Авраамий (Дернов), архиеп. Фото с сайта Izhiza.Ru |
В миру Анатолий Иванович Дернов, родился 29 июля 1874 года в селе Верх-Порзи Глазовского уезда Вятской губернии в семье священника Иоанна Дернова (1837-1899), был четвертым из шести детей отца Иоанна. Почти все его детство прошло в городе Глазове. Родной брат священников Василия и Николая Дерновых.
До девяти лет обучался в приходской школе, а затем в Глазовском духовном училище, Вятской духовной семинарии и Казанской духовной академии.
31 марта 1900 года, на третьем курсе академии, был пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Авраамия Болгарского.
В 1900 году рукоположен в диакона и священника.
В 1901 году окончил курс Казанской духовной академии со званием действительного студента с правом получения степени кандидата без новых устных испытаний [1].
Являлся членом киргизской инородческой миссии и проживал в городе Семипалатинске.
В 1910 году был назначен настоятелем Белостокского Благовещенского монастыря Гродненской губернии в сане архимандритом.
Во время первой мировой войны с наступлением немецких войск на Польшу монахов эвакуировали в Москву в Высокопетровский монастырь, где настоятельство с архимандрита Авраамия было снято. С 1915 года ему, как беженцу, приходилось жить в Москве, затем в Казани, в Вятке, и в Глазове.
По утверждению Православной энциклопедии, в 1917 году был архимандритом Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, однако это утверждение сомнительно [2].
В 1920 году назначен наместником Вятского мужского Трифонова монастыря. В 1923 году члены монастырского совета Трифонова монастыря обратились с просьбой к с патриарху Тихону о рукоположении о. Авраамия во епископа, вследствие ареста архиепископа Вятского Павла (Борисовского) и епископа Уржумского Виктора (Островидова).
16 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Уржумского. Хиротонию в Москве возглавил патриарх Тихон. Епископу Авраамию было вверено управление всеми приходами Вятской епархии.
Его успешное противоборство обновленчеству не осталась без внимания ОГПУ.
27 декабря 1923 года он был арестован в первый раз. В мае 1924 года он был освобожден под подписку о невыезде. Князь К. Э. Ухтомский, сидевший с епископом около двух месяцев в одной тюремной камере, в своих письмах друзьям давал владыке очень высокую оценку:
Высоко ценил епископа Авраамия и епископ Виктор (Островидов). Они были знакомы еще со времени обучения в Казанской духовной академии и поддерживали друг с другом хорошие отношения. Будучи в ссылке, владыка Виктор писал своим духовным чадам в Вятку:
6 марта 1925 года еп. Авраамий снова был арестован. Поводом для его задержания послужила его активная помощь ссыльным вятским епископам и священникам, в частности епископам Павлу (Борисовскому) и Виктору (Островидову).
В январе 1928 года, вернувшись из ссылки, поселился в Глазове.
Когда в 1927-1928 годах в епархии произошло разделение, порожденное отказом епископа Виктора (Островидова) принимать декларацию митрополита Сергия (Страгородского), владыка Авраамий (Дернов) занял нейтральную позицию. Епископ Авраамий в двух своих письмах выразил свое отношение к происходящему. Он писал о своем желании "уйти в безвестное странничество, чтобы молиться без зазрения совести во всяком храме без различия". А в другом письме он писал: "я предан не лично тому или иному иерарху, а тому пути Христову, на котором он стоит". Многие поверили владыке Авраамию и вернулись в Церковь.
Не имея возможности управлять Уржумским викариатством, он предполагал уйти на покой. Но в начале марта 1929 года из Патриархии получен указ, датированный 22 февраля, которым ему поручалось управление приходами Глазовского уезда.
В 1931 году епископ Авраамий был приговорен за "антисоветскую агитацию" к принудительным работам сроком на один год. Этот приговор стал главной причиной того, что владыка Авраамий по собственному прошению был уволен на покой. Однако, как свидетельствуют документы, из Глазова он не уехал, так как срок его ссылки истекал только в 1934 года. Вместе с братом Василием еп. Авраамий в 1933-1934 годы продолжал входить в состав "служителей культа состоящих на службе в религиозной общине Преображенского собора".
14 мая 1935 года был назначен епископом Глазовским. В Глазове жил в сторожке Преображенского собора.
7 января 1937 года возведен в сан архиепископа.
В начале 1937 года городские власти закрыли Преображенский собор, объявив верующим о необходимости его ремонта. Вместе с делегацией духовенства и верующих епархии в январе 1937 года посетил митр. Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) с ходатайством об открытии Преображенского собора. Поскольку собор не открыли, он начал служить в квартире в присутствии немногих прихожан, начиная службу в четыре часа утра.
10 мая 1937 года вновь был арестован, заключение отбывал сначала в глазовской тюрьме, затем во внутренней тюрьме НКВД УАССР Ижевска. Предъявленное обвинение в антисоветской агитации он отверг, сказав лишь, что закрытие храма является гонением на верующих и нарушением Конституции.
