Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НИКАНОР (БРОВКОВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Никанор (Бровкович)
Еп. Никанор (Бровкович)
Никанор (Бровкович) (1826 - 1890), архиепископ Херсонский и Одесский

В миру Бровкович Александр Иванович, родился 29 ноября 1826 [1] года в семье священника Могилевской епархии.

Первоначально учился в Могилевском духовном училище, затем в Могилевской духовной семинарии и состоял певчим архиерейского хора.

В 1842 году, как один из лучших воспитанников семинарии, вызван в образцовую Петербургскую семинарию.

В 1847 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

16 сентября 1850 году пострижен в монашество с наречением имени Никанор, 26 сентября рукоположен во иеродиакона.

30 июня 1851 года рукоположен во иеромонаха и в том же году 29 сентября назначен бакалавром семинарии.

8 декабря 1852 года получил степень магистра богословия.

С 25 апреля 1856 года - ректор Рижской духовной семинарии, а 29 апреля того же года возведен в сан архимандрита.

С 1 декабря 1857 года [2] - ректор Саратовской духовной семинарии и настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1864 года вызван на чреду служения в Санкт-Петербург.

5 ноября 1865 года перемещен в Витебск ректором Полоцкой духовной семинарии.

С 29 июля 1868 года - ректор Казанской духовной академии.

10 октября 1869 года ему присуждена Св. Синодом ученая степень доктора богословия.

4 июля 1871 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Хиротонию совершали в Александро-Невской Лавре преосвященные: Исидор (Никольский), митр. Новгородский, Никандр (Покровский), епископ Тульский, и Павел (Лебедев), епископ Кишиневский.

25 декабря 1876 года назначен на самостоятельную Уфимскую кафедру.

С 12 декабря 1883 года - епископ Херсонский и Одесский.

20 марта 1886 года возведен в сан архиепископа, в сентябре избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1887 году вызван в Петербург для присутствия в Св. Синоде.

Скончался 27 декабря 1890 года. О кончине святителя известно из строк одного частного письма:

"Кончина приснопамятного иерарха была самая благоустроенная и благоуготованная. Собственно только около одних суток длились тяжкие приступы болезни, так что он уже не вставал с ложа и мало на это обращал внимания и уже не говорил, но, по-видимому, сознания не терял. Кроме болезненных воздыханий с легкими стонами и по временам слабых движений кистями рук перед исходом его ничего не было. И так затих с благообразным лицом и всем телом правильно простертым. За несколько дней до кончины Владыка, между прочим, высказывал, что он так далеко ушел по пути умирания, что не желал бы возвратиться к здоровью и жизни".

Погребен в Одесском Преображенском соборе.

Архиепископ Никанор от природы был наделен богатыми дарованиями, которые в сочетании с многосторонней образованностью выдвинули его в ряд выдающихся церковных и общественных деятелей того времени. Это был глубокий мыслитель, многосведущий ученый, искусный проповедник, церковный композитор, ревностный участник в делах церкви и государства.

Его жизнь с ранней юности была посвящена Богу и церкви. Он с детства отличался трудолюбием, и до конца дней вся жизнь его была наполнена непрестанным трудом. Он вел большую литературную деятельность, которую начал уже в стенах Петербургской духовной семинарии. Его произведения отражали различные стороны церковной и государственной жизни. Будучи человеком горячим, резким, он без всякой пощады громил отступников и нечестивцев. Его живое и иногда столь резкое и даже жесткое слово могло произвести смущение, расстроить праздничное настроение, вызвать колкие суждения и даже большие неприятности. Часто голос его оставался одиноким. Он не только не находил поддержки, но и испытывал неприятности по службе. Все это болезненно отзывалось в его сердце и надламывало его здоровье.

Архиеп. Никанор считал живое слово пастыря-проповедника и приходскую школу лучшим средством в борьбе с разного рода сектантством. Настойчиво требовал он открытия при церквах небольших школ для девочек, справедливо полагая, что только грамотная и в церковном духе воспитанная мать внесет и поддержит в семье искреннее благочестие и православную церковность. Причем высказывал мысль, что помочь школе средствами должна церковь.

