Еп. Никанор (Бровкович) |
В миру Бровкович Александр Иванович, родился 29 ноября 1826 [1] года в семье священника Могилевской епархии.
Первоначально учился в Могилевском духовном училище, затем в Могилевской духовной семинарии и состоял певчим архиерейского хора.
В 1842 году, как один из лучших воспитанников семинарии, вызван в образцовую Петербургскую семинарию.
В 1847 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
16 сентября 1850 году пострижен в монашество с наречением имени Никанор, 26 сентября рукоположен во иеродиакона.
30 июня 1851 года рукоположен во иеромонаха и в том же году 29 сентября назначен бакалавром семинарии.
8 декабря 1852 года получил степень магистра богословия.
С 25 апреля 1856 года - ректор Рижской духовной семинарии, а 29 апреля того же года возведен в сан архимандрита.
С 1 декабря 1857 года [2] - ректор Саратовской духовной семинарии и настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря.
В 1864 года вызван на чреду служения в Санкт-Петербург.
5 ноября 1865 года перемещен в Витебск ректором Полоцкой духовной семинарии.
С 29 июля 1868 года - ректор Казанской духовной академии.
10 октября 1869 года ему присуждена Св. Синодом ученая степень доктора богословия.
4 июля 1871 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Хиротонию совершали в Александро-Невской Лавре преосвященные: Исидор (Никольский), митр. Новгородский, Никандр (Покровский), епископ Тульский, и Павел (Лебедев), епископ Кишиневский.
25 декабря 1876 года назначен на самостоятельную Уфимскую кафедру.
С 12 декабря 1883 года - епископ Херсонский и Одесский.
20 марта 1886 года возведен в сан архиепископа, в сентябре избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1887 году вызван в Петербург для присутствия в Св. Синоде.
Скончался 27 декабря 1890 года. О кончине святителя известно из строк одного частного письма:
Погребен в Одесском Преображенском соборе.
Архиепископ Никанор от природы был наделен богатыми дарованиями, которые в сочетании с многосторонней образованностью выдвинули его в ряд выдающихся церковных и общественных деятелей того времени. Это был глубокий мыслитель, многосведущий ученый, искусный проповедник, церковный композитор, ревностный участник в делах церкви и государства.
Его жизнь с ранней юности была посвящена Богу и церкви. Он с детства отличался трудолюбием, и до конца дней вся жизнь его была наполнена непрестанным трудом. Он вел большую литературную деятельность, которую начал уже в стенах Петербургской духовной семинарии. Его произведения отражали различные стороны церковной и государственной жизни. Будучи человеком горячим, резким, он без всякой пощады громил отступников и нечестивцев. Его живое и иногда столь резкое и даже жесткое слово могло произвести смущение, расстроить праздничное настроение, вызвать колкие суждения и даже большие неприятности. Часто голос его оставался одиноким. Он не только не находил поддержки, но и испытывал неприятности по службе. Все это болезненно отзывалось в его сердце и надламывало его здоровье.
Архиеп. Никанор считал живое слово пастыря-проповедника и приходскую школу лучшим средством в борьбе с разного рода сектантством. Настойчиво требовал он открытия при церквах небольших школ для девочек, справедливо полагая, что только грамотная и в церковном духе воспитанная мать внесет и поддержит в семье искреннее благочестие и православную церковность. Причем высказывал мысль, что помочь школе средствами должна церковь.
Он был необыкновенно искренним, доступным, любезным в обращении, предупредительным и внимательным к нуждам и положению каждого, всегда готовым на помощь и защиту требующим его помощи.
Преосвящ. Никанор состоял почетным членом Академии Наук и многих ученых и благотворительных обществ.
Святитель Никанор оставил после себя духовное завещание:
Сочинения
- Беседа о том, что ересеучение гр. Л. Толстого разрушает самые основы не только православно-христианской веры, но и всякой религии. Одесса, 1889.
- Поучение о том, что ересеучение гр. Л. Толстого разрушает основые общественного и государственного порядка. Одесса, 1889.
- Как хорошо умирают верующие в Господа Иисуса (Душеп. собес., 1907, с. 348, 349).
- Общедоступное объяснение послания св. ап. Павла к римлянам. 1891 (отзыв см. Церк. вестн., 1891, № 51, 52, с. 814).
- Поучения, беседы, речи, воззвания и послания, т. I, 2-е изд., т. III и IV. Одесса, 1890.
- Беседа о том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения. Одесса, 1889.
- Беседа о христианском супружестве, против гр. Льва Толстого. Одесса, 1894.
- Церковь и государство. Одесса, 1890.
- Об антихристе, о воскресении мертвых. Одесса, 1904.
- Из записок. Его апология по поводу жалоб на него уфимского белого духовенства. М., 1909.
- Приветственная речь в Елисаветградском соборе (Приб. к Ц. В., 1888, № 36, с. 973).
- Поучение на храмовый день св. ап. Андрея Первозванного (Приб. к Ц. В., 1888, № 31, 32, с. 870).
