Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФЕОДОР (ПОЗДЕЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Феодор (Поздеевский)
Архиеп. Феодор (Поздеевский)
Феодор (Поздеевский), в схиме Даниил (1876 - 1937), архиепископ б. Волоколамский, викарий Московской епархии, священномученик

Память 10 октября (РПЦЗ), 21 марта (Греч. [1])

Родители архиепископа Феодора (Поздеевского) и его младшая сестра Прасковья. Конец XIX - начало XX века. Фото передано Л. И. Оперинской, племянницей вл. Феодора. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
Родители архиепископа Феодора (Поздеевского) и его младшая сестра Прасковья. Конец XIX - начало XX века. Фото передано Л. И. Оперинской, племянницей вл. Феодора. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
В миру Поздеевский Александр Васильевич, родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевском, что на Вятской дороге, Ветлужского уезда Костромской губернии в семье священника Василия Поздеевского [2]. Племянник священника Александра Поздеевского (+ 1940). Сестры: О.В. Вишневская, Е.В. Поздеевская, Прасковья Цвейтова-Поздеевская [3].

В 1890 году окончил Макарьевское духовное училище по I разряду [4], в 1896 году - Костромскую духовную семинарию, в 1900 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре патрологии (где состоял с 15 августа 1900 года по 15 августа 1901 года [5]).

В 1900 году, на последнем курсе академии, был пострижен в монашество с наречением имени Феодор [6].

24 июля 1900 года рукоположен во иеромонаха. Жил в мужском монастыре г. Казани.

С 17 октября 1901 года - преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Калужской духовной семинарии.

С 3 июля 1902 года - инспектор Казанской духовной семинарии [7].

13 октября 1903 года удостоен степени магистра богословия.

С 9 февраля 1904 года - ректор Тамбовской духовной семинарии [8]. Возведён в сан архимандрита.

6 марта того же года прибыл в Тамбов. В Тамбовской семинарии он стал преподавал Священное Писание в I-VI классах. Вместе с тем он активно включился в епархиальную жизнь, часто сослужил еп. Иннокентию (Беляеву), стал членом Тамбовского Казанско-Богородичного миссионерского братства.

13 мая 1904 года утверждён редактором неофициальной части Тамбовских епархиальных ведомостей.

Утром 2 мая 1906 года, перед первым уроком, воспитанник I класса семинарии Владимир Грибоедов выстрелил в архимандрита Феодора из револьвера. Тот остался жив, однако "в семинарии в этот день ученики пели марсельезу и высказывали сожаление о неудачности выстрела " [9]. Меньшинство отрицательно относившихся к совершенному преступлению по случаю спасения жизни ректора отслужили благодарственный молебен в приходской церкви, так как в семинарской церкви этого сделать не решились, дабы "не раздражать" учеников. Грибоедов некоторое время пробыл под арестом, а затем, 4 июля, меру содержания под стражей заменили "отдачею его на поруки в сумме 3 тыс.рублей его дяде, священнику Кошеляевскому, и Грибоедов из-под стражи освобождён" [10]. Следуя христианской заповеди, архим.Феодор простил своего обидчика и не способствовал возбуждению уголовного дела. К тому же умолчание о происшествии было выгодно и Правлению семинарии, не желающему большой огласки совершённого акта [5].

С 21 августа 1906 года - ректор Московской духовной семинарии и преподаватель пастырского богословия [11].

С 19 августа 1909 года - ректор Московской духовной академии и преподаватель пастырского богословия.

14 сентября 1909 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Чин хиротонии в Московском храме Христа Спасителя возглавил митр. Московский Владимир (Богоявленский).

С 1914 года - почетный член Казанской духовной академии.

Оставался ректором Московской духовной академии, где проявил себя самоуправством в Академическом Совете и борьбой с политически и вообще с независимо мыслящими членами академической корпорации. Оказывал явное предпочтение монашеской братии и лицам в священном сане. Восстановил против себя все студенчество и половину корпорации преподавателей, которые добились его увольнения с поста ректора 1 мая 1917 г.