Вслед за владыкой арестовали псаломщика Дмитрия Модестова и церковного старосту Преображенского собора Андрея Пепеляева, также проживавших в сторожке вместе с архиепископом. Все трое были обвинены в том, что "собирали у себя в квартире нелегальные сборища под видом якобы заседаний церковного совета, на которых участвовали попы, кликуши и религиозные фанатики. ... и прикрываясь тем, что обсуждают вопросы о ходатайстве об открытии собора ‒ фактически вели [беседы] антисоветского характера, клеветали на органы советской власти".
4 ноября 1937 года на закрытом судебном заседании выездной сессии специальной коллегии Верховного суда УАССР архиеп. Авраамий был приговорен к десяти годам тюремного заключения.
22 июня 1939 года архиепископ Авраамий (Дернов), продолжавший томиться в Ижевской тюрьме, отправляет на имя прокурора РСФСР краткую жалобу:
Однако Прокуратура УАССР, ссылаясь на то, что "виновность всех осужденных установлена показаниями свидетелей... и частичным признанием всех обвиняемых, в том числе Дернова, подтвердившего на суде, что расстрелянного как врага народа Тухачевского он сожалел как человека», постановила: "в принесении протеста отказать".
30 августа 1938 года последовало распоряжение о ссылке в северо-восточные лагеря.
После двух лет и трех месяцев, проведённых в тюрьмах Ижевска и Глазова, архиепископ Авраамий недолгое время находился в заключении в Ленинградской и Соловецкой тюрьмах.
2 ноября 1939 года переведен в Сорокский исправительно-трудовой лагерь НКВД. Как следует из его личного дела, первое время он отбывал срок во втором строительном участке Сороклага, расположенном в старинном поморском селе Сумский Посад.
В сентябре 1940 года находился на территории Сорокского отдельного лагерного пункта (ОЛП) в городе Беломорске. Врачебная комиссия лагеря неоднократно отмечала старческую дряхлость архиепископа Авраамия, страдавшего после долгого пребывания в сырых тюремных камерах от миокардита и артериосклероза. Вскоре владыка оглох на оба уха, его признали инвалидом и освободили от общих работ.
16 марта 1942 году, окончательно обессилев, «заключенный Дернов» был помещён в стационар «колонны № 38» Кодинского ОЛП, находившегося рядом с железной дорогой при рабочем посёлке Кодино Онежского района Архангельской области.
Скончался 1 мая 1942 года в тюремном стационаре.
В 1970-е годы его имя было внесено Церковью на вечное поминовение в Троице-Сергиевой лавре.
27 апреля 1992 года был реабилитирован прокуратурой Удмуртии по делу 1930 года. 10 июня 1992 года реабилитирован прокуратурой Кировской области по делу 1925 года.
В возрождённой Глазовской епархии поднят вопрос о канонизации владыки как подвижника благочестия в лике местночтимых святых.
Литература
- Сведения о репрессированных клириках и мирянах Русской Православной Церкви по Ижевско-Удмуртской епархии в советский период
- ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.73.
- РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 93;
- УКГБ Удмуртской АССР. Арх. № 1141.
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.1. с. 25.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. с. 924, 927, 952, 957.
- Ведомость о монастырях за 1915 г. Пг., 1915. с.15.
- Семибратов В. К. "Всех близких нам вятичей поминаем" - писал из сибирской ссылки епископ Виктор (Островидов) // Вятский епархиальный вестник. 1996. N 8 (76). с.5.
- Шумилов Е. Ф. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии, ХХ в. Ижевск, 1996.
- Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.2. Киров (Вятка), 2004. 64с. с. 6-7.
- ФМП № 2, с. 1.
- ФПС I, № 175, с. 7, II, с. 4, IV, с. 1, V, ? 3.
- ФАМ I, № 4, с. 1.
- Заметки и дополнения Е.М.
Использованные материалы
- Андреев Николай, свящ., "Подвиг исповедничества в жизни архиепископа Авраамия (Дернова)" // Официальный сайт Вятского духовного училища:
- Дамаскин (Орловский), игум., Шумилов Е. Ф., "Авраамий (Дернов)" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 169 (электронная версия от 22 октября 2007):
- Биография на сайте "Русское Православие":
- Глеб Кочин "Архиепископ Глазовский Авраамий"
- http://izhiza.ru/index.php/izhiza-publik/publitsistika/622-a...mij (материал использован частично)
- Кочин Г. Подвиг смиренного воина Христова // Журнал Московской Патриархии. 2023. — № 6. — С. 74—85.
[1] "Выпускники Казанской духовной академии 1901 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html
[2] По утверждению краеведа Глеба Кочина, эта ошибка происходит от первой части каталога «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы», составленного митрополитом Куйбышевским и Сызранским Мануилом (Лемешевским) к 1966 г., и опубликованного в Германии в 1979 г., См. Глеб Кочин "Архиепископ Глазовский Авраамий" - http://izhiza.ru/index.php/izhiza-publik/publitsistika/622-a...mij