Он был необыкновенно искренним, доступным, любезным в обращении, предупредительным и внимательным к нуждам и положению каждого, всегда готовым на помощь и защиту требующим его помощи.

Преосвящ. Никанор состоял почетным членом Академии Наук и многих ученых и благотворительных обществ.

Святитель Никанор оставил после себя духовное завещание:

"Я, нижеподписавшийся Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, сим завещеваю мою предсмертную волю:
1) Наследниками моего имущества, по смерти моей, учиняю детей единственного моего брата родного, ныне судебного следователя в г. Ростове-на-Дону Ильи Ивановича Бровковича, именно: дочь Ольгу, сына Александра, дочь Лидию и сына Сергея, которые уполномачиваются разделить, по смерти моей, мое имущество поровну, чтобы каждому из них досталась одна четвертая часть.
2) Принадлежащие мне священные сосуды: потир с прибором и малое Евангелие, четыре мои митры: красную, две белых и черную, аналойные пелены, серебряную ладоницу и употребляемый теперь в крестовой церкви шитый от руки по воле жертвовательницы ковер, завещеваю в Крестовую церковь Одесского архиерейского дома.
3) Одесскому кафедральному собору завещеваю 4 мои мантии: голубую, красную, медного цвета и черную, также всю принадлежащую мне ризницу, саккосы с прибором, покровы для священных сосудов, орлецы, употребляемые в церкви полотенца, серебряную ладоницу, такой же китайский кубок для запивки, шитый от руки по воле жертвовательницы, употребляемый в соборе ковер, находящийся ныне в С.-Петербурге, как и вся ризница и вся собственно мне принадлежащая утварь церковная, кресло для горняго места, а также все мои кресты наперсные, панагии и орденские знаки.
4) Новоустроенный мною большой кипарисный крест должен быть поставлен в кафедральном соборе над моею могилою, на указанном мною месте. Во всяком случае должен быть поставлен над моею могилою, где бы ни судил Бог быть ей.
5) Одесскому архиерейскому дому жертвую мой живописный портрет, который теперь висит в зале.
6) Одесской духовной семинарии отказываю принадлежащий мне живописный портрет Константина Петровича Победоносцева, лучшего из обер-прокуроров Святейшего Синода и моего благодетеля, а также лучшую из моих фотографий на память. Ей же отказываю все мои дипломы, царские грамоты и т. п. в рамах на хранение в библиотеке. Еще жертвую также живописные в рамах портреты митрополитов Московских Филарета и Макария, на память о сих великих мужах.
7) Принадлежащие мне живописные портреты (находящиеся ныне в С.-Петербурге) митрополитов С.-Петербургских Никанора и Исидора жертвую в библиотеку С.-Петербургской духовной семинарии с золочеными рамами.
8) Казанской духовной академии завещеваю (живописные, в дубовых рамах) портреты архиепископа Казанского Антония и бывшего ректора этой академии, впоследствии епископа Смоленского Иоанна.
9) В библиотеку Новороссийского университета жертвую живописный в золоченой раме портрет поэта Пушкина в зрелых летах.
10) Погребающим меня преосвященным архиереям отказываю архиерейские палки: 1. С золотым набалдашником с инициалами В. (1. ?), данную в благословение митрополитом Литовским Иосифом Семашкою митрополиту Киевскому Платону (во дни оны), а им данную в благословение мне (в Новочеркасске). 2. С серебряным золоченым набалдашником и голубком, дошедшую от митрополита Московского Филарета. 3. С набалдашником костяным, дошедшую от архиепископа Херсонского Димитрия, с инициалами его имени, а также архиерейские четки: 1) большие из восточного хрусталя с промежуточными белесоватыми аметистами, завещанные мне по смерти епископом Саратовским Евфимием; 2) перламутровые с промежуточными аметистами и желтыми камнями, данные мне в благословение митрополитом С.-Петербургским Никанором; 3) яшмовые или сердоликовые (определить не умею) с промежуточными звездочками, с крестиками на цепочках, данные в благословение митрополитом С.-Петербургским Никанором Антонию, впоследствии архиепископу Казанскому, а от него мне; 4) такие же без звездочек, данные мне архиепископом Рижским Платоном, ныне митрополитом Киевским и 5) красные сердоликовые, перешедшие от епископа Самарского Феофила к ныне Екатеринославскому епископу Серапиону, а им данные в благословение мне.
11) Мою трость черную, с набалдашником из восточного хрусталя, отказываю сроднику моему, священнику Михаилу Юркевичу.
12) Деньги, хранящиеся в билетах, номинально на сумму в две тысячи рублей, завещаю специально на мои похороны.
13) Все остальное принадлежит выше указанным моим наследникам.
14) Обязанность моего душеприкащика прошу взять на себя отца ключаря протоиерея Гавриила Селецкого.
15) Все принадлежащие мне церковно-богослужебные книги завещеваю Крестовой церкви Одесского архиерейского дома.
У всех прошу прощения вольных и невольных моих прегрешений. Всем мой доземный поклон, прощение и благословение. Пишу и подписываю собственной рукой, в твердой памяти.
Смиренный Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский. 1888 г. августа 23. Одесса.

