Афанасий (Малинин), архиеп. Саратовский |
В миру Малинин Александр Антонович, родился 4 марта 1884 года [1] в семье священника Молебского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии (ныне с. Молёбка Березовского района Пермской области).
В 1904 году окончил Пермскую духовную семинарию первым по списку (в его аттестате были только отличные оценки) и был направлен в Казанскую духовную академию для обучения на казенный счет. При поступлении показал себя самым подготовленным абитуриентом, сдав экзамены на средний балл 4,8. Он был единственным, получившим отличную оценку у знаменитого философа и очень строгого преподавателя Виктора Ивановича Несмелова, который вообще почти не ставил пятерок.
Во время учебы в академии, как и многие другие студенты, он был духовным сыном знаменитого старца Гавриила (Зырянова). Был лучшим студентом академии, с самого начала определился как будущий специалист по нравственному богословию, изучал художественную литературу.
В 1908 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и званием магистранта. Его кандидатская работу на тему "Моральные идеалы русской современности в отношении к вечным идеалам христианской морали" была оценена очень высоко. Был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата сроком на один год при кафедре русского и церковнославянского языка с палеографией и истории русской литературы. Через год успешно защитил магистерскую диссертацию.
В 1908-1909 годах был командирован в Санкт-Петербург для научных занятий в Университете, Археологическом институте и других научных учреждениях города.
21 октября 1909 г. был пострижен в монашество с наречением имени Афанасий, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 28 октября - во иеромонаха архиепископом Волынским Антонием (Храповицким).
Вакансии на кафедре, по которой отец Афанасий специализировался, в Казанской академии в это время не было, но, не желая отпускать перспективного воспитанника, 28 мая 1910 года Совет Казанской духовной академии избрал иеромонаха Афанасия исполняющим должность доцента по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетикой, 16 августа был утвержден в этой должности. Он читал студентам III курса по введении в науку полный курс так называемой "Пастырской аскетики". Под его непосредственным руководством в академии функционировал студенческий проповеднический кружок.
27 июля 1913 года он был переведен на кафедру церковно-славянского и русского языка с палеографией.
В этом же году иеромонах Афанасий сделал пожертвование на сооружение металлического высеребренного облачения на престол и жертвенник в храм Казанской духовной академии.
Составлял описание рукописей Соловецкого монастыря в библиотеке Казанской духовной академии. Опубликовал свои работы по пастырскому богословию, славянскому языку, отзывы на студенческие работы, а также несколько проповедей - он был замечательным проповедником. За семь лет работы в академии заслужил у студентов любовь и уважение как прекрасный лектор. За полноуставное богослужение и добродетельную жизнь почитался единоверцами.
23 апреля 1916 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани, с оставлением на службе при духовной академии.
21 февраля 1917 года был командирован в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства для проповеднической деятельности в воинских частях с сохранением за ним должности до 1917/18 учебного года. 21 февраля/6 марта того же года был уволен, согласно прошению, по болезни, от должности настоятеля Предтеченского монастыря.
После прихода к власти большевиков продолжил преподавать в академии, перешедшей на полулегальное положение. В отличие от значительной части духовенства он не пытался в начале сентября 1918 года уйти из Казани с отступавшими чехами и Народной армией Комуча.
21 ноября 1920 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершили викарии Казанской епархии еп. Чистопольский Анатолий (Грисюк) и еп. Мамадышский Иоасаф (Удалов). Вместе с епископом Чистопольским Анатолием и епископом Мамадышским Иоасафом владыка Афанасий руководил Казанской епархией в отсутствие митрополита Кирилла (Смирнова).
Встретив в Чебоксарах противодействие местных властей и националистически настроенного духовенства, желавшего назначения архиерея из чувашей, вернулся в Казань, служил в Никольской единоверческой церкви на Булаке.
20 апреля 1921 года был вызван повесткой в ТатЧК и арестован за "нарушение Декрета ВЦИК от 23.01.1918 г". Проходил по групповому "делу преподавателей Казанской Духовной Академии. Казань, 1921 г".
