Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН (ПОЯРКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Иоанн (Поярков)
Еп. Иоанн (Поярков)
Иоанн (Поярков) (1883 - 1933), архиепископ Уфимский и Давлекановский

В миру Поярков Виктор Алексеевич, родился 10 ноября 1883 года в городе Кунгуре Пермской губернии. Происходил из потомственной казачьей семьи, отец был учителем. Рано осиротел. В 1892 году поступил в Уральское казачье войсковое реальное училище, получал стипендию и помощь от Общества вспомоществования недостаточным ученикам. С юности отличался религиозностью, посещал все службы в храме училища, исполнял обязанности чтеца и псаломщика. Интересовался церковным бытом уральских единоверцев, изучал старую обрядность. В 1900 году окончил училище по основному отделению, а в 1902 году - по дополнительному классу, получив право поступать в высшие специальные училища.

В августе 1903 года выдержал экзамены по богословским предметам семинарского курса в Казанской духовной семинарии и был принят на казенное содержание в Казанскую духовную академию. В период учебы в академии посещал Казанский единоверческий храм во имя Четырех Евангелистов, принимал участие в чтении и богослужении. Сблизился с настоятелем храма, видным деятелем единоверия священником Симеоном Шлеёвым (впоследствии епископом и священномучеником); их духовная связь не прервалась и после перевода отца Симеона в Санкт-Петербургский Никольский единоверческий храм. Летом 1905 года стал одним из трёх полномочных представителей, получивших поручение объехать единоверческие приходы Нижней Волги и Уральской области для сбора подписей под ходатайством о даровании всероссийскому единоверию особого архиерея - члена Святейшего Синода и о назначении на эту должность епископа Антония (Храповицкого).

В 1907 году окончил Казанскую духовную академию без аттестата, т. к. не представил работ, обязательных по окончании 3-го и 4-го курсов, и итогового сочинения. Получил приглашение от архиепископа Антония (Храповицкого) стать клириком Волынской епархии. После бракосочетания был рукоположен во иерея. Служил священником в церкви села Галиевки Житомирского уезда Волынской губернии, позже в Овручском Васильевском женском монастыре. В 1909 году по представлении в Казанской духовной академии не сданных ранее поучений получил звание действительного студента. В 1911 году был удостоен степени кандидата богословия за сочинение "Благодать и свобода в деле спасения человека (по творениям преосв. Феофана Затворника)".

В начале 1912 года был назначен настоятелем единоверческой церкви Четырех евангелистов города Казани, стал благочинным Казанских единоверческих церквей в сане протоиерея.

С конца 1914 года служил в Уфе, инспектором классов и преподавателем Уфимского епархиального женского училища, одновременно являясь настоятелем училищной церкви во имя святителя Тихона Задонского. Состоял членом епархиального училищного совета с 1916 года. Будучи сторонником идей Уфимского епископа Андрея (Ухтомского) о возрождении приходской жизни, стал одним из основателей и активных деятелей учрежденного по инициативе владыки Андрея Восточнорусского культурно-просветительного общества.

В августе 1917 года был избран от духовенства Уфимской епархии членом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. Активно участвовал в работе 1-й и 2-й сессий Собора, выступал за восстановление патриаршества, в защиту как правовых, так и имущественных интересов Церкви в Российском государстве, за осуществление освобожденной от государственного контроля Церковью дел милосердия и духовного просвещения народа. Принимал участие в дискуссиях на Соборе о единоверии (поддержал учреждение особых кафедр единоверческих епископов), по положениям о Высшем церковном управлении, о православном приходе.

С 1919 года, после закрытия женского епархиального училища, стал настоятелем Уфимской Никольской церкви. С появлением обновленческого раскола сохранил верность канонической Церкви. Поддержал переход Уфимской епархии на положение временной автокефалии, которое и было провозглашено в ноябре 1922 года.

Архиерейство в Уфимской автокефалии

Был выдвинут одним из кандидатов на епископство советом Союза уфимских приходов. Принял монашеский постриг (вместе с женой) с именем Иоанн. 12 декабря 1922 года был рукоположен во викарного епископа Давлекановского. Хиротонию по благословению арестованного к тому времени епископа Андрея (Ухтомского) совершили в Уфе ранее рукоположенные владыкой Андреем викарии Уфимской автокефальной епархии епископы Стерлитамакский Марк (Боголюбов), Бирский Трофим (Якобчук) и поставленный ими накануне Староуфимский Аввакум (Боровков).

