Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АФАНАСИЙ (ПРОТОПОПОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Афанасий (Протопопов), архиеп. Тобольский и Сибирский
Афанасий (Протопопов), архиеп. Тобольский и Сибирский
Афанасий (Протопопов) (1783 - 1842), архиепископ Тобольский и Сибирский.

В миру Протопопов Александр Федорович, родился в апреле 1783 года в городе Любим Ярославской губернии в семье протоиерея, впоследствии принявшего постриг и возведенного в сан архимандрита Толгского Ярославского монастыря.

Учился в Ярославской духовной семинарии, которую окончил в 1804 году. Как лучший ученик был оставлен на преподавательской должности, занимался переводами с латинского и греческого языков.

В 1809 - 1814 годах учился в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил со степенью магистра богословия.

В 1814 году принял постриг с именем Афанасий, был рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.

18 марта 1816 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Казанского в честь Преображения Господня монастыря и ректором Казанской духовной академии.

Вследствие закрытия Казанской духовной академии, 28 июля 1817 года был переведен ректором в Тверскую духовную семинарию и настоятелем Макариева Калязинского монастыря.

В 1823 году находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужений, преподавал Закон Божий в 1-м кадетском корпусе.

29 июля того же года был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

13 октября 1826 года был назначен епископом Нижегородским и Арзамасским. По его инициативе началось строительство Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде.

С 24 января 1832 года - архиепископ Тобольский и Сибирский.

Несмотря на то, что назначение в Сибирь воспринял как ссылку, прекратив переписку со многими архиереями, в т. ч. с Московским митрополитом свт. Филаретом (Дроздовым), на Тобольской кафедре активно потрудился на миссионерском и просветительском поприще.

В 1836 году преобразовал Кондинский Троицкий монастырь Тобольской губернии в миссионерский и основал при нем духовное училище для детей ненцев, коми и хантов. Значительно пополнил библиотеку и минералогический кабинет Тобольской духовной семинарии как собственными пожертвованиями, так и выписанными из Санкт-Петербурга.

Скончался 21 сентября 1842 года в Тобольске. Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиепископом Амвросием II.

С юных лет отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению. Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество.

Имея прекрасное образование, обладал особым даром преподавания, увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанником и возбуждать у них ревность к занятиям.

Настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским.

Его познания в области Св. Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения. Рассеять их преосвященному помог декабрист М.А. Фонвизин, прямая, твердая вера которого раскрыла архиепископу ложь философских взглядов относительно Божества. Преосвященный до конца жизни был благодарен Фонвизину, уничтожившему мрак лживой философии и укрепившему его в основах Божественных истин.

Заботился о просвещении духовенства своей епархии. От священнослужителей требовал благоговейного усердия в выполнении своих обязанностей. Строго преследовал корыстолюбие, нетрезвость, ссоры. Суд его в епархиальных делах был беспристрастен и справедлив.

Паству свою воспитывал в духе благочестия и твердой веры, искореняя пороки и суеверные обычаи.

Много уделял он внимания семинарии, устройству библиотек, которые обогащал своими пожертвованиями. Богатая библиотека преосвященного Афанасия после его кончины поступила в Тобольскую и Тверскую семинарии.

Отличался любовью к храмозданию, употреблял все средства на строительство церквей.

Богослужения архиепископа Афанасия отличались торжественностью и величественностью и вызывали у молящихся чувство благоговения.

Занимался и литературной деятельностью, но печататься не любил, и некоторые его проповеди вышли в свет без его ведома.

Труды

  • [2 проповеди] // Собрание сочинений студентов СПбДА. М., 1819
  • Слово при избрании судей петербургским дворянством // Христианское чтение. 1829. Ч. 35. С. 186.

Остались в рукописях

  • "Записки по каноническому праву"
  • "Материалы по церковным древностям"
  • "Описания качеств и действий Иисуса яко Христа и Сына Божия" (в 1878 это сочинение было пожертвовано митрополитом Исидором (Никольским) в библиотеку СПбДА)
  • Перевод с латыни "Изложения Апостольского Символа веры"

Литература, документы

  • РГИА. Ф. 796. Оп. 107, № 957; Оп. 113, № 110.
  • Биография Афанасия, архиеп. Тобольского и Сибирского // Москвитянин. 1843. № 11. С. 144-160.
  • Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии (1672-1850). СПб., 1857.
  • Сулоцкий А., прот. Жизнеописание Афанасия, архиеп. Тобольского и Сибирского // Странник. 1867. № 1. С. 5-57; № 2. С. 65-94.
  • Барсуков И. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. С. 148-149.
  • Булгаков. с. 1403, 1406, 1415.
  • Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 857-859
  • Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 266.
  • Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 25.
  • Строев. стб. 10, 295, 319, 451, 607.
  • Толстой Ю. № 247.
  • Филарет, митр. Собрание мнений и отзывов. ч. I. с. 391, прим. 2, с. 394, прим. 1, с. 441; ч. II. с. 266, прим. 2.
  • Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. с. 367.
  • Обзор русской духовной литературы. с. 457.
  • Труды КДА. 1888. окт. с. 131.
  • Энциклопедический словарь, изд. рус. учен. и литерат. т. V.
  • Русская старина. 1881. июль. с. 485.
  • Исторический вестник. 1888. май. с. 403.
  • Русский архив. 1899. кн. 2. № 6. с. 212 п/с. 1.
  • -"- -"- 1904. кн. 1. № 2. с. 241 п/с.
  • -"- -"- 1881. нояб. с. 389.
  • Юбилейный сборник. с. 281.
  • ЖПБ. т. I. с. 85.
  • БЭС. т. II. с. 2168, 1634.
  • БЭЛ. т. X. с. 619.
  • БЭЮ. т. II. с. 343.
  • ЭС. т. I, доп. с. 189.
  • РБС. т. II. с. 373.
  • Н.Д. с. 17, 54, 58.

Использованные материалы

Редакция текста от: 26.09.2012 10:50:16

"АФАНАСИЙ (ПРОТОПОПОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google