СТЕФАН (АРХАНГЕЛЬСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Стефан (Архангельский)
Еп. Стефан (Архангельский)
Стефан (Архангельский) (1861 - 1914), архиепископ Курский и Обоянский, духовный писатель

В миру Архангельский Николай Павлович, родился 22 июля 1861 года в Пензенской губернии.

В 1881 году окончил Пензенскую духовную семинарию по I разряду [1], в 1885 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия [2] и назначен преподавателем Симбирского духовного училища.

С 1891 года преподавал в Симбирской Мариинской женской гимназии.

С 1896 года - преподаватель Кутаисской духовной семинарии.

В 1897 году удостоен степени магистра богословия.

3 июня 1898 года рукоположен во иерея (целибат) и назначен инспектором той же семинарии.

В 1900 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Тифлисской духовной семинарии.

27 января 1902 года рукоположен во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга совершали: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Киевский Феогност (Лебедев) и другие.

С 29 апреля 1904 года - епископ Могилевский и Мстиславский.

Избран почетным членом Казанской духовной академии.

В 1906 году являлся председателем IV отдела Предсоборного Присутствия Поместного собора 1917-1918.

Во время смуты 1905-06 гг. занимал строгую монархическую позицию по важнейшим вопросам общественно-политической жизни. В связи с учреждением Государственной Думы он пытался внести православный дух в порядок выборов, полагая служить особые молебны перед голосованием. Он призывал русский народ к тому, чтобы "единым сердцем и едиными усты вознести Господу Спасителю нашему и Его Пречистой Матери горячее моление, да коснется Дух Божий сердец выборщиков и да изберут они из себя для Государственной Думы мужей мудрых, прозорливых, честных и неподкупных, людей мужественных", но, главное, "глубоко верующих в Бога и чтущих Его святой закон, Его святую волю", ибо "только таковые люди будут смотреть на свое служение Отечеству как служение Самому Богу" [3].

27 сентября - 4 октября 1909 года принимал участие в Съезде Русских Людей в Москве, председательствовал при открытии съезда и был председателем отдела по школьным вопросам.

4 октября 1911 года назначен епископом Курским и Обоянским с возведением в сан архиепископа.

12 января 1912 года удостоен степени доктора богословия.

Скончался 18 июня 1914 года после операции ноги.

Духовный писатель. Ученый аскет, он еще на студенческой скамье отличался высокой религиозной настроенностью и особенной ревностью к охранению строго-церковного порядка жизни. Его смущало сокращенное исполнение утренних и вечерних молитв. Он любил ходить в монастырские и приходские храмы к ранним литургиям и к вечерним богослужениям. Его возмущало легкое нарушение установленных Православной Церковью постов, и он, еще не будучи монахом, а только болея душой за легкомысленное нарушение церковной дисциплины, предпочел уйти из академического общежития на частную квартиру, чтобы иметь возможность проводить строгую христианскую жизнь ученого отшельника. Все его душевные интересы преимущественно сосредотачивались на изучении церковной литературы, особенно же на изучении творений любимого им русского святителя-проповедника Иннокентия Херсонского. Над переработкой нравственно-христианских поучений этого великого святителя в научную систему православно-христианского нравственного богословия трудился всю свою жизнь. За строгое отношение к духовенству был прозван "лютым". Священный Синод всегда посылал его в качестве ревизора в те епархии, где требовалась строгая ревизия.