27 декабря того же года, на чрезвычайном епархиальном собрании духовенства и мирян в Уфе, несмотря на давление со стороны властей большинство присутствовавших на собрании поддержало автокефальных епископов и просило владыку Иоанна ввиду ареста епископа Андрея принять на себя временное управление Уфимской епархией. На заседании заявил о согласии взять на себя временное руководство епархией при условии, если новый состав епархиального совета откажется от признания обновленческого Высшего церковного управления. Состоявший в основном из обновленцев президиум собрания объявил заседание закрытым, однако в тот же день совет Союза приходских советов постановил до возвращения в Уфу канонического правящего архиерея передать временное управление епархией четырём викарным епископам. Епископы Стерлитамакский Марк, Бирский Трофим и Староуфимский Аввакум вместе с владыкой Иоанном приняли решение, что каждый будет управлять своей частью Уфимской епархии, но епископу Иоанну было поручено председательствовать в "составившемся малом соборе епископов" и постоянно пребывать в Уфе. Для управления епархией была организована канцелярия.

Вместе с собором автокефальных архиереев владыка Иоанн продолжил осуществлять меры по защите Православия, выработанные епископом Андреем на основе ряда постановлений высшей церковной власти, разрешавших архиереям временное самостоятельное управление епархиями в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним. Сыграл важную роль в противодействии обновленческому расколу в Уфимской епархии и на Урале: он совершал епископские хиротонии, учреждал новые викариатства, создавал и сохранял системы управления православными приходами епархии, выступал с воззваниями против обновленцев.

В связи с продолжавшимися арестами православных архиереев, вместе с другими Уфимскими викариями, провёл в 1-й половине 1923 года ряд епископских хиротоний, в т. ч. на викарные кафедры других епархий. Вскоре после ареста Староуфимского епископа Аввакума для восполнения числа епископов епископ Иоанн и Бирский епископ Трофим хиротонисали иеромонаха Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского (по слободе Нижегородка на окраине Уфы). В начале февраля того года по просьбе православных приходов, поддержанной находившимся в заключении Екатеринбургским архиепископом Григорием (Яцковским), совместно с Нижегородским епископом Петром, совершил хиротонии иеромонаха Льва (Черепанова) во епископа Нижнетагильского и архимандрита Иринея (Шульмина) во епископа Кушвинского - викариев Екатеринбургской епархии. Наконец, по благословению епископа Андрея (Ухтомского), совместно с Аскинским епископом Серафимом (Афанасьевым), совершил тайную хиротонию иеромонаха Иерофея (Афонина) во епископа Тайгинского, викария Томской епархии.

27 марта 1923 года подписал соборное послание Уфимских викарных епископов, составленное в связи с хиротонией в Москве обновленческого епископа Уфимского Николая Орлова. Послание давало строго православную оценку обновленческого раскола с догматической, канонической и нравственной точек зрения и предупреждало духовенство и мирян о незаконности какого бы то ни было общения со лжеепископом Уфимским. Владыка Иоанн выступал и с собственными воззваниями к пастырям и пастве с призывом сохранять верность патриарху Тихону, активно рассылал их по епархии. Деятельность епископа Иоанна имела огромное влияние на верующих. Захваченные обновленцами при поддержке властей храмы Уфы, в т. ч. кафедральный Воскресенский собор, пришли в запустение, в то время как Никольская церковь, - где продолжал служить владыка Иоанн в связи с чем храм стал кафедральным православным собором, - не могла вместить молящихся.

За противодействие обновленцам подвергался частым обыскам, и только тяжелая болезнь на время отсрочила его арест. Обновленцы добились закрытия властями епархиальной канцелярии, но в мае 1923 года она нелегально возобновила деятельность. 20 апреля 1923 года был арестован и заключен в тюрьму, но 2 мая благодаря многочисленным ходатайствам верующих, а также в связи с болезнью "и в честь празднования Первого мая" был освобождён.

Управлял также приходами в Бирском и Белебеевском кантонах Башкирской АССР в связи с тем, что многие викарии были высланы за пределы епархии. При получении известий об освобождении из-под ареста патриарха Тихона владыка Иоанн 15 июля 1923 года направил ему доклад с кратким изложением истории автокефалии Уфимской епархии с просьбой об утверждении сделанного и о дальнейших распоряжениях. Патриарх признал все совершенные в период автокефалии тайные хиротонии и указом от 13 августа 1923 года назначил епископа Иоанна временно управляющим Уфимской епархией.