Архиепископ Феодор (Поздеевский) со своим отцом и братом Николаем
Архиепископ Феодор (Поздеевский) со своим отцом и братом Николаем
1 мая 1917 года назначен управляющим (на правах настоятеля) Даниловского монастыря г. Москвы.

Здесь началась его слава, слава первого праведника, охраняющего Церковь от мятежных мирских течений. Поразительно проявилось смирение владыки Феодора, этого властного администратора Московской духовной академии, человека, влиявшего на целый ряд иерархов нашего времени. Особенно возрос авторитет владыки, когда разразились бури ересей и расколов над Русской Православной Церковью. "В области церковной жизни, - говорил он, - может и должна быть главная реформа: покаяние и молитва, а все остальное, тоже, конечно, полезное, пойдет из этой благодатной реформы духа".

Был членом Поместного Собора 1917-1918 гг.

Под его руководством в Даниловом монастыре в 1918 г. была открыта Высшая богословская школа, в которой сам он преподавал аскетику. Был строгим монахом и аскетом, знатоком святоотеческого богословия и канонического права, пользовался большим уважением среди архиереев

В июне 1918 года назначен на Пермскую и Кунгурскую кафедру. Позднее назначение было отменено, на епархии не был.

24 июня 1920 г. при обыске в Даниловом монастыре собралась толпа народа. Это послужило поводом для ареста.

13 июля 1920 года был арестован вместе с еп. Гурием (Степановым) по обвинению в "антисоветской агитации", 26 июля того же года приговорен к заключению в концлагерь до конца гражданской войны.

7 ноября 1920 года срок приговора сокращен по амнистии до 5 лет. Заключение отбывал в Бутырской тюрьме. 18 марта 1922 г. был подготовлен к отправке в Соловецкий лагерь особого назначения. 24 марта 1922 г. освобожден досрочно по постановлению Президиума ВЦИК.

В обновленческом журнале "Сибирская Церковь" за 1922 г., № 2, с. 15 помещена заметка, ни на чем не основанная, что еп. Феодор увольняется от должности с признанием нежелательности пребывания его в пределах Московской епархии.

14 марта 1923 года был арестован в Костромской области и 27 марта этапирован в Москву. 20 июня был освобожден под подписку о невыезде.

В августе (?) 1923 г. возведен в сан архиепископа.

В октябре 1923 года патриархом Тихоном назначен управляющим Петроградской епархией. Назначение не принял и, оставаясь архиепископом, возглавлял оппозицию против патриарха Тихона и митрополита Сергия, именуемых "Даниловскими" и "Феодоровскими" группировками, не порывая, однако, с ними (патриархом и митрополитом) молитвенно-канонического общения.

16 апреля 1924 году арестован в Даниловом монастыре по обвинению в "антисоветской агитации". 18 октября того же года освобожден под подписку о невыезде.

10 декабря 1924 года арестован в комендатуре при явке по повестке. 19 июня 1925 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к трем годам ссылки.

В 1925-1927 гг. в ссылке в г.Аулие-Ата (ныне Казахстан, г. Джамбул).

После Декларации 1927 г. не поминал митрополита Сергия за богослужением.

4 ноября 1927 г. из ссылки освобожден без права проживания в 6 главных городах СССР в течение 3 лет.

С 1928 года жил на поселении в г. Тургай (Казахстан), затем на поселении в Орске Оренбургской губернии.

18 декабря 1930 г. приехал в Москву, был здесь около двух недель.

С 8 по 18 января 1931 г. находился в с. Макарьевском, на родине.

С 18 января 1931 г. проживал в г. Владимире.

28 мая 1931 года арестован во Владимире и отправлен в Москву, во внутреннюю тюрьму ОГПУ.

10 октября того же года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к трем годам ИТЛ.

Наказание отбывал во Свирлаге. 20 мая 1932 г. освобожден по амнистии.

Полгода тайно проживал под г. Каширой, затем вернулся во Владимир. С осени 1933 г. проживал в г. Зарайске без определенных занятий.

