Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИННОКЕНТИЙ (БЕЛЯЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иннокентий (Беляев), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии
Иннокентий (Беляев), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии
Иннокентий (Беляев) (1862 - 1913), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии

В миру Беляев Иван Васильевич, родился 23 сентября 1862 года во Владимирской губ., в семье священника.

Окончил духовное училище, Владимирскую духовную семинарию, в 1885 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Некоторое время был домашним учителем детей в семье будущего митр. Санкт-Петербургского Антония (Вадковского).

16 августа 1885 года назначен преподавателем русской словесности и литературы в женское епархиальное училище г. Тобольска, затем - преподавателем в тобольскую Мариинскую женскую гимназию, в 1887 году - инспектором классов.

После кончины супруги и детей в марте 1895 года был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского, 26 марта рукоположен во иерея, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем виленского Троицкого монастыря. Одновременно был председателем епархиального училищного совета, председателем комитета виленского Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству нравственно-религиозных народных чтений.

В 1898 году выпустил капитальный труд "О пострижении в монашество", за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему ученую степень магистра богословия.

Сумский викарий Харьковской епархии

1 августа 1899 года был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротония состоялась в Исаакиевском соборе С.-Петербурга.

27 августа 1900 года освятил двухэтажное здание харьковского училища для глухонемых, произнес "теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих", благословил учредителя училища свящ. Василия Ветухова иконой Спасителя. Возглавил Харьковское отделение попечительства о глухонемых (учреждено имп. Марией Феодоровной), открыл ремесленную школу в с. Кочеток и хутор-школу в слободе Клугиновка.

Нарвский викарий Санкт-Петербургской епархии

10 декабря 1901 года был назначен епископом Нарвским, викарием Санкт-Петербургской епархии, стал ближайшим помощником митр. Антония (Вадковского).

По поручению митрополита Антония 20 января 1902 года возглавил Комиссию для описания архива Александро-Невской лавры, учрежденную по инициативе С. Г. Рункевича. 7 февраля освятил в столице церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" при приюте детей-калек и паралитиков Василеостровского отдела Общества попечения о бедных и больных детях, 11 марта - церковь во имя прп. Сергия Радонежского при 2-м реальном училище. Содействовал основанию женской общины, впоследствии Покровского Пореченского женского монастыря (ныне Покровский храм дер. Козья Гора Сланцевского района Ленинградской обл.), 10 декабря того же года Синод одобрил проект этой обители, представленный еп. Иннокентием.

Епископ Тамбовский

8 февраля 1903 года возглавил Тамбовскую и Шацкую епархию.

Вместе с тамбовским губ. В. Ф. фон дер Лауницем принял деятельное участие в организации, а затем и в самом торжестве прославления мощей прп. Серафима Саровского, проявив "распорядительность, предусмотрительность", талант "выдающегося духовного администратора". Накануне торжеств по его инициативе близ дорог, ведущих в Саровскую пустынь, были устроены для богомольцев около сотни временных ночлежных бараков с часовнями, а также особые бараки "для заразных", "для буйных", колодцы и т. д. В каждой часовне постоянно находился чередной священник и певчие, совершались панихиды и молебны. Для служения в часовнях он пригласил 30 иеромонахов из монастырей Тамбовской, Нижегородской и Харьковской епархий, 30 священников Тамбовской епархии и около 150 послушников и причетников. 3 июля 1903 года Иннокентий (Беляев) вместе с митр. Антонием (Вадковским), еп. Нижегородским Назарием (Кирилловым) прибыл в Саровскую пустынь, отслужил заупокойную литургию и панихиду по старцу Серафиму, затем участвовал во всех основных богослужениях, крестных ходах и др. торжествах, в т. ч. связанных с посещением Сарова и Дивеева царской семьей. Составил акафист прп. Серафиму [1], который был принят Синодом [2].

В 1904 году еп. Иннокентий восстановил Козловское викариатство, вдовствовавшее с 1869 года более 30 лет, четко обозначив круг полномочий викария: пенсионное обеспечение духовенства, хозяйственные дела духовных училищ, ведение церковной документации (контроль за исповедными, метрическими, обыскными, приходо-расходными книгами), следственное производство по брачным делам и проч.