Управление Уфимской епархией

28 июля 1923 года епископ Иоанн был вновь арестован по доносу обновленцев. Проходил по одному делу с викарным Аскинским епископом Серафимом, будучи обвинён в распространении "ложных слухов" о руководстве ГПУ деятельностью обновленческого епархиального управления, "в чем дискредитировал в глазах трудящихся советскую власть". Башкирский областной отдел ГПУ счёл невозможным поддержать обвинение в открытом суде и направил материалы следствия в Москву в Секретный отдел ГПУ для применения к арестованным внесудебных мер. 24 августа того же года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила владыку к двум годам ссылки в Нарымский край, но, как было сообщено из Башкирского отдела ГПУ, "постановление о высылке условно к Пояркову не применено ввиду того, что Поярков как епископ, пользующийся среди верующих авторитетом, будет использован в работе духовенства". В конце августа был освобождён из-под стражи и приступил к управлению Уфимской епархией. 26 октября того же года Комиссия НКВД по административным высылкам официально отменила своё решение о ссылке в связи с тем, что в ходе следствия епископ Иоанн "выявил свое отрицательное отношение к черносотенным церковным группировкам".

В условиях ограничения свободы передвижения и вмешательства светских властей в управление епархией деятельность епископа Иоанна приобрела двойственный характер. С одной стороны, имея большой авторитет среди верующих, он продолжал противодействовать обновленческому расколу, в связи с чем, по признанию ОГПУ, "обновленческое движение в Уфимской губернии... развивалось слабо". 1 января 1924 года с целью сохранения православной иерархии в Поволжье в связи с арестом Самарского архиепископа священномученика Анатолия (Грисюка) и с его согласия епископ Иоанн совместно с викарными епископами Байкинским Вениамином (Фроловым) и Стерлитамакским Марком (Боголюбовым) совершил в Уфе хиротонию иеромонаха Алексия (Буя) во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии (хиротония была совершена вопреки телеграмме патриарха Тихона с просьбой воздержаться от рукоположения до выяснения всех обстоятельств дела, но впоследствии получила признание).

С другой стороны, в это время епископ Иоанн пошёл на определенные уступки светским властям, требовавшим от него отделения от Патриаршей Церкви. В январе 1924 года обратился к патриарху Тихону с ходатайством о "временном обособлении" (т. е. временной автономии) "Восточной Церкви" в составе Уфимской и некоторых соседних с ней епархий Поволжья и Урала. Согласно ходатайству, автономия предполагала возможность рукоположения епископов и учреждения новых епископий без согласия патриарха, созыв Малого Восточного церковного Собора, приём обновленческих женатых епископов в сущем сане в случае их покаяния при одобрении Малого Восточного Собора. 31 января того же года на совещании духовенства в канцелярии епископа Иоанна было принято решение об отмежевании от патриарха Тихона.

Постановлением патриарха и Временного патриаршего Синода от 3 февраля 1924 года, подтвержденным постановлением от 17 февраля, епископ Иоанн был освобождён от временного управления Уфимской епархией и назначен временно управляющим Екатеринбургской епархией; при этом ему напоминалось об архиерейской присяге и о церковных канонах. Епископа Иоанна предупреждали, что если он прекратит связь с патриархом и Синодом, то будет подлежать суду архиереев. Управление Уфимской кафедрой поручалось вернувшемуся из заключения епископу Уфимскому и Мензелинскому Борису (Шипулину). Однако власти не позволили епископу Иоанну выехать из Уфы, а с епископа Бориса под угрозой высылки взяли подписку о невмешательстве в дела епархии. 5 февраля общее благочинническое собрание духовенства Уфы по докладу епископа Иоанна приняло предложенную им резолюцию о поддержке советской власти и отмежевании от "контрреволюционных течений"; под влиянием верных патриарху священников вопрос о "платформе по отношению к патриарху Тихону" был снят с рассмотрения до пастырско-мирянского собрания Уфы. 29 февраля того года в главном советском печатном органе Башкирской АССР газете "Власть труда" было опубликовано заявление епископа Иоанна, где говорилось, что он отходит от "реакционного политического тихоновского течения, с которым порывает всякую связь". Получив от епископа Бориса написанное под угрозой ареста прошение об увольнении на покой "по состоянию здоровья", патриарх Тихон 14 марта 1924 года вновь назначил епископа Иоанна временно управляющим Уфимской епархией, освободив от поручения временного управления Екатеринбургской кафедрой. При этом владыка Иоанн больше не поднимал вопрос об автономной "Восточной Церкви".