На допросе показал:
6 октября 1921 года был приговорен к заключению в концлагерь сроком на 1 год условно. Некоторых профессоров и доцентов выслали или заключили в концлагерь, остальным, в том числе и епископу Афанасию, было решено объявить в местной газете строгий выговор за "неисполнение распоряжений советской власти".
Летом 1922 года в Казани было организовано временное епархиальное управление, в состав которого вошел и епископ Афанасий. Вместе с владыкой Кириллом (Смирновым) и Иоасафом (Удаловым) боролся против обновленчества. 12 января 1923 г. являлся председателем епархиальной предсоборной комиссии, готовившей предложения к предполагавшемуся Собору РПЦ.
В апреле 1923 года был "уволен за штат" обновленческим епархиальным управлением.
С 3 сентября 1923 г. по письменному распоряжению арестованного митрополита Кирилла епископ Афанасий стал именоваться епископом Спасским. Это было, вероятно, связано с несостоявшимся в те годы намерением создать самостоятельную Чебоксарскую и Чувашскую епархию в границах только что созданной Чувашской автономной области.
В декабре 1923 года, после запрета в служении Иоасафа (Удалова), владыка Афанасий официально стал временно управляющим Казанской епархией, а с мая 1924 года, после отъезда и ареста владыки Иоасафа, епархия действительно оказалась под его управлением.
С апреля 1926 г. вновь именуется епископом Чебоксарским по имевшейся традиции наименования первых викариев Казанской епархии.
24 апреля 1929 г. возведен в сан архиепископа указом митр. Сергия.
В мае 1929 года получил письмо Казанского митр. Кирилла (Смирнова), содержавшее критику деятельности заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и обоснование прекращения митр. Кириллом молитвенного общения с митр. Сергием. Владыка Афанасий отказался подписать это письмо и не порывал церковного общения с митр. Сергием.
7 мая 1930 года назначен архиепископом Казанским и Свияжским.
В 1930 г. происходили массовые аресты и закрытие церквей. Однако в Казанской епархии больше половины церквей, особенно в сельских районах, продолжала действовать. Владыка Афанасий вместо арестованных священников рукополагал новых, возвращал на приходы тех, у кого закончились сроки лагерей или ссылок. В первые годы управления епархией он жил в Казани в Иоанно-Предтеченском монастыре. Потом проживал в доме, принадлежавшем Богоявленской церкви, которая в те годы была кафедральным собором, а после конфискации этого дома - в доме N 6 на улице Кирпичногородской.
23 марта 1933 году архиеп. Афанасий неожиданно был назначен на Ташкентскую епархию. В биографии на сайте КазДС отмечается, что скорее всего это было связано с необходимостью «очистить место» для митрополита Серафима (Александрова) [2]. В Ташкент не выехал.
11 августа 1933 г. назначен архиепископом Саратовским.
30 сентября 1935 г. уволен на покой.
В 1935 году был арестован и особым совещанием при НКВД СССР приговорен к трем года высылки в Северный край, где и скончался 27 мая 1939 года.
Впрочем, в биографии на сайте КазДС отмечается:
Сочинения
- Основной принцип православного пастырства по учению преп. Иоанна Лествичника, изложенному в его "Слове к пастырю", научающему, каков должен быть наставник словесных овец". (Опыт приложения начал аскетики к Пастырскому богословию). "Прав. Собес." 1910, декабрь, с. 679-720. (Казань, 1910).
- Слово на святое Богоявление. "Православный собеседник" 1912, январь, с. 86-94.
- Слово на день церковного празднования столетней годовщины Отечественной войны 1812 года. "Прав. Собес." 1912, ноябрь, с. 607-616.
- Слово в Великий Четверток. "Прав. Собес." 1913, май, с. 797-806.
- Биографическая заметка: "Епископ Палладий проповеди". Вып. 2-й, Пермь, 1912 год. "Прав. Собес." 1913, май, с. 859-861.
- "Типик святителя Варсонофия Казанского чудотворца, памятник литургический и лингвистический". (К истории рукописного церковного устава на Руси в XVI веке). "Прав. Собес." 1914, январь-август.