Сочинения

  • Беседа о том, что ересеучение гр. Л. Толстого разрушает самые основы не только православно-христианской веры, но и всякой религии. Одесса, 1889.
  • Поучение о том, что ересеучение гр. Л. Толстого разрушает основые общественного и государственного порядка. Одесса, 1889.
  • Как хорошо умирают верующие в Господа Иисуса (Душеп. собес., 1907, с. 348, 349).
  • Общедоступное объяснение послания св. ап. Павла к римлянам. 1891 (отзыв см. Церк. вестн., 1891, № 51, 52, с. 814).
  • Поучения, беседы, речи, воззвания и послания, т. I, 2-е изд., т. III и IV. Одесса, 1890.
  • Беседа о том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения. Одесса, 1889.
  • Беседа о христианском супружестве, против гр. Льва Толстого. Одесса, 1894.
  • Церковь и государство. Одесса, 1890.
  • Об антихристе, о воскресении мертвых. Одесса, 1904.
  • Из записок. Его апология по поводу жалоб на него уфимского белого духовенства. М., 1909.
  • Приветственная речь в Елисаветградском соборе (Приб. к Ц. В., 1888, № 36, с. 973).
  • Поучение на храмовый день св. ап. Андрея Первозванного (Приб. к Ц. В., 1888, № 31, 32, с. 870).
  • О долге духовного пастыря (Приб. к Ц. В., 1888, № 43, с. 1180).
  • Беседа на утрени Великия Субботы (Приб. к Ц. В., 1889, № 19, с. 515).
  • Братьям славянам (Приб. к Ц. В., 1889, № 12, с. 319).
  • Поучение в день празднования 50-летия воссоединения зап.-рус. униатов 8/IV-1889 в Вильне (Приб. к Ц. В., 1889, " 24, с. 671).
  • Беседа в церкви Новороссийского университета (Приб. к Ц. В., 1889, № 38, с. 1121).
  • Беседа в Лазореву Субботу (Приб. к Ц. В., 1889, № 14, с. 394).
  • Статья "Жены мироносицы, Христос Воскресе" (Приб. к Ц. В., 1889, № 15, 16, с. 427).
  • Беседа в день Благовещения Пресвятой Владичицы нашей Богородицы (Приб. к Ц. В., 1889, № 17, с. 449).
  • Послание по поводу распространения штунды и других видов сектанства (Приб. к Ц. В., 1889, № 49, с. 1367).
  • Поучение в день Рождества Христова (Приб. к Ц. В., 1888, № 52, с. 1523).
  • Происхождение и значение штунды в жизни русского народа (Приб. к Ц. В., 1890, № 45, с. 1508).
  • Статья "Смерть не страшна" (Приб. к Ц. В., 1891, № 32, с. 1068).
  • Поучение в день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Приб. к Ц. В., 1891, № 51, с. 1831).
  • Слово о кресте в поучении ревнителям стар. обряда. СПб, 1893.
  • О перстосложении для крестного знамения и благословения. СПб, 1890, отзыв см. Церк. вед., 1891, № 7, с. 112.
  • Минувшая жизнь (из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX в.) в 2-х томах. Одесса, 1913.
  • О театральных зрелищах в Великий пост (поучение). М., 1889.
  • О значении семинарского образования. Одесса, 1891.
  • Описание некоторых сочинений, написанных рус. раск. в пользу раскола, 2 ч. СПб, 1861.
  • Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве. Казань, 1871, см. отзыв Церк. вестн., 1891, № 7, с. 112.
  • Биографические материалы, т. I. Одесса, 1900.
  • Позитивная философия и сверхчувственное бытие, т. III (критика на критику чистого разума Канта). СПб, 1888.
  • Ночь страстей и Воскресения Христовых (Рус. палом., 1895, № 13, с. 194-198).
  • Беседа: Есть ли что еретическое в латинской церкви? (Приб. к Ц. В., 1888, № 34, 35, 37, 38).
  • Поучение при освящении здания общежития для учеников Одесской дух. сем. (Приб. к Ц. В., 1890, № 41, с. 1363).
  • Поучение к воспитанникам учительской семинарии (Приб. к Ц. В., 1891, № 12, с. 369).
  • Слово в день Святой Пасхи (Приб. к Ц. В., 1891, № 16, 17, с. 511).
  • Беседа в неделю блудного сына при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина) по истечению пятидесятилетия по смерти его. М., 1889.
  • Последнее слово архипастыря к пастве 25 декабря 1890 г. (Церк. вед., 1891, № 1, с. 12).
  • Тысячелетний юбилей св. Мефодия первоуч. славенского 6/IV-1885 (Прав. обозрен., 1885, июль, с. 383).
  • Беседа в день перенесения мощей св. кн. Александра Невского в 100-летний юбилей г. Николаева (Прав. обозрен., 1890, сентябрь, с. 3).
  • Беседа в защиту Библии.
  • Беседа в день празднования 100-летия завоевания г. Одессы (Хаджибия) (Прав. обозрен., 1889, сентябрь, с. 115, 162).
  • Слово в день мытаря и фарисея (Прав. обозрен., 1884, февраль, с. 324).
  • Воззвание к херсонской пастве (Прав. обозрен., 1886, январь, с. 18).
  • Речь по наречении во епископа Аксайского 30/VI-1871 г. (Прав. обозрен., 1871, июль, с. 216).
  • Прощальная речь в Каз. дух. акад. (Прав. собес., 1871, июнь, с. 189).