За пятилетний период его управления епархией были построены просторное здание женского епархиального училища, несколько храмов, в т. ч. тамбовский Никольский (1908), монументальный пятикупольный Михаило-Архангельский в с. Мордове (1909), Покровский в Гавриловке (в имении А. Н. Сатиной), Свято-Троицкий в с. Вановье (1908), в 1905-1906 годах перестроен кафедральный тамбовский Преображенский собор (кон. XVII в.). В Тамбовском духовном училище была устроена домовая церковь во имя прп. Серафима Саровского (1904). Ремонтные и реставрационные работы проведены в Старо-Покровской (60-е гг. XVIII в.) и Варваринской (нач. XIX в.) церквах, в тамбовском Казанском мужском монастыре (перестроена Крестовая церковь, новый иконостас для которой архиерей заказал московскому худож. И. Г. Лебедеву), в тамбовском Вознесенском монастыре (в 1906-1908 отреставрирован Вознесенский собор, освящены боковые Никольский и Екатерининский приделы).

В 1904-1906 годах тесно сотрудничал с ректором семинарии архим. Феодором (Поздеевским), поддерживал и инициировал мн. его духовно-просветительские начинания. С 14 ноября 1904 года по благословению архиерея в семинарии проводились публичные еженедельные воскресные чтения "по вопросам религиозно-философским и литературно-общественным". При его поддержке архим. Феодор организовал для учеников 5-6 классов семинарии проповеднический кружок. Архиепископ определил для этого четыре приходские церкви (Варваринскую, Покровскую, Старо-Покровскую и Введенскую), где учащиеся "пробовали" себя в проповеднической деятельности на ранних литургиях. "Искренно радуюсь, что дело проповедничества становится живым, увлекающим собою молодых проповедников", - писал еп. Иннокентий в ответ на отчет архим. Феодора о деятельности проповеднического кружка [3]. В 1904 году еп. Иннокентий назначил архим. Феодора редактором неофициальной части Тамбовских епархиальных ведомостей, поощрял инициативу архимандрита предоставлять страницы издания для обсуждения "общих пастырских интересов и вопросов и для обмена мыслей".

Время управления И. Тамбовской епархией омрачилось революционными событиями 1905 года. Часть семинаристов охватил, по определению еп. Иннокентия, "дух бунта". Так, в марте 1905 года после попытки объявить забастовку 20 семинаристов были отчислены, в октябре того же года учащиеся вновь взбунтовалась, предъявили ректору петицию из 16 пунктов с требованием различных реформ. В итоге архиерей распорядился прекратить занятия в семинарии и распустить учащихся. После ряда мер, принятых архиереем, занятия возобновились.

25-27 января 1906 года еп. Иннокентий организовал 1-е пастырское собрание духовенства Тамбовской епархии, на котором архим. Феодор (Поздеевский) выступил с докладом о реформе духовных школ. Он заметил, что духовная "школа профессиональная и сословная, но она же и общеобразовательная. Отсюда постоянная борьба направлений светского и духовного, и перевес, кажется, на стороне светского". Архим. Феодор предлагал отделить "светский элемент" и создать "совершенно особый тип пастырской школы" для тех, кто искренно желает связать свою судьбу с церковным служением [4]. Этот проект, несколько сократив и переработав, еп. Иннокентий представил в Святейший Синод.

Еп. Иннокентий боролся против активизировавшихся на Тамбовщине с 1905 года сект хлыстов, молокан и особенно баптистов. Выступая 5 января 1909 года на епархиальном собрании духовенства, еп. Иннокентий говорил о деятельности баптистских проповедников: "За последние три года нам приходится быть свидетелями того, как постепенно пробуждается и поднимает голову сектантство, как настойчивее требует оно от гражданской власти свободы своего вероисповедания, признания своих общин законом" [5].

К началу XX века в Тамбовской епархии остро встал вопрос о внутренней миссии, т. е. просвещении самих православных прихожан, поэтому существовавшее в Тамбове Казанско-Богородичное миссионерское братство архиерей преобразовал в Богородично-Серафимовское миссионерское просветительское братство. На епархиальном съезде духовенства 27 января 1907 года все клирики стали членами этого братства. Еп. Иннокентий организовывал и особые миссионерские союзы среди приходского духовенства. Одним из первых был создан в 1906 году миссионерский союз с центром в с. Митрополье, куда входили пять приходов. Члены этого союза проводили общественные чтения, беседы, распространяли духовную литературу и т. д. Другим миссионерским начинанием владыки стало появление специальных миссионерских курсов с целью обучения и воспитания помощников для миссионеров - т. н. православных начетчиков. Первые миссионерские курсы состоялись в г. Тамбове в феврале 1905 года, затем - в различных населенных пунктах, гл. обр. в селах с большим количеством сектантов. Участники курсов изучали Свящ. Писание, вероучение сектантов, учились грамотно полемизировать.