Архиеп. Феодор (Поздеевский). Фото из архива КГБ, 1937 год
Архиеп. Феодор (Поздеевский). Фото из архива КГБ, 1937 год
3 ноября 1933 арестован в г. Зарайске по делу "Партии Возрождения России" и переведен в Москву в Бутырскую тюрьму. Обвинялся в том, что "по возвращении из концлагеря восстановил свои связи с отдельными монахами бывшего Данилова монастыря, через которых проводил свою контрреволюционную деятельность". Проходил по групповому "делу архиепископа Феодора (Поздеевского) и епископа Парфения (Брянских)".

17 января 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам ссылки в Северный край.

Ссылку отбывал в Архангельске, а с июня 1935 года - в г. Сыктывкаре. Проживал в ссылке вместе со своей келейницей (его двоюродной сестрой) монахиней Ермогеной (Каретниковой) и иеромонахом Ананией (Алексеевым), посланным в 1935 г. к архиепископу Феодору архимандритом Симеоном (Холмогоровым) в качестве келейника. В Сыктывкаре в ссылке находились также епископ Герман (Ряшенцев) и епископ Серапион (Шевалеевский).

В конце 1936 г. и начале 1937 г. в Московской, Владимирской, Ивановской и Калининской областях было арестовано и привезено в Ивановскую тюрьму более 20 человек, обвиненных в принадлежностим к "нелегальной к/р организации церковников "Иноческое братство князя Даниила":

4 марта 1937 года арестован вместе с келейником и келейницей в Сыктывкаре. Они были отправлены из Сыктывкара в Ивановскую тюрьму для следствия по "делу иноческого братства князя Даниила".

Из материалов дела:

"...Установлено, что существовала подпольная к/р организация церковников и монашества..., возглавляемая епископом Поздеевским, находившимся в ссылке и архимандритом Холмогоровым с группой своих послушников из бывшего Московского Даниловского монастыря на основе к/р платформы ссыльных епископов "Истинно Православная Церковь"...".

Архиепископ Феодор (Поздеевский), одна из последних фотографий
Архиепископ Феодор (Поздеевский), одна из последних фотографий
:"Поздеевский обвиняется как руководитель нелегального к/р "иноческого братства имени князя Даниила"... По прямым указаниям руководителя организации Поздеевского в 1935г. был создан ряд контрреволюционных групп - ячеек организации, объединенных в т.н, "домашние нелегальные церкви" ("скиты", "обители" и т.д.)... По указаниям Поздеевского, Холмогоров и Коренченко проводили вербовку вербовку новых членов в к/р организацию церковников, тайные постриги ... По вопросам практической а/с деятельности беседовал и давал указания участникам организации архимандриту Поликарпу (Соловьеву), тайному монаху Коренченко, Михаилу Карелину, церковницам Марии Ганзиной, А.Ф.Туловской и др., приезжавшим к нему в Сыктывкар из Москвы... Создал в Сыктывкаре нелегальную к/р группу в составе Алексеева А.А. и Каретниковой А.А. Последняя была его послушницей и работала в организации по выполнению его заданий по связям... Встречался в 1936г. в к/р целях с епископом Германом (Ряшенцевым), находившимся вместе с ним в ссылке в Сыктывкаре..."

22 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Ивановской области был приговорен к расстрелу.

Незадолго до своей кончины принял схиму с именем своего покровителя преп. Даниила Московского, оставаясь однако в оппозиции.

Расстрелян 23 октября 1937 г. в Ивановской внутренней тюрьме УНКВД.

Реабилитирован 1 марта 1989 года (по 1931 г. репрессий), 23 марта 1989 года (по 1937 г.), 21 июля 1989 года (по 1935 году), 7 мая 1992 года (по 1924 году).

Почитание

Сщмч. Феодор (Поздеевский). Икона (РПЦЗ)
Сщмч. Феодор (Поздеевский). Икона (РПЦЗ)
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей канонизирован как новосвященномученик со включением Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением памяти 10 октября [12].

