Епископ Гурий (Буртасовский) |
В миру Буртасовский Сергей Васильевич, родился 30 июня 1845 года в селе Буртасы Свияжского уезда Казанской губернии [1] в семье диакона.
Окончил Казанское духовное училище.
В 1868 году, по окончании духовной семинарии, поступил в Казанскую духовную академию.
16 марта 1871 года был пострижен в монашество, будучи студентом академии.
16 мая [2] 1872 года был назначен на должность преподавателя Иркутской духовной семинарии.
4 июня того же года был рукоположен в сан иеромонаха.
В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Современный вопрос о благотворительности и его решение по духу христианства".
23 ноября 1877 года был переведен на должность смотрителя Иркутского духовного училища.
С 1873 года занимался миссионерской деятельностью, путешествовал по Дальнему Востоку, крестил бурят, основывал миссионерские станы.
14 января 1879 года был возведен в сан архимандрита.
12 февраля [3] 1880 года был назначен начальником Иркутской духовной Миссии и настоятелем Ниловой пустыни.
30 декабря этого же года, как опытный в духовно-просветительской деятельности, был переведен на должность и.о. ректора Благовещенской духовной семинарии.
С 8 февраля 1885 года - ректор той же семинарии.
Управление Камчатской епархией
22 июля 1885 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского.
Продолжал длительные поездки по региону, считал неудовлетворительными существующие миссионерские школы при станах и вместо них предлагал устроить в Хабаровске общую школу для детей разных национальностей с 2-годичным обучением по программе церковноприходских школ. В письмах к обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву Н. И. Ильминский резко возражал против этой идеи, считая, что "принудительное разлучение на долгое время" учеников с родными, обучение на неродном языке приведут к отрицательным результатам.
На кафедре епископа Камчатского зарекомендовал себя выдающимся духовным администратором.
Епископ Самарский
24 октября 1892 года получил в управление Самарскую кафедру.
Среди населения Самарской епархии было значительное количество старообрядцев и инородцев. Проходя здесь свое служение, главное свое внимание и заботы направил именно на развитие миссионерского дела и на увеличение и улучшение церковных школ, как представляющие большое подспорье для целей миссии.
Прежде всего ввел употребление инородческих наречий за богослужением в тех приходах, где были инородцы. Говорил про себя, "что только при мне начали доходить в святых храмах за богослужением глаголы живота вечного на их родных языках".
Ввел в Самарской епархии должности епархиального и окружных миссионеров. К участию в миссионерской деятельности были привлечены и приходские иереи. Правильно и умело организованная деятельность самарских миссионеров принесла пользу, и раскол значительно ослаб.
Епископ придавал большое значение в миссионерском отношении единоверию и первый из самарских епископов стал служить в единоверческих храмах, строго соблюдая уставы и обычая единоверия.
Немало заботился он и об устроении духовно-учебных заведений в епархии. Для развития эстетических наклонностей воспитанников было введено преподавание рисования и поощрялось преподавание музыки и пения. Для обогащения их полезными знаниями введено было преподавание медицины.
Много забот и сердечного участия оказано было женскому епархиальному училищу.
Для духовной семинарии было выстроено новое здание, открылось общежитие для бедных воспитанников семинарии.
По инициативе епископа Гурия была учреждена касса взаимопомощи епархиального духовенства, оказывал материальную поддержку сиротам и вдовам.
По его поручению были собраны и опубликованы материалы по истории чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших» из Раковского Троицкого монастыря.
При нем в 1894 году завершилось 25-летнее строительство Воскресенского кафедрального собора.
19 октября 1897 года участвовал в хиротонии архим. Тихона (Белавина) во епископа Люблинского.
В 1902 году был избран почетным членом Казанской духовной академии.
23 апреля 1904 года был назначен епископом Симбирским и Сызранским. На новой кафедре ему пришлось недолго проходить свое служение и здесь он старался проводить в жизнь те же начала, которыми руководствовался в Самарской епархии.
Скончался 5 января 1907 года от сердечных переживаний.
