Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ХРИСАНФ (ЩЕТКОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архим. Хрисанф (Щетковский).
Архим. Хрисанф (Щетковский).
Хрисанф (Щетковский) (1869 - 1906), епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии

В миру Щетковский Христофор Петрович, родился 19 апреля 1869 года в семье диакона станицы Великокняжеской области Войска Донского (ныне г. Пролетарск Ростовской обл.) Петра Щетковского (1837 - 1894).

В 1875 году начал учёбу в Орловском приходском училище и продолжил её в Новочеркасском духовном училище [1]. В 1883 году поступил в Донскую духовную семинарию, которую окончил в 1890 году по второму разряду (в 1885 году, вероятно, был оставлен на второй год) и назначен псаломщиком Покровской церкви слободы Большая Крепкая (ныне слобода Большекрепинская в Родионово-Несветайском районе Ростовской области).

По окончании курса семинарии у него созрело желание посвятить свою жизнь миссионерству, о чем он подал прошение с просьбой о разрешении продолжить ему обучение на миссионерских курсах Казанской духовной академии. В прошении ему было отказано, как «...обнаружившему более светское направление в своем поведении». Вместо него Правление семинарии сочло необходимым направить на обучение в Казанскую духовную академию студента Иону Левченкова, который позже стал сподвижником архим. Хрисанфа в деле создания Корейской Миссии.

В 1891 году был рукоположен во иерея и назначен в церковь святых мучеников Флора и Лавра станицы Великокняжеской. В 1892 году назначен заведующим походной церковью Николая Чудотворца в поселении на Каменной балке (ныне хутор Каменная Балка Орловского района) той же станицы, а с 18 октября 1894 года определен туда на постоянное служение.

Овдовев, в 1895 году о. Христофор все же поступает в Казанскую духовную академию и, будучи еще студентом, в 1898 году постригается в монашество.

По окончании Академии в 1899 году со степенью кандидата богословия, назначен начальником открывающейся Корейской Миссии с возведением в сан архимандрита.

Несколько лет проведенных о. Хрисанфом в Корее стали временем становления миссии. Архим. Хрисанфом была проделана огромная работа по организации школ, началу перевода Священного Писания и богослужебных текстов. Он перевел на корейский язык «Краткий молитвослов», краткое изложение веры и выдержки из «Простых речей о великих делах Божьих» преосвященного Макария Томского.

Трудами о. Хрисанфа был воздвигнут первый в Корее православный храм. 17 апреля 1903 года состоялось торжественное освящение храма в честь святителя и чудотворца Николая. Были выстроены дом для миссионеров, колокольня, дом для переводчиков, здание школы с комнатами для преподавателей и подсобные помещения. Корейской Миссии большую поддержку оказал св. Иоанн Кронштадтский, поддерживавший с о. Хрисанфом тесные связи.

Архим. Хрисанф предпринимает трудную миссионерскую поездку через всю страну, изучает жизнь и быт корейского народа, много проповедует, беседует с местным населением. За время миссионерской деятельности архимандрита Хрисанфа были крещены только 14 корейцев, но эта небольшая цифра - пример серьезности пастырской работы архимандрита Хрисанфа. Так, он пишет:

Если бы мы стремились побольше накрестить, то за три года своего существования в Корее мы могли бы накрестить десятки тысяч, ибо желающих принять «русскую веру» являлось очень много. Но по тщательным справкам и строгому испытанию всегда оказывалось, что... забота у них не о спасении души, а в том, чтобы приобрести в лице миссионера защитника для своих незаконных действий в отношении своих ближних или начальства... Все, приходившие к нам за получением крещения с нечистыми побуждениями, предсказывали нам, что если мы не будем делать так, как делают инославные миссионеры, то у нас не будет ни одного христианина, и я выражал им полную готовность лучше не иметь ни одного христианина, чем иметь много и вести их к погибели [2].

Неутомимая проповедническая деятельность, пастырский подвиг милосердия и сострадания простым людям стяжали архим. Хрисанфу огромную любовь местного населения. В свою очередь ревностный миссионер горячо и искренно любил свою паству.

Уже через год после начала деятельности миссии обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев написал в своем отчете за 1900 год: «Успех Православной миссии в Корее ныне можно считать вполне обеспеченным».

17 мая 1904 года архим. Хрисанф хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию в Александро-Невской Лавре совершали митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), архиепископ Финляндский Николай (Налимов), архиепископ Казанский Димитрий (Ковальницкий), епископ Самарский Константин (Булычев), епископ Ямбургский Сергий (Страгородский) и епископ Нарвский Антонин (Грановский).

С 27 августа 1905 года - епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии.

Последствия Русско-Японской войны 1904-1905 годов привели к сворачиванию деятельности любимой для владыки Хрисанфа Корейской миссии. С горечью пережил еп. Хрисанф разорение своего детища.

Скончался 4 ноября 1906 года от чахотки, прожив всего 37 лет. Погребен в Одесском Успенском монастыре.

Оставил память о себе, как о талантливом и самоотверженном миссионере, посвятившем свою жизнь просвещению далекого края светом Христовой веры. Корейские православные на протяжении вот уже пяти поколений помнят об о. Хрисанфе и других русских миссионерах.

Сочинения

  • "Миссионерская деятельность Высокопр. Вениамина, архп. Иркутского и Нерчинского". "Прав. Собес." 1900, январь, с. 23.
  • "Из писем Корейского миссионера". Казань, 1904.
  • "От Сеула до Владивостока" - путевые заметки миссионера. Москва, 1905.
  • "Речь при наречении во епископа Чебоксарского". "Изв. Каз. Еп." 1904, № 22, с. 698-701.
  • "К вопросу о переводах на инородные языки". Казань, 1904, "Церк. Вестн." 1904, № 50, с. 1590, "Изв. Каз. Еп." 1904, № 41, с. 1379-1384, № 47, с. 1570-1582.

Литература

  • "Церк. Вед." 1904, № 21, с. 257, 1905, № 37, с. 439.
  • "Приб. к "ЦВ" 1904, № 21, с. 770, 1906, № 43, с. 2861.
  • Булгаков, с. 1401.
  • БЭЛ т. VII стб. 729, 730.
  • "Русск. Паломник" 1904, № 24, с. 419, 420.
  • "Прав. Собес." 1900, январь, с. 23, 1901, февраль, с. 103, 109, 1901, март, с. 172, 1901, декабрь, с. 875, 1904, июнь, с. 847-851, 1905, апрель, с. 767, 1907, декабрь, с. 155.
  • "Изв. Каз. Еп." 1904, № 22, с. 701-702, 1905, № 18, с. 515-524, 1905, № 36, с. 1069.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1905 год", с. 70, на 1906 год, с. 64.
  • "Казанский сборник статей Архп. Никанора". Казань, 1909.
  • Илиодор, с. 4.

Использованные материалы



[1]  На сентябрь 1882 года был в IV классе - "От правления Новочеркасского духовного училища", Донские епархиальные ведомости 1882, № 23, с. 875.

[2]  Еп.Хрисанф, Из писем корейского миссионера, с.6-7

Редакция текста от: 09.06.2021 07:50:05

"ХРИСАНФ (ЩЕТКОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google