БОРИС (ПЛОТНИКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Борис (Плотников), еп. Ямбургский. Фотография. 1901 г. (РГИА)
Борис (Плотников), еп. Ямбургский. Фотография. 1901 г. (РГИА)
Борис (Плотников) (1855 - 1901), епископ б. Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии.

В миру Плотников Владимир Владимирович, родился в 1855 году в Красноярске в семье столоначальника Красноярского духовного правления.

Окончил Красноярское духовное училище и Томскую духовную семинарию.

В 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую духовную академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни держал себя в стороне, редко принимал участие в товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что он обладал выдающимися умственными дарованиями и весьма основательной научной подготовкой. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И. Будуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований.

Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал "Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера", который был им напечатан в "Филологических записках"(1879 г., вып. II и IV); на втором курсе им было написано "Палеографико-глоттологическое исследование среднеболгарского Служебника 1532 года", напечатанное потом в тех же "Филологических записках".

На третьем курсе темой для кандидатского сочинения избрал: "Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения". Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: "Основные принципы научной истории литературы".

В 1880 году по окончании Академии со степенью кандидата богословия, Плотников должен был перейти на кафедру словесности и истории литературы и работать в сфере науки, наиболее сродной его натуре, но неожиданное обстоятельство совершенно изменило его положение. В июне 1880 года, вскоре по окончании выпускных экзаменов в Академии, в Казань приехал начальник Японской миссии еп. Николай (Касаткин). Его беседа, раскрывшая блестящую перспективу миссионерской деятельности в отдаленной Японии, произвела на Плотникова столь сильное впечатление, что он, забыв об обещании, данном Академии, сразу дал свое согласие на поступление в миссию. Но этому желанию не суждено было осуществиться, т.к. поступить в Японскую миссию можно было не иначе, как только с принятием монашества, тогда Плотников не был готов к такой перемене своего звания и наотрез отказался.

Потеряв и приват-доцентуру, он вынужден был в том же 1880 году принять назначение на должность преподавателя словесности с историей русской литературы и логики в Томской семинарии, временно преподавал также гомилетику, латинский и греческий языки. Служба в Сибири была для него временем тяжких испытаний и лишений. Талантливая натура молодого преподавателя не могла ограничиваться рамками семинарской программы, а неутомимая жажда знаний и ученых работ не находили себе удовлетворения при сравнительной бедности семинарских библиотек. Все это создавало мрачное настроение и притупляло дарование.

В 1884 году Совет Казанской духовной академии избрал его на вакантную кафедру метафизики, освободившуюся за смертью профессора.

Так как устав Академии обязывал исполняющих должность доцента в течение двух лет представить магистерские диссертации, то молодой доцент энергично взялся за работу и через год представил в Совет Академии диссертацию на тему: "История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый от начала христианства до Константина Великого". Одновременно с этой диссертацией он представил новую работу: "Вопрос о классиках" (Взгляд на его историю, его современное состояние и значение). Пока эти его сочинения находились на рассмотрении рецензента, он успел продолжить свой труд и довел историю христианского просвещения до конца царствования Юстиниана. Сочинение удостоено похвального отзыва со стороны рецензента, указавшего в числе многих достоинств автора "замечательную ясность и широту его взгляда, умение разбираться в самых сложных и трудных вопросах, способность к синтезу, обобщение разнообразных мнений и суждений, необыкновенную ясность и отчетливость изложения". Плотников удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента Академии.

Холостая одинокая жизнь тяготила его, страшно мучила тоска и неудовлетворенность жизнью и он ухватился за мысль о монашестве.

29 марта 1886 года пострижен монашество с именем Бориса. Постриг совершил еп. Чебоксарский Кирилл (Орлов). 10 апреля был рукоположен во иеродиакона и 12 апреля - во иеромонаха.

17 октября 1886 года назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита (возведен в сан 26 октября). Одновременно с инспекторством ему была назначена кафедра "Введения в круг богословских наук".

С 22 мая 1887 года - цензор журнала "Троицкие листки".

В 1888 году был переведен на должность ректора Киевской духовной семинарии. Вместе с этим он сделался редактором издаваемого при Семинарии журнала "Руководство для сельских пастырей" и председателем Комитета по изданию журнала "Воскресное чтение" с повременными выпусками "Киевских листков" религиозно-нравственного содержания.

В конце 1888 года был назначен председателем Киевского епархиального училищного совета.

Решением Святейшего Синода переведен в Санкт-Петербург, в апреле-октябре 1892 года исполнял обязанности старшего цензора Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры и члена Учебного комитета при Святейшем Синоде.