Сочинения

  • "Речь при наречении его во епископа 23 января 1902 года." "Приб. к "ЦВ" 1902, № 4, с. 127.
  • "Слово на день Нового 1909 года" "Приб. к "ЦВ" 1909, № 10, с. 445.
  • "Послание Преосвященного Стефана, епископа Могилевского и Мстиславского". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 10, с. 445-448.
  • "Слово в неделю 21-ю" "Приб. к "ЦВ" 1910, № 48, с. 2077-2080.
  • "Слово в неделю 32-ю" "Приб. к "ЦВ" 1912, № 4, с. 119.
  • "Слово в день 300-летинего юбилея дома Романовых" "Приб. к "ЦВ" 1913, № 9, с. 377-381.
  • "Предложение Курской духовной консистории (относительно абортов)" "Приб. к "ЦВ" 1914, № 12, с. 621-625.
  • "Старо-Харьковская Куряжская обитель и ее Георгиевско-Петро-Павловский храм (1678-1903 гг.)". 1904.
  • "Слова и речи преосвященного Стефана, епископа Сумского". Харьков, 1904.
  • "Таинства и обряды Православной Церкви" 1904.
  • "Крамолы и революция, по поучениям Иннокентия, архиепископа Херсонского". 1907.
  • "К вопросу о системе православно- христианского нравоучения". 1910.
  • "Война и христолюбивые воины, по поучениям Иннокентия, архиепископа Херсонского". 1907.
  • "Православно-христианское учение о храме и обязанностях христианина по отношению к храму". По сочинениям Иннокентия, архиепископа Херсонского. 1902.
  • "Мысль Высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского, об иночестве и обителях иноческих". 1903.
  • "Мысль Иннокентия, архиепископа Херсонского, о величии и благоденствии России". Изд. 2-е. 1907.
  • "Иннокентий, архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности" Изд. 2-е. 1907.
  • "Задача: содержание и план системы православно- христианского нравоучения". Симбирск, 1894.
  • К вопросу о программе по Нравственному богословию в духовных семинариях". 1907.
  • "Православно- христианское нравственное учения по сочинениям Иннокентия, архиепископа Херсонского". (Докторская диссертация), в 2-х томах, 1907. Отзывы проф. В.А. Никольского и проф. К. Г. Григорьева об этом сочинении см. "Прав. Собеседн." 1914, декабрь, приложение 1, с.3, 24 и проф. А. Бронзова см "Приб. к "ЦВ" 1907, № 25", с. 1014.
  • "Речь перед Святейшим Синодом и членами Предсоборного Присутствия". 1906.
  • "К реформе наших духовно-учебных заведений". 1905.
  • "К каноническому устройству Российской поместной Церкви". 1906.
  • "Опыт систематизации христианского нравоучения по сочинениям Иннокентия, архиепископа Херсонского" (курсовое). "Прав. Собеседн." 1914, декабрь, с.28 (отчет).

Литература

  • "Приб. к "ЦВ" 1902, № 4, с. 127-129, № 5, с.169; 1904, № 18-19, с. 692.
  • "Церк. Ведом." 1901, № 1, с. 5; 1902, № 1, с. 2; 1904, № 18-19, с. 177; 1911, № 42, с. 327.
  • "Церк. вестник" 1904, № 44, с. 1398, 1400; 1910, № 5, с. 139.
  • Булгаков, с. 140и, 1416. БЭС т. II, стб. 1503, 1582, 2119.
  • "Русск. Паломн." 1904, № 44 с. 380-381; 1912, № 12 с. 191; 1914, № 27 с. 433, 436.
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 138.
  • "Прав. Собеседн." 1900, март, с.5; 1901, март, с.17; 1902, март, с.15; 1905, июль-авг., с.29; 1907, март., с.409, сент., с. 436; декаб., с.867; 1910, декаб.., с.782; 1912, декаб., с.29 (отчет); 1913, декаб., с.836; 1914, февр., с.1, 2, 3, март., с. 556, нояб., с. 7, 8, 14, 16, декаб., с.25-28.
  • "Состав Свят. Правит. Всероссийск. Синода и Российск. Церковн.. Иерархии на 1910 год" с. 188-189.
  • "Изв. Каз. Еп." 1911, № 27-28, с. 839-840; 1914, № 14, с. 425, № 26, с. 776.
  • "Отдых христиан." 1908, авг.-сент., с. 59.
  • "Прот. Зас. Сов. Каз. Д. А." За 1912 год, с. 3-4.
  • Н. Рклицкий, Жизнеописание III, c. 123.

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Пензенской духовной семинарии 1881 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/penzasem.html

[2]  "Выпускники Казанской духовной академии 1885 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[3]  Архиепископ Стефан (Архангельский), частный сайт "Архипелаг Святая Русь", https://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/48-1-0-1381

Редакция текста от: 01.09.2019 17:50:47

"СТЕФАН (АРХАНГЕЛЬСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google