АВРААМИЙ (ДЕРНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Авраамий (Дернов), архиеп. Фото с сайта Izhiza.Ru
Авраамий (Дернов), архиеп. Фото с сайта Izhiza.Ru
Авраамий (Дернов) (1874 - 1939), архиепископ Глазовский, викарий Вятской епархии

В миру Дернов Анатолий Иванович, родился 29 июля 1874 года в селе Верхние Парзи Глазовского уезда Вятской губернии в семье священника Иоанна Дернова (1837-1899), был четвертым из шести детей отца Иоанна. Почти все его детство прошло в городе Глазове. Родной брат священников Василия и Николая Дерновых.

До девяти лет обучался в приходской школе, а затем в Глазовском духовном училище, Вятской духовной семинарии и Казанской духовной академии. На третьем курсе академии, в 1900 году, был пострижен в монашество с наречением имени Авраамий.

В 1901 году окончил курс Казанской духовной академии со званием действительного студента с правом получения степени кандидата без новых устных испытаний [1].

Являлся членом киргизской инородческой миссии и проживал в городе Семипалатинске.

В 1910 году был назначен настоятелем Белостокского Благовещенского монастыря Гродненской губернии в сане архимандритом.

Во время первой мировой войны с наступлением немецких войск на Польшу монахов эвакуировали в Москву в Высокопетровский монастырь, где настоятельство с архимандрита Авраамия было снято. С 1915 года ему, как беженцу, приходилось жить в Москве, затем в Казани, в Вятке, и в Глазове.

По утверждению Православной энциклопедии, в 1917 году был архимандритом Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, однако это утверждение сомнительно [2].

В 1920 году назначен наместником Вятского мужского Трифонова монастыря. В 1923 году члены монастырского совета Трифонова монастыря обратились с просьбой к с патриарху Тихону о рукоположении о. Авраамия во епископа, вследствие ареста архиепископа Вятского Павла (Борисовского) и епископа Уржумского Виктора (Островидова).

16 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Уржумского. Хиротонию в Москве возглавил патриарх Тихон. Епископу Авраамию было вверено управление всеми приходами Вятской епархии.

Его успешное противоборство обновленчеству не осталась без внимания ОГПУ.

27 декабря 1923 года он был арестован в первый раз. В мае 1924 года он был освобожден под подписку о невыезде. Князь К. Э. Ухтомский, сидевший с епископом около двух месяцев в одной тюремной камере, в своих письмах друзьям давал владыке очень высокую оценку:

"Был со мной человек по своему умственному развитию и нравственному уровню и по всему складу своей духовной натуры очень симпатичный для меня – это епископ Авраамий, но он ушел. Я рад за него, но его освобождение еще более сгустило окружающий меня мирок. Оставшиеся священники хотя и считают себя «исповедниками» веры Христовой – ничего, однако, общего не имеют с той задушевной и искренней верой, какой полна душа «младенца» - Авраамия…" (июль 1924).

"Очень уж симпатичен и дорог для меня этот кроткий и истинно-верующий человек, в нем как-то все слилось: и твердость духа, и кротость, почти робость житейская <...> таких пастырей мало у нас было, а сейчас, в дни повсеместного оскудения и морального упадка – почти и совсем не видно" (август 1924).

Высоко ценил епископа Авраамия и епископ Виктор (Островидов). Они были знакомы еще со времени обучения в Казанской духовной академии и поддерживали друг с другом хорошие отношения. Будучи в ссылке, владыка Виктор писал своим духовным чадам в Вятку:

"Я думаю, что посещаете службу владыки Авраамия. Так и делайте, держитесь за него крепче и во всем его слушайтесь и советуйтесь с ним, если какая нужда будет. С еретиками-отступниками от Вселенской Церкви не молитесь".

"Очень хорошо сделала, что на день именин посетила владыку Авраамия: лучшего ничего и придумать нельзя было. Господь да не оставит тебя за это святое дело. Владыка Авраамий – великий человек по своему смирению перед Богом. Наверное, его тоже сошлют куда-либо далеко. Помоги ему Господи!"

6 марта 1925 года еп. Авраамий снова был арестован. Поводом для его задержания послужила его активная помощь ссыльным вятским епископам и священникам, в частности епископам Павлу (Борисовскому) и Виктору (Островидову).

В январе 1928 года, вернувшись из ссылки, поселился в Глазове.

Когда в 1927-1928 годах в епархии произошло разделение, порожденное отказом епископа Виктора (Островидова) принимать декларацию митрополита Сергия (Страгородского), владыка Авраамий (Дернов) занял нейтральную позицию. Епископ Авраамий в двух своих письмах выразил свое отношение к происходящему. Он писал о своем желании "уйти в безвестное странничество, чтобы молиться без зазрения совести во всяком храме без различия". А в другом письме он писал: "я предан не лично тому или иному иерарху, а тому пути Христову, на котором он стоит". Многие поверили владыке Авраамию и вернулись в Церковь.

Не имея возможности управлять Уржумским викариатством, он предполагал уйти на покой. Но в начале марта 1929 года из Патриархии получен указ, датированный 22 февраля, которым ему поручалось управление приходами Глазовского уезда.