Труды
- Дополнительные лекции по догматическому богословию. Иркутск, 1874
- Осн. богословие. Иркутск, 1876
- Первое мое знакомство с деятельностью Иркутской духовной миссии: (Дорожные заметки нового начальника Иркутской отд. миссии) // Иркутские ЕВ. 1880. № 47-50 (отд. отт.: Иркутск, 1880)
- Правосл. ответ сектанту, мнящемуся быти мудрым о Христе. Благовещенск, 1891
- Слово, произнесенное в Самарском кафедральном соборе 22 ноября 1892 года.
- "Самар. ЕВ" 1892, № 23, с. 1070.
- Слово в день перенесения мощей св. Гурия Казанского.
- Высокое достоинство, спасительность и значение церк. Православия для истинно-человеческой жизни, в противоположность сектантству // Самарские ЕВ. 1894. № 4-5 (отд. отт.: Самара, 1894)
- "Самар. ЕВ" 1895, № 14, с. 563-567.
- "На память моим воспитанницам".
- "Самар. ЕВ" 1897, № 22, с. 949.
- "Руководственные указания миссионерам".
- "Прав. Благов." 1899, № 17.
- Архипастырское вразумление хлыстовских лжеучителей // Самарские ЕВ. 1899. № 2. С. 1-4;
- Руководственные указания миссионерам // Правосл. благовестник. 1899. № 17
Литература
- "ЦВ" 1892, № 44, с. 436.
- - " - 1904, № 18-19, с. 177.
- "Приб. к "ЦВ" 1896, № 35, с. 1274.
- - " - 1900, № 52, с. 2181.
- - " - 1904, № 18-19, с. 690-691.
- - " - 1907, № 2, с. 69-71.
- "Русс. Палом." 1904, № 21, с. 363.
- "Прав. Собес." 1897, март, с. 184.
- - " - 1897, октябрь, с. 353-355.
- - " - 1898, май, с. 513.
- - " - 1899, январь, с. 7.
- - " - 1899, апрель, с. 11-12.
- - " - 1904, декабрь, с. 1157.
- - " - 1905, июль-август, с. 10, 12.
- - " - 1908, январь, с. 8, 9 (отчет).
- "Церк. Вестн." 1891, № 24, с. 381.
- "Мисс. Обозр." 1901, № 4, с. 588 (с фоторгр.).
- "Самар. ЕВ" 1892, № 22, 23.
- Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования: 1870-1892. Каз., 1892. С. 469-470
- Прощание с паствой преосв. Гурия, еп. Камчатского, пред отъездом в С.-Петербург для присутствия в Свят. Синоде. Иркутск, 1892
- "Самар. ЕВ" 1893, № 1, 2, 4, 19, 21, 23, 24.
- - " - 1895, № 2, 5, 12, 20, 24.
- - " - 1897, № 1, 4, 5, 13, 18, 20, 21, 23, 24.
- - " - 1898, № 11, 16, 17, 18, 20, 23.
- - " - 1900, № 2, 5, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23.
- - " - 1901, № 2, 20, 22, 23.
- - " - 1903, № 4, 5.
- - " - 1908, № 13, с. 547.
- "Симб. ЕВ" 1905, № 1, 5, 9, 12, 13.
- "Изв. Каз. Еп." 1885, № 12.
- - " - 1887, № 18, 22.
- - " - 1903, № 16.
- - " - 1908, № 6 (некролог).
- "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 70; 1903 г., с. 94; 1905 г., с. 88; 1906 г., с. 86; 1907 г., с. 98.
- Ильминский Н. И. Письма к обер-прокурору Свят. Синода К. П. Победоносцеву. Каз., 1895
- [Некролог] // Колокол. 1907. № 285;
- [Некролог] // Изв. по Казанской епархии. 1907. № 6. С. 175
- "Списки архиерев Иерархии Всерос." СПб, 1896, № 491, с. 72-74.
- Денисов, с. 739.
- Булгаков, с. 1395, 1411, 1412.
- БЭЛ т. VIII, стб. 233.
- БЭС т. II, стб. 1993, 2055.
- Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 69-80.
Использованные материалы
- Липаков Е.В. Гурий (Буртасовский) // Православная энциклопедия, Т. 13, С. 472-473
- Страница сайта Русское Православие:
[1] По другим данным - в Казани
[2] По данным сайта ortho-rus.ru - 16 июня
[3] По данным сайта ortho-rus.ru - 12 сентября