- Очерки по истории Казанской епархии: История распространения христианства среди татар. // "ЖМП". 1946. № 7.
- Попытка Ватикана подчинить своему влиянию православные церкви южных славян на Балканах. Краткий исторический очерк. // "ЖМП". 1946. № 9.
- Очерки по истории Казанской епархии: Зилантов Успенский монастыря и памятник убиенным при взятии гор. Казани. // "ЖМП". 1947. № 1.
- Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в отечественных войнах 1812 и 1941-1945 гг. // "ЖМП". № 3.
- Речь при вступлении на должность ректора Московск. дух. академии. // "ЖМП". 1947. № 12.
- Речь, произнесенная перед началом 1948/49 учебного года в Московской дух. акад. // "ЖМП". 1948.
- К вопросу об интригах Ватикана против вселенского православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за последние 40 лет. (1908-1948 гг.). // "ЖМП". 1948. № 8.
- Методы католической пропаганды в Грузии. // "ЖМП". 1948 № 9.
- Восточная церковная политика римских пап - Бенедикта ХV, Пия XI и Пия XII. // "ЖМП". 1949. № 4.
- К характеристике деятельности Ватикана за последние 20 лет. // "ЖМП". 1949. № 9.
- Миссия дружбы. // "ЖМП". 1950. № 9.
- К юбилею Халкидонского собора. // "ЖМП". 1951. № 6.
- Ватикан и крестовые походы. // "ЖМП". 1953. № 3.
- Речь, произнесенная пред началом 1945/46 уч. года в Моск. дух. // "ЖМП". 1948. № 12.
- Старокатолическое движение папистов и политика Ватикана от Халкидонского собора и до наших дней. Краснодар, 1950. 3 ч.
Литература
- [Наречение и хиротония во еп. Казанского] // ЖМП. 1946. № 3. С. 7;
- [Возведение в сан архиепископа] // Там же. 1948. № 9. С. 40;
- [Присвоение титула «Казанский и Чистопольский»] // Там же. 1949. № 3. С. 6;
- [Назначен архиеп. Краснодарским и Кубанским] // Там же. № 11. С. 4;
- [Возведение в сан митрополита] // Там же. 1954. № 6. С. 13;
- Потапов И., свящ. Митр. Гермоген: (Некролог) // Там же. № 9. С. 9-11;
- Годовщина со дня кончины // Там же. 1955. № 10. С. 15;
- Сб. статей, посвященных 150-летию пребывания [МДА] в ТСЛ / ТСЛ. Загорск, 1964. Т. 2. С. 13-18. Маш.;
- Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 346-349;
- он же. Рус. архиереи-обновленцы. С. 67-68;
- Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 626, 638-639, 651;
- Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999. С. 58;
- Киреев А. И., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. C. 150-152;
- «Обновленческий» раскол. С. 58, 60, 448-450, 529-530, 555, 562, 568, 570-571, 585-587, 598-599, 685-687, 1031;
- Пушков С., свящ. Начальный период возрождения Моск. духовных школ (1944-1964 гг.): Профессорско-преподавательская корпорация: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2002. С. 127-129. Ркп.;
- Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Серг. П., 2005. С. 43-44, 46, 55, 61-62, 65-66, 68, 70, 75;
- Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943-1949 гг. // ВЦИ. 2006. № 1. С. 180.
Использованные материалы
- И. А. Маякова "Ермоген (Кожин)" // Православная энциклопедия, т. 18, с. 658-660
- Липаков Е. В. "Гермоген (Кожин Василий Иванович)", Архипастыри Казанские 1555-2007 (2011):
- Страница сайта Русское Православие:
[1] Сочинение сохранилось: НАРТ. Ф. 10. Оп. 2 Д. 1319.
[2] Вестник церковной истории, М., 2006, № 1, 180.
[3] Цит. из Каталога обновленческих архиереев еп. Сергия (Ларина).
[4] Левитин А., Шавров В., Очерки по истории русской церковной смуты, М., 1996, 638-639.
[5] ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 465. Л. 5.