Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИННОКЕНТИЙ (КРЕМЕНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Иннокентий (Кременский)
Еп. Иннокентий (Кременский)
Иннокентий (Кременский) (1864 - 1917), епископ Вольский, викарий Саратовской епархии

В миру Кременский Иван Павлович, родился 12 ноября 1864 года в Шацком уезде Тамбовской губернии в семье священника.

До 1880 года обучался в Тамбовском духовном училище [1], перешел в Казанское духовное училище, в 1888 году окончил Казанскую духовную семинарию по I разряду.

В 1892 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определен учителем образцовой школы при Казанской духовной семинарии.

В 1893 году назначен преподавателем по кафедре словесности, литературы и логики в Кишиневскую духовную семинарию. Одновременно преподавал пение в духовной семинарии и словесность в местном епархиальном женском училище и в местной женской гимназии.

С 1896 года - помощник смотрителя Сарапульского духовного училища.

2 мая 1898 года пострижен в монашество с наречением имени Иннокентий, а 6 мая того же года рукоположен во иеромонаха и назначен смотрителем Ливенского духовного училища.

В 1900 году - инспектор Казанской духовной семинарии.

В 1901 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Томской духовной семинарии.

В 1903 году переведен в Псков настоятелем Спасо-Мирожского монастыря, а в 1904 году переведен в Москву, где был настоятелем Высоко-Петровского монастыря.

В 1905 году назначен членом Духовной консистории.

24 февраля 1908 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Хиротонию в Московском Успенском соборе Кремля совершали: митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), епископы Рязанский и Зарайский Никодим (Боков), Дмитровский Трифон (Туркестанов), Серпуховский Анастасий (Грибановский), епископы Иоанн и Григорий.

С 28 июля 1911 года назначен епископом Царевским, викарием Астраханской епархии и настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани.

Являясь бессменным викарием при четырех астраханских правящих архиереях, он зарекомендовал себя как труженик, взваливший фактически на свои плечи всю черновую работу по управлению епархией. Прибыв в Астрахань летом 1911 года, когда правящий архиерей архиепископ Георгий (Орлов) уже был болен, владыка Иннокентий окунулся в самую гущу епархиальных дел. С отъездом Преосвященнейшего архиепископа Георгия для лечения болезни 11 апреля 1912 года, а позже после его кончины в Ялте 10 июня, на епископа Иннокентия были возложены обязанности правящего архиерея. Их он выполнял вплоть до сентября 1912 года, пока в Астрахань не прибыл вновь назначенный правящий епископ Феофан (Быстров). После отъезда из Астрахани 11 марта 1913 года епископа Феофана на новую кафедру, владыка Иннокентий вновь становится временно управляющим Астраханской епархии, вплоть до прибытия, 12 апреля, новоназначенного правящего епископа Никодима (Бокова). После скоропостижной кончины 13 марта 1914 года епископа Никодима, на епископа Иннокентия были вновь возложены обязанности по управлению Астраханской епархией, которые он выполнял вплоть до прибытия 6 мая 1914 года новоназначенного епископа Филарета (Никольского). После увольнения на покой 1 июня 1916 года епископа Филарета, на владыку Иннокентия снова было возложено временное управление епархией, которое он выполнял до августа 1916 года, когда в Астрахань прибыл новоназначенный епископ Митрофан (Краснопольский).

Владыка Иннокентий был человеком очень строгим и требовательным. Он застал упадок в вверенном ему Астраханском Иоанно-Предтеченском монастыре. Результатом деятельности епископа стало возрождение Иоанно-Предтеченского монастыря: «Благообразное поведение монашествующих, истовое богослужение стало все больше и больше привлекать сюда астраханцев. Вскоре монастырь стал настоящим местом паломничества».

Кроме общеепархиальных дел, епископ Иннокентий большое внимание уделял делу православной миссии. Он сам неоднократно предпринимал длительные поездки для обозрения миссионерских станов, разбросанных по самым дальним уголкам Астраханской епархии. Его трудам принадлежало создание многих новых миссионерских станов, особенно среди кочевавших казахов. Вдвоем, вместе с известным астраханским миссионером протоиереем Алексием Луцким, они по 2-3 месяца «скитались» по необозримым степям, проповедуя и организуя церкви.

В городе он был в числе попечителей Елизаветинского сиротского приюта и Ирининской общины сестер милосердия; под его покровительством находился и Епархиальный кружок ревнителей трезвости, основанный по благословению владыки 6 июля 1912 года; он был бессменным представителем на экзаменах в мужских и женских гимназиях, духовной семинарии, епархиальном училище; благодаря его старанию была пополнена Епархиальная библиотека.

