Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТАРАСИЙ (ЛИВАНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Тарасий (Ливанов) (1877 - 1933), епископ Барнаульский

В миру Ливанов Иван Алексеевич, родился 18 мая 1877 года селе Вознесенском Томского уезда в семье единоверческого протоиерея Алексея Леонтьевича Ливанова и его супруги Анны Ивановны.

В 1898 году окончил Томскую духовную семинарию.

В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Нравственное учение прп. Симеона Нового Богослова".

В 1902/03 учебном году проходил должность преподавателя греческого языка в Барнаульском духовном училище.

С 10 апреля 1903 по 7 сентября 1906 года - Омский епархиальный миссионер.

1 сентября 1906 года назначен законоучителем Томского учительского института.

1 января 1907 года рукоположен во священника к церкви прп. Сергия Радонежского при учительском институте.

С 1912 года - смотритель Томского духовного училища, настоятель училищной церкви, товарищ председателя Томского отделения епархиального училищного совета.

Член совета братства св. Димитрия Ростовского, Томского комитета Православного миссионерского общества, Попечительства о бедных воспитанниках Томской духовной семинарии.

В 1917 году внезапно умерла жена священника Мария Ивановна, оставив шестерых малолетних детей. Дети остались на руках престарелой матери о. Иоанна.

В этом же году священник был арестован. Подробности ареста неизвестны.

После освобождения продолжил служить в должности смотрителя Томского духовного училища, настоятеля Стефановского храма.

С 1917 по 1920 год - председатель Совета братства свт. Димитрия Ростовского по борьбе с сектами и раскольниками. Из обвинения при аресте в 1924 году:

"Во время пребывания Колчака в Сибири организовал так называемое "Братство святителя Димитрия Ростовского", носившее контрреволюционный характер".

В 1919 году был возведен в сан протоиерея.

С 12 января 1920 года - настоятель Томской Сретенской общины по выбору прихожан. Блестящий оратор. Его обаяние, доброта и проповеди привлекали большое количество прихожан.

Участник Собрания духовенства города Томска 1-2 июня 1922 года. Был выдвинут духовенством и мирянами в обновленческое ВЦУ, но снял свою кандидатуру.

10 ноября 1922 года был арестован по обвинению в "противлении изъятию церковных ценностей". В период следствия содержался в Томской тюрьме. 15 декабря этого же года был освобожден с подпиской о невыезде.

Продолжил служить в Сретенском храме, преподавал на Пастырских курсах в Томске.

Борьба с обновленчеством

Стал одним из лидеров Патриаршей Церкви в Томске, противодействовал обновленчеству.

В ночь с 15 на 16 июля 1924 года к нему домой пришли с обыском и арестовали. После его ареста его брат архимандрит Иосиф (Ливанов) помогал престарелой матери растить его шестерых детей.

Из обвинительного заключения 1924 года:

"После освобождения 15 декабря 1922 г. не прекратил своей к/р деятельности, а остался продолжать и более углублять ее... Он все время вел свою пропаганду против Советской власти, изъятия ценностей и обновленческого течения. Говорил: "Сибирское Церковное Управление - самозванцы, насильники, намеренно и предательски упрятали епископа Виктора (Богоявленского) и лучших священников, чтобы беспрепятственно творить свои темные дела. Председатель ВЦУ Петр Блинов - состоит сотрудником ГПУ, о чем все знают... ".

В 1924 году он ездил в Москву как делегат на Московское Всероссийское Церковное Совещание. В Москве он выхлопотал, чтобы Сретенская церковь открылась как церковь "Тихоновского толка". По его приезде была торжественная служба, ликование. Он произнес проповедь, закончив ее словами: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее!".

14 июля 1924 года на него был составлен "Меморандум" N 1 для ОГПУ:

"С приездом из Москвы с Всероссийского церковного Совещания протоиерея Ливанова, Тихоновское движение в городе Томске приняло крупные размеры. Четыре церковных совета перешли на сторону Тихона. Ожидается переход еще 4-5 приходов. Томский Епархиальный Совет в лице Сергия Дмитриевского в панике. Обновленцы имеют мало надежды удержать группы верующих от перехода к тихоновщине. Во главе Тихоновского движения стоит указанный выше Ливанов. Последний устраивает нелегальные собрания духовенства и мирян с целью вооружения против обновленцев, называя их прихвостнями Советской власти. Бывший Омский архиепископ Дмитрий Беликов (Тихоновец), проживающий в Томске, получив от Тихона грамоту на право вступления в обязанности Томского архиепископа, первоначально отказывался приступить к своим обязанностям, ссылаясь на свой преклонный возраст, но под влиянием Ливанова приступил к службе...
Разработка:
ГОО ГПУ полагал бы протоиерея Ливанова немедленно изолировать из Томска, как бывшего миссионера, мотивируя его изоляцию устройством нелегальных собраний духовенства и мирян г. Томска".

Осужден по ст. 71 УК РСФСР и приговорен к 3 года концлагерей.