- О долге духовного пастыря (Приб. к Ц. В., 1888, № 43, с. 1180).
- Беседа на утрени Великия Субботы (Приб. к Ц. В., 1889, № 19, с. 515).
- Братьям славянам (Приб. к Ц. В., 1889, № 12, с. 319).
- Поучение в день празднования 50-летия воссоединения зап.-рус. униатов 8/IV-1889 в Вильне (Приб. к Ц. В., 1889, " 24, с. 671).
- Беседа в церкви Новороссийского университета (Приб. к Ц. В., 1889, № 38, с. 1121).
- Беседа в Лазореву Субботу (Приб. к Ц. В., 1889, № 14, с. 394).
- Статья "Жены мироносицы, Христос Воскресе" (Приб. к Ц. В., 1889, № 15, 16, с. 427).
- Беседа в день Благовещения Пресвятой Владичицы нашей Богородицы (Приб. к Ц. В., 1889, № 17, с. 449).
- Послание по поводу распространения штунды и других видов сектанства (Приб. к Ц. В., 1889, № 49, с. 1367).
- Поучение в день Рождества Христова (Приб. к Ц. В., 1888, № 52, с. 1523).
- Происхождение и значение штунды в жизни русского народа (Приб. к Ц. В., 1890, № 45, с. 1508).
- Статья "Смерть не страшна" (Приб. к Ц. В., 1891, № 32, с. 1068).
- Поучение в день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Приб. к Ц. В., 1891, № 51, с. 1831).
- Слово о кресте в поучении ревнителям стар. обряда. СПб, 1893.
- О перстосложении для крестного знамения и благословения. СПб, 1890, отзыв см. Церк. вед., 1891, № 7, с. 112.
- Минувшая жизнь (из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX в.) в 2-х томах. Одесса, 1913.
- О театральных зрелищах в Великий пост (поучение). М., 1889.
- О значении семинарского образования. Одесса, 1891.
- Описание некоторых сочинений, написанных рус. раск. в пользу раскола, 2 ч. СПб, 1861.
- Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве. Казань, 1871, см. отзыв Церк. вестн., 1891, № 7, с. 112.
- Биографические материалы, т. I. Одесса, 1900.
- Позитивная философия и сверхчувственное бытие, т. III (критика на критику чистого разума Канта). СПб, 1888.
- Ночь страстей и Воскресения Христовых (Рус. палом., 1895, № 13, с. 194-198).
- Беседа: Есть ли что еретическое в латинской церкви? (Приб. к Ц. В., 1888, № 34, 35, 37, 38).
- Поучение при освящении здания общежития для учеников Одесской дух. сем. (Приб. к Ц. В., 1890, № 41, с. 1363).
- Поучение к воспитанникам учительской семинарии (Приб. к Ц. В., 1891, № 12, с. 369).
- Слово в день Святой Пасхи (Приб. к Ц. В., 1891, № 16, 17, с. 511).
- Беседа в неделю блудного сына при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина) по истечению пятидесятилетия по смерти его. М., 1889.
- Последнее слово архипастыря к пастве 25 декабря 1890 г. (Церк. вед., 1891, № 1, с. 12).
- Тысячелетний юбилей св. Мефодия первоуч. славенского 6/IV-1885 (Прав. обозрен., 1885, июль, с. 383).
- Беседа в день перенесения мощей св. кн. Александра Невского в 100-летний юбилей г. Николаева (Прав. обозрен., 1890, сентябрь, с. 3).
- Беседа в защиту Библии.
- Беседа в день празднования 100-летия завоевания г. Одессы (Хаджибия) (Прав. обозрен., 1889, сентябрь, с. 115, 162).
- Слово в день мытаря и фарисея (Прав. обозрен., 1884, февраль, с. 324).
- Воззвание к херсонской пастве (Прав. обозрен., 1886, январь, с. 18).
- Речь по наречении во епископа Аксайского 30/VI-1871 г. (Прав. обозрен., 1871, июль, с. 216).
- Прощальная речь в Каз. дух. акад. (Прав. собес., 1871, июнь, с. 189).
Литература
- Красносельцев Н. Ф. Никанор, архиеп. Херсонский и Одесски. Одесса, 1893.
- Зефиров Мои воспоминания о преосвящ. Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1878-1884) (Странник за 1893 г. и отдельный выпуск).
- Крылов Памяти в Бозе почившего архиеп. Никанора. Новочеркасск, 1893.
- Его же Восп. о митр. Платоне и викарии его епископе Аксайском Никаноре (Паст. собес., 1893, май-июль).
- Зеленецкий А. К биографии преосвящ. Никанора (Истор. вестн., 1891, кн. 2, 3; 1905, август).
- Петровский С., прот. Одесский Преображенский, ныне кафедр. собор. Одесса, 1908, с. 266-348.
- Терновский Историч. записка о состоянии Казан. дух. акад. после ее преобразования (1870-1892). Казань, 1892, с. 10-16.
- Знаменский П. В. История Казанской дух. академии.