Убежденный монархист, еп. Иннокентий поддержал организованный осенью 1905 года Тамбовский союз русских людей, направил приветствие учредительному собранию союза и благословение - икону прп. Серафима Саровского. 23 апреля 1907 года в тамбовском кафедральном соборе по окончании литургии архиерей возглавил церемонию освящения знамени и хоругви союза. Принимал участие в 4-м Всероссийском монархическом съезде, проходившем в Москве в том же году.

Во время русско-японской войны 1904-1905 годов по благословению архиерея монастыри, духовные школы, причты епархии собирали средства на военные нужды, на помощь раненым, инвалидам, вдовам и сиротам убитых воинов. Проводились целевые сборы: на иконы, передвижную церковь, храм на воинском кладбище в Маньчжурии. Личные пожертвования делал и сам владыка. Архиерей распорядился разместить в обителях ок. 600 раненых, а 119 детей погибших офицеров поселить в монастырских приютах. 17 марта 1905 года имп. Николай II направил на имя еп. Иннокентия телеграмму: "Сердечно благодарю вас, владыко, и церкви и монастыри Тамбовской епархии за благоговейное приношение подвижного храма-палатки во имя преподобного Серафима, Саровского Чудотворца для войск действующей армии. Я повелел доставить его в распоряжение главнокомандующего с тем, чтобы этот походный храм служил духовным нуждам частей шестого Сибирского корпуса, в составе которых находятся преимущественно тамбовцы" [6].

После убийства московского губ. вел. кн. Сергея Александровича еп. Иннокентий в числе др. архиереев служил в Чудовом монастыре у гроба заупокойные службы. В слове, сказанном перед одной из панихид, он восклицал:

"Путь к своей свободе мятежники прокладывают насилием, поливают его, во имя той же свободы, кровью; устилают трупами царских слуг и верных советников! Воистину мы стали в студ и поношение у соседей и врагов наших! Чем дальше, тем больше покрывается позором лицо Земли Русской, даже Кремль Москвы благочестивой. Отколе солнце стоит на небе,- не слыхано, чтобы в государстве Русском, во время войн его тяжелых, совершались внутренние междоусобия и убийства" [7].

Еп. Иннокентий дважды вызывался в Санкт-Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода, был призван также к участию в трудах Предсоборного присутствия. В 1907 году по поручению Синода выполнил ревизию Владикавказского епархиального управления, в 1909 году - ревизию Екатеринославской епархии.

Архиепископ Карталинский, экзарх Грузии

7 декабря 1909 года был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, членом Синода.

Назначение на Кавказ состоялось в трудное время - после убийства в 1908 году экзарха архиеп. Никона (Софийского) активизировалась борьба за автокефалию Грузинской Церкви. Прощаясь с тамбовской паствой, архиерей признавался: "При известии о новом предстоящем труде... встало в сердце тревожное опасение, не найти бы и мне там на далекой чужбине своей могилы" [8]. 25 января 1910 года в Сионском соборе Тифлиса (Тбилисском Сиони) архиерей призвал клириков и паству к единству, напомнил, что "и грузин, и русский, и грек, и мингрелец - все братья во Христе" [9]. Возглавив Грузинский экзархат, он снискал доверие населения, "внес в службу и брожение паствы умиротворение и порядок", пользовался всесторонней поддержкой наместника Кавказа гр. И. И. Воронцова-Дашкова.

Одновременно архиерей управлял монастырем Марткопи.

13 февраля 1911 года совершил хиротонию ректора Тифлисской духовной семинарии архим. Пимена (Пегова) во епископа Бакинского, викария Карталинской епархии. В новом здании Тифлисского реального училища архиеп. Иннокентий освятил церковь во имя свт. Иоанна Златоуста (1912). По поручению архиерея при женских монастырях в Бодбе, Самтавро, Мамкоди были организованы курсы по подготовке сестер милосердия. С той же целью в Тифлисе учреждено братство св. Надежды (1912).

Почетный член Московской духовной академии (с 1911), Казанской духовной академии (с 1912), действительный член Церковно-благотворительного общества памяти прот. св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Скончался 9 сентября 1913 года в Санкт-Петербурге от паралича сердца, в доме Духовного ведомства. В день смерти приобщился Св. Таин. Погребен, согласно завещанию, на братском Никольском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилой митр. Антония (Вадковского).