Из обвинительного заключения:

"Ливанов - ярый сторонник Патриарха Тихона и непримиримый противник Советской власти и ВКП (б). Свою к/р деятельность проявлял с 1919 г., т.е. со времени колчаковщины, когда он являлся Председателем Совета епархиального миссионерского "Братства святителя Димитрия Ростовского" в Томске... Так, при церковном перевороте в 1922 г., Ливанов уклонился от работы в Обновленческом Церковном Управлении г.Томска, куда был избран духовенством и мирянами Томской губ., а наоборот, сразу же повел агитацию против обновленчества вместе со священниками Александром Тихоновым, Леонидом Красиным и др. Своею пропагандой Ливанов тормозил церковное движение, обострял религиозные массы против Советской власти... "

Находился в Соловецком лагере до 1927 (1928?) года.

Когда епископ Тарасий вернулся из Соловков домой в Томск, то служить ему было негде, т.к. все церкви были закрыты, и он уехал в Новосибирск, где служил в Туруханской церкви.

Епископ

19 ноября 1931 года хиротонисан во епископа Уссурийского, викария Восточно-Сибирской митрополии митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским), в сослужении архиепископа Хутынского Алексия (Симанского) и др. в Московском Покровском храме на Красносельской улице.

Служить в Уссурийском крае ему пришлось недолго: все церкви были закрыты, и он приехал в Новосибирск, где проживали его дочь и брат.

По воспоминаниям очевидцев:

"В Новосибирске он не служил, а во время Всенощной или обедни в мантии и клобуке стоял на левом клиросе около алтаря, и столько тоски было в его глазах! Бывшие прихожане становились в очередь, чтобы подойти под благословение своего любимого пастыря".

С декабря 1931 года - епископ Барнаульский, позднее - временно управляющий Бийской и Алтайской епархией.

5 ноября 1932 года прибыл в Бийск. Жил на квартире священника Александро-Невской церкви г. Бийска Воронина Федора Леонтьевича.

"Дело епископа Тарасия (Ливанова) и др., 1933 г."

3 декабря 1932 епископ Тарасий пригласил на поминки по своему отцу священников о. Феодора Воронина и о. Анисима Шалаева, а также протодиакона о. Александра Кикина, диакона о. Прокофия Маслова, церковного старосту Жигалова Семена Петровича, своего секретаря Соколова Ивана Константиновича (сына епископа Иннокентия (Соколова)) и члена церковного совета Полякову Евдокию Ивановну. Это "контрреволюционное сборище" послужило поводом для ареста его участников, в том числе епископа Тарасия.

Арестован 31 января 1933 года. При обыске изъяли 2 чемодана с облачением, мантией, митрой и пр. Заключен в Новосибирскую тюрьму.

После ареста участники "контрреволюционного сборища" "признались", что именно там, на поминках, "они поведали Владыке":

"На Алтае, в том числе в Бийской епархии, существует крупная церковно-монархическая подпольная организация, созданная епископом Никитой (Прибытковым) и ставящая целью совместно с белогвардейской и партизанской организациями вести подготовку вооруженного восстания с целью свержения Советской власти. После ареста епископа Никиты ею руководят протодиакон Кикин и священник Шалаев".

Из показаний "свидетеля":

"Епископ Тарасий согласился лично возглавить организацию и дал указания по дальнейшей работе, при этом заявил: "Согласно решению протоколов сионских мудрецов Советская власть должна быть свергнута в 1933 г. и заменена другой властью. Нам нужно объединиться"".

Епископ Тарасий напрасно пытался доказать, что из-за краткости своего пребывания в Бийске (менее трех месяцев) просто не мог стать "руководителем церковно-монархической организации".

По тому же делу проходил его брат, протоиерей Андрей Алексеевич Ливанов.

Из материалов дела:

"Контрреволюционная организация охватывала 123 населенных пункта Барнаульского округа и Ойротской АО. Формировалась она по трем линиям: белогвардейской, партизанской и церковно-монархической... Сформировалась она в первой половине 1930 г. В руководящий центр входили епископ Никита (Прибытков) и другие священники. После ссылки епископа Никиты (Прибыткова) руководство организацией возглавил вновь прибывший епископ Герман (Кокель), а после ареста и высылки последнего - вновь назначенный епископ Тарасий (Ливанов)".

Всего было привлечено в качестве обвиняемых 785 человек. Дело состояло из 85 томов.

Ввиду многочисленности "контрреволюционной организации" мера наказания ее "участников" была определена несколькими постановлениями "тройки" при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю.

Епископ Тарасий был приговорен к расстрелу постановлением "тройки" от 8 апреля 1933 года.

Писал из тюрьмы родным открытки. Там была, в частности, такая фраза: "Телом я страдаю, но душа моя спокойна, и совесть моя чиста!"

Расстрелян 11 апреля 1933 года в окрестностях Новосибирска.

19 декабря 1957 года реабилитирован Алтайским крайсудом по 1933 году репрессий.

Семья

Награды

Литература

  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.148.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.6. С.252.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.994.
  • Боль людская: Книга памяти репрессированных томичей/ Сост. В.Н.Уйманов. Т.4. Томск, 1994. С.187.
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.756.
  • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.54-57,127-130,234,357,439,442.
  • Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. 240с. С.74-80.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / Сост. по ред. Д.Е. Березова. - Томск: Типография епархиального братства. 1903, с. 22.
  • Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. - Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911, с. 56-57, 113-114.
  • Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе - марте месяцах 1914 г. - Томск: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева". 1914, с. 33, 40, 48, 51, 96.

Редакция текста от: 27.06.2013 16:58:35

"ТАРАСИЙ (ЛИВАНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google