В 1990-е годы стоял вопрос о канонизации Московским Патриархатом, за что выступали монашествующие возрождённого Свято-Данилова монастыря; однако решения принято не было. По словам церковного историка иерея Александра Мазырина, "нельзя сказать, что такая [отрицательная] точка зрения стала общей, в том числе и среди членов Синодальной комиссии по канонизации". По его мнению, вопрос канонизации владыки Феодора ещё не закрыт [13].

Сочинения

  • "Аскетические воззрения преп. Иоанна Кассиана. (Пресвитера Массимейского). Казань, 1902. (Магистерская диссертация).
  • "Изв. Каз. Еп." 1908, № 12, с. 379, 1908, № 14, с. 456.
  • "К вопросу о страданиях". "Богосл. Вестн." 1909, октябрь, с. 286.
  • "Речь при наречении его во епископа Волоколамского 12 сентября 1909 года". "Богосл. Вестн." 1909, декабрь, с. 513. см. также "Приб. к "ЦВ" 1909, № 39, с. 1807.
  • "Библиография: "О духовной истине". Опыт православной Теодицеи (столп и утверждение истины). Книга свящ. П. Флоренского. "Богосл. Вестн." 1914, май, с. 140.
  • "К новому столетию". "Богосл. Вестн." 1914, октябрь-ноябрь, с. 209.
  • "К академическому новолетию". "Богосл. Вестн." 1915, октябрь, с. 1.
  • "Из истории папства. Значение Папы Льва Великого в развитии идеи папства". "Богосл. Вестн." 1912, июль-август, с. 477.
  • "Путь духовной мудрости". "Богосл. Вестн." 1910, январь, с. 54.
  • "Путь обновления". "Богосл. Вестн." 1910, сентябрь, с. 149.
  • "Начала Богопознания". "Богосл. Вестн." 1912, сентябрь, с. 153.
  • "Церковно-богослужебная практика по "Постановлениям Апостольским". "Голос Церкви", 1914, февраль, с. 29-48.
  • "Речь при пострижении в монашество доцента Троицкого Вл. (Илариона)" "Богосл. Вестн." 1913, апрель, с. 697.
  • "Речь в день торжественного поминовения приснопамятного митр. Платона по поводу 100-летия его кончины". "Богосл. Вестн." 1912, декабрь, с. 661 и "Приб. к "ЦВ" 1912, № 47, с. 1897.
  • "Задача духовной школы" (речь перед началом учения в Моск. Дух. Акад.). "Богосл. Вестн." 1913, сентябрь, с. 1.
  • "Речь при открытии женских Богословских педагогических курсов в Москве". "Богосл. Вестн." 1916, октябрь-декабрь, с. 177.
  • "Речь при пострижении студента Пятницкого (в монашестве Вассиана) 6 октября 1913 года". "Богосл. Вестн." 1913, ноябрь, с. 692.
  • Smysl christianskago podviga. Iz ctenij po pastyrskomu bogosloviju. Izd. Bratsva prep. Iova Pocaevskago v Montreale, 1976, 181 S.
  • "Из чтений по Пастырскому Богословию (Аскетика)". Сергиев Посад, 1911.
  • О духовной жизни: [Проповедь]: [Из архива протоиерея Алексея Беляева, который был иподиаконом Владыки Феодора с 1922 по 1930 г.]
  • ЖМП. 1996. [№] 11. С. 57-63; [№] 12. С. 53-56.