Литература

  • Красносельцев Н. Ф. Никанор, архиеп. Херсонский и Одесски. Одесса, 1893.
  • Зефиров Мои воспоминания о преосвящ. Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1878-1884) (Странник за 1893 г. и отдельный выпуск).
  • Крылов Памяти в Бозе почившего архиеп. Никанора. Новочеркасск, 1893.
  • Его же Восп. о митр. Платоне и викарии его епископе Аксайском Никаноре (Паст. собес., 1893, май-июль).
  • Зеленецкий А. К биографии преосвящ. Никанора (Истор. вестн., 1891, кн. 2, 3; 1905, август).
  • Петровский С., прот. Одесский Преображенский, ныне кафедр. собор. Одесса, 1908, с. 266-348.
  • Терновский Историч. записка о состоянии Казан. дух. акад. после ее преобразования (1870-1892). Казань, 1892, с. 10-16.
  • Знаменский П. В. История Казанской дух. академии.
  • Ибервег История новой философии. СПб, 1890.
  • Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Св.-Троиц.-Серг. Лавра, 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
  • Германов С. На Афон и св. Землю, ч. I. М., 1912, с. 96.
  • Толстой М. В. Хринилище моей памяти (Душеп. чтен., 1891, ч. I, с. 202-204).
  • Венгеров Крит. биогр. сл., т. I, с. 362.
  • Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 296-298.
  • Масанов Слов. псевдонимов, т. I, с. 93.
  • Строев П., с. 1016.
  • Булгаков, с. 1400, 1416.
  • Толстой Ю., № 424.
  • Денисов, с. 3.
  • Списки архиереев, № 424.
  • Летопись Е. А., с. 867.
  • Юбилейный сборник, с. 474, 629.
  • Последние дни пребывания на г. Уфе преосвящ. Никанора, изд. ред. Уфим. еп. вед., 1884.
  • Памяти в Бозе почившего Никанора, архиеп. Херсонского, изд. под редакцией проф. Беляева. Казань, 1891.
  • Слова, беседы и поучения преосвящ. Макария, еп. Оренбургского, с. 393, 394.
  • Труды К. Д. А., 1887, сентябрь, с. 256; октябрь, с. 317, 1888, февраль, с. 262, 263; март, с. 493, 513; сентябрь, с. 273, 1891, май, с. 172; ноябрь, с. 299.
  • Ж. М. П., 1959, № 4, с. 61; № 11, с. 39.
  • Странник, 1891, № 1 (некролог).
  • Душеп. собес., 1907, с. 348, 349.
  • Херсон. еп. вед., 1891, № 1, 2.
  • Рус. старина, 1883, июнь, с. 673, 1910, май, с. 416, 420.
  • Самар. еп. вед., 1874, № 18, с. 431, 432.
  • Моск. церк. вед., 1906, № 50, с. 244-253.