В октябре 1924 года епископу Иоанну удалось легализовать деятельность органов православного епархиального управления. Условием их признания со стороны властей явилось введение в состав епархиального совета по требованию светских властей "лиц прогрессивного направления" и издание "декларации с выявлением политической и церковной платформы вновь организованного Совета". В то время среди прочих лиц в состав епархиального совета вошёл бывший уполномоченный обновленческого ВЦУ по Уфимской епархии протоиерей Михаил Севастьянов (автор доноса 1923 года, ставшего в то время причиной ареста епископа Иоанна). В "Обращении к верующим православной Христовой Уфимской церкви" владыка Иоанн сделал заявление, с одной стороны, о лояльности к Советской власти, об отмежевании от какой бы то ни было политической работы и о "решительной борьбе с церковной контрреволюцией". С другой стороны, ссылаясь на заявление патриарха Тихона на необходимость церковных реформ и созыв Собора, призвал в ожидании Поместного Собора объединиться всем верующим епархии (т. е. православным и обновленцам) вокруг будущего Собора.

Регистрация епархиального совета не способствовала объединению и ликвидации обновленческой Уфимской епархии, но, напротив, обострила борьбу обновленцев против епископа Иоанна. В то же время его деятельность, направленная на достижение легализации путем компромисса с гражданской властью, привела к разделению среди православных в епархии. Его "Декларация" вызвала резко негативную реакцию находившегося в ссылке архиепископа Андрея (Ухтомского), который оставался избранным временно управляющим Уфимской епархии и в таком качестве поминался за богослужением во всех православных храмах после имени остававшегося формально правящим архиереем епископа Бориса (Шипулина). Архиепископ Андрей расценил политику владыки Иоанна как скрытое обновленчество ("полуобновленчество"), еще более опасное, чем обновленчество открытое. К концу 1924 года в епархии произошёл раскол: одни поддерживали линию епископа Иоанна, другие - архиепископа Андрея (андреевское течение, андреевцы).

После кончины патриарха Тихона по распоряжению епископа Иоанна во всех храмах Уфимской епархии совершались заупокойные литургии и панихиды, а в Православном календаре на 1926 год, изданном Уфимской архиерейской кафедрой, была напечатана большая статья "Памяти в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона", в которой отмечались многочисленные заслуги святителя Тихона перед Церковью. 6 июля 1925 года права владыки Иоанна на временное управление Уфимской епархией были подтверждены патриаршим местоблюстителем митрополитом священномучеником Петром (Полянским). После ареста в конце того же года митрополита Петра епископ Иоанн признал полномочия заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

В то время находившийся в ссылке архиепископ Андрей (Ухтомский) совместно с Нижнетагильским епископом Львом (Черепановым) совершил ряд архиерейских хиротоний викариев для Уфимской епархии. В этой связи 16 марта 1926 года епископ Иоанн созвал в Уфе епископское совещание "по вопросу о поставлениях, совершенных после смерти Патриарха Тихона для Уфимской и Златоустовской епархий архиепископом Андреем (Ухтомским) совместно с епископом Нижнетагильским Львом (Черепановым)". Совещание приняло решение о признании неканоничными поставлений архиепископа Андрея, о пресечении деятельности рукоположенных им лиц и запрещении их в священнослужении. Постановление было подписано епископом Иоанном и викариями Аскинским Серафимом (Афанасьевым) и Байкинским Вениамином (Фроловым), а также Златоустовским епископом Николаем (Ипатовым). Вернувшийся в Уфу весной 1926 года архиепископ Андрей (Ухтомский) не признал полномочий ни местоблюстителя митрополита Петра, ни заместителя местоблюстителя митрополита Сергия, что послужило углублению возникшего ранее раскола в епархии. Епископ Иоанн энергично боролся с андреевским течением. Попытался осуществить план по организации обширной церковной области с центром в городе Уфе для координации действий архиереев нескольких соседних епархий. Предполагалась и организация архиерейского суда над архиепископом Андреем. В июне 1926 года на регистрацию в Башкирский НКВД был подан "Устав Областного Епископского Совещания", первое совещание предполагалось созвать в декабре того года под председательством епископа Иоанна с участием епископов Уфимской епархии, епископа Златоустовского, других архиереев Урала и Поволжья. Однако власти не позволили осуществить проект, опасаясь консолидации православного епископата.

Владыка Иоанн поддержал митрополита Сергия в действиях против григорианского раскола. 10 августа 1927 года в связи с появлением в епархии сторонников епископа Григория (Яцковского) издал "Циркуляр духовенству, православным правлениям и общинам" с предупреждением о появлении нового раскола, который "состоит в противлении порядку законного иерархического преемства". В том же году поддержал "Декларацию" митрополита Сергия, тогда как архиепископ Андрей (к тому времени вновь арестованный) и его сторонники выступили против "Декларации". Это привело к окончательному отделению части епархии и образованию самостоятельной андреевской Уфимской автокефальной епархии в составе течения непоминающих.

