Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРАФИМ (ПРОТОПОПОВ), САМАРСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Серафим (Протопопов) (1818 - 1891), епископ Самарский и Ставропольский.

В миру Протопопов Симеон Иванович, родился в 1818 г. в г. Москве в семье священника.

Первоначально обучался в Московской духовной семинарии.

В 1840 г. поступил в Московскую духовную академию.

12 декабря 1844 г., по окончании курса академии, назначен учителем Казанской духовной академии.

15 ноября 1845 г. получил степень магистра и назначен бакалавром Казанской духовной академии.

8 ноября 1847 г. пострижен в монашество, 19 ноября рукоположен во иеродиакона, 20 ноября - во иеромонаха.

С 11 июля 1851 г. - профессор Казанской духовной академии.

8 июня 1852 г. возведен в сан архимандрита.

27 июня 1854 г. назначен инспектором Казанской духовной семинарии, редактором журнала "Православный собеседник" и членом цензурного комитета.

11 октября 1855 г. переведен ректором Симбирской духовной семинарии.

9 июня 1856 г. переведен ректором Тверской духовной семинарии.

31 декабря 1857 г. поставлен настоятелем Тверского Отроча монастыря.

10 апреля 1866 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

С 14 апреля 1869 г. - епископ Смоленский и Дорогобужский.

2 октября 1874 г. перемещен епископом Рижским и Митавским.

8 декабря 1877 г. назначен епископом Самарским и Ставропольским.

В 1886-1888 гг. присутствовал в Св. Синоде по вопросу изменения и дополнения учебной программы духовных училищ.

Скончался 11 января 1891 г. после 2-месячной тяжелой болезни. Погребен в Самарском Александро-Невском соборе, в приделе св. Алексия.

Еп. Серафим по своим личным качествам, образованию, твердости характера и непреклонности воззрений и убеждений был одним из выдающихся иерархов русской церкви.

Он не писал для печати, но беседа его, постоянно умная и поучительная, всегда отличалась тактом, многоведением, замечательною критическою оценкою фактов и глубиною мысли. Он оставил о себе прекрасную память в Казанской духовной академии. Был отличным администратором по управлению епархией, заботился о разработке письменных памятников, требовал составления церковных летописей.

Особенным попечением еп. Серафима пользовалось училище для девиц духовного звания. Он расширил здание училища, улучшил содержание воспитанниц.

Прекрасно знал древние языки (еврейский, греческий и латинский) и новые (немецкий и французский).

Вел строго аскетическую жизнь. Был духовным руководителем б. епископа Омского и Семипалатинского Григория.

В отношениях к людям был очень добр, сердечен, справедлив и отзывчив на всякое доброе дело. Его обращение с другими может служить образцом благородства. Ум, энергия, полезный труд, серьезное отношение к делу всегда находили в нем соучастника и покровителя, а также просвещенного руководителя. Много внимания и энергии уделял развитию школьного образования.

Будучи инспектором Казанской академии, отличался большой строгостью. Студенты звали его пилой за придирчивость и мелочные нападки, но уважали его за то, что он старался приготовить всегда отличный стол, белье и платье студентам. Тут действительно пилил он эконома Филарета без всякого милосердия, несмотря на то, что монах Филарет был под покровительством ректора Агафангела. Студенты благодарны были ректору и за его руководство в практической жизни - он нередко после вечерней молитвы преподавал им самые дельные правила житейского обращения, поведения в чужом доме и проч.

В Самарской епархии его с любовью и уважением вспоминали не только священники, но и их жены, бывшие воспитанницы епархиального училища, которому преосвященный уделял много внимания. При нем был выстроен в Самаре новый Александро-Невский собор, где он нашел себе вечное упокоение.

Литература

  • Санковский А. Краткое опис. церквей Смол. еп., вып. I. Смоленск, 1898, с. 16.
  • Здравомыслов Иерархи Новгородской епархии.
  • Булгаков, с. 1410, 1411, 1413.
  • Толстой Ю., № 386.
  • Строев П., с. 42, 383, 453, 593.
  • Н. Д., с. 20, 33, 77, 78.
  • Списки архиереев, № 386.
  • Самар. еп. вед., 1869, № 11, с. 245, 1878, № 4, с. 74-76, 1879, № 11, с. 193; № 20, с. 386, 1886, № 7, с. 161; № 13, с. 261, 1887, № 7, с. 163, 1891, № 1, с. 32; № 2, с. 33-41, 61-64; № 3, с. 57-93; № 5, с. 150-157; № 13, с. 437, 1892, № 2, с. 84, 1893, № 3, с. 27-34.
  • Прил. к Сам. вед., 1886, № 3, с. 57.
  • Христ. чтен., 1869, июнь, с. 978, 980, 1872, май, с. 184; июнь, с. 215, 1875, июль-декабрь, с. 532.
  • Душеп. чтен., 1906, март, с. 421.
  • Изв. Казан. еп., 1878, № 2, с. 34, 1886, № 12, с. 290.
  • Истор. вестн., 1882, октябрь, с. 19, 1889, октябрь, с. 232, 233.
  • Труды К. Д. А., 1888, сентябрь, с. 219; октябрь, с. 59.
  • Рус. старина, 1907, октябрь, с. 41.
  • Прав. собес., 1898, октябрь, с. 374, 1900, ноябрь, с. 480, 1902, ноябрь, с. 742.
  • Церк. вестн., 1891, № 3, с. 47, 48 (некролог).
  • Ж. М. П., 1959, № 11, с. 43.
  • Приб. к Ц. В., 1891, № 3, с. 86, 87, 1900, № 52, с. 2180.
  • Рус. архив, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 100.
  • Прав. обозрен., 1886, январь, с. 637-640.
  • БЭС, т. II, с. 1954, 1993, 2082.
  • РБС, т. XVIII, с. 347.

Использованные материалы

Редакция текста от: 07.05.2011 21:16:33

"СЕРАФИМ (ПРОТОПОПОВ), САМАРСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google