  • Миссион. обозрен., 1899, январь, с. 29.
  • Истор. вестн., 1891, февраль, с. 596, 1892, декабрь, 1893, июнь, с. 3; сентябрь, с. 766, 1895, февраль, с. 650, 1904, август, 1915, август, с. 635; ноябрь, с. 668, 669.
  • Прав. собес., 1870, ноябрь, с. 1, 7, 1897, май, с. обл.; декабрь, с. 708, 1898, май, обл., 1900, январь, с. 19, 1905, январь, с. 79, 1907, март, с. 7, 488; октябрь, с. 66, 1908, декабрь, с. 743, 1909, май, с. 368, 1910, январь, с. 110.
  • Церк. вестн., 1891, № 1, с. 13, 14; № 2, с. 19; № 5, с. 77; № 6, с. 85; № 7, с. 112; № 8, с. 114; № 9, с. 142; № 25, с. 393; № 37, с. 584№ № 39, с. 621; № 40, с. 628.
  • Церк. вед., 1888, № 1, с. 8-16; № 23, с. 155, 1891, № 1, с. 9, 10.
  • Приб. к Ц. В., 1889, № 4, с. 88-96; № 17, с. 449-475; № 28, с. 280, 1891, с. 256-258; № 41, с. 1427, 1893, № 33, с. 1219, 1890, № 49, с. 1659, 1897, № 8, с. 299.
  • Христ. чтен., 1861, июнь, 1871, № 7, июль, с. 120-130, 1891, март, с. 316.
  • Изв. Казан. еп., 1868, № 18, с. 497, 1869, № 23, с. 686, 1870, № 17, с. 535-544, 1871, № 13, с. 416; № 15, с. 478, 1873, № 16, с. 492, 1884, № 2, с. 33, 1887, № 9, с. 225; № 12, с. 285, 1888, № 4, с. 95, 1894, № 19, с. 596, 1903, № 3, с. 18, 1910, № 3, с. 90-93.
  • Прав. обозрен., 1873, январь, с. 66, 1877, май, с. 109, 1881, январь-апрель, с. 780-790, 1884, май, с. 3-17; сентябрь-декабрь, с. 326-343, 429-447, 1885, май-август, с. 3-14, 383-391, 566-572; сентябрь-декабрь, с. 3-13, 156-164, 209-218, 435, 446, 1886, январь-апрель, с. 641-659, 777-788, 1887, январь-апрель, с. 9-21, 531-561, 633-640, 1889, сентябрь-декабрь, с. 115-131, 162-173, 389, 390, 409-412, 541-546, 1890, сентябрь-декабрь, с. 3-46, 93-107.
  • Рус. архив, 1900, кн. 3-я, № 10, с. 236, 237, 1910, кн. I-я, № 1, с. 100, 107, 108; кн. 2-я, № 8, с. 605; кн. 3-я, № 12, с. 639.
  • БЭС, т. I, с. 768; т. II, с. 1636, 2215, 2275.
  • ЭС, т. XXI (кн. 41), с. 63.
  • Н. Д., с. 72, 74, 75.
  • Красн. архив (истор. журнал), 1928, т. 26, с. 165.

Использованные материалы



[1]  по др. свед.: 20.11/2.12.1827 г.

[2]  по другим источникам - с 1858 г.

Редакция текста от: 16.08.2017 07:30:57

"НИКАНОР (БРОВКОВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google