- Слово в день празднования 1600-летней годовщины Миланского эдикта (313-1913). "Прав. Собес." 1913, сентябрь, с. 8-18.
- "Моральные идеалы русской современности в отношении к вечным идеалам христианской морали". "Православный собеседник" 1915, октябрь, с. 168.
Отзывы
При исполнении обязанностей доцента Казанской духовной академии иеромонах Афанасий написал целый ряд отзывов на кандидатские сочинения студентов:
- Отзыв о сочинении студента Ивана Веселовского на тему: "Пастырство по учению св. Апостола Павла в его пастырских посланиях". "Прав. Собес." 1914, апрель, с. 226.
- Отзыв о сочинении студента Воскресенского Александра на тему: "Два рукописных Евангелия, хранящихся в Благовещенском кафедральном соборе г. Казани". (Историко-палеографическое и лингвистическое исследование). "Прав. Собес." 1915, февраль, с. 108-110.
- Отзыв о сочинении священника Знаменского Владимира на тему: "Св. Василий Великий, как пастырь и пастыреучитель". "Прав. Собес." 1915, февраль, с. 116-118.
- Отзыв о сочинении студента Попова Сергея на тему: "Первое путешествие Господа из Капернаума на Галилее, Его учение в синагогах Галилейских и чудотворения". "Прав. Собес." 1915, март, с. 214-215.
- Отзыв о сочинении студента Флоринского Димитрия на тему: "Современные задачи пастыря Церкви в звании законоучителя". "Прав. Собес." 1915, май, с. 293-295.
- Отзыв о сочинении студента Балтинского Ивана на тему: "Пастырский идеал святого Григория Богослова". "Прав. Собес." 1916, февраль-март-апрель, с. 51 отчет.
- Отзыв о сочинении студента о. иеродиакона Нила Жукова на тему: "Аскетика преподобного Нила Синайского". "Прав. Собес." 1916, май-июнь, с. 131.
- Отзыв о сочинении студента Игнатьева Василия на тему: "Древнейшие рукописные Евангелия Соловецкой библиотеки при Казанской духовной академии, с палеографической и церковно-археологической стороны". "Прав. Собес." 1916, май-июнь, с. 168-169.
- Отзыв о сочинении студента Образцова Петра на тему: "Значение аскетического начала в пастырской практике". "Прав. Собес." 1916, июль-август, с. 278-279.
Литература
- "Церк. Вед." 1910, № 35, с. 352, 1913, № 31, с. 402, 1916, № 18-19, с. 213.
- "Прав. Собес." 1908, ноябрь, с. 20, 41, 43, 1910, декабрь, с. 17, 22 отчет, 1911, июль-август, с. 188, декабрь, с. 22 отчет, 1912, декабрь, с. 23 отчет, 1914, январь, с. 18, 35, 50 отчет, февраль, с. 6 отчет, март, с. 562, сентябрь, с. 112, 1915, октябрь, с. 178, 1916, январь, с. 20 отчет и 360.
- ФПС I, ? 108, с. 4, II, с. 2, 4, с. 2, 5, с. , ? 34.
- ФАМ I ? 34, с. 3.
- "Изв. Каз. еп." 1907, № 16, с. 471-481, 1911, № 3, с. 117-123.
- "Вестн. Св. Син. Пр. Р. Ц." (обновл.) 1916, № 12-13, с. 21.
- "ЖМП" 1934, № 18-19, с. 8.
- Мануил, архиеп. Каталог русских архиереев, ч. 1, с. 349-352.
Использованные материалы
- А. В. Журавский. Афанасий (Малинин) // Православная энциклопедия, т. 4, с. 11-12
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Архипастыри Казанские 1555-2011 // Сайт Казанской духовной семинарии
[1] Дата рождения приведена по БД ПСТГУ и биографии на сайте Казанской духовной семинарии. По сведениям Православной энциклопедии, родился 1 марта, а по биографии на сайте "Русское Православие" - 6 марта.
[2] Архипастыри Казанские 1555-2011 // Сайт Казанской духовной семинарии - http://kds.eparhia.ru/bibliot/istoriakazeparhii/arhipastyri/..._14