Сочинения

  • Краткий очерк 300-летнего существования г. Тобольска. [Тобольск], 1887;
  • Слово в Великую пятницу пред св. плащаницей // Литовские ЕВ. 1898. № 15. С. 142-143;
  • Слово в день Вознесения Господня и священного коронования на царство благочестивейшего государя имп. Николая Александровича, 14 мая 1898 г. // Там же. № 21. С. 197-198;
  • Пострижение в монашество: Опыт ист.-литург. исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в греч. и рус. Церквах до XVII в. включительно. Вильно, 1899;
  • Книга Руфь: Экзегетич. очерк // ВиР. 1900. Т. 1. Ч. 1. № 6. С. 315-334; № 7. С. 371-384;
  • Слова и речи. СПб., 1907. 2 т.;
  • Обращение к съезду духовенства епархии сессии 1908 г. // Тамбовские ЕВ. 1908. № 5. С. 241-246;
  • Речь, сказанная при прощании с Тамбовской ДС // ПрибЦВед. 1910. № 5. С. 180-182;
  • Речь, произнесенная 25 янв. 1910 г. при вступлении в Сионский собор г. Тифлиса // Там же. № 6. С. 226-227;
  • Слово, произнесенное при первом посещении Тифлисской ДС и служении в храме ее 14 марта 1910 г. // Там же. № 13. С. 581;
  • Речь при отпевании в Бозе почившего митр. Антония // Там же. 1912. № 45. С. 1823;
  • Архипастырское послание возлюбленным чадам Церкви Иверской и всем призывающим имя Господа нашего Иисуса Христа в пределах Закавказья // Там же. 1913. № 11. С. 471;
  • Речь, произнесенная пред открытием заседаний съезда законоучителей Кавказского уч. округа // Там же. № 25. С. 1189;
  • Слово в день памяти и преставления св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова // Там же. № 39. С. 1760;
  • Слово пред панихидой по почившим царям // Там же. № 10. С. 433.

Награды

  • панагия с драгоценными камнями (1903),
  • бриллиантовый крест для ношения на клобуке (1910).

Литература

  • Багрецов Л. Преосв. Иннокентий, еп. Нарвский: Его последние дни служения в Харькове // ВиР. 1902. Т. 1. Ч. 1. С. 47-66;
  • Отношение г-на начальника Тамбовской губ. на имя его преосвященства преосв. Иннокентия, от 15 нояб. 1905 г. // Тамбовские ЕВ. 1905. № 52. С. 1059;
  • Отношение Канцелярии г-на обер-прокурора Свят. Синода... от 16 дек. 1905 г. // Там же. 1906. № 2. С. 39-40;
  • Новый экзарх Грузии // Рус. паломник. 1910. № 6. С. 93;
  • Андреевский А. Е. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911;
  • Архим. Иннокентий, экзарх Грузии: [Некр.] // Рус. паломник. 1913. № 39. С. 624;
  • Экзарх Грузии Иннокентий // ЦВед. 1913. № 37. С. 1655;
  • Цагарели А. Статьи и заметки по груз. церковному вопросу СПб., 1917. С. 114;
  • Красный Архив. 1928. Т. 26. С. 120, 121;
  • Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993. С. 18, 35, 41, 44, 51, 64, 69, 92, 93;
  • Просветов Р. Ю. Тамбовская ДС в годы первой рус. революции // IV Питиримовские чтения, 14-15 мая 1997 г. Тамбов, 1998. С. 85-93;
  • Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края (1786-1917): Канд. дис. М., 2000;
  • Шаломова С. Б. Вариации на тему родословия // Вiра i Розум. 2000. № 1. С. 206-215;
  • Лисюнин В., свящ. Общественно-полит. функция духовенства Тамбовской епархии во время революции 1905 г. // Правосл. история и традиц. культура Тамбовского края: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф., 22-23 марта 2006 г. Тамбов, 2007. С. 82-88;
  • Лозовский А. Г. Особенности организации внутренней миссии в Тамбовской епархии в 1875-1917 гг. // Там же. С. 88-91.

Использованные материалы



[1]  Служба с Акафистом прп. Серафиму Саровскому. М., 1904

[2]  P. [Рец. на:] Служба и акафист прп. и Богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу. СПб., 1904 // Тамбовские ЕВ. 1904. № 24. Ч. неофиц. С. 648-650

[3]  см. подробнее: ЦВед. 1905. № 37. С. 1586-1587; 1906. № 50. С. 313

[4]  ГА Тамбовской обл. Ф. 186. Оп. 112. Д. 1. Л. 61-62

[5]  Тамбовские епархиальные вести. 1909. № 36. С. 1666

[6]  Тамбовские ЕВ. 1905. № 11. С. 563

[7]  ПрибЦВед. 1905. № 9. С. 382-383

[8]  ПрибЦВед. 1910. № 5. С. 182

[9]  ПрибЦВед. 1910. № 6. С. 226-227

Редакция текста от: 08.03.2020 19:31:55

"ИННОКЕНТИЙ (БЕЛЯЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google