Одним из наиболее важных дел, возложенных на епископа Иннокентия в бытность его викарием Царевским, стало его руководство «Комитетом по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа Убиенного». Комитет этот был основан 28 сентября 1911 года, по благословению архиепископа Георгия (Орлова), который, по прошению представителей г. Астрахани, во главе с губернатором И. Н. Соколовским, дал ход делу по канонизации святителя Иосифа Убиенного, давно почитаемого астраханцами за святого угодника Божия. Под председательством владыки Иннокентия Комитет усердно занялся сбором свидетельств о чудесных знамениях по молитвам святителя Иосифа Убиенного. Все свидетельства тщательно проверялись и заверялись подписями очевидцев, если такие имелись. Было собрано 146 таких чудесных случаев, из которых 99 были проверены. Трудами Комитета была составлена брошюра с кратким жизнеописанием святителя Иосифа Убиенного и с приложением большей части случаев чудесной помощи по его молитвам. После завершения предварительной работы все материалы, собранные Комитетом, в конце 1913 года были переданы на рассмотрение Св. Синода. Казалось, дело двигалось к положительному результату, но начавшаяся летом 1914 года первая мировая война отодвинула дела канонизации на более поздний срок. Замерла на время и работа Комитета. В мае 1915 года, благодаря стараниям епископа Иннокентия, Комитет вновь восстановил свою деятельность. Продолжился сбор сведений о чудесной помощи по молитвам святителя Иосифа Убиенного, а в январе 1917 года было произведено и тайное освидетельствование его останков, которые членами Комитета найдены были почти полностью нетленными. Все шло к тому, что прославление астраханского угодника должно было состояться 11 мая 1917 года, но разразившаяся в России Февральская революция вновь отдалила это событие на более позднее время. По решению нового обер-прокурора Св. Синода князя Львова был упразднен и сам Комитет.

Благодаря своей разумной и взвешенной позиции владыка Иннокентий составил хорошую опору правящему астраханскому архиерею, епископу Митрофану (Краснопольскому).

26 мая 1917 года владыка отправляется в Москву, выбранный представителем от астраханского монашества, на Всероссийский съезд духовенства и мирян. А в августе 1917 года, после отъезда епископа Митрофана на Всероссийский Поместный Собор, он вновь оставляется во главе епархии, причем специально оговаривались дела, передаваемые в его ведение, сверх должности викария епархии: дела торговые - арендные, расходование церковных сумм на нужды прихода, судные дела по проступкам и преступлениям клириков, отпуски священно-церковнослужителям, выдача антиминсов, освящение храмов, служение в кафедральном соборе и городских церквах, рукоположение предназначенных к возведению во священные степени священника и диакона, дела училищного совета и духовно-учебных заведений, направление всех поступающих бумаг (из Св. Синода, разных учреждений и частных лиц) по вскрытии таковых секретарем консистории и личным секретарем епархиального архиерея.

Со 2 сентября 1917 года - епископ Вольский, викарий Саратовской епархии.

Скончался 27 декабря 1917 года от паралича сердца в Саратове. Отпевание возглавил епископ Саратовский Досифей (Протопопов). Погребен в женском монастыре.

Сочинения

  • «Нагорная проповедь Христа Спасителя. Ев. Матф. V-VII гл. Экзегетическое исследование» (Астрахань, 1914. магистерская диссертация)

Литература

  • “Церк. Вед.” 1900, № 34, с. 314, 1908, № 9, с. 45, 1916, № 39, с. 350, 1917, № 38-39, с. 351-352.
  • “Приб. к “ЦВ” 1908, № 10, с. 490-492, 1912, № 15, с. 639, № 51-52, с. 2073.
  • “Изв. Каз. Еп.” 1903, № 16, с. 38 (отчет), 1910, № 7-8, с. 24, 1912, № 16, с. 526.
  • “Русск. Паломн.” 1912, № 2, с. 31 (фото).
  • “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., с. 262-263.
  • Булгаков, с. 1395, 1403.
  • ФАМ II, № 45, с. 7.
  • Заметки и дополнения Е.М. № 82.
  • Regel’son 523.

Использованные материалы



[1]  Оставляется на повторительный курс в III классе - "Разрядный список учащихся 1-го Тамбовского духовного училища после испытаний летом 1880 года", Тамбовские епархиальные ведомости, 1880, № 14, с. 640.

Редакция текста от: 05.09.2015 18:01:34

"ИННОКЕНТИЙ (КРЕМЕНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google