- Ибервег История новой философии. СПб, 1890.
- Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Св.-Троиц.-Серг. Лавра, 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
- Германов С. На Афон и св. Землю, ч. I. М., 1912, с. 96.
- Толстой М. В. Хринилище моей памяти (Душеп. чтен., 1891, ч. I, с. 202-204).
- Венгеров Крит. биогр. сл., т. I, с. 362.
- Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 296-298.
- Масанов Слов. псевдонимов, т. I, с. 93.
- Строев П., с. 1016.
- Булгаков, с. 1400, 1416.
- Толстой Ю., № 424.
- Денисов, с. 3.
- Списки архиереев, № 424.
- Летопись Е. А., с. 867.
- Юбилейный сборник, с. 474, 629.
- Последние дни пребывания на г. Уфе преосвящ. Никанора, изд. ред. Уфим. еп. вед., 1884.
- Памяти в Бозе почившего Никанора, архиеп. Херсонского, изд. под редакцией проф. Беляева. Казань, 1891.
- Слова, беседы и поучения преосвящ. Макария, еп. Оренбургского, с. 393, 394.
- Труды К. Д. А., 1887, сентябрь, с. 256; октябрь, с. 317, 1888, февраль, с. 262, 263; март, с. 493, 513; сентябрь, с. 273, 1891, май, с. 172; ноябрь, с. 299.
- Ж. М. П., 1959, № 4, с. 61; № 11, с. 39.
- Странник, 1891, № 1 (некролог).
- Душеп. собес., 1907, с. 348, 349.
- Херсон. еп. вед., 1891, № 1, 2.
- Рус. старина, 1883, июнь, с. 673, 1910, май, с. 416, 420.
- Самар. еп. вед., 1874, № 18, с. 431, 432.
- Моск. церк. вед., 1906, № 50, с. 244-253.
- Миссион. обозрен., 1899, январь, с. 29.
- Истор. вестн., 1891, февраль, с. 596, 1892, декабрь, 1893, июнь, с. 3; сентябрь, с. 766, 1895, февраль, с. 650, 1904, август, 1915, август, с. 635; ноябрь, с. 668, 669.
- Прав. собес., 1870, ноябрь, с. 1, 7, 1897, май, с. обл.; декабрь, с. 708, 1898, май, обл., 1900, январь, с. 19, 1905, январь, с. 79, 1907, март, с. 7, 488; октябрь, с. 66, 1908, декабрь, с. 743, 1909, май, с. 368, 1910, январь, с. 110.
- Церк. вестн., 1891, № 1, с. 13, 14; № 2, с. 19; № 5, с. 77; № 6, с. 85; № 7, с. 112; № 8, с. 114; № 9, с. 142; № 25, с. 393; № 37, с. 584№ № 39, с. 621; № 40, с. 628.
- Церк. вед., 1888, № 1, с. 8-16; № 23, с. 155, 1891, № 1, с. 9, 10.
- Приб. к Ц. В., 1889, № 4, с. 88-96; № 17, с. 449-475; № 28, с. 280, 1891, с. 256-258; № 41, с. 1427, 1893, № 33, с. 1219, 1890, № 49, с. 1659, 1897, № 8, с. 299.
- Христ. чтен., 1861, июнь, 1871, № 7, июль, с. 120-130, 1891, март, с. 316.
- Изв. Казан. еп., 1868, № 18, с. 497, 1869, № 23, с. 686, 1870, № 17, с. 535-544, 1871, № 13, с. 416; № 15, с. 478, 1873, № 16, с. 492, 1884, № 2, с. 33, 1887, № 9, с. 225; № 12, с. 285, 1888, № 4, с. 95, 1894, № 19, с. 596, 1903, № 3, с. 18, 1910, № 3, с. 90-93.
- Прав. обозрен., 1873, январь, с. 66, 1877, май, с. 109, 1881, январь-апрель, с. 780-790, 1884, май, с. 3-17; сентябрь-декабрь, с. 326-343, 429-447, 1885, май-август, с. 3-14, 383-391, 566-572; сентябрь-декабрь, с. 3-13, 156-164, 209-218, 435, 446, 1886, январь-апрель, с. 641-659, 777-788, 1887, январь-апрель, с. 9-21, 531-561, 633-640, 1889, сентябрь-декабрь, с. 115-131, 162-173, 389, 390, 409-412, 541-546, 1890, сентябрь-декабрь, с. 3-46, 93-107.
- Рус. архив, 1900, кн. 3-я, № 10, с. 236, 237, 1910, кн. I-я, № 1, с. 100, 107, 108; кн. 2-я, № 8, с. 605; кн. 3-я, № 12, с. 639.
- БЭС, т. I, с. 768; т. II, с. 1636, 2215, 2275.
- ЭС, т. XXI (кн. 41), с. 63.
- Н. Д., с. 72, 74, 75.
- Красн. архив (истор. журнал), 1928, т. 26, с. 165.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] по др. свед.: 20.11/2.12.1827 г.
[2] по другим источникам - с 1858 г.