В 1928 году был утверждён правящим архиереем Уфимской епархии с титулом Уфимского и Давлекановского. В ноябре 1930 - апреле 1931 года вызывался к присутствию на зимней сессии Временного Священного Синода. 2 апреля 1931 года был возведён в сан архиепископа.

Перед смертью владыка принял схиму. Скончался 30 января 1933 года в Уфе. Был похоронен на Сергиевском кладбище Уфы рядом с епископом священномучеником Симоном (Шлеёвым). В 2003 году был перезахоронен у алтаря Уфимского Богородице-Рождественского кафедрального собора.

Оценки

Архиепископ Антоний (Храповицкий), в бытность правящим архиереем Волынской епархии, отзывался о священнике Викторе Пояркове как об образцовом, ревностном пастыре, проповеднике строго церковного настроения и безупречного образа жизни.

Сочинения

  • "Церковь, община и приход", Заволжский летописец, 1917, № 5, с. 123-125; № 6, с. 154-158; № 7, с. 184-188; № 8, с. 208-212; № 16, с. 441-444 - программная ст. Восточнорусского культурно-просветительного общества
  • "Чего желать?", Заволжский летописец, 1917, № 7, с. 195-197, 202-205.

Документы и литература

  • РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 209, л. 3-12 об.; д. 272, л. 841.
  • НАРТ, ф. 10, оп. 1, д. 10441, л. 26-29; д. 10434, л. 32-32 об.; д. 10871, л. 1-1 об.; д. 10981, л. 7, 9, 13.
  • Архив УФСБ Респ. Башкортостан, д. В-20193.
  • Шлеев С. И., свящ. Единоверие в своем внутреннем развитии: (В разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев). СПб., 1910. С. 241.
  • Протоколы заседаний КазДА за 1909 г. № 27, 31, 36 // ПС. 1911. Прил. Июнь. С. 95-97, 108-109, 129-130.
  • Протоколы заседаний КазДА за 1910 г. № 26 // ПС. 1912. Февр. Прил. С. 103-104.
  • Протоколы заседаний КазДА за 1910 г., № 54 // ПС. 1912. Окт. С. 194.
  • Протоколы заседаний КазДА за 1911 г. № 30 // ПС. 1913. Апр. С. 144.
  • Протоколы заседаний... за 1911 г. Отзывы [П. П. Пономарев (С. 104-106), В. А. Никольский (С. 107-108)]. 1913. Нояб. С. 104-108.
  • Адрес-календарь и справ. кн. Казанской губ. на 1915 г. Каз., 1914. С. 297.
  • Адрес-календарь Уфимской губ. на 1916 г. Уфа, 1916. С. 62, 69.
  • Адрес-календарь Уфимской епархии на 1917 г. Уфа, 1917. С. 39, 61, 68.
  • Православный календарь на 1926 г. / Изд. Правосл. Уфимской Архиерейской каф. Уфа, [1925]. С. 36.
  • Православный календарь на 1927 г. Уфа, [1927]. С. 32.
  • Православный календарь на 1928 г. Уфа, [1928]. С. 42.
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 320-321.
  • Зеленогорский М. Л. Жизнь и деятельность архиеп. Андрея (кн. Ухтомского). М., 1991. С. 92, 94, 97, 101-105, 128-131, 134-135, 182-184, 192, 193, 208, 238, 253-256, 286.
  • Дорога к храму: История религиозных учреждений г. Уфы. Уфа, 1993. С. 30.
  • Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 63-65.
  • Польский. Кн. 2. С. 253.
  • Акты свт. Тихона. С. 292, 312, 513-514, 588, 622, 952, 975.
  • Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 384-385.
  • ЖМП, 1931-1935. С. 14, 49, 67, 156.
  • Священный Собор Правосл. Рос. Церкви, 1917-1918: Обзор деяний. М., 2002. 1-я сессия. С. 160, 360; 2001. 2-я сессия. С. 75, 126, 194, 196, 370, 388, 486.
  • Зимина Н. П. Путь на Голгофу: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Симона, еп. Охтенского. М., 2005. Т. 1. С. 84, 262, 292, 318, 319, 320, 329, 347-348, 394, 396, 400, 403; Т. 2. С. 372-373.
  • Зимина Н. П. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2007. Вып. 3(24). С. 79-117.
  • Зимина Н. П. "Церковь - это душа нашего народа...": Страницы жизни Александра Ницы, члена Поместного Собора 1917-1918 гг. от Уфимской епархии. М., 2008. С. 90, 160.

Использованные материалы

Редакция текста от: 02.05.2016 05:00:40

"ИОАНН (ПОЯРКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google