Литература

  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.901.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.6. С.336-339.
  • Сидоров Сергий, свящ. Русская Православная Церковь: 20-е годы ХХ века. Москва, 1931. Машинопись. Архив ПСТБИ. С.45-50.
  • Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991. С.199.
  • Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря// Памятники Отечества: Альманах. 1992. N 2-3. С.110-111.
  • Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т.II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч.4 "Сотрудники Академии в 1901-1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись. С.62-65,188.
  • Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись. С.7.
  • Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России/ Составитель И.И.Осипова// Церковно-исторический вестник. 1999. N 2-3. С.57-59,172-173.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.96.
  • Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.105.
  • За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.68.
  • "Церк. Вед." 1909, № 36, с. 339, 1914, № 22, с. 257, 1916, № 50, с. 434, 1917, № 18-19, с. 117.
  • "Приб. к "ЦВ" 1909, № 36, с. 1774.
  • "Прав. Собес." 1900, сентябрь, с. 321, 1901, декабрь, с. 18, 1902, апрель, с. 117, 143 (протоколы), 1902, ноябрь, с. 723, 1905, июль-август, с. 28, 1913, декабрь, с. 837, 1914, март, с. 560, 1915, февраль, с. 368, 1915, сентябрь, с. 77.
  • "Изв. Каз. Еп." 1901, № 9, с. 274, 1901, № 43, с. 361, 1903, № 16, с. 39, 1903, № 17, с. 16, 1904, № 9, с. 295-297, 1911, № 27-28, с. 839.
  • "Синодик епископа Афанасия (Сахарова)".
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 16-17.
  • "Именной список ректор. и инспектор. СПБ дух. академ. и семинар. на 1917 г.", с. 20.
  • Теодорович Т.П. "К сорокалетию пастырства", ч. 1, с. 28.
  • Булгаков, с. 1406.
  • БЭС т. II, стб. 2411.
  • ФПС I, № 30, с. 2, III, с. 7.
  • ФАМ I, № 265, с. 21.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 218-223; III, 23, 31.
  • Regel'son 340, 345, 347, 533, 574-576.
  • A. Levitin - V. Savrov, Ocerki po istorii II, 161f, 212, 214, 227.
  • M. Poískij, Novye muceniki II, 90.
  • D. Pospielovsky, The Russian Church 156.
  • I.M. Andreyev, Russiá Catacomb Saints 185, 203, 237: 1920 befand er sich im Gefangnis.
  • Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...". М. 1998.
  • Голубцов С., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. с. 26-33.

Использованные материалы



[1]  "Ὁ Ἅγιος Θεόδωρος ὁ Ἱερομάρτυρας Ἐπίσκοπος Ποζδέγιεβ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3000/sxsaintinfo.aspx.

[2]  Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия / под общ. ред. митр. Костромского и Нерехтского Ферапонта. - Кострома: 2019. - 848 С. илл.; с. 601.

[3]  Упоминается в прошении об освобождении брата от 16 апреля 1923 года - http://pkk.memo.ru/letters_pdf/000939.pdf

[4]  "Выпускники Макарьевского духовного училища 1890 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/makaryevdu.html

[5]  Просветов Р. Ю., Тамбовская духовная семинария при ректорах Феодоре (Поздеевском) и Симеоне (Холмогорове) в 1904-1907 годах, http://co6op.narod.ru/txt/Feodor/seminary.html

[6]  "Выпускники Казанской духовной академии 1900 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[7]  некоторые источники ошибочно указывают Калужской

[8]  Указ Святейшего Синода за № 1204 от 9 февраля 1904 года инспектору Казанской духовной семинарии, иеромонаху Феодору (Поздеевскому) о назначении на должность ректора Тамбовской духовной семинарии, с возведением его в городе Казани в сан архимандрита. См. Тамбовские епархиальные ведомости, 1904, № 10, с.183.

[9]  ГАТО, ф. 186, оп.114, д.1, л. 276

[10]  ГАТО, ф. 66, оп.1, д.772, л. 9.

[11]  Указ Св. Синода за № 9052 от 21 августа 1906 года

[12]  Список Новомучеников и Исповедников Российских (утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г.), страница официального сайта Архиерейского синода Русской Православной Церкви Заграницей, http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh Sobor 1981 spisok novom...htm

[13]  "Оспариваемый святитель. Священник Александр Мазырин об архиепископе Феодоре (Поздеевском), мифах и спорах вокруг его личности и жизни", страница портала Православие.Ru, 23 октября 2015 г., http://www.pravoslavie.ru/87037.html.

Редакция текста от: 05.02.2024 15:31:31

"ФЕОДОР (ПОЗДЕЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google