В 1931 году епископ Авраамий был приговорен за "антисоветскую агитацию" к принудительным работам сроком на один год. Этот приговор стал главной причиной того, что владыка Авраамий по собственному прошению был уволен на покой. Однако, как свидетельствуют документы, из Глазова он не уехал, так как срок его ссылки истекал только в 1934 года. Вместе с братом Василием еп. Авраамий в 1933-1934 годы продолжал входить в состав "служителей культа состоящих на службе в религиозной общине Преображенского собора".

14 мая 1935 года был назначен епископом Глазовским. В Глазове жил в сторожке Преображенского собора.

7 января 1937 года возведен в сан архиепископа.

В начале 1937 года городские власти закрыли Преображенский собор, объявив верующим о необходимости его ремонта. Вместе с делегацией духовенства и верующих епархии в январе 1937 года посетил митр. Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) с ходатайством об открытии Преображенского собора. Поскольку собор не открыли, он начал служить в квартире в присутствии немногих прихожан, начиная службу в четыре часа утра.

10 мая 1937 года вновь был арестован, заключение отбывал сначала в глазовской тюрьме, затем во внутренней тюрьме НКВД УАССР Ижевска. Предъявленное обвинение в антисоветской агитации он отверг, сказав лишь, что закрытие храма является гонением на верующих и нарушением Конституции.

Вслед за владыкой арестовали псаломщика Дмитрия Модестова и церковного старосту Преображенского собора Андрея Пепеляева, также проживавших в сторожке вместе с архиепископом. Все трое были обвинены в том, что "собирали у себя в квартире нелегальные сборища под видом якобы заседаний церковного совета, на которых участвовали попы, кликуши и религиозные фанатики. ... и прикрываясь тем, что обсуждают вопросы о ходатайстве об открытии собора ‒ фактически вели [беседы] антисоветского характера, клеветали на органы советской власти".

4 ноября 1937 года на закрытом судебном заседании выездной сессии специальной коллегии Верховного суда УАССР архиеп. Авраамий был приговорен к десяти годам тюремного заключения.

22 июня 1939 года архиепископ Авраамий (Дернов), продолжавший томиться в Ижевской тюрьме, отправляет на имя прокурора РСФСР краткую жалобу:

"Совместно с Модестовым и Пепеляевым по ст. 58/10 ч.1. УК в ноябре месяце 1937 года я осужден на 10 лет тюремного заключения. В отношении этих двух лиц состав преступления как будто на суде был доказан, а в отношении меня никакого состава преступления как предварительным, так и судебным следствием установлено не было. Хотя я уже дряхлый старик, но напрасно сидеть в тюрьме не хочется... Прошу истребовать от Верховного суда Удмуртской АССР дело по обвинению меня, Дернова Авраамия Ивановича, Модестова и Пепеляева... и опротестовать приговор в отношении меня, добиваясь его отмены и прекращения дела за отсутствием состава преступления..."

Однако Прокуратура УАССР, ссылаясь на то, что "виновность всех осужденных установлена показаниями свидетелей... и частичным признанием всех обвиняемых, в том числе Дернова, подтвердившего на суде, что расстрелянного как врага народа Тухачевского он сожалел как человека», постановила: "в принесении протеста отказать".

30 августа 1938 года последовало распоряжение о ссылке в северо-восточные лагеря.

В 1939 году он был отправлен в лагерь и на этапе скончался. Место погребения неизвестно.

В 1970-е годы его имя было внесено Церковью на вечное поминовение в Троице-Сергиевой лавре.

27 апреля 1992 года был реабилитирован прокуратурой Удмуртии по делу 1930 года. 10 июня 1992 года реабилитирован прокуратурой Кировской области по делу 1925 года.

В возрожденной Глазовской епархии поднят вопрос о канонизации владыки как подвижника благочестия в лике местночтимых святых.

Литература

  • Сведения о репрессированных клириках и мирянах Русской Православной Церкви по Ижевско-Удмуртской епархии в советский период
  • ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.73.
  • РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 93;
  • УКГБ Удмуртской АССР. Арх. № 1141.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.1. с. 25.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. с. 924, 927, 952, 957.
  • Ведомость о монастырях за 1915 г. Пг., 1915. с.15.
  • Семибратов В. К. "Всех близких нам вятичей поминаем" - писал из сибирской ссылки епископ Виктор (Островидов) // Вятский епархиальный вестник. 1996. N 8 (76). с.5.
  • Шумилов Е. Ф. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии, ХХ в. Ижевск, 1996.
  • Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.2. Киров (Вятка), 2004. 64с. с. 6-7.
  • ФМП № 2, с. 1.
  • ФПС I, № 175, с. 7, II, с. 4, IV, с. 1, V, ? 3.
  • ФАМ I, № 4, с. 1.
  • Заметки и дополнения Е.М.

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Казанской духовной академии 1901 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[2]  По утверждению краеведа Глеба Кочина, эта ошибка происходит от первой части каталога «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы», составленного митрополитом Куйбышевским и Сызранским Мануилом (Лемешевским) к 1966 г., и опубликованного в Германии в 1979 г., См. Глеб Кочин "Архиепископ Глазовский Авраамий" - http://izhiza.ru/index.php/izhiza-publik/publitsistika/622-a...mij

Редакция текста от: 02.08.2019 21:59:59

"АВРААМИЙ (ДЕРНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google