30 октября 1892 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

С 15 декабря 1892 года - член синодальной комиссии для переговоров о присоединении старокатоликов к православной Церкви.

"Академия, говорил он, должна стать рассадником общественных деятелей, сильных убеждением в высоте и святости того дела, которому они будут служить, устойчивых в борьбе со злом, проникнутых любовью к людям, способных быть не только учителями, но и действительными духовными врачами народа, для которых жизнь была бы поприщем неустанного труда, посвященному не достижению собственного только благополучия, а, главным образом, благу Церкви, общества, и народа".

Разные служебные неприятности и огорчения, а также сырой климат северной столицы вредно отразились на слабом здоровье архимандрита Бориса и он вынужден был просить место настоятеля миссии в Константинополе. 2 декабря 1893 года он был назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе.

Самостоятельно выучил новогреческий язык, интересовался общей ситуацией на православном Востоке, много общался с представителями греческого духовенства (с Константинопольскими патриархами Неофитом VIII, Анфимом VII и др.).

С 17 февраля 1899 по 20 января 1901 года снова был ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

9 мая 1899 года был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию в Исаакиевском кафедральном соборе совершали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский); архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев); архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) и др. архиереи.

20 января 1901 года был уволен от должности епископа Ямбургского и назначен присутствующим членом Свят. Синода и председателем училищного Совета при Синоде [1].

В сентябре - почетный член Санкт-Петербургской духовной академии.

Скончался 18 ноября 1901 года в Крыму от острых приступов астмы. Погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (захоронения церкви были перенесены или уничтожены в 1930-х) [2].

Состоял членом императорского Палестинского православного общества, Церковно-археологического общества при КДА, многих других обществ и академий. Награжден орденами Российской империи, сербским орденом св. Саввы третьей степени, знаком императорского Палестинского православного общества.

Глубокий знаток слова Божия, умевший своим красноречием привлекать к себе слушателей. Обладал феноменальной памятью, даром слова убеждения, имел блестящие способности к языкам. По жизни был аскет и молитвенник. Он был, по выражению современников, "украшением Церкви".

Отличался широтой научных интересов, занимался пастырским и нравственным богословием, метафизикой, экзегетикой, апологетикой, церковной историей, филологией, философией, педагогикой. Разнообразие его интересов определялось присущим ему стремлением согласовывать идеалы знания и истины веры в научных трудах.

В круг его общения входили крупнейшие представители русской богословской науки конца XIX - начала XX века, среди его корреспондентов были митрополиты Антоний (Вадковский) и Антоний (Храповицкий), русские и греческие архиереи, К. П. Победоносцев, В. К. Саблер, Е. П. Аквилонов, Н. Я. Беляев, В. В. Болотов, Н. Н. Глубоковский, Н. Я. Грот, А. Ф. Бычков, А. П. Лебедев, Ф. И. Успенский и др.

Труды

Наиболее значительным из его трудов является сочинение "История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности", которое охватывает более чем тысячелетний период византийской истории. В этом труде автор продемонстрировал прекрасное знание новейшей историографии, святоотеческой и классической литературы.

Публикации:

  • О сравнительной мифологии Макса Мюллера. Изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов. Воронеж, 1880
  • Среднеболгарский Служебник 1532 года Палеографико-глоттологическиое исследование. Воронеж, 1880.
  • Из церковно-общественной жизни в Сибири. Сборник статей. Томск, 1884.
  • Вопрос о классиках. Взгляд на историю, его современное состояние и значение. Введение в историю христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Казань, 1884.
  • История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Первый период — От начала христианства до Константина Великого. Казань, 1885. См. «Прав. Собес.» 1886, июнь.
  • Период второй — От торжества христова при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313—529 г.г.). Казань, 1890.
  • Период третий — Византийский — От Юстиниана до падения Константинополя (529—1459 г.г.).
  • Опыт объяснения XIX главы книги Бытия с обращением особого внимания на апологетическое ее значение. Москва, 1888.
  • О значении и пользе образования. Речь к учащимся. Киев, 1888.
  • Космология или метафизическое учение о мире. Выпуск первый. О пространстве времени. Москва, 1888.
  • Выпуск второй. О движении материи и силе. Харьков, 1889.
  • Основные принципы научной теории литературы. Методологическое исследование. Воронеж, 1888.
  • Задачи метафизики. Введение в курс метафизики. Харьков, 1889.
  • В каких отношениях особенно важно для пастырей Церкви обладать научным знанием богословия? Киев, 1889.
  • Общее введение в круг богословских наук. Киев, 1890.
  • К учащимся. О побуждениях к усердным занятиям науками, по учению слова Божия. Беседа, Изд. 2-е, СПб., 1893.
  • Об изучении истории просвещения вообще и истории литературы в особенности. Воронеж, 1890.
  • Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознания. Воронеж, 1890.
  • О невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека. Апологетическое исследование. Харьков, 1890.
  • «О начале мира». Апологетическое исследование. Киев, 1891.
  • Записки по пастырскому богословию. Вып. I—IV. Киев, 1892.
  • Речь, напечатанная в «Церк. Вестн.» № 46, 1892.
  • «О свете духовном». Прощальная напутственная беседа окончившим курс студентам СПБ Духовной Академии. Изд. СПб., 1893.
  • В чём искать счастья в жизни. Изд. 2-е, СПб., 1893.
  • Очерки по истории просвещения в период Византийский. Вып. I, Киев, 1893.
  • К учащимся. «О значении и пользе образования». Беседа. Изд. 2-е, СПб., 1893.
  • Слово, сказанное в церкви С.-Петербургского клинического военного госпиталя. СПб., 1899.
  • «Об употреблении времени». Речь студентам СПБ Духовной Академии пред молебствием в начале учебного года. СПб., 1900.
  • Прощальная речь профессорам и студентам СПБ Духовной Академии, сказанная перед последним служением в Академической церкви. II. П. 1901 года. СПБ.
  • Записки по Пастырскому богословию, сделано к английскому сочинению Hopins’a «Pasteral Theology».

Свои статьи епископ Борис помещал в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, как-то:

  • "Томские Епархиальные Ведомости",
  • "Филологические записки",
  • "Руководство для сельских пастырей",
  • "Вера и Разум",
  • "Прибавление к творениям св. отцов",
  • "Православное Обозрение",
  • "Чтение Общ. Любит. Дух. Просвещ.",
  • "Православный собеседник",
  • "Труды Киевской Духовной Академии" и др.

Литература

  • "Церк. Ведом." 1890, № 20, с. 183.
  • - " - 1901, № 4, с. 21.
  • "Приб. к "ЦВ" 1899, № 20, с. 786-789.
  • - " - 1901, № 39, с. 1426-1430.
  • "Прав. Собес." 1897, декабрь, с. 22.
  • - " - 1899, январь, с. 26, отчет.
  • - " - 1900, февраль, с. 215.
  • - " - 1900, март, с. 28, отчет.
  • - " - 1901, ноябрь, с. 733-742
  • "Церк. Вестн." 1892, № 46.
  • - " - 1893, № 50.
  • - " - 1891, № 1, с. 11.
  • - " - 1899, № 17.
  • - " - 1901, № 7 и 8.
  • "Истор. Вестн" 1890, сентябрь, с. 685.
  • "Мис. обозр." 1901, март, с. 297.
  • "Изв. каз. еп." 1886, № 18, с. 479.
  • "Христ. Чтение" 1900, март, с. 487, 497- 498.
  • - " - 1901, апрель-июнь, с. 56, 97.
  • - " - 1902, март, с. 351- 354.
  • "Красный Архив" 1930, т. 40, с. 104-105.
  • Булгаков с. 1412.
  • БЭС т. 1, с. 390.
  • БЭС т. II, с. 1816.
  • БЭЛ т. II, с. 968-971.
  • Наречение и хиротония Преосвященного Бориса, и епископа Ембургского и первое архиерейское служение его преосвященства в Церкви СПБ Духовной Академии. СПб., 1899.
  • Брадович И. "Прощание ректора Киевской Духовной Академии, преосвящ. Бориса, с Академией и духовенством в г. Киеве." Киев, 1902.
  • Венгеров С.А. Критич.- библиогр. словарь русских писателей и ученых. т. V, с. 328-337.
  • Терновский. Историч. записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-1892 г. г.), с. 328-361.
  • Булашев Г.О. "Десятилетие учено-литературной деятельности епископа Бориса". Киев, 1890, авг., с. 39. (Оттиск из "Рук. для сельских пастырей" 1890).
  • "Состав Свят. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1901 год", с. 212-213
  • Отзыв проф. Ф.А. Курганова на книгу ректора Киевской Духовной Семинарии архимандрита Бориса: "История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности". Период второй. "Прав. Собес." 1912, ноябрь.

Использованные материалы



[1]  Высочайшее повеление от 20 января 1901 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1901, № 4 (27 января), С. 21: http://www.prlib.ru/item/461200#i=7323314_doc1_7BE9F8C8-CD43...iff

[2]  Место погребение указано по ПЭ. По данным сайта "Русское Православие", погребен в Симферополе

Редакция текста от: 18.10.2020 18:43:01

"БОРИС (